Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ВИДА СПОРТА «ПРЫЖКИ НА АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ»: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА 7
1.1. Понятие о спортивном травматизме и его причинах 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности детского организма 12
1.3. Акробатика и прыжки на акробатической дорожке 15
1.4. Характеристика повреждений верхних конечностей 19
Выводы по главе 21
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Задачи исследования 22
2.2. Методы исследования 22
2.3. Организация исследования 27
Выводы по главе 28
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29
3.1. Методика физической реабилитации, направленная на восстановление прыгунов на АКД после травм верхних конечностей 33
Выводы по главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Актуальность. Современный уровень акробатики предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов. Согласно учению Матвеева, Л. П. [54]: «Спортсмены должны систематически выполнять огромную работу, чтобы планомерно повышать свое мастерство. Однако, приходится констатировать, что наряду с совершенствованием организационнометодического обеспечения учебно-тренировочного процесса и ростом спортивного мастерства спортсменов, показатели травматизма не только не снижаются, но и имеют тенденцию к увеличению».
По мнению ряда авторов, в числе которых Бурмакова Г.М. [8], Высочин Ю.В. [12], Геселевич В.А. [14], для каждого вида спорта можно выделить ряд специфических заболеваний и травм.
Вместе с тем, как пишет Башкиров В.Ф. [5]: «В любом спорте число травм должно быть сведено до минимума, ведь только хорошее состояние здоровья позволяет спортсмену достигать высоких спортивных результатов. Для того чтобы снизить уровень травматизма и заболеваний необходимо хорошо знать особенности вида спорта и основные причины возникновения травм».
В исследованиях Бурмаковой Г.М. [8] Миллера Л.Л. [52] говорится, о том, что среди всех видов травм опорно-двигательного аппарата травмы верхних конечностей по частоте занимают первое место.
Актуальность данной темы заключается в том, что одной из важных проблем современных прыжков на акробатической дорожке (АКД) является травматизм, который, по мнению многих специалистов, возникает из-за усложнения технических элементов, постоянно возрастающих физических нагрузок и увеличения количества соревнований.
Теоретической основой исследования стали:
• концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности спортивной гимнастики и акробатики [В.Ботяев, 2013; Ю.Л. Кузнецкий Ю.Л., 2013; Н.В.Макаров, Р.Н.Терехина, A. И. Плотников, 2014; В.А. Данилов, 2015; Е.Г. Соколов, 2015; Д.Ф.Демин, 2015; Ю. В. Литвинов, Е. Садовски, Т. Нижниковски, В. Н. Болобан, 2016; B. П. Коркин, В.И. Аракчеев, 2017];
• исследования проблем травматизма в спорте [В.Ф.Башкиров, 1987; Г.М. Бурмакова, 2012; В.И. Костров, Н.Н.Сак, 2014; М.В. Максимова, 2014; Ю.В.Высочин, 2017; В.А.Геселевич, 2016; В.К. Добровольский, 2015; Г.С. Юмашев, 2017];
• технологии и методики физической реабилитации [И.И. Бахрах, 2003; Л. Л. Артамонова, 2010; Л.В. Ласская, 2011; Дейли Дебра, 2015; А.Г.Дембо, 2016; Д.Ф.Демин, 2015; В.А.Епифанов, 2019; Миронова З.С., Хайрец А.З., 2015; З.С.Миронова, 2017];
• научные труда, отражающие вопросы спортивной подготовки [Н.Н. Волков, 2014; Е.Н.Захаров, А.В.Карасёв, А.В.Сафонов, 2014; А.Б.Гандельсман, К.М.Смирнов, 2015; Л.П. Матвеев, 2016; И. А. Терентьевв, А. П. Оцупок, С. В. Крупеня, 2016; Н.Т. Новиков, А.В. Пахомова, 2019].
Объект исследования: процесс физической реабилитации травмированных детей и их адаптации к тренировочным нагрузкам в условиях образовательно-спортивного центра прыжков на акробатической дорожке.
Предмет исследования: влияние средств физической реабилитации на восстановление прыгунов на акробатической дорожке после травм верхних конечностей.
Цель исследования: определение влияния средств и методов лечебной физической культуры (ЛФК) на процесс восстановления прыгунов на АКД с травмами верхних конечностей.
Задачи исследования:
1. Оценить физическое состояние прыгунов на АКД после медицинской реабилитации, при переходе на тренирующий этап восстановительного периода.
2. Разработать методику комплексной физической реабилитации спортсменов-акробатов после травм верхних конечностей.
3. Оценить влияние занятий по экспериментальной методике комплексной физической реабилитации в процессе педагогического эксперимента на физическое состояние спортсменов-прыгунов на АКД.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование специально разработанной методики позволит ускорить сроки восстановления и способствовать профилактике возникновения повторных травм верхних конечностей у прыгунов на АКД.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Анкетирование.
4. Контрольные испытания (тесты).
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ) и образовательно-спортивного центра прыжков на батуте "Акро- Спорт".
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 2 таблицы, 4 рисунка, список используемой литературы включает 75 источников. Основной текст работы изложен на 47 страницах.
