Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.1 Развитие познавательных универсальных учебных действий как
педагогическая проблема 7
1.2 Характеристика интерактивных методов обучения 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников 27
2.1 Выявление актуального уровня развития познавательных
универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 27
2.2 Реализация интерактивных методов обучения в процессе развития
познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 34
2.2 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 59
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Наглядные материалы к урокам 72
Актуальность проблемы исследования. Современная школа значительно изменилась за последние время и стремительно продолжает меняться, пытаясь успеть за быстро убегающим временем. Сегодня очень важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий, так как именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь.
Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий рассматривается в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». В разделе II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в пункте 9 указаны требования к результатами, таким, как: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучения и познанию; метапредметным, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые могут быть регулятивными, коммуникативными и познавательными; предметным, включающим опыт деятельности по получению нового знания [47].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема интереса детей к обучению привлекала внимание многих исследователей, таких как: В. П. Беспалько [6], В.В. Давыдов [12, 13, 14], Л. Г. Петерсон [32], Л. М. Фридман [49], А. В. Хуторской [50].
Однако, в процессе изучения психолого-педагогической литературы, по данному вопросу нами выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной разработанностью условий решения данной проблемы.
Из выявленного нами противоречия была сформулирована следующая проблема: каковы возможности интерактивных методов обучения при развитии познавательных универсальных учебных действий младших школьников?
Цель исследования - разработка содержания уроков с применением интерактивных методов и проверка их эффективности для развития познавательных УУД.
Объект исследования - процесс развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования - интерактивные методы обучения как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Значимость проблемы, потребность поиска путей ее решения способствовали выдвижению гипотезы, которая состоит в предположении о том, что процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет успешным если:
1. Учитывается актуальность уровня развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Реализация принципов системности и последовательности в организации работы на уроках, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
3. Обучение осуществляется с использованием методов интерактивного обучения.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическую проблему;
2. Изучить возможности интерактивных методов обучения в развитии познавательных универсальных учебных младших школьников;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников и проанализировать ее результаты.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез результатов изучения дидактической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы; сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование результатов изучения опыта формирования метапредметных результатов обучения младших школьников;
- эмпирические: педагогический эксперимент, педагогическое
наблюдение, анкетирование, тестирование;
База исследования
Практическое значение заключается в возможности использования в практике общеобразовательных школ методических материалов исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обозначена актуальность темы исследования, определены цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Во второй главе отражены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В заключении приведены основные результаты исследования.
Список литературы содержит 53 наименования.
При рассмотрении универсальных учебных действийза основу нами взята классификация представленную в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования: регулятивные УУД; коммуникативные УУД; познавательные УУД.
Познавательные УУД являются сложными способами действий, которые формируются и активно функционируют в системе большинства учебных предметов. Эти умения и навыки усваиваются учащимися в процессе деятельности учения, выступают и как результаты этой деятельности, и как необходимая предпосылка дальнейшей деятельности учения.
Реализация методов и приемов обучения предполагает активное и сознательное накопление, а следовательно - и обобщения впечатлений из разных источников, целесообразную организацию самостоятельной и поисковой деятельности учащихся. Это будет способствовать познанию же ученикам своего окружающей среды и самоопределению в нем, даст возможность формировать у них элементарные навыки исследовательской работы, сотрудничества с другими людьми и отрабатывать заинтересованное практическое отношение к узнаваемым объектам.
Интерактивное обучение - это обучение, основанное на взаимодействии учащихся с учебной средой, учебной средой и служащее сферой для усвоения знаний. Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс проходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
Учитель и ученики - равные субъекты обучения. Основная особенность интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения проходит в совместной деятельности по схеме «учитель -ученик». такое сотрудничество повышает эффективность урока. Взаимодействие между учителем и учеником меняется в интерактивном обучении: деятельность учителя
уступает место активности ученика, и цель учителя - создать условия для инициативы учеников. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Таким образом, данная технология создает благоприятные условия для развития познавательной универсальной учебной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа
Констатирующий этап (определение начального уровня сформированности познавательных УУД младших школьников). По результатам констатирующего этапа, можно сказать, что основное количество школьников имеют базовый уровень сформированности познавательных УУД, ребятам сложно включаться в поисково-информационное направление учебной деятельности, у них недостаточно сформированы познавательные цели.
Формирующий этап (развитие познавательных УУД посредством использования интерактивных методов обучения).
Контрольный этап (проверка эффективности проведенной работы по развитию познавательных УУД посредством использования интерактивных методов обучения). Проведенная диагностика показала, что в результате формирующего этапа, уровень сформированности познавательных УУД у младших школьников повысился.
1. Kwok K., Ghrear S., Li V. et al. Children can learn new facts equally well from interactive media versus face to face instruction. URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5078753/
2. Алексеева, И. Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету / И. Я. Алексеева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10786/(дата обращения: 24.05.2021).
3. Алёшина, И. В. Использование интерактивных методов обучения
на уроках русского языка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С.313-317. - URL: https://moluch.ru/archive/142/39917/(дата
обращения: 01.05.2021).
4. Аминов, И. Б. Основные задачи и эффективность использования
интерактивных методов на уроках математики // Научный журнал. 2018. №3 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-zadachi-i-effektivnost-
ispolzovaniya-interaktivnyh-metodov-na-urokah-matematiki (дата обращения: 24.05.2021).
