ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ 6
1.1. Педагогический контроль в подготовке спортсменов 6
1.2. Группа видов спортивных единоборств 7
1.3. Определение количественных показателей 9
1.4. Обзор свойств моторных тестов и их характеристик 10
1.5. Биомеханические аспекты спортивной тактики 16
1.6. Внешняя система управления движениями спортсменов 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Методы исследования 20
2.2. Организация исследования 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ .. .27
3.1 Критерий тактических разновидностей атак, применяемых в ситуациях с
различным уровнем неожиданности в каратэ 27
3.2. Моделирование турнирных соревнований в предсоревновательной
подготовке караэистов высших разрядов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность исследования. В последние годы актуальность изучения технической подготовленности и средства управления ею особенно очевидна в связи с повышением двигательной и боевой активности единоборцев и тренировке, что и показатели итогов чемпионатов России, а также кубка России по единоборству. Некоторые исследователи считают, что при достаточно высокой степени технико -тактической подготовки доминантное значение для достижения высоких результатов играет техническое мастерство единоборца.
Все это указывает на актуальность проблемы исследования технической подготовленности, а также средств управления ее величиной. Эта проблема решается на основании анализа результатов многолетних исследований технической подготовленности (единоборцев разного возраста) и психомоторных характеристик боя и тренировочных упражнений.
Объект исследования. Управление учебно -тренировочным процессом квалифицированных единоборцев.
Предметом исследования - выступает показатели психомоторных характеристик боя.
Целью исследования - является исследование технической подготовленности единоборцев разного возраста и квалификации.
Задачи исследования:
1. Определить технической подготовленности единоборцев разного возраста, технического амплуа, квалификации и на разных периодах круглогодичной тренировки.
2. Выявить физиологические критерии оценки боя и тренировочных средств у высококвалифицированных единоборцев.
3. Экспериментально проверить эффективности разработанных средств, направленных на развитие технической подготовленности единоборцев высокой квалификации в подготовительном периоде.
Гипотеза. Было, предположено, что создание стандартизированных оценок величин технической подготовленности и на этой основе индивидуальный подход в распределении нагрузок позволит с большей эффективностью управлять тренировочным процессом, что особенно важно в подготовительном периоде.
Новизна исследования. Эффективность педагогических воздействий при подготовке высококвалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям во многом зависит от своевременности получения информации об уровне специальной работоспособности их организма и эффективности проведения тренировочного процесса, учитывающего индивидуальные особенности.
Практическая значимость работы. Следует отметить большую стабильность коэффициента устойчивости внимания у квалифицированных борцов, которая лишь после финальных поединков статистически значимо снижается, оставаясь практически неизменным на всех ступенях официального турнира. В то же время интенсивность внимания после достоверного увеличения в первом поединке по сравнению с фоновыми показателями незначительно снижается, после второго и третьего поединков схватки, статистически значимо снижаясь после финала. Аналогичным образом возрастает и количество ошибок, которое значимо увеличивается лишь в финале (после последнего поединка).
Следует отметить большую стабильность коэффициента устойчивости внимания у квалифицированных борцов, которая лишь после финальных поединков статистически значимо снижается, оставаясь практически неизменным на всех ступенях официального турнира. В то же время интенсивность внимания после достоверного увеличения в первом поединке по сравнению с фоновыми показателями незначительно снижается, после второго и третьего поединков схватки, статистически значимо снижаясь после финала. Аналогичным образом возрастает и количество ошибок, которое значимо увеличивается лишь в финале (после последнего поединка).
Успешная реализация атак на подготовку во многом обусловлена умением спортсмена применять (разновидности) защитные действия. Ведь в случае однотемповой атаки противника спортсмен вынужден переключаться на защиту, поскольку его собственная атака будет в этой ситуации неадекватной.
Анализ характера и направленности взаимосвязей результативности, неожиданно выполненных атак на подготовку и технико -тактических параметров действий в возникающих в ходе боя указывает на существенную зависимость этого показателя от содержания комплексных тактических характеристик подготовки и применения действий. Причем положительная связь образовалась лишь с критерием вклада средств ведения поединков, выполненных наступательно, позиционно и скоротечно.
