Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм 10
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Малые фольклорные формы как средство формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм 27
2.1 Выявление уровня сформированности интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.2 Содержание работы по формированию интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм 35
2.3 Выявление динамики уровня сформированности интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 59
Проблема формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня является актуальной проблемой на современном этапе развития дошкольного образования и всего общества в целом.
Речь - это великий дар природы. Благодаря ей мы получаем широкие возможности интересного, качественного и эмоционального общения друг с другом. Речь объединяет людей в их жизнедеятельности, помогает понимать смысл речи других по выразительности, формирует индивидуальные взгляды и убеждения. Выразительность речи оказывает людям огромную услугу не только в познании мира, но и в познании самого себя.
Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова, Г.Р. Шашкина и другие, доказали, что, усвоение речи, а так же общение посредством речи «порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем мире. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его». Так же они отмечали, что в современном мире основной контингент групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи составляют дети III уровня общего недоразвития речи, у которых наблюдается нарушение формирования каждого из компонентов языка.
Исследования Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.М. Бородич, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой и др. показали, что речевые нарушения негативно влияют на психическое развитие. Любое нарушение детской речи, включая коммуникативную и познавательную функции, влияет на формирование интеллекта ребенка, ведет к нарушению эмоционально-волевой сферы, мешает развитию связной речи и, что нужно выделить, отражается в готовности к обучению, затрудняют общение с окружающими, ограничивают формирование представлений, понятийных значений.
Развитие речи детей на сегодняшний момент имеет особую значимость, т.к. сегодняшние дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причинами этого являются и один ребенок в семье, и домоседство, и использование в обиходе различных гаджетов. Постоянная занятость родителей (опекунов) также не способствует общению с ребенком и активизации его речи. Речь становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов, а это в свою очередь негативно отражается на процессе обучения в школе. Такая проблема встала именно в XXI веке, хотя совсем недавно, в XX веке, большую роль в формировании коммуникативных и социальных навыков играли дворы и детские площадки, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь. Это и составляет актуальность нашего исследования.
Интонационная выразительность речи - одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно упрощающая общение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Формирование же интонационной выразительности у детей процесс достаточно сложный, дети учатся управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к ним речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Многие исследователи предлагают формировать интонационную выразительность различными средствами. Среди которых театрализованная деятельность (Е.С. Петрова, Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева), ТРИЗ технологии (А. Гин, Н.М. Гордеева), дидактические игры и упражнения (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова). В нашем исследовании за основное средство взяты малые фольклорные формы, поскольку такие психологи, как Л.Н. Павлова, Н.Н. Палагина высоко ценили именно активизированное воздействие малых фольклорных форм, и предлагали с их непосредственной помощью решать проблемы формирования интонационной выразительности и социализации детей дошкольного возраста.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых фольклорных форм (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления образовательного процесса по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов. Однако, в настоящее время в дошкольных образовательных организациях малые фольклорные формы используются недостаточно, в особенности, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Опираясь на вышесказанное, можно выделить противоречие между необходимостью развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью использования малых фольклорных форм в данном процессе.
В связи с вышесказанным актуальность проблемы формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм определила выбор темы нашего исследования: «Формирование интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм».
Проблема исследования: каковы возможности малых фольклорных форм в формировании интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможности использования малых фольклорных форм как средства формирования интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: малые фольклорные формы как средство формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - мы предположили, что формирование интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективным, если:
• подобрать малые фольклорные формы в соответствии с показателями уровня сформированности интонационной выразительности;
• в процессе реализации деятельностного подхода формировать интонационную выразительность детей;
• использовать малые фольклорные формы в режиме дня.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы в работе решаются следующие задачи исследования.
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, с целью выявления ее разработанности на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм.
4. Выявить динамику сформированности интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В своем исследовании мы использовали следующие методы:
• теоретические (анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы; интерпретация, обобщение опыта; анализ);
• эмпирические (беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования).
Теоретические основы исследования:
• теоретические положения о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (Г.В. Тонкова-Ямпольская, Н.И. Жинкин, Н.С. Жукова, И.А. Максаков, О.И. Яровенко, М.И. Лисина, А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская);
• теоретические положения по проблеме изучения интонационно-выразительных средств у дошкольников (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е Шевцова);
• современные представления о структуре речевого дефекта (Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Л.С. Цветкова, С.Н. Шаховская);
• теоретические положения о формировании интонационной выразительности и развитии звуковой культуры речи посредством потешек, скороговорок, пословиц, поговорок (А.П. Усова, О.С. Ушакова, Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).
