Работа сделана на примере УМК Spotlight 8 класс.
Проведен педагогический эксперимент.
Выборка: участие учащиеся 8 класса в составе 28 человек, которые для изучения английского языка разделены на две равные группы.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические аспекты обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС 6
1.1 Цели, задачи и содержание обучения грамматической стороне иноязычной речи обучающихся средней школы в рамках ФГОС 6
1.2 Структура и этапы формирования грамматических навыков 13
1.3 Методические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС 19
2 Экспериментальное исследование особенностей обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС (на примере УМК Spotlight 8 класс) 27
2.1 Анализ УМК Spotlight 8 класс 27
2.2 Разработка упражнений для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку 34
2.3 Оценка эффективности предложенных упражнений и рекомендации по результатам исследования 42
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложение 61
Образовательная система России в последние годы подверглась значительным трансформациям, которые были вызваны тем, что государство вошло в мировое пространство образования, что в стране стали развиваться социокультурные преобразования и перспективы, диктующие повышенный уровень требований к обучающимся. Именно в рамках тенденции по увеличению целостности и интегративности образования определяется его характер, возрастает научная интеграция, что приводит к целостному и нелинейному мышлению всех участников процесса образования. Важность знаний детерминирует новые целевые установки, стоящие перед образовательной системой.
Изменения общественных требований к владению иностранным языком побудили образовательную систему искать новые лингводидактические подходы и методики. Актуальность классического варианта, предполагающего сосредоточение основного внимания на механическом запоминании грамматических правил и лексики, выполнении множества упражнений, чтении и переводе текстов, значительно снизилась. На место этого подхода пришли такие методы обучения иностранному языку, как компетентностный, проблемный, коммуникативный, деятельностный, лингвострановедческий, социокультурный, личностно-ориентированный и т.д. В рамках указанных подходов рассматривается специфика грамматики иностранного языка, но данный аспект не всегда выходит на первый план.
В то же время качественное освоение грамматической стороны иноязычной речи выступает в качестве необходимого условия эффективного общения. Неправильное использование грамматических конструкций может привести к изменению смысла высказываний при общении с носителями английского языка или теми людьми, для которых английский язык также неродной. Поэтому может произойти множество коммуникативных сбоев.
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения в качестве главного результата достижения основных знаний, умений и навыков по дисциплине «Иностранный язык» выделяют формирование коммуникативной иноязычной компетенции, в базисном варианте отличающейся набором грамматических навыков. На современном этапе развития лингводидактики требуется активное внедрение в процесс обучения новых методик и технологий, способствующих повышению эффективности усвоения материала, поддержания высокой мотивации обучающихся. Внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку инновационных практических средств обучения обладает высокой методической перспективой и требует научного освещения.
Вопросы теории и методики обучения грамматике рассматривали такие учёные как И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров, С.В. Мерзляков, Р.П. Мильруд, А.В. Обсков и др. Проблемы формирования коммуникативной иноязычной компетенции рассматриваются И.Л. Бим, И.А. Зимней, В.В. Сафоновой, А.Н. Щукиной, и др. Данные исследования составили методологическую основу работы.
Однако возможности УМК Spotlight при обучении учащихся 8 класса исследованы не до конца.
Целью исследования являлась разработка упражнений для обучения грамматической стороне английского языка в свете реализации ФГОС на основе УМК Spotlight 8 класс и апробация разработанной методики.
Объект исследования: процесс обучения грамматической стороне иноязычной речи обучающихся 8 класса.
Предметом исследования являлся УМК Spotlight 8 класс.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что обучение грамматической стороне английского языка посредством разработанных упражнений стандартных типов на основе аутентичного материала для повышения разнообразия выполняемой деятельности, ее приближения к реальной жизни, в том числе к интересам учеников будет эффективной.
Данное исследование предполагало решение следующих задач:
1. Охарактеризовать цели, задачи и содержание обучения грамматической стороне иноязычной речи обучающихся средней школы в рамках ФГОС;
2. Рассмотреть структуру и этапы формирования грамматических навыков;
3. Описать методические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС;
4. Провести анализ УМК Spotlight 8 класс;
5. Разработать упражнения для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку и оценить их эффективность.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС с использованием накопленного в научных источниках методического опыта.
Практическая значимость исследования состоит разработке упражнений для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку на основе УМК Spotlight 8 класс, которые позволяют увеличить эффективность обучения грамматике английского языка в школе.
Логика и структура исследования обоснованы его целью и задачами и включают в себя введение, две главы, заключение, список литературы. В 1 главе исследуются теоретические аспекты обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС. Глава 2 посвящена экспериментальному исследованию особенностей обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС (на примере УМК Spotlight 8 класс), разработаны упражнения для развития грамматических навыков в процессе обучения английскому языку и оценена их эффективность. В заключении подытожены основные выводы по результатам проведенного исследования.