5. Баханов, К. А. Инновационные системы, технологии и модели обучения в начальной школе [Текст] / К. А. Баханов. - М.: Монография, 2016. - 160 с.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва: Изд-во Ин-та проф. обр. Мин. Обр. России, 1995. 336 с.
7. Буданова, О. В. Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту [Текст] / О.В. Буданова // Завуч начальной школы. - 2013. - №4. - С.3-24.
8. Воровщиков, С. Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект (Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы)/ С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова: 4-е изд.
- М.: 5 за знания, 2009. - 352 с.
9. Воровщиков, С. Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик и др.: 2 изд. - М.: 5 за знания, 2009. - 288 с.
10. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] // Исследования мышления в советской психологии: под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1966. - С. 259-276
11. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
12. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. № 5.
13. Давыдов, В. В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста/ В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1978. - С. 180-205.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
15. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Текст] / Н. Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4. - С.30-35.
16. Задание «Отсутствующая буква»
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/01/29/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-osnovnoy-shkole-ot
17. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.
18. Ильенков, Э. Школа должна учить мыслить// Наука и жизнь. - 1984.
-№ 8. - С. 14-20.
19. Казыгулова, А. Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1121-1126. — URLhttps://moluch.ru/archive/112/28767/
20. Казыгулова, А. Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы / А. Т. Казыгулова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1121-1126. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28767/(дата обращения: 24.05.2021).
21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
22. Кибардина, Л. П. Интерактивное обучение в вузе: метод. пособ. для преподавателей. Каракол: ИГУ, 2003. 96 с.
23. Кондратюк, А. Инновационные технологии в начальной школе [Текст] / А. Кондратюк. - М.: Шк.Мир, 2018. - 250с.
24. Кормакова, Л. В. Создание целостной системы формирования и развития общеучебных умений и навыков у учащихся: из опыта работы сред. шк. № 21 г. Салавата. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2004. - 113 c.
25. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: пособие для педагогов/ А.М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008
26. Методика изучения словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявиченеhttp://schoolkyda.irk.city/p/psiholog11
27. Мид, Дж. От жеста к символу. Американская социологическая мысль. Тексты / под В. И. Добренькова. Москва, 1996. С . 213-221.
28. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. Москва: Флинта, 1998. 200 с.
29. Нарыкова, Г. В. Интерактивные методы обучения на уроках
русского языка // Символ науки. 2018. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7interaktivnye-metody-obucheniya-na-urokah- russkogo-yazyka(дата обращения: 24.05.2021).
30. Павлова, В. В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2011. - №4. - С.33-36.
31. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. Санкт- Петербург: Знание, 2003. 535 с.
32. Петерсон, Л. Г. Программа надпредметного курса «Мир
деятельности» по формированию общеучебных организационно -
рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2009. - 40 с.
33. Пометун О., Интерактивные технологии обучения. Открытый урок. 2003. № 3-4. С. 19-31.
34. Пометун, А. И. Интерактивные технологии: теория и методика: метод. пособие. для преподавателей ПТУ, колледжей и всех тех, кто интересуется применением интерактивных технологий в учебном процессе для его совершенствования. Умань - Киев, 2008. 94 с
35. Проектно-исследовательская деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие. / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. - М.: Интеллект-Центр, 2013.
36. Прокудин, Ю. П. Технология профессионального
сотрудничества как фактор повышения качества образования // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы 4 Всерос. науч. -практ. конф. / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 252-255.
37. Прокудин, Ю.П. Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях учебного сотрудничества // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 12 Междунар. науч.-практ. интернет-конференции / отв. ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 620-623
38. Развитие универсальных учебных действий/ Под ред. С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной. - М.: УЦ «Перспектива», 2013. - 280 с.
39. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80 с.
40. Скрипник, Н. И. Интерактивные технологии в последипломном обучении: справочник. Киев: ДВНЗ «Ун-т менеджм. обр. », 2013. 202 с.
41. Словарь-справочник по профессиональной ориентации учащихся / сост.: В. В. Синявский, А. Мельник. Киев: Мегапринт, 2007. 119 с.
42. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие. / Т. С. Панина, Л. М. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. Москва: Академия, 2006. 176 с
43. Татьянченко, Д. В. Общеучебные умения: очарование очевидного/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. - Челябинск: ЦНТИ, 1996. - 86 с.
44. Татьянченко, Д. В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 42-55.
45. Тест оценки познавательных УУД Ю.Ф. Гущина https://psyhoinfo.ru/razrabotka-sredstv-ocenki-socializacii-i-vospitaniya-uchashchihsya/metodiki-i-opyt-ocenki-rezultatov-socializacii-i-vospitaniya-uchashchihsya/variant-testa-ocenki-poznavatelnyh-uud-dlya-mladshih-shkolnikov
46. Тиринова, О. И. Формирование общих учебных умений и навыков: На основе становления и развития учебной деятельности младших школьников// Начальная школа. - 2002. - № 12. - С. 100-105.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
48. Федий, А. Интерактивные методы преподавания курсов дисциплин по эстетотерапии. Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы. 2008. № 18. С. 480-485.
49. Фридман, Л. М. Формирование у учащихся общеучебных умений/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - Мн.: ИПК образования, 1995. - 32 с.
50. Хуторской, А. В. Современная дидактика. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
51. Шегаев, И. С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 550-552. — URL https://moluch.ru/archive/57/7920/(дата обращения: 03.04.2021).
52. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 416 с.
53. Эльконин, Д. Б. Система развивающего обучения. М.: Изд. центр «Союз», 2009. С. 153-157.