Результативность боевых действий, особенно атак, в официальных соревнованиях статистически значимо выше, чем в модельных, что объясняется значительно большим спортивным стажем спортсменов - участников всероссийских соревнований.
Эффективность педагогических воздействий при подготовке высококвалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям во многом зависит от своевременности получения информации об уровне специальной работоспособности их организма и эффективности проведения тренировочного процесса, учитывающего индивидуальные особенности.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась на практике, что создание стандартизированных оценок величин технической подготовленности и на основе индивидуализированный подход в распределении нагрузок позволил с большей эффективностью управлять тренировочным процессом, что особенно важно было в подготовительном периоде и в целом и соревновательном периоде.
1. Баранцев, С.А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников: монография / С.А. Баранцев. - Москва : Советский спорт, 2014.- 304 с.
2. Виноградова, В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках : монография / В.И. Виноградова. - Москва : Советский спорт, 2013. - 216 с.
3. Джалилов, Ар.А., Джалилов, Ал.А. Биомеханические аспекты
визуальной оценки техники ударных движений в кикбоксинге / Теория и практика физической культуры // 2014. № 4. - с. 56-58.
4. Джалилов, Ал.А., Александров, Ю.М. Джалилов, Ар.А. Воспитание морально-волевых качеств в системе спортивной подготовки боксеров / Физическая культура //2015. № 3. - с. 22-24.
5. Джалилов, А.А., Балашова, В.Ф. Биомеханические характеристики техники ударных движений в кикбоксинге /Физическая культура // 2016. № 7.- с. 66- 68.
6. Джалилов, А.А., Балашова, В.Ф. Биомеханические аспекты регуляции жесткости фиксации звеньев биокинематической цепи при выполнении ударных движений в кикбоксинге /Теория и практика физической культуры //2017. № 7. - с. 75-77.
7. Еркомайшвили, И.В. Спортивная метрология : учебное пособие / И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург : УрФУ, 2016. - 112 с.
8. Иванова, Л.М. Волейбол сидя и баскетбол на колясках как средства реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учебно-методическое пособие / Л.М. Иванова, Г.С. Ковтун. - Омск : ОмГУ, 2015. - 76 с.
9. Курысь, В.Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения : учебное пособие / В.Н. Курысь. - Москва : Советский спорт, 2013. - 368 с.
10. Коровин, С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физической культуры : учебное пособие / С.С. Коровин. - Оренбург : ОГПУ, 2006. -132 с.
11. Маслов, Л.Б. Конечно -элементные пороупругие модели в биомеханике : монография / Л.Б. Маслов. - Санкт-Петербург : Лань, 2013. - 240 с.
12. Минникаева, Н.В. Теория и методика физической культуры (избранные лекции) : учебное пособие / Н.В. Минникаева, С.В. Шабашева. - Кемерово : КемГУ, 2016. - 144 с.
13. Набатникова, М.Я. Основы управления тренировочным процессом юных спортсменов. М.: ФиС, 1998. - 247 с.
14. Полилов, А.Н. Биомеханика прочности волокнистых композитов / А.Н. Полилов, Н.А. Татусь. - Москва : Физматлит, 2018. - 328 с.
15. Третьякова, Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры : учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш. - Москва : 2016. - 280 с.
16. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта футбол - Москва : Советский спорт, 2014. - 23 с.
17. Филимонов Н.Г. Бокс: физическая, техническая, тактическая
подготовка. М., ФиС, 1998. - 379 с.
18. Филлитов, В.И. Методика спортивной борьбы // Теория и методика. М.: «Инсон». - 2007. - 347 с.
19. Фролов, О.П. Изучение некоторых сторон спортивной деятельности методом теории информации и операций - Бокс 7/1995. -с. 77-83.
20. Харченко, Л.В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями : учебное пособие / Л.В. Харченко, Т.В. Синельникова, В.Г. Турманидзе. - Омск : ОмГУ, 2016. - 112 с.
21. Шиндина, И.В. Теория и методика физической культуры и спорта : учебное пособие / И.В. Шиндина, Е.А. Шуняева. - Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. - 203 с.