Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством интерактивных методов обучения в начальной школе
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.1 Развитие познавательных универсальных учебных действий как
педагогическая проблема 7
1.2 Характеристика интерактивных методов обучения 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников 27
2.1 Выявление актуального уровня развития познавательных
универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 27
2.2 Реализация интерактивных методов обучения в процессе развития
познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 34
2.2 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 59
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Наглядные материалы к урокам 72
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.1 Развитие познавательных универсальных учебных действий как
педагогическая проблема 7
1.2 Характеристика интерактивных методов обучения 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников 27
2.1 Выявление актуального уровня развития познавательных
универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 27
2.2 Реализация интерактивных методов обучения в процессе развития
познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 34
2.2 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 59
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Наглядные материалы к урокам 72
Актуальность проблемы исследования. Современная школа значительно изменилась за последние время и стремительно продолжает меняться, пытаясь успеть за быстро убегающим временем. Сегодня очень важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий, так как именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь.
Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий рассматривается в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». В разделе II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в пункте 9 указаны требования к результатами, таким, как: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучения и познанию; метапредметным, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые могут быть регулятивными, коммуникативными и познавательными; предметным, включающим опыт деятельности по получению нового знания [47].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема интереса детей к обучению привлекала внимание многих исследователей, таких как: В. П. Беспалько [6], В.В. Давыдов [12, 13, 14], Л. Г. Петерсон [32], Л. М. Фридман [49], А. В. Хуторской [50].
Однако, в процессе изучения психолого-педагогической литературы, по данному вопросу нами выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной разработанностью условий решения данной проблемы.
Из выявленного нами противоречия была сформулирована следующая проблема: каковы возможности интерактивных методов обучения при развитии познавательных универсальных учебных действий младших школьников?
Цель исследования - разработка содержания уроков с применением интерактивных методов и проверка их эффективности для развития познавательных УУД.
Объект исследования - процесс развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования - интерактивные методы обучения как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Значимость проблемы, потребность поиска путей ее решения способствовали выдвижению гипотезы, которая состоит в предположении о том, что процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет успешным если:
1. Учитывается актуальность уровня развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Реализация принципов системности и последовательности в организации работы на уроках, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
3. Обучение осуществляется с использованием методов интерактивного обучения.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическую проблему;
2. Изучить возможности интерактивных методов обучения в развитии познавательных универсальных учебных младших школьников;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников и проанализировать ее результаты.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез результатов изучения дидактической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы; сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование результатов изучения опыта формирования метапредметных результатов обучения младших школьников;
- эмпирические: педагогический эксперимент, педагогическое
наблюдение, анкетирование, тестирование;
База исследования
Практическое значение заключается в возможности использования в практике общеобразовательных школ методических материалов исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обозначена актуальность темы исследования, определены цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Во второй главе отражены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В заключении приведены основные результаты исследования.
Список литературы содержит 53 наименования.
Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий рассматривается в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». В разделе II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в пункте 9 указаны требования к результатами, таким, как: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучения и познанию; метапредметным, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые могут быть регулятивными, коммуникативными и познавательными; предметным, включающим опыт деятельности по получению нового знания [47].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема интереса детей к обучению привлекала внимание многих исследователей, таких как: В. П. Беспалько [6], В.В. Давыдов [12, 13, 14], Л. Г. Петерсон [32], Л. М. Фридман [49], А. В. Хуторской [50].
Однако, в процессе изучения психолого-педагогической литературы, по данному вопросу нами выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной разработанностью условий решения данной проблемы.
Из выявленного нами противоречия была сформулирована следующая проблема: каковы возможности интерактивных методов обучения при развитии познавательных универсальных учебных действий младших школьников?
Цель исследования - разработка содержания уроков с применением интерактивных методов и проверка их эффективности для развития познавательных УУД.
Объект исследования - процесс развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования - интерактивные методы обучения как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Значимость проблемы, потребность поиска путей ее решения способствовали выдвижению гипотезы, которая состоит в предположении о том, что процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет успешным если:
1. Учитывается актуальность уровня развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Реализация принципов системности и последовательности в организации работы на уроках, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
3. Обучение осуществляется с использованием методов интерактивного обучения.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическую проблему;
2. Изучить возможности интерактивных методов обучения в развитии познавательных универсальных учебных младших школьников;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников и проанализировать ее результаты.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез результатов изучения дидактической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы; сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование результатов изучения опыта формирования метапредметных результатов обучения младших школьников;
- эмпирические: педагогический эксперимент, педагогическое
наблюдение, анкетирование, тестирование;
База исследования
Практическое значение заключается в возможности использования в практике общеобразовательных школ методических материалов исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обозначена актуальность темы исследования, определены цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Во второй главе отражены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В заключении приведены основные результаты исследования.
