ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСВЕЩЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С ОВЗ КАК ТЕМАТИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
1.1 Социальная сфера жизни общества и ее отражение в средствах массовой информации 10
1.2 Особенности освещения инклюзивной среды в масс-медиа 18
1.3 Научные подходы к методике анализа семантических, синтактических и прагматически характеристик журналистских текстов 28
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕМАТИКИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С ОВЗ В ИНТЕРНЕТ-СМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Результаты социологического опроса жителей Самарской области об отношении к людям с ОВЗ 35
2.2 Типологическая характеристика интернет-СМИ Самарской области. ... 42
2.3 Семантическая, синтактическая и прагматическая характеристика журналистских текстов, освещающих жизнедеятельность людей с ОВЗ в интернет-СМИ Самарской области 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
Массмедиа являются важнейшим фактором формирования общественных ценностей. Они влияют на модели социального взаимодействия и на принятие, либо отрицание обществом различных жизненных явлений. В том числе они являются одним из факторов, формирующих отношение социума к людям с инвалидностью.
С 2017 года с появлением ряда новых проектов по созданию доступной городской среды внимание к жизнедеятельности людей с инвалидностью возросло. На страницах СМИ стали чаще появляться материалы, посвященные изменениям в законодательстве, формированию доступной среды, благотворительности. Однако публикации, где объектом отражения является сам человек с ОВЗ, его достижения, способности, профессиональные качества, проявления таланта, на страницах СМИ публикуются редко. Такую тенденцию выделяют многие исследователи. Например, Т.А. Головина1, Е.В. Богданова2, Б.В. Мамонт3, Е.Н. Клочкова и Е.С. Дарда4. В своих работах они отмечают, что преимущественно об инвалидности пишут небольшие по объему информационные заметки. В качестве обращения в 84% случаев используют обезличенное определение «инвалид» как основное. В модальности материалах присутствуют два стереотипа: либо инвалид-герой, либо калека-попрошайка.
О необходимости изменения качества материалов пишут и сами люди с ограниченными возможностями здоровья. В социальной сети «Instagram» инвалид-колясочник Станислав Бураков 14 марта 2019 года в своем посте написал: «Кто бы что не говорил, а рассказывают и показывают о людях с инвалидностью мало. А если и рассказывают, то в каком-то печальном и грустном ключе»1. Добавив фотографии и видео, на которых запечатлено, как Станислав вместе со своей командой участвует в соревнованиях по баскетболу на колясках. Закадровый голос на видео говорит о том, что люди с инвалидностью такие же члены общества, берущие от жизни все, и при этом они не ленятся.
В материале, опубликованном на сайте официального Агентства Социальной Информации 5.05.2017, собрано воедино несколько интервью, рассказывающих о том, за что борются сегодня люди с физическими ограничениями. Приведем лишь несколько цитат оттуда. Евгений Смирнов, танцор без ноги, участник шоу «Минута славы» и «Танцы»: «Для начала должно измениться отношение общества к инвалидам». «Прежде всего, должно быть равноправие полнейшее, без дискриминации. Инвалиды — такие же люди, как и все, и нужно относиться к ним безо всякой жалости. Им не нужна жалость, нужно равноправие»2.
Наталья Присецкая, организатор Центра поддержки будущих родителей с инвалидностью, борется со стереотипом, что инвалиды не могут иметь семью: «Принято считать, что люди с инвалидностью не могут иметь полноценную семью, растить детей. Стереотипы — одна из серьезных проблем. Мы пытаемся разрушать эти мифы. Доказываем, что люди с ограничениями здоровья тоже имеют право на счастливую жизнь. Мы боремся за права женщин с инвалидностью, поддерживаем их в решении рожать и воспитывать детей»3.
