...
способствовали обоснованию важнейших принципов диалектики, разработке последовательно научного мировоззрения.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория. Вместе со всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философия как его составная часть.
Высшая цель марксизма — разработка и ...
Таким образом, философия, созданная К. Марксом (1818—1883) при участии Ф. Энгельса (1820—1895), является наследницей многих высших достижений европейской философской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII — начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьезное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения.
Целостность, многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют широту распространения и влияния этого учения и быстро меняющемся мире XIX—XX веков.
1. Вазюлин В. А. Логика «Капитала» К. Маркса. М., 1968.
2. Зандкюлер Г. Й. Критика и позитивная наука. К эволюции Марксовой теории // Историко-философский ежегодник. 1990. М., 1991. С. 6 —25.
3. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., I960.
4. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
5. Ленин В. И. Философские тетради. М., 1978.
6. Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1969, № 6.
7. Маркс К. Капитал. Т. 1-3. М., 1983-88.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: В 9 т. М., 1985.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1955—1974.
10. Марксистская философия в XIX веке. М., 1977.
11. Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986.
12. Селиванов Ю. Р. Феноменология отчужденного духа. М., 1999.
13. Федосеев П. Н. Итоги XV всемирного философского конгресса.— В кн. 2. Философия марксизма и современная научно-техническая революция. М.: Республика, 1977 г., с. 14—15.