Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учреждения как юридические лица

Работа №113276

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

гражданское право

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Учреждение как юридическое лицо 8
1.1 Понятие учреждения и его правоспособность 8
1.2 Место учреждения в системе юридических лиц 15
1.3 Признаки учреждения как юридического лица 17
Глава 2. Виды учреждений 22
2.1 Государственные, муниципальные учреждения 22
2.2 Частные учреждения 32
Глава 3. Отдельные особенности государственных учреждений (на примере Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вилючинске Камчатского края (ЗАТО)) 38
Заключение 45
Список используемых источников 51
Приложения (А, Б) 60

Учреждения на данный момент развития Российской Федерации составляют большую долю в числе юридических лиц. Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется необходимостью научного познания учреждения как юридического лица в системе гражданского права в период экономического, правового и социального реформирования государства в непростых для страны условиях. Существование подобных гражданско-правовых объектов и их деятельность делает необходимыми исследования не только в плане научного изучения, но и для законодательной сферы. Развивающиеся экономические и социальные отношения, из которых складываются определенные гражданско-правовые институты, приводят к необходимости обоснования существования учреждения, как организационно-правовой формы юридического лица, и определения его места среди других субъектов гражданского права.
Реформирование законодательства в отношении юридических лиц происходит до сих пор. Примером этому служат принятые в последние годы поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации. Определенным толчком к этим изменениям послужил Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».1
Основным законодательным актом, содержащим обновленные положения Гражданского кодекса в отношении юридических лиц, был Федеральный закон от 05 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Было введено новое деление юридических лиц на корпоративные и унитарные, а также понятие «обязательственные права» было заменено на «корпоративные права». А учреждениям посвящен целый раздел, включающий три статьи содержащих основные положения об учреждениях в целом, и о государственных, муниципальных и частных учреждениях в частности.
Кроме того, законодатель в ходе этой реформы определил замкнутый список возможных организационно-правовых форм юридических лиц как коммерческих так и не коммерческих. Некоторые из них были объединены под одним наименованием.
В условиях экономического кризиса и попытке давления на политику России со стороны иностранных государств, существует необходимость в приведении к экономической обоснованности наличия и деятельности таких форм юридических лиц, как государственные и муниципальные учреждения. Поскольку все они для государства являются финансово убыточными, являясь некоммерческими организациями, и ограниченными законодательно в возможностях самофинансирования и имущественного распоряжения. «... империя госучреждений сопоставима по неэффективности и масштабам с империями социальных льгот, псевдо бесплатных здравоохранения и образования. Это - бремя социализма, от которого государство пытается избавиться в ходе структурных реформ».2 Поэтому задачей государства на данный момент является проведение организационных и законодательных работ в отношении таких учреждений с учетом потребности государственного аппарата в них. Уменьшение финансовых затрат на нужды учреждений не должно ухудшать их способность в осуществлении тех целей, ради которых они созданы.
Исследованием данного вопроса занимались, начиная с советских времен. Проведенные исследования неактуальны, поскольку они опирались на законы тех лет. Законодательство постоянно меняется. Даже труды 5-ти летней давности уже не могут правильно ответить на вопросы о правовом положении учреждений. По ним можно лишь проследить направление тенденций меняющегося права. Основой правовой деятельности учреждений является Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ №7), другие федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов учреждений. Все они подвергались многочисленным изменениям, что говорит о низкой начальной проработанности данных актов и высоком темпе происходящих в стране изменений. Последние существенные изменения в законодательстве, относительно учреждений и юридических лиц, проведены в 2014 году. Наиболее свежими работами, посвященными проблематике юридических лиц и учреждений, являются работы Гутникова О.В.3, Галазовой З.В.4, Егорова А.В.5, Балашова А.Е.6, Галкина С.С.7, Заболотниго С.Н.8
Предмет изучения выпускной квалификационной работы. Исследование понятий юридического лица и учреждения. Оценка правового статуса учреждения в системе юридических лиц. Анализ общих и специальных норм, регламентирующих правосубъектность учреждений, наличие противоречий в законодательной базе. Определение имущественных прав учреждений и порядка ответственности по обязательствам.
Целью исследования является изучение правового положения учреждений, определение места учреждения в системе юридических лиц, выявление основных проблем связанных с гражданско-правовой деятельностью учреждений и особенностями регулирования имущественных прав и обязанностей учреждений и их учредителей.
Задачи, поставленные для достижения цели:
• сравнительный анализ правового положения коммерческих и некоммерческих юридических лиц;
• анализ общих для юридических лиц норм, определение признаков юридического лица, их правосубъектности и имущественных прав и обязанностей;
• определение общей и специальной правоспособности юридических лиц, в общем, и учреждений в частности;
• выявление отличительных признаков учреждения;