Все эти публикации, выражающие точку зрения людей с ОВЗ размещаются в личных пабликах, на сайтах общественных организаций, в специализированных изданиях. Их запрос быть в массовом сознании активными гражданами очевиден. Однако стереотипы, чрезмерная жалость, непринятие их как активных членов общества, существенно тормозят процесс социализации. Не маловажную роль в этом играют СМИ, так как они обращены к массовой аудитории. В связи с этим, важной задачей является определение роли региональных СМИ в освещении жизнедеятельности людей с ОВЗ. Обращение к тем событиям, которые происходят в непосредственной близости к аудитории, позволяет региональным СМИ быть эффективными как в освещении жизнедеятельности людей с ОВЗ, так и в создании социально-психологической среды для процесса их социализации. Это обуславливает актуальность исследования.
Объектом исследования является тема жизнедеятельности людей с ОВЗ.
Предмет - содержательно-формальные и прагматические характеристики текстов, посвященных теме жизнедеятельности людей с ОВЗ.
Цель - охарактеризовать качество освещения темы жизнедеятельности людей с ОВЗ в интернет-СМИ Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научные теории, описывающие особенности работы журналистов над материалами в социальной журналистике.
2. Описать научные подходы к проблемам отражения инклюзивной среды в масс-медиа.
3. Сформировать методику анализа журналистских публикаций, посвященных жизнедеятельности людей с ОВЗ.
4. Провести опрос среди жителей Самарской области, позволяющий изучить проблему социализации людей с ОВЗ на территории Самарской области.
5. Сделать типологический анализ интернет-изданий Самарской области.
6. Проанализировать материалы, затрагивающие тему жизнедеятельности людей с ОВЗ.
Теоретико-методологическую базу составили работы, описывающие социальную проблематику. Это исследования А.А. Зайцевой1, Е.П. Прохорова2, И. Дзялошинского3, Р.Г. Иванян4. Проблемы инклюзивного отражения в СМИ рассматривали в своих работах Т.А. Головина5, А.Ю. Домбровская6, Б.В. Мамонт7. Е.В. Богданова8 и В.А. Петросян9, Е.А. Морозова10. Для проведения анализа мы обратились к методикам Л.В. Ивановой11 и Л.Г. Лазутиной12.
В работе применялись следующие методы. Метод опроса применялся при исследовании проблемы социализации людей с ОВЗ в Самарской области. Теоретико-типологический метод позволил описать издания, в которых отбирались публикации для анализа. Метод контент-анализа позволил отобрать необходимые для анализа публикации. Метод комплексного анализа текста был использован для исследования содержательной и прагматической сторон текста в публикациях о жизнедеятельности людей с ОВЗ.
Эмпирическую базу исследования составили 45 материалов, в которых непосредственно была затронута тема жизнедеятельности людей с ОВЗ и которые были опубликованы на новостных сайтах Самарской области: «ВолгаНьюс», «63RU», «Аргументы и Факты Самара», «PROGORODSAMARA», «SAMRU.ru», «TLTGOROD.ru», «TLT.ru», «CityTraffic», «SGPRESS», «Большая деревня».
Хронологические рамки исследования: включают период с августа по декабрь 2018 года.
Новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка комплексного анализа материалов в интернет-СМИ Самарской области, посвященных жизнедеятельности людей с ОВЗ, позволяющий охарактеризовать освещение данной тематики в регионе и рассмотреть областные СМИ, как фактор социализации данной категории населения в современном обществе.
Научная обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются применением научной методологии, описанной в методах исследования, а также обширным эмпирическим материалом и многочисленными источниками по тематике исследования, представленными в списке использованной литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют представление о роли региональных СМИ в процессах социальной адаптации людей с инвалидностью в обществе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать на практике полученные данные для корректировки стратегии в освещении данной тематики в региональных новостных интернет-СМИ, а также при работе журналистов над материалами о жизнедеятельности людей с ОВЗ.
