Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Состояние вопроса 7
2 Конструкторская часть 14
2.1 Техническое задание на разработку конструкции тележки для снятия коробки передач автомобилей ЗиЛ 14
2.2 Техническое предложение на разработку тележки для снятия коробки передач автомобилей ЗиЛ 17
2.3 Расчет элементов конструкции тележки для снятия коробки передач автомобилей ЗиЛ 24
3 Технологический процесс 30
3.1 Общее описание коробок передач 30
3.2 Неисправности коробки передач 34
3.3 Основные правила обслуживания коробки передач 35
3.4 Технологическая карта снятия коробки передач автомобиля ЗиЛ 5301 36
4 Безопасность и экологичность тележки для снятия коробки передач автомобилей ЗиЛ 38
4.1 Конструктивно-технологическая характеристика тележки для снятия коробки передач автомобилей ЗиЛ 39
4.2 Идентификация производственно-технологических и эксплуатационных профессиональных рисков 40
4.3 Разработка комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности 41
4.4 Организационно-технические мероприятия по предотвращению чрезвычайных происшествий 42
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого технического объекта 44
4.6 Мероприятия, способствующие уменьшению антропогенного воздействия на окружающую среду 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
В настоящее время численность грузового автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки грузов, значительно возросла.
Свыше 2/3 всех грузоперевозок в народном хозяйстве осуществляется грузовым автомобильным транспортом.
Основные направления социального и экономического развития РФ, включают развитие и расширение производства специализированных и грузовых автомобилей, автобусов, в основном работающих на газомоторном топливе, увеличение производства малотоннажных грузовых автомобилей (пикапов, фургонов), прицепов, полуприцепов и автомобилей, работающих на электричестве для осуществления городских перевозок.
Своевременное техническое обслуживание, качественный ремонт и правильная эксплуатация - факторы, гарантирующие работоспособность автомобиля в процессе эксплуатации.
Исследованию методов и средств поддержания автомобилей в исправном техническом состоянии, закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации, при бережном с точки зрения экономики и экологии использовании всех ресурсов уделяется важное значение [5].
Изменение экономической ситуации в стране привело к возникновению десятков тысяч коммерческих фирм малой формы собственности, не имеющих полноценной собственной производственно -технической базы и персонала, способного проводить качественное техническое обслуживание, что впоследствии привело к обострению проблем поддержания требуемого технического состояния эксплуатируемых автомобилей.
Государственные и международные нормы регламентируют требования к техническому состоянию автотранспортных средств. Для обеспечения выполнения этих требований в течение всего срока эксплуатации автомобиля, необходима качественная работа обслуживающего персонала высокой квалификации, соответствующего уровню современной автомобильной техники и наличие современного оборудования, обеспечивающего механизацию производственных процессов, требующих малоквалифицированного труда, экономию топливно-энергетических ресурсов и защиту окружающей среды, а также повышающего качество технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Разнообразные конструкции узлов и агрегатов автомобилей отечественного и зарубежного производства требует разнообразное технологическое оборудование, применяемое в практике технического обслуживания автомобилей. В настоящий момент рынок технологического оборудования заполнен, в основной массе дорогими моделями зарубежного изготовления, а оборудование, используемое в АТП, зачастую является старым и изношенным [2].
Таким образом, значительно увеличивается роль инженеров, которые способны сделать обоснованный выбор наиболее приемлемой модели приобретаемого технологического оборудования, умеющих спроектировать оптимальное технологическое оборудование для изготовления в условиях СТО, АТП, или АРЗ.
В результате проработки темы выпускной квалификационной работы проведена следующая работа, а именно:
1. Проведен анализ конструкций тележек для снятия коробок передач грузовых автомобилей, отечественных и зарубежных производителей. Выполнена сравнительная оценка основных параметров представленных тележек путем построения циклограммы и выявлена наиболее прогрессивная конструкция - приспособление П-240 для снятия и установки КПП. Особенности конструкции данного приспособления были использованы при разработке нового оборудования.
2. Разработана конструкция тележки для снятия коробок передач автомобилей ЗиЛ, выполнены сборочные чертежи конструкции в графическом редакторе Компас-3D, проведены прочностные расчеты элементов конструкции тележки.
Невысокие затраты на изготовление тележки и относительно простая конструкция позволяет изготовить тележку в условиях станции технического обслуживания и/или автотранспортного предприятия.
3. Составлена технологическая карта снятия коробки передач автомобиля ЗиЛ 5301 на спроектированном оборудовании.
4. Рассмотрен раздел «Безопасность и экологичность тележки для снятия коробок передач автомобилей ЗиЛ», составлен технологический паспорт тележки для снятия коробок передач автомобилей ЗиЛ, определены возможные профессиональные риски при выполнении снятия коробки передач, разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зоне ТР, разработаны организационно-технические мероприятия по предотвращению ЧС, разработан перечень мероприятий для обеспечения экологической безопасности при выполнении работ на данном техническом объекте.