Особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС
|
Работа сделана на примере УМК Spotlight 8 класс.
Проведен педагогический эксперимент.
Выборка: участие учащиеся 8 класса в составе 28 человек, которые для изучения английского языка разделены на две равные группы.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические аспекты обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС 6
1.1 Цели, задачи и содержание обучения грамматической стороне иноязычной речи обучающихся средней школы в рамках ФГОС 6
1.2 Структура и этапы формирования грамматических навыков 13
1.3 Методические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС 19
2 Экспериментальное исследование особенностей обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС (на примере УМК Spotlight 8 класс) 27
2.1 Анализ УМК Spotlight 8 класс 27
2.2 Разработка упражнений для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку 34
2.3 Оценка эффективности предложенных упражнений и рекомендации по результатам исследования 42
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложение 61
Проведен педагогический эксперимент.
Выборка: участие учащиеся 8 класса в составе 28 человек, которые для изучения английского языка разделены на две равные группы.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические аспекты обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС 6
1.1 Цели, задачи и содержание обучения грамматической стороне иноязычной речи обучающихся средней школы в рамках ФГОС 6
1.2 Структура и этапы формирования грамматических навыков 13
1.3 Методические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС 19
2 Экспериментальное исследование особенностей обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС (на примере УМК Spotlight 8 класс) 27
2.1 Анализ УМК Spotlight 8 класс 27
2.2 Разработка упражнений для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку 34
2.3 Оценка эффективности предложенных упражнений и рекомендации по результатам исследования 42
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложение 61
Образовательная система России в последние годы подверглась значительным трансформациям, которые были вызваны тем, что государство вошло в мировое пространство образования, что в стране стали развиваться социокультурные преобразования и перспективы, диктующие повышенный уровень требований к обучающимся. Именно в рамках тенденции по увеличению целостности и интегративности образования определяется его характер, возрастает научная интеграция, что приводит к целостному и нелинейному мышлению всех участников процесса образования. Важность знаний детерминирует новые целевые установки, стоящие перед образовательной системой.
Изменения общественных требований к владению иностранным языком побудили образовательную систему искать новые лингводидактические подходы и методики. Актуальность классического варианта, предполагающего сосредоточение основного внимания на механическом запоминании грамматических правил и лексики, выполнении множества упражнений, чтении и переводе текстов, значительно снизилась. На место этого подхода пришли такие методы обучения иностранному языку, как компетентностный, проблемный, коммуникативный, деятельностный, лингвострановедческий, социокультурный, личностно-ориентированный и т.д. В рамках указанных подходов рассматривается специфика грамматики иностранного языка, но данный аспект не всегда выходит на первый план.
В то же время качественное освоение грамматической стороны иноязычной речи выступает в качестве необходимого условия эффективного общения. Неправильное использование грамматических конструкций может привести к изменению смысла высказываний при общении с носителями английского языка или теми людьми, для которых английский язык также неродной. Поэтому может произойти множество коммуникативных сбоев.
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения в качестве главного результата достижения основных знаний, умений и навыков по дисциплине «Иностранный язык» выделяют формирование коммуникативной иноязычной компетенции, в базисном варианте отличающейся набором грамматических навыков. На современном этапе развития лингводидактики требуется активное внедрение в процесс обучения новых методик и технологий, способствующих повышению эффективности усвоения материала, поддержания высокой мотивации обучающихся. Внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку инновационных практических средств обучения обладает высокой методической перспективой и требует научного освещения.
Вопросы теории и методики обучения грамматике рассматривали такие учёные как И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров, С.В. Мерзляков, Р.П. Мильруд, А.В. Обсков и др. Проблемы формирования коммуникативной иноязычной компетенции рассматриваются И.Л. Бим, И.А. Зимней, В.В. Сафоновой, А.Н. Щукиной, и др. Данные исследования составили методологическую основу работы.
Однако возможности УМК Spotlight при обучении учащихся 8 класса исследованы не до конца.
Целью исследования являлась разработка упражнений для обучения грамматической стороне английского языка в свете реализации ФГОС на основе УМК Spotlight 8 класс и апробация разработанной методики.