1. Анализ и обобщение специальной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что:
• спортивный травматизм составляет 3-5% от всех видов травм;
• чаще всего повреждаются суставы, кости, связки, мышцы, сухожилия;
• повреждения конечностей составляют 82% всех повреждений тела;
• акробатика является травмоопасным видом спорта;
• у спортсменов-прыгунов на акробатической дорожке до четверти всех травм опорно-двигательного аппарата составляют повреждения верхних конечностей;
• каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных органов и систем;
• планирование спортивной нагрузки во всех видах спорта и, в частности, в спортивных прыжках на акробатической дорожке, необходимо выполнять, в первую очередь, с учетом анатомо-физиологических особенностей организма спортсменов.
2. Результаты анкетного опроса и беседы тренеров и спортсменов показали, что:
V механизм травмы у спортсменов-акробатов неоднороден:
• около 43 % всех травм возникает в результате столкновения, падения, т. е., прямого механизма травмы;
V по результатам анкетного опроса участников исследования было выявлено, что по истечении одного - двух месяцев после полученной травмы:
• 40% от общего количества испытуемых все еще ощущают легкую боль при нагрузках на травмированный сустав;
• у 20% детей - это не первая травма верхних конечностей;
• у 40% - это первая травма верхних конечностей;
• у 70% испытуемых присутствует скованность и боль при выполнении прыжковых упражнений на акробатической дорожке;
• у 30% опрошенных присутствует страх получения повторной травмы.
3. По окончании педагогического эксперимента все исследуемые показатели у испытуемых экспериментальной группы имели более положительную динамику, по сравнению с участниками контрольной группы:
V в тесте «подтягивание»:
• до применения экспериментальной методики средний результат участников ЭГ был 2,7+0,67 раз, а у спортсменов КГ - 2,3+0,82 раз, соответственно, разница между ЭГ и КГ была 0,4 раза;
• после проведения педагогического эксперимента средний показатель у спортсменов КГ был всего 8 раз, а у испытуемых ЭГ вырос до 10 раз, то есть, разница между прыгунами КГ и ЭГ составила 2 раза;
• на итоговом этапе тестирования t = 5,07, следовательно, различие является достоверным, что свидетельствует о росте показателей по данному тесту.
V в тесте «вис на перекладине»:
• до применения экспериментальной методики средний результат у прыгунов КГ был 18,8+ 0,92 секунды, а у испытуемых ЭГ - 18,4 + 0,7 секунды, разница между спортсменами КГ и ЭГ составляла 0,4 секунд;
• после проведения педагогического эксперимента средний показатель у спортсменов КГ вырос до 25,6+0,7 секунд, а у прыгунов ЭГ составил 28,6+0,97 секунд, следовательно, разница между испытуемыми ЭГ и КГ составила 3 секунды;
• на итоговом этапе тестирования t=7,95 следовательно, различие является достоверным, что свидетельствует о росте показателей по данному тесту у спортсменов ЭГ.
V в тесте «стойка на руках»:
• до применения экспериментальной методики показатели данного упражнения были неплохие - 9+0,67 и 8,3+0,95 секунд, у участников КГ и ЭГ, соответственно, разница между ними составила 0,7 секунды; стоит отметить, что никто из спортсменов не смог выполнить стойки на руках без единого падения;
• после проведения педагогического эксперимента спортсмены из КГ смогли выполнить стойки на руках, удерживая данное положение, в среднем, 15,2+0,79 секунды, тогда как испытуемые из ЭГ выполняли задание, в среднем, в течение 20,6+0,97 секунд, разница между участниками ЭГ и КГ составила 5,4 секунд;
• на итоговом этапе тестирования t=13,69 и это говорит о том, что различие является достоверным.
V в тесте «отжимания»:
• до применения экспериментальной методики средний результат у спортсменов ЭГ составил 9,1+0,57 раз, а у участников КГ 8,5+0,85 раз, разница между результатами испытуемых ЭГ и КГ составляла 0,6 раз.
• после проведения педагогического эксперимента спортсмены из КГ смогли выполнить отжимания, в среднем, в количестве 13,7+0,67 раз, а прыгуны из ЭГ - 19,3+0,67 раз, разница между результатами испытуемых ЭГ и КГ составила 6,4 раз.
• на итоговом этапе тестирования t=18,55, следовательно, различие является достоверным.
4. Показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы, что говорит о положительном влиянии специальной методики, разработанной нами для ускорения процесса восстановления после травм верхних конечностей прыгунов на акробатической дорожке.
5. Для профилактики спортивного травматизма в спортивной акробатике развитие силы, координации и гибкости имеет весьма существенное значение.
1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2014. -28с.
2. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура/ Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 777c.
3. Аэробика. Содержание и методика оздоровительных занятий/ Вихарева Д.А., Козлова Е.В., Белоусова Т.И. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2010.- 70с.
4. Бахрах И.И. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации: Учебное пособие / И.И Бахрах, Г.Н. Грец. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 153с.
5. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 169с.
6. Башкиров В.Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 214с.
7. Бирюков А.А., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 152с.
8. Бурмакова Г.М. Повреждения локтевого сустава при занятиях спортом.- М: «Лесар-Арт», 2012. - 170с.
9. Ботяев В. Исследование вариативности развития координационных способностей у прыгунов различных специализаций, возраста и квалификации // Наука в олимп. спорте, 2013. - С.34-35.
10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 156с.
11. Волков В. М. Восстановительные процессы в спорте. -2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 142с.
12. Высочин Ю.В. Специфические травмы спортсменов: учебное пособие. - М.: Медицина, 2017. - 102с.
13. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - 3-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 2015.- 230с.
14. Геселевич В.А. Характеристика спортивного травматизма. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 144с.
15. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2016.- 189с.
...