• исследование общих для некоммерческих организаций норм права и специальных норм, регулирующих правовое положение учреждений.
Методологической основой работы являются общенаучные методы систематизации данных, такие как сравнительный анализ и синтез, логический метод. Частнонаучные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический метод. При обобщении результатов исследования и формулировке выводов используется комплексный подход.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, три главы (включающие в себя пять параграфов), заключение, библиографический список, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав законодательные нормы, дающие определение такой организационно-правовой форме, как учреждение, можно придти к следующим выводам.
Учреждение является юридическим лицом, обладающим всеми признаками, характерными для юридических лиц и рядом особенностей, выделяющих их в отдельную организационно-правовую форму.
Это унитарная некоммерческая организация, которая может быть создана Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, а также гражданами и юридическими лицами как Российскими, так и иностранными.
Особенности организационно-правовой формы государственных (муниципальных) учреждений, делают их незаменимыми для реализации функций государства, что выделяет их среди всех форм юридических лиц. А частные учреждения являются подходящей формой для лиц, желающих проводить приносящую доход деятельность с налоговыми выгодами, прикрываясь некоммерческими целями организации учреждения.
Функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений выполняют органы исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования в соответствии с возложенными на них полномочиями (если иное не предусмотрено федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ).
Гражданин - учредитель должен быть полностью дееспособен и соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством РФ.
Учредителем учреждения может быть только один субъект, соучредительство недопустимо.
Если учредителем выступает орган исполнительной власти Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, учреждение приобретает вид Государственного учреждения, подразделяясь в зависимости от целей и сферы действия на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Если учредителем выступает орган исполнительной власти муниципального образования, учреждение приобретает вид Муниципального учреждения, подразделяясь в зависимости от целей и сферы действия на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Если учредителем выступает гражданин или юридическое лицо, то учреждение имеет вид частного учреждения.
Государственные (муниципальные) учреждения могут сами быть учредителями, за исключением государственных (муниципальных) казенных учреждений. Бюджетные учреждения могут быть учредителями хозяйственных обществ, либо хозяйственных партнерств. Автономные учреждения могут быть учредителями других юридических лиц.
Частное учреждение может выступать учредителем других юридических лиц.
Учреждения обладают имущественной обособленностью, обладая вещными правами в отношении имущества, переданного учреждению учредителем на праве оперативного управления, и приобретенного на прибыль от приносящей доходы деятельности на праве собственности (бюджетные, автономные, частные учреждения).
Учреждение несет ответственность по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание:
- казенное государственное (муниципальное) учреждение несет ответственность по своим обязательствам денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения;
- бюджетное государственное (муниципальное) учреждение несет ответственность по своим обязательствам имуществом, находящемся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет особо ценное движимое имущество. А также взыскание может быть обращено на имущество, находящееся в собственности учреждения. На недвижимое имущество независимо от права собственности взыскание обращено быть не может. При недостаточности имущества в случае причинения вреда гражданам, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения;
- автономное государственное (муниципальное) учреждение несет ответственность по своим обязательствам имуществом, находящемся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет особо ценное движимое имущество и недвижимое имущество. При недостаточности имущества в случае причинения вреда гражданам, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения;
- частное учреждение несет ответственность по своим обязательствам денежными средствами, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник учреждения.
Учреждения вправе вести приносящую доход деятельность в рамках своей основной деятельности, при условии включения соответствующих положений в уставные документы учреждения.
Средствами от приносящей доход деятельности учреждение либо может распоряжаться самостоятельно, либо не может (в случае с казенными учреждениями).
Учреждения отдельных сфер деятельности регулируются отдельными федеральными законами (например, деятельность образовательных учреждений регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»).
Все государственные (муниципальные) учреждения ведут деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Отказаться от его выполнения учреждение не может. Необходимые средства на выполнение задания выделяются из бюджета соответствующего уровня.
Правоспособность учреждений носит специальный характер и напрямую зависит от статуса учредителя.
Анализ правоприменительной практики показал, что основные проблемы в деятельности учреждений возникают при реализации бюджетных обязательств учреждениями. Также при реализации норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнении норм ст.242.3 БК РФ, ст.161 БК РФ, исполнения норм законодательства при реализации государственного (муниципального) задания и т.д.