Объект исследования: процесс обучения грамматической стороне иноязычной речи обучающихся 8 класса.
Предметом исследования являлся УМК Spotlight 8 класс.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что обучение грамматической стороне английского языка посредством разработанных упражнений стандартных типов на основе аутентичного материала для повышения разнообразия выполняемой деятельности, ее приближения к реальной жизни, в том числе к интересам учеников будет эффективной.
Данное исследование предполагало решение следующих задач:
1. Охарактеризовать цели, задачи и содержание обучения грамматической стороне иноязычной речи обучающихся средней школы в рамках ФГОС;
2. Рассмотреть структуру и этапы формирования грамматических навыков;
3. Описать методические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС;
4. Провести анализ УМК Spotlight 8 класс;
5. Разработать упражнения для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку и оценить их эффективность.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС с использованием накопленного в научных источниках методического опыта.
Практическая значимость исследования состоит разработке упражнений для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку на основе УМК Spotlight 8 класс, которые позволяют увеличить эффективность обучения грамматике английского языка в школе.
Логика и структура исследования обоснованы его целью и задачами и включают в себя введение, две главы, заключение, список литературы. В 1 главе исследуются теоретические аспекты обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС. Глава 2 посвящена экспериментальному исследованию особенностей обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС (на примере УМК Spotlight 8 класс), разработаны упражнения для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку и оценена их эффективность. В заключении подытожены основные выводы по результатам проведенного исследования.
Изменения общественных требований к владению иностранным языком побудили образовательную систему искать новые лингводидактические подходы и методики. Актуальность классического варианта, предполагающего сосредоточение основного внимания на механическом запоминании грамматических правил и лексики, выполнении множества упражнений, чтении и переводе текстов, значительно снизилась. На место этого подхода пришли такие методы обучения иностранному языку, как компетентностный, проблемный, коммуникативный, деятельностный, лингвострановедческий, социокультурный, личностно-ориентированный и т.д. В рамках указанных подходов рассматривается специфика грамматики иностранного языка, но данный аспект не всегда выходит на первый план.
В то же время качественное освоение грамматической стороны иноязычной речи выступает в качестве необходимого условия эффективного общения. Неправильное использование грамматических конструкций может привести к изменению смысла высказываний при общении с носителями английского языка или теми людьми, для которых английский язык также неродной. Поэтому может произойти множество коммуникативных сбоев.
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения в качестве главного результата достижения основных знаний, умений и навыков по дисциплине «Иностранный язык» выделяют формирование коммуникативной иноязычной компетенции, в базисном варианте отличающейся набором грамматических навыков. На современном этапе развития лингводидактики требуется активное внедрение в процесс обучения новых методик и технологий, способствующих повышению эффективности усвоения материала, поддержания высокой мотивации обучающихся. Внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку инновационных практических средств обучения обладает высокой методической перспективой и требует научного освещения.
Вопросы теории и методики обучения грамматике рассматривали такие учёные как И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров, С.В. Мерзляков, Р.П. Мильруд, А.В. Обсков и др. Проблемы формирования коммуникативной иноязычной компетенции рассматриваются И.Л. Бим, И.А. Зимней, В.В. Сафоновой, А.Н. Щукиной, и др. Данные исследования составили методологическую основу работы.
Однако возможности УМК Spotlight при обучении учащихся 8 класса исследованы не до конца.
Целью исследования являлась разработка упражнений для обучения грамматической стороне английского языка в свете реализации ФГОС на основе УМК Spotlight 8 класс и апробация разработанной методики.
Объект исследования: процесс обучения грамматической стороне иноязычной речи обучающихся 8 класса.
Предметом исследования являлся УМК Spotlight 8 класс.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что обучение грамматической стороне английского языка посредством разработанных упражнений стандартных типов на основе аутентичного материала для повышения разнообразия выполняемой деятельности, ее приближения к реальной жизни, в том числе к интересам учеников будет эффективной.