Список литературы содержит 53 наименования.
При рассмотрении универсальных учебных действийза основу нами взята классификация представленную в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования: регулятивные УУД; коммуникативные УУД; познавательные УУД.
Познавательные УУД являются сложными способами действий, которые формируются и активно функционируют в системе большинства учебных предметов. Эти умения и навыки усваиваются учащимися в процессе деятельности учения, выступают и как результаты этой деятельности, и как необходимая предпосылка дальнейшей деятельности учения.
Реализация методов и приемов обучения предполагает активное и сознательное накопление, а следовательно - и обобщения впечатлений из разных источников, целесообразную организацию самостоятельной и поисковой деятельности учащихся. Это будет способствовать познанию же ученикам своего окружающей среды и самоопределению в нем, даст возможность формировать у них элементарные навыки исследовательской работы, сотрудничества с другими людьми и отрабатывать заинтересованное практическое отношение к узнаваемым объектам.
Интерактивное обучение - это обучение, основанное на взаимодействии учащихся с учебной средой, учебной средой и служащее сферой для усвоения знаний. Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс проходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
Учитель и ученики - равные субъекты обучения. Основная особенность интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения проходит в совместной деятельности по схеме «учитель -ученик». такое сотрудничество повышает эффективность урока. Взаимодействие между учителем и учеником меняется в интерактивном обучении: деятельность учителя
уступает место активности ученика, и цель учителя - создать условия для инициативы учеников. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Таким образом, данная технология создает благоприятные условия для развития познавательной универсальной учебной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа
Констатирующий этап (определение начального уровня сформированности познавательных УУД младших школьников). По результатам констатирующего этапа, можно сказать, что основное количество школьников имеют базовый уровень сформированности познавательных УУД, ребятам сложно включаться в поисково-информационное направление учебной деятельности, у них недостаточно сформированы познавательные цели.
Формирующий этап (развитие познавательных УУД посредством использования интерактивных методов обучения).
Контрольный этап (проверка эффективности проведенной работы по развитию познавательных УУД посредством использования интерактивных методов обучения). Проведенная диагностика показала, что в результате формирующего этапа, уровень сформированности познавательных УУД у младших школьников повысился.
Познавательные УУД являются сложными способами действий, которые формируются и активно функционируют в системе большинства учебных предметов. Эти умения и навыки усваиваются учащимися в процессе деятельности учения, выступают и как результаты этой деятельности, и как необходимая предпосылка дальнейшей деятельности учения.
Реализация методов и приемов обучения предполагает активное и сознательное накопление, а следовательно - и обобщения впечатлений из разных источников, целесообразную организацию самостоятельной и поисковой деятельности учащихся. Это будет способствовать познанию же ученикам своего окружающей среды и самоопределению в нем, даст возможность формировать у них элементарные навыки исследовательской работы, сотрудничества с другими людьми и отрабатывать заинтересованное практическое отношение к узнаваемым объектам.
Интерактивное обучение - это обучение, основанное на взаимодействии учащихся с учебной средой, учебной средой и служащее сферой для усвоения знаний. Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс проходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
Учитель и ученики - равные субъекты обучения. Основная особенность интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения проходит в совместной деятельности по схеме «учитель -ученик». такое сотрудничество повышает эффективность урока. Взаимодействие между учителем и учеником меняется в интерактивном обучении: деятельность учителя
уступает место активности ученика, и цель учителя - создать условия для инициативы учеников. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Таким образом, данная технология создает благоприятные условия для развития познавательной универсальной учебной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа
Констатирующий этап (определение начального уровня сформированности познавательных УУД младших школьников). По результатам констатирующего этапа, можно сказать, что основное количество школьников имеют базовый уровень сформированности познавательных УУД, ребятам сложно включаться в поисково-информационное направление учебной деятельности, у них недостаточно сформированы познавательные цели.
Формирующий этап (развитие познавательных УУД посредством использования интерактивных методов обучения).
Контрольный этап (проверка эффективности проведенной работы по развитию познавательных УУД посредством использования интерактивных методов обучения). Проведенная диагностика показала, что в результате формирующего этапа, уровень сформированности познавательных УУД у младших школьников повысился.