Финансовое содержание и результативность деятельности государственных и муниципальных учреждений находятся под постоянным контролем и мониторингом исполнительной власти Российской Федерации.
Статус некоммерческой организации не означает, что она не имеет права заниматься какой-либо коммерческой деятельностью, но эта деятельность может иметь место только ради осуществления основной цели организации. С другой стороны объем выполняемой коммерческой деятельности нормативно не ограничен. Есть возможность для ведения полноценной коммерческой деятельности учреждениями, прикрываясь статусом некоммерческой организации.
С теоретической и практической точки зрения, возникают вопросы, связанные с нерешенностью некоторых моментов в законодательстве. Они требуют уточнения. Рассмотрим эти вопросы.
Соучредительство недопустимо, но супруг(а) учредителя обладает равными правами собственности на имущество, нажитое в совместном браке (согласно семейному законодательству). А учредитель при создании частного учреждения передает частному учреждению имущество в оперативное управление. Таким образом, не урегулирован вопрос, имеет ли супруг(а) учредителя такие же права учредителя исходя из своих имущественных прав. Если нет, то означает ли это его ограничение в вещных правах на имущество, переданное частному учреждению в оперативное управление? Каким образом данный вопрос должен оговариваться между супругами? Должно ли заключаться соглашение между супругами, разрешающее подобную передачу имущества? Почему законодательно не прописана возможность соучредительства супругами? Я считаю, что в этой ситуации должно заключаться соглашение между супругами, в котором прописывается, что супруг(а) учредителя разрешает передачу имущества учреждению в оперативное управление и не имеет имущественных претензий на него, пока оно закреплено за частным учреждением. Либо считать супругов единым субъектом правоотношений в этом случае и не рассматривать это как соучредительство.
Возможность учредителя быть одновременно руководителем частного учреждения нигде не ограничена. Таким образом, у учредителя появляется возможность извлекать прибыль от ведения частным учреждением приносящей доход деятельности, устанавливая себе соответствующую прибыли заработную плату.
При вопросах наследства, наступает момент, когда наследник становится полноправным владельцем имущества, находящегося в оперативном управлении, однако учредителем становится только после внесения соответствующих изменений в устав учреждения, которые вступают в силу после регистрации в ЕГРЮЛ. Таким образом, минимум 6 месяцев частное учреждение фактически не имеет учредителя. Законодательно этот момент никак не урегулирован. А также, может возникнуть ситуация, когда на наследство претендует несколько лиц. Каким образом должен решаться этот вопрос, если наследодатель не определил судьбу имущества, переданного учреждению в оперативное управление? Я считаю, что при утверждении устава частного учреждения, обязательным пунктом должны быть прописаны судьба имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. Кроме того, в уставе должен быть прописан вопрос о назначении временно исполняющего обязанности учредителя, при наступлении смерти учредителя. Ограничение в дееспособности учредителя делает его лицом, которое в силу п.1 ст.15 ФЗ №7-ФЗ не может далее оставаться учредителем, и этот момент также должен быть прописан в уставе.
Итак, главной отличительной особенностью учреждений от остальных юридических лиц, является характер их прав на имущество. Это единственная организационно-правовая форма юридических лиц, которая обладает только правом оперативного управления в отношении имущества, передаваемого учредителем учреждению. Кроме того, характер цели создания учреждения и сферы его деятельности, также отличает его от других организационно-правовых форм.
Учитывая вышеизложенное относительно частных учреждений, есть необходимость в доработке законодательных норм, касающихся вопросов условия и порядка передачи имущества в оперативное управление учреждению. Решением всех проблемных вопросов, связанных с имуществом, передаваемым частному учреждению, было бы изменение права оперативного управления имуществом на право собственности. Тогда частное учреждение уже перестаёт обладать главным отличительным признаком учреждений и, как я считаю, должно быть исключено из списка видов учреждений. А существующие на данный момент частные учреждения, преобразованы в фонды, автономные некоммерческие организации, либо хозяйственные общества.
Таким образом, главным признаком учреждений были бы не только ограниченные имущественные права, но и субъектный состав учредителя. Только государственные (муниципальные) учреждения должны обладать имуществом на правах оперативного управления.


1. Конституция Российской Федерации. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145 (ред. от 15.04.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
4. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
5. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 №81-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
7. Федеральный закон от 8 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431
8. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
9. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
10. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018)"О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
11. Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
12. Федеральный закон от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» //КонсультантПлюс: справочно-правовая система
13. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // КонсультантПлюс: Справочно - правовая система
14. Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
15. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской федерации» //КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