Данное исследование предполагало решение следующих задач:
1. Охарактеризовать цели, задачи и содержание обучения грамматической стороне иноязычной речи обучающихся средней школы в рамках ФГОС;
2. Рассмотреть структуру и этапы формирования грамматических навыков;
3. Описать методические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС;
4. Провести анализ УМК Spotlight 8 класс;
5. Разработать упражнения для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку и оценить их эффективность.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС с использованием накопленного в научных источниках методического опыта.
Практическая значимость исследования состоит разработке упражнений для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку на основе УМК Spotlight 8 класс, которые позволяют увеличить эффективность обучения грамматике английского языка в школе.
Логика и структура исследования обоснованы его целью и задачами и включают в себя введение, две главы, заключение, список литературы. В 1 главе исследуются теоретические аспекты обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС. Глава 2 посвящена экспериментальному исследованию особенностей обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС (на примере УМК Spotlight 8 класс), разработаны упражнения для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку и оценена их эффективность. В заключении подытожены основные выводы по результатам проведенного исследования.
Исследование целей, задач и содержания обучения грамматической стороне иноязычной речи было выявлено, что целью обучения языку выступает иноязычная коммуникативная компетенция. Изучение иностранного языка призвано помочь обучающемуся как субъекту образовательного процесса осознать тот факт, что он постоянно вынужден находиться в ситуации совмещения (наложения) двух разных лингвокультур. Содержание обучения иностранному языку – это не простое знание языка как такового, а взаимосвязи его морфосинтаксических структур и лексики («языковой компетентности») и условий удовлетворения потребностей обучающихся в языковой практике, использовании иностранного языка в различных сферах жизнедеятельности («коммуникативной компетенции»). Переходя на новые образовательные стандарты учебный процесс меняет свое содержание, хотя направленность центрального звена обучения остается в рамках развития ключевых компетенций у обучающихся. Новый ФГОС как раз именно в данном аспекте конкретизирует необходимый результат обучения, в совокупности принципов определения методов, целей, организации и контроля обучения.
Исследование структуры и этапов формирования грамматических навыков показало, что основу обучения грамматике иностранного языка составляет постановка цели в отношении формирования грамматических навыков. Упражнения выполняют важную роль в отношении формирования разнообразных навыков. Посредством упражнений происходит автоматизация умений и навыков, совершенствование деятельности в целом. Практиковаться при помощи упражнений необходимо как на этапах развития навыков, так и в процессе их поддержания. Без последовательной систематической практики навыки часто теряются и теряют свое качество. Грамматический навык сам по себе неоднороден. Он требует комплексного подхода, охватывающего все его основные аспекты.
Рассмотрев методические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС можно обобщить, что в методике обучения иностранному языку выделяют три способа формирования грамматической стороны иноязычной компетенции: имплицитный способ, эксплицитный способ и дифференцированный способ.
В рамках имплицитного способа обучения предполагается, что грамматическая сторона иностранной речи преподается без объяснения правил грамматики. В рамках эксплицитного подхода грамматическая компетенция развивается посредством обучения, имеющего произвольный, осознанной характер либо в ходе решения задач, основанных на проблемном подходе, иными словами, путем объяснения правил грамматики или формулирования этих правил самими обучающимися. Рассматривая дифференцированный способ обучения, следует отметить, что его основой является объединение указанных методов с учетом индивидуальных характеристик, присущих обучающимся. В современном образовании чаще всего применяется дифференцированный подход.
В рамках анализа УМК Spotlight 8 было выявлено, что активное обучение грамматической стороне английского языка производится в рамках каждого модуля, но не каждого урока. Конструкции и правила изначально раскрываются в контексте, объясняются в теоретическом блоке, отрабатываются посредством ряда упражнений. Наиболее распространенными типами являются раскрытие скобок и заполнение пропусков, но встречаются и другие. Грамматические конструкции закономерно усваиваются и при выполнении работы над другими аспектами английского языка.
В настоящем исследовании был разработан ряд упражнений, направленных на повышение эффективности обучения грамматической стороне речи в соответствии с ФГОС. Предлагается преимущественное создание типичных упражнений на основе аутентичного, интересного для школьников материала. Другим возможным направлением называется повышение деятельности коммуникативного, игрового характера. Все это направлено на обращение к эмоциям учащихся, повышение их мотивации, предотвращение превращения работы над грамматикой в рутину.