Гипотеза исследования заключается в том, что влияние региональных интернет-СМИ на процесс социальной адаптации людей с ОВЗ двойственно. С одной стороны, обращаясь в своих публикациях к проблемам, с которыми сталкивается эта группа населения, они обеспечивают коммуникацию, необходимую для их решения. Освещая успехи и достижения людей с ОВЗ в творчестве, профессиональной деятельности, спорте СМИ создают образ человека с инвалидностью как активного участника жизни общества, тем самым способствуют процессу социализации данной группы людей.
С другой - формируют отношение к человеку с инвалидностью как к малозащищенному, слабому, изолированному в обществе, требующему дополнительного внимания, помощи, вызывающим жалость.
Положения, выносимые на защиту:
1. На современном этапе социализации инвалидов актуальной проблемой становится преодоление дискриминационных представлений общества о людях с ОВЗ.
2. Эффективность информационной поддержки в региональных интернет-СМИ процесс интеграции людей с инвалидностью в общество связана с идейно-тематическим и жанровым разнообразием публикаций, и как следствие расширением целевой аудитории материалов.
3. Содержательная составляющая текстов, опубликованных в региональных интернет-СМИ, должна касаться не только проблем, с которыми сталкивается данная группа населения, но и освещать успехи и достижения жителей региона с ОВЗ, персонифицировать героев публикаций, тем самым формируя отношение населения к ним, как активным членам общества, стремящимся к полноценной жизни в социуме.
Апробация результатов работы.
Основные результаты исследования были представлены в докладах на конференциях «Студенческие дни науки в ТГУ» и «Молодежь. Наука. Общество», а также в опубликованных в научных сборниках тезисах: «Освещение темы жизнедеятельности людей с ОВЗ в СМИ Самарской области»1, «Тема социальной интеграции людей с ОВЗ в СМИ Самарской области»2.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Во введении обосновывается выбор темы и её актуальность; обозначаются объект и предмет исследования; определяются цель и задачи; характеризуются теоретико-методологическая, эмпирическая базы и методы исследования; определяются элементы научной новизны, практическая значимость работы, а также положения и гипотеза, выносимые на защиту.
В первой главе «Отражение жизнедеятельности людей с ОВЗ как тематика масс-медиа» рассматриваются специфика социальной журналистики, проблемы поднимаемые в данной области, роль автора, особенности работы с инклюзией, роль СМИ в процессе социализации, формируется план анализа и хронология работы.
Во второй главе «Анализ публикаций в СМИ Самарской области» представляется опрос жителей, показывающий наличие проблемы социализации людей с ОВЗ в Самарской области. Дается типологическая характеристика изданий, анализ материалов, в котором отражено состояние семантической, синтактической и прагматической сторон текста. Делаются выводы исходя из каждого пункта анализа.
В заключение формируются выводы по результатам всей проделанной работы.
Социальная журналистика на современном этапе формирует основы цивилизованного общества, способствует принятию обществом решений, касающихся всех вопросов жизни общества. Особая роль отводится ей в вопросах жизни незащищенных групп населения, в том числе людей с ОВЗ. Публикации на социальную тематику смягчают общественные настроения, нравы, установки посредством привнесения идей милосердия, понимания, сострадания и принятия.
По мнению исследователей, ранее обращавшихся к данной теме, большинство материалов посвящается льготам и пенсиям, отражение жизнедеятельности людей с ОВЗ в СМИ происходит преимущественно в информационных материалах. Если это очерк или репортаж, то превалирует пафос в 20% случаев. Стереотип «калека-попрошайка» соседствует со стереотипом «инвалид-герой». Тематика не разнообразна. Выявить качественные характеристики освещения темы жизнедеятельности людей с ОВЗ в интернет-СМИ Самарской области позволили семантические, синтактические и прагматические составляющие текста публикаций.
