Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения воображения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 7
1.1. Психологические и возрастные особенности детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Роль уроков изобразительного искусства в развитии воображения
младших школьников 26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 35
2.1. Выявление уровня развития воображения детей младшего школьного
возраста на уроках изобразительного искусства 35
2.2. Реализация экспериментальных приемов развития воображения
детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 43
2.3. Динамика уровня развития воображения детей младшего школьного
возраста на уроках изобразительного искусства 48
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Стимульный материал «Дорисовывание фигур» 58
Приложение Б Схема протокола «Вербальная фантазия», «Рисунок» 59
Приложение В Методический набор карточек «Дорисуй картинку» 60
Приложение Г Таблица по диагностике «Дорисовывание фигур» 61
Приложение Д Таблица по диагностике «Вербальная фантазия» 66
Приложение Е Таблица по диагностике «Рисунок»
Проблема развития воображения младших школьников составляет основу учебного процесса, является «вечной» педагогической проблемой, которая со временем не теряет своей актуальности, требуя постоянного и пристального внимания и дальнейшего развития.
Сегодня в обществе особенно остра потребность в развитии воображения людей, в том, что они готовы найти новые подходы к решению социально-экономических и культурных проблем, которые могут жить в новом, демократическом, обществе и быть полезным.
В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития воображения личности.
Развитое воображение индивида во все времена определяло прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, которые являются новыми, не стереотипными, помогая людям видеть необычное в кажущихся обыденными явлениях. Но именно сегодня воспитательный процесс отвечает за развитие воображения еще в начальной школе. Эта задача отражается в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.
Воображение развивается в процессе деятельности, что позволяет ученикам учиться и удивляться, находить решение в необычных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых нестандартных форм, методов и приемов обучения.
Широко распространены нетрадиционные виды занятий, проблемные методы обучения, коллективная работа во внеклассной деятельности, способствующие развитию воображения младших.
Исследования воображения детей младшего школьного возраста осуществлялись в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Р.С. Немова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Т. Рибо, З. Фрейда и др[7]. Среди разнообразных средств развития воображения младших школьников особое место занимают уроки изобразительного искусства в начальных классах.
Важность и необходимость развития воображения учащихся в практике начального образования привели к выбору темы «развитие воображения учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства».
Цель исследования: изучение теоретических основ развития воображения учащихся начальной школы; проведение исследования уровня развития воображения учащихся начальной школы.
Объект исследования: процесс развития воображения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: уроки изобразительного искусства в развитии воображения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
-определение понятия «воображения» в психолого-педагогической литературе;
-рассмотрение возрастных особенностей развития воображения у детей младшего школьного возраста;
-изучение роли уроков изобразительного искусства в развитии воображения у детей младшего школьного возраста;
-диагностика уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста;
-анализ уроков изобразительного искусства, направленные на развитие воображения;
-составление методических рекомендаций по развитию воображения у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
-теоретические методы: изучение научной литературы по проблеме развития воображения у детей младшего школьного возраста.
-практические методы: использование методик «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко[12]; «Вербальная фантазия» Р.С. Немова[25]; «Рисунок» Р.С. Немова[25].
-статистические методы: количественная и качественная обработка результатов исследования.
База исследования. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Ягодное муниципального района Ставропольский.
Выборка. Учащиеся 1 «А» класса, в количестве 20 человек, в возрасте 7-8 лет.
Гипотеза нашего исследования: процесс развития воображения у детей младшего школьного возраста будет приносить пользу и плодотворность только тогда, когда будут выполнены следующие критерии:
1. Определить сущность феномена «воображение» и своеобразность хода его формирования у детей младшего школьного возраста.
2. Внедрить в уроки изобразительного искусства начальных классов нетрадиционных техник рисования, компьютерных технологий, дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена психологическая, педагогическая и методологическая литература по проблеме исследования; выяснено содержание, формы и методы развития воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству.
Практическая значимость состоит в том, что данная работа может быть полезна в организации уроков по изобразительному искусству для формирования воображения, так как в ней содержатся эффективные методы, игры, задания и упражнения, что можно использовать в своей работе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, заключения, приложения. В работе были использованы 44 источника, 6 приложений
Современное общество требует от индивида применения широкого спектра способностей, для развития индивидуальных качеств человека. На наш взгляд, одно из важнейших мест среди целей воспитания должно принадлежать подготовке подрастающего поколения к развитию воображения.
Несмотря на естественную способность к развитию воображения, только целенаправленная тренировка позволяет обеспечить высокий уровень развития. Развитие этого процесса следует начинать с дошкольного возраста.
Основы развития воображения - наклонности и деятельность. Склонности, в свою очередь, являются предпосылками развития.
Младший школьный возраст благоприятен для развития воображения.
Образовательный процесс в начальной школе обеспечивает единство воспитательной и внеклассной деятельности, направленной на развитие воображения и индивидуального подхода. В младшем школьном возрасте целесообразно использовать предмет изобразительного искусства для развития воображения.