В результате педагогического эксперимента, проведенного среди учащихся 8 класса, была подтверждена эффективность разработанного подхода. После обучения грамматическим конструкциям на основе предложенных упражнений в экспериментальной группе обнаружена положительная динамика, демонстрирующая повышенное усвоение грамматических навыков. Подобных изменений в контрольной группе не произошло. Продуктивно обучение грамматической стороне английского языка посредством использования аутентичного материала, коммуникативной и игровой деятельности, обеспечения комфортной атмосферы в классе
Исследование структуры и этапов формирования грамматических навыков показало, что основу обучения грамматике иностранного языка составляет постановка цели в отношении формирования грамматических навыков. Упражнения выполняют важную роль в отношении формирования разнообразных навыков. Посредством упражнений происходит автоматизация умений и навыков, совершенствование деятельности в целом. Практиковаться при помощи упражнений необходимо как на этапах развития навыков, так и в процессе их поддержания. Без последовательной систематической практики навыки часто теряются и теряют свое качество. Грамматический навык сам по себе неоднороден. Он требует комплексного подхода, охватывающего все его основные аспекты.
Рассмотрев методические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС можно обобщить, что в методике обучения иностранному языку выделяют три способа формирования грамматической стороны иноязычной компетенции: имплицитный способ, эксплицитный способ и дифференцированный способ.
В рамках имплицитного способа обучения предполагается, что грамматическая сторона иностранной речи преподается без объяснения правил грамматики. В рамках эксплицитного подхода грамматическая компетенция развивается посредством обучения, имеющего произвольный, осознанной характер либо в ходе решения задач, основанных на проблемном подходе, иными словами, путем объяснения правил грамматики или формулирования этих правил самими обучающимися. Рассматривая дифференцированный способ обучения, следует отметить, что его основой является объединение указанных методов с учетом индивидуальных характеристик, присущих обучающимся. В современном образовании чаще всего применяется дифференцированный подход.
В рамках анализа УМК Spotlight 8 было выявлено, что активное обучение грамматической стороне английского языка производится в рамках каждого модуля, но не каждого урока. Конструкции и правила изначально раскрываются в контексте, объясняются в теоретическом блоке, отрабатываются посредством ряда упражнений. Наиболее распространенными типами являются раскрытие скобок и заполнение пропусков, но встречаются и другие. Грамматические конструкции закономерно усваиваются и при выполнении работы над другими аспектами английского языка.
В настоящем исследовании был разработан ряд упражнений, направленных на повышение эффективности обучения грамматической стороне речи в соответствии с ФГОС. Предлагается преимущественное создание типичных упражнений на основе аутентичного, интересного для школьников материала. Другим возможным направлением называется повышение деятельности коммуникативного, игрового характера. Все это направлено на обращение к эмоциям учащихся, повышение их мотивации, предотвращение превращения работы над грамматикой в рутину.
В результате педагогического эксперимента, проведенного среди учащихся 8 класса, была подтверждена эффективность разработанного подхода. После обучения грамматическим конструкциям на основе предложенных упражнений в экспериментальной группе обнаружена положительная динамика, демонстрирующая повышенное усвоение грамматических навыков. Подобных изменений в контрольной группе не произошло. Продуктивно обучение грамматической стороне английского языка посредством использования аутентичного материала, коммуникативной и игровой деятельности, обеспечения комфортной атмосферы в классе
Подобные работы
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УМК STARLIGHT ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ЕГЭ ПО ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Технология подкастинга как средство обучения аудированию и
говорению на иностранном языке в 10-11 классах при подготовке к
государственной итоговой аттестации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лексико-грамматических навыков в процессе игровой деятельности на уроках английского языка в начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Аспекты обучения иностранному языку с использованием аутентичных видеоматериалов
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков при сопоставительном изучении татарского и английского языков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков при сопоставительном изучении татарского и английского языков
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Конструирование мобильных приложений для обучения английскому языку как средство повышения мотивации подростков
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