Исследование целей, задач и содержания обучения грамматической стороне иноязычной речи было выявлено, что целью обучения языку выступает иноязычная коммуникативная компетенция. Изучение иностранного языка призвано помочь обучающемуся как субъекту образовательного процесса осознать тот факт, что он постоянно вынужден находиться в ситуации совмещения (наложения) двух разных лингвокультур. Содержание обучения иностранному языку – это не простое знание языка как такового, а взаимосвязи его морфосинтаксических структур и лексики («языковой компетентности») и условий удовлетворения потребностей обучающихся в языковой практике, использовании иностранного языка в различных сферах жизнедеятельности («коммуникативной компетенции»). Переходя на новые образовательные стандарты учебный процесс меняет свое содержание, хотя направленность центрального звена обучения остается в рамках развития ключевых компетенций у обучающихся. Новый ФГОС как раз именно в данном аспекте конкретизирует необходимый результат обучения, в совокупности принципов определения методов, целей, организации и контроля обучения.
Исследование структуры и этапов формирования грамматических навыков показало, что основу обучения грамматике иностранного языка составляет постановка цели в отношении формирования грамматических навыков. Упражнения выполняют важную роль в отношении формирования разнообразных навыков. Посредством упражнений происходит автоматизация умений и навыков, совершенствование деятельности в целом. Практиковаться при помощи упражнений необходимо как на этапах развития навыков, так и в процессе их поддержания. Без последовательной систематической практики навыки часто теряются и теряют свое качество. Грамматический навык сам по себе неоднороден. Он требует комплексного подхода, охватывающего все его основные аспекты.
Рассмотрев методические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС можно обобщить, что в методике обучения иностранному языку выделяют три способа формирования грамматической стороны иноязычной компетенции: имплицитный способ, эксплицитный способ и дифференцированный способ.
В рамках имплицитного способа обучения предполагается, что грамматическая сторона иностранной речи преподается без объяснения правил грамматики. В рамках эксплицитного подхода грамматическая компетенция развивается посредством обучения, имеющего произвольный, осознанной характер либо в ходе решения задач, основанных на проблемном подходе, иными словами, путем объяснения правил грамматики или формулирования этих правил самими обучающимися. Рассматривая дифференцированный способ обучения, следует отметить, что его основой является объединение указанных методов с учетом индивидуальных характеристик, присущих обучающимся. В современном образовании чаще всего применяется дифференцированный подход.
В рамках анализа УМК Spotlight 8 было выявлено, что активное обучение грамматической стороне английского языка производится в рамках каждого модуля, но не каждого урока. Конструкции и правила изначально раскрываются в контексте, объясняются в теоретическом блоке, отрабатываются посредством ряда упражнений. Наиболее распространенными типами являются раскрытие скобок и заполнение пропусков, но встречаются и другие. Грамматические конструкции закономерно усваиваются и при выполнении работы над другими аспектами английского языка.
В настоящем исследовании был разработан ряд упражнений, направленных на повышение эффективности обучения грамматической стороне речи в соответствии с ФГОС. Предлагается преимущественное создание типичных упражнений на основе аутентичного, интересного для школьников материала. Другим возможным направлением называется повышение деятельности коммуникативного, игрового характера. Все это направлено на обращение к эмоциям учащихся, повышение их мотивации, предотвращение превращения работы над грамматикой в рутину.
В результате педагогического эксперимента, проведенного среди учащихся 8 класса, была подтверждена эффективность разработанного подхода. После обучения грамматическим конструкциям на основе предложенных упражнений в экспериментальной группе обнаружена положительная динамика, демонстрирующая повышенное усвоение грамматических навыков. Подобных изменений в контрольной группе не произошло. Продуктивно обучение грамматической стороне английского языка посредством использования аутентичного материала, коммуникативной и игровой деятельности, обеспечения комфортной атмосферы в классе
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] – URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (Дата обращения 18.06.2022).
2. Адаменко, Н.А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.А. Адаменко; Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. – Хабаровск. – 2005. – 225 c.
3. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Икар, 2009. – 448 с.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. – 2-е изд., стер. – Москва: УРСС, 2004. – 569 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 с.
6. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языка [Текст] / И.Л. Бим // ИЯШ – 2001. – №2 – С. 61-64.
7. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иностранного языка [Текст] / Ж.А. Витлин. - М.: Просвещение, 2000. – 167 с.
8. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков / Ж.А. Витлин // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 22-26.
9. Владимирова, Л.П. Проблемы обучения иностранным языкам в эпоху глобализации [Текст] / Л.П. Владимирова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. – 2016. – № 3. – С. 107–116.
10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
11. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 2. – С. 7–14.
12. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 6. – С. 2-10.
13. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
14. Колкер, М.Я. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
15. Копрева, Л.Г. Проблема формирования грамматических навыков английского языка [Текст] / Л.Г. Копрева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2011. – №1-2. – С. 149–152.
16. Корнева, Л.П. Иностранные языки в школе [Текст] / Л.П. Корнева. – М.: Просвещение, 2016. – 292 с.
17. Костомаров, В.Г. Мой гений, мой язык: Размышления языковеда в связи с общественными дискуссиями о языке [Текст] / В.Г. Костомаров. – М.: Знание, 1991. – 63 с.
18. Мерзляков, С.В. Место и роль формирования грамматической компетенции при автономном обучении иностранному языку [Текст] / С.В. Мерзляков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №4. – С. 13-19.
19. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей [Текст] / под ред. В.М. Филатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.
20. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст] / Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
21. Мильруд, Р.П. Коммуникативная компетенция: владение языком или готовность к иноязычному общению [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе: науч. - метод. журн. – 2017. – № 7. – С. 2-11.
22. Обсков, А.В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе [Текст] / А.В. Обсков // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – №11 (126). – С. 120-124.
23. Немзер У. Проблемы и перспективы контрастивной лингвистики [Текст] / У. Немзер. Новое в зарубежной лингвистике. – Т. 25. – М., 1989. – 464 с.
24. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. Том I. Введение в психологию: учебник для бакалавров [Текст] / Р.С. Немов. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2014 г. – 688 с.
25. Папенко Я.А. Обучение школьников английскому языку на основе аутентичных материалов / Я.А. Папенко // Актуальные вопросы современного иноязычного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Армавирский государственный педагогический университет. – Армавир, 2019. – С. 171-177.
26. Папирная, Н.В. Основные проблемы обучения иностранным языкам и культурам: учебно-методическое пособие по методике обучения иностранным языкам [Текст] / Н.В. Папирная. – Армавир: РИЦ АГПИ, 2004. – 126 с.
27. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е.И. Пассов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
28. Петрова А.А. Коммуникативная компетенция в структуре общекультурных компетенций бакалавров – будущих педагогов [Текст] / А.А. Петрова, Т.А. Шкерина // NovaInfo. Педагогические науки [электронный ресурс]. – 2016. – №45. – С. 22-28.
29. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
30. Родова, Л.Н. Об интерференции при изучении второго иностранного языка [Текст] / Л.Н. Родова // Лингвистика и методика в высшей школе. – М., 1967. – Вып. 4. – с. 55-67.
31. Рябцева, О.М. Формирование грамматической составляющей иноязычной коммуникативной компетенции [Текст] / О.М. Рябцева // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2010. - №10. – с. 115 – 118.
32. Салдаева К.В. Роль аутентичных умк в обучении младших школьников английскому языку [Текст] / К.В. Салдаева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 11-13 (79). – С. 99-102.
33. Свалова, Е.В. К проблеме условий реализации языкового образования в современной общеобразовательной школе при обучении иностранным языкам [Текст] / Е.В. Свалова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – № 20. – С. 156–160.
34. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс: учеб. пособие [Текст] / Е.Н. Соловова. – 3-е изд. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 239 с.
35. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ : Астрель, 2008. – 270 с.
36. Старков А.П. Основы обучения устной иноязычной речи [Текст] / А.П. Старков. – М.: Просвещение, 2012. – 230 с.
37. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
38. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / С.Ф. Шатилов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
39. Шухляева С.С. Инновационные формы работы на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения школьников [Текст] / С.С. Шухляева // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие. Материалы VI Международного научно-практического форума. Под редакцией И.И. Антоновой. – Казань, 2017. – С. 460-462.
40. Щепилова, А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033200 «Иностр. яз.» [Текст] / А. В. Щепилова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 245 с.
41. Щиголева Э.Е. Перспективные тенденции в методике обучения иностранным языкам / Э.Е. Щиголева // Шаг в науку. Сборник материаловIII Международной научно-практической конференции с участием студентов. – Махачкала, 2020. – С. 554-558.
42. Щукин, А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов [Текст] / А. Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2017. – 452 с.
43. Щукина И.В. Методика построения многоуровневой модели обучения аудированию в системе профессиональной подготовки учителя иностранного языка: автореф. ... дис. канд. пед. наук / И.В. Щукина. – Москва, 2009. – 19 с.
44. Berninger, V., Garcia N., Abbott R. Multiple processes that matter in the writing instruction and assessment. In: Troia G, editor. Instruction and assessment for struggling writers: Evidence based practices. – New York, NY: The Guildford Press. 2009. – Pp. 15–50.
45. Biel, L.A. El teléfono móvil en la clase de ELE / L.A. Biel // Actas de las IV jornadas de Formación para Profesores de Español en Chipre 2012. – 7-9 Junio, Nicosia, Chipre, 2012. – P. 157-166.
46. Graham S., Perin D. A meta-analysis of writing instruction for adolescent students // Journal of Educational Psychology. – 2007. – No. 99(3). – Pp. 445–476.
47. Falla, T. Solutions Pre-Intermediate. Student's Book. – 3rd Edition / T. Falla, P.A. Davis. – Oxford: Oxford University Press, 2017. – 144 p.
48. Flower, L., Hayes J.R. A Cognitive Theory of Writing // College Composition and Communication. – Vol. 32, № 4 (Dec., 1981). – Pp. 365-387.
49. Milrud, R.P. Methods of teaching foreign language writing // Foreign languages at school. – 2017. – No. 2. – Pp. 5-11.
50. Ur Penny. A course in language teaching. Practice and Theory. – Cambridge: University Press, 2002. – 475 p.