Прежде чем обратиться к анализу публикаций, необходимо было выявить отношение к людям с ОВЗ жителей региона. Проведённый в ходе данного исследования опрос среди жителей Самары и Тольятти показал, что из 364 человек 222 лично знакомы с людьми с ОВЗ. По мнению 73% опрошенных, общество само ограничивает общение с инвалидами. Наиболее комфортная коммуникация с людьми данной группы для опрошенных та, что не требует тесных контактов. На вопрос: «Смогли бы Вы подружиться с человеком с ОВЗ?» 42% от общего числа опрошенных затруднились ответить, а 5% признались, что не смогли бы. И только 195 опрошенных не считают инвалидность помехой для дружбы и общения. Готовы идти на контакт чаще всего люди, имеющие высшее образование в возрасте от 23 до 34 лет. При этом 24% из тех, кто не готов к контакту с людьми с инвалидностью, это люди от 29 лет и старше. Это говорит о неготовности полноценного принятия обществом людей с ограничениями по здоровью.
Участники опроса считают, что работа по улучшению доступной среды для людей с инвалидностью ведется. В большей степени это признают жители Самары. Тольяттинцы видят в своем городе меньше изменений. Респонденты отмечали оснащение специальными устройствами для маломобильных групп населения общественные места, транспорт, госучреждения.
Читают материалы, посвященные проблемам людей с ОВЗ, всего 58 человек из 364. Из них 11, которые имеют инвалидность, несколько их родственников и журналисты, которые в силу профессиональных обязанностей стараются быть в курсе новостной повестки дня. 117 человек ответили, что не читают такие материалы. Подавляющее большинство 189 респондентов отметили что читают публикации о людях с ОВЗ, если тема интересная, если затронута общественная проблема, если это важно для них, если есть интересная история. Многих смущает слово «инвалид» в заголовке и теги материала, связанные с инвалидностью. Некоторые сообщили что не видят в таких материалах для себя пользу.
Все опрошенные готовы оказать помощь, если видят нуждающегося в ней человека с инвалидностью. Но поскольку наиболее комфортную коммуникацию с ними для себя респонденты определяют ту, что не требует тесных контактов, можно сказать, что участники опроса часто относят людей с инвалидностью в отдельную социальную группу и не готовы психологически к полноценной их интеграции.
Проведенный типологический анализ интернет-изданий Самарской области помог выделить те СМИ, которые являются общественно-политическими, локальными и направленными на массовую аудиторию. Тематическая палитра таких СМИ максимальная, а внутренняя структура и наполнение подразумевают появление на страницах не только материалов новостного жанров, но также оперативно-исследовательских и художественно-публицистических жанров, а также колумнистики. В результате отбор публикаций осуществлялся на новостных сайтах Самарской области: «ВолгаНьюс», «63RU», «Аргументы и Факты Самара», «PROGORODSAMARA», «SAMRU.ru», «TLTGOROD.ru», «TLT.ru», «CityTraffic», «SGPRESS», «Большая деревня».
Интернет-СМИ Самарской области в своих материалах рассказывают о жизнедеятельности людей с ОВЗ. Частота таких публикаций в исследуемых интернет-СМИ осуществляется примерно в равной пропорции. Каждый месяц выходит примерно по 10-12 материалов. Увеличения количества публикаций от начала периода исследования к его концу не наблюдается. Больше всего материалов принадлежит «ВолгаНЬюс» - 13 из 45, меньше всего «Большой деревне» 2 из 45.
При помощи контент анализа мы отобрали в данных изданиях 45 материалов, затрагивающих тему жизнедеятельности людей с ОВЗ. Лексическими единицами при проведении контент-анализа стали слова: «инвалид», «инвалидность», «люди с ограниченными возможностями», «инклюзивная среда», «Человек с ОВЗ», «Люди с ОВЗ», «Социальная защита», «Доступная среда». Отобранные материалы о жизнедеятельности людей с инвалидностью были проанализированы нами с целью определения семантико-формальных и прагматических характеристик текстов.
Анализ семантической стороны текста.
Проведенный идейно-тематический анализ показал полную палитру тем, затронутых в материале. Максимальное количество текстов посвящено законодательству, касающемуся проблем