Рассмотрев сущность предмета изобразительного искусства, можно сделать вывод, что учитель в классе побуждает ребенка к интеллектуальной деятельности тем, что материал имеется, а сама техника рисования и оригинальность заданий основаны на наборе уже существующих интеллектуальных способностей, но иных, чем те, которые требуются, например, для сочинения стихов, написания картин. Наличие изложения материала на уроках положительно сказывается на интеллектуальной деятельности детей. Большинство детей младшего школьного возраста обладают ручным интеллектом и очень заинтересованы в изучении мира с помощью ручного труда, тактильного восприятия новых видов материалов, форм, размеров и т. д. Он также позволяет ребенку воссоздать свой рисунок, одновременно знакомясь с целью, с историей того или иного объекта, который он создал.
В экспериментальных исследованиях мы провели диагностику развития воображения у детей начального школьного возраста и выявили уровень развития воображения.
Это позволило нам разработать цикл упражнений, заданий, игр который будет способствовать развитию воображения на занятиях по изобразительному искусству. Цикл, включал в себя главные задачи и цель: развитие воображения, развитие отдельных этапов деятельности и личностных черт, а также приемы технического рисования.
В заключении, мы пришли к выводу, что продуманная организация уроков способствует развитию воображения у младших учеников.
Таким образом, наша цель и задачи экспериментальных исследований по развитию воображения у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства были успешно достигнуты.
1. Альмуханова А.Б. Большая психологическая энциклопедия.- М.: Москва, 2012. - 544 с.
2. Амонашвили Ш.А . Как живете, дети?/пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2016. — 176 с.
3. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении: Избр. педагог. Труды. - М.: Педагогика , 2015. - 560 с.
4. Бердяев Н.А . Самопознание/ - М.: Просвещение, 2015. - 197 с.
5. Петровский А .В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов/ - М.: Просвещение, 2013. - 486 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте . - М.: Просвещение, 2014. - 206 с.
7. Выготский Л.С. Сборник сочинений. - Т.2. - М.: Просвещение , 2015. - 285 с.
8. Гамезо М.В. Общая психология: учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2017. - 352 с.
9. Годфруа Ж. Психология/ - М.: Мир, 2015. - 436 с.
10. Виноградова Н.А . Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров.
- М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
11. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. - 494 с.
12. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. - М.: Знание , 2014. - 123 с.
13.Запороже ц А .В. Психология действия. - М.: Психолого-социальный институт. НПО «Модек», 2015. - 736 с.
14. Запорожец А .В Психическое развитие ребенка Избранные
психологические труды в 2-х томах. - М.: 2016. - 86 с.
15. Ильиче в Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. - М.: Просвещение , 2013. - 546 с.
16. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2013. - 336 с.
17. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. - Воронеж: Фобос, 2016. - 159 с.
18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия:
избранные психологические труды.- М.: институт практической
психологии, 2017. - 448 с.
19. Лекомцева Е.Н. Ярославский педагогический вестник. -Ярославль: Мир. - 2017 - №3.
20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2014. - 511 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2 изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 352 с.
22. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М.: Москва, 2016. - 640 с.
23. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2014. - 198 с.
24. Матюшкин А .М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. - М.: Школа - Пре сс, 2013. - 128 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество . - М.: Просвещение , 2015. - 462 с.
26. Немова Р.С. Психология: учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений: В 3-х кн. - 4е издание .
- М.: ВЛА ДОС, 2013 - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.
27. Николаева Л.С. Использование не традиционных форм
занятий //Журнал начальная школа . - 2015. - № 8. - С. 25-28.
28.Опфер С.В. Развитие способностей в деятельности человека. - М.: Лаборатория Книги, 2016. - 121 с.
29. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука , 2016. - 256 с.
30. Рождестве некая Н.В. Креативность: путь развития и тренинги. - СПб.: Речь, 2016. - 320 с.
31. Рубинштейн, С. А. Основы общей психологии. В 2 т. Воображение Т. 1. - М.: 2019. - 360 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2015. - 280 с.
33. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2014. - 95 с.
34. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений по пед. спец. - М.: Академия, 2014. - 576 с.
35. Словарь практического психолога/сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвей, 2014. - 437 с.
36. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2013. - 304 с.
37. Столяренко Л.Д. Основы психологии: издание третье,
переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 672 с.
38. Суворова Г.А. Психология деятельности: учеб. пособие для студентов психологических и педагогических вузов . - М.: ПЕРСЭ, 2013. - 176 с.
39. Сухомлинский В.А. О воспитании [Электронный ресурс]//
Педагогическая энциклопедия.
http://pe da gogic.ru/books/ite m/f00/s00/z0000009
40. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: А ПН
РСФСР, 2014. - 536 с.
41. Туник Е .Е . Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: СПбУПМ, 2017. - 203 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Электронный ресурс]//утвержден приказом минобрнауки России от 06.октября 2009 г. № 373; в ре д.
Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. №2357.
http://nsportal.ru/user/736542/page/federalnyy-gosudarstvennyy- obra zovate lnyysta nda rt-na cha lnogo-obshche go
43. Хуторский А .В. Развитие творче ских способносте й. - М.: ВЛА ДОС, 2013. - 248 с.