Новизна исследования:
• обоснована возможность формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм;
• определены показатели сформированности интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования:
• определены теоретические подходы к формированию интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм;
• обоснованы содержание, формы, методы формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанные нами приемы использования малых фольклорных форм в ходе организации работы по формированию интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти. В исследовании принимало участие 10 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 источника) и 2 приложений. Работа иллюстрируется 14 таблицами и 6 рисунками.
В данном исследовании рассматривалась актуальная проблема формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм.
Был проведен анализ психолого-педагогической и специальной литературы, который показал, что дети старшего дошкольного возраста находятся в периоде интенсивного развития личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности.
Мы можем опереться на исследования Е.С. Алмазовой и Ф.А. Сохина, которые говорят, что у многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается быстрая, нечёткая, смазанная речь, недостаточной силы голоса, не развито речевое дыхание, ограничена артикуляция.
Для проведения диагностики нами были выбраны методики авторов: Е.Ф. Архиповой, В. Чаговой и М.А. Ермаковой, которые направлены на изучение уровня сформированности интонационной выразительности (речевое дыхание, сила голоса, высота голоса, темп речи и логическое ударение) у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Нами было проведено исследование на выявление уровня сформированности интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа, показал, что у детей возникали трудности с темпом речи, логическим ударением, высотой голоса. Соответственно к низкому уровню сформированности компонентов интонационной выразительности мы условно отнесли 6 детей (60%), к среднему уровню - 2 ребенка (20%), к высокому уровню - 2 ребенка (20%).
В соответствии с целью и гипотезой исследования и результатами констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего этапа: разработать и апробировать содержание работы по формированию интонационной выразительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством малых фольклорных форм.
Содержание работы формирующего этапа состояла из 2 этапов. На первом этапе мы подобрали малые фольклорные формы в соответствии с показателями уровня сформированности интонационной выразительности и разработали приемы использования учителем-логопедом и воспитателем малых фольклорных форм в режиме дня. На втором этапе мы формировали у детей интонационную выразительность в процессе реализации деятельностного подхода в режиме дня.
После формирующего этапа провели контрольную диагностику по выявлению динамики уровня сформированности интонационной выразительности у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Результаты контрольного среза показали положительную динамику формирования интонационной выразительности у детей 5-6 лет с ОНР III: показатели низкого уровня снизились на 40%, показатели среднего уровня остались без изменений и показатели высокого уровня повысились на 20%.
Таким образом, динамика, которая произошла в сформированности интонационной выразительности у детей 5-6 лет с ОНР III уровня, доказывает эффективность проведенной работы и достоверность выдвинутой гипотезы.
1. Алмазова, Е.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. [Текст] / Е.С. Алмазова - М. : Сфера, 2003. - 189 с.
2. Артемов, В.А. Психология речевой интонации (интонация и просодия) [Текст] : Лекции к спецкурсу. Ч.1. / В.А. Артемов. - М. : МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1976.
3. Бондарко, А.В. Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность [Текст] / А.В. Бондарко. - СПб. : Наука, 1996. - 147-152 с.
4. Брызгунова, Е.А. Звуки и интонация русской речи. [Текст] / Е.А. Брызгунова - М. : Русский язык, 1977. - 176-187 с.
5. Викулина, М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения [Текст] : Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений / М.А. Викулина. - Н.Н. : НГЦ, 1995.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - 4-е изд., перераб. [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
7. Ковшиков, В.К. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. [Текст] : Учебник для педагогических и гуманитарных вузов / В.К. Ковшиков, В.П. Глухов. - М. : Изд-во АСТ, М., 2009. - 247-252 с.
8. Корж, О.Н. Использование загадок на занятиях в логопедической группе [Текст] / О.Н. Корж, Е.В. Новикова // Логопед. - № 10. - 2011.
9. Лукин, В. Загадки. Скороговорки [Текст] / В. Лукин. - М. : Аст- пресс, 2000.
10. Матвеева, Г.А. Формирование выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Г.А. Матвеева // Магистерская диссертация. - 2017. - // Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/1503 .pdf
11. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 114 с.
12. Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка. - Т.1 [Текст] / Н.Д. Светозарова.- Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1985. • 336 с.
13. Соколова, А.С. Теоретические основы интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / А.С. Соколова // Публикация : Новокузнецк: 2017 // Режим доступа: https://pedsovet.org/
14. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. [Текст] / Ф.А. Сохин - М. : МОДЭК МПСИ, 2002. - 240 с.
15. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М. : 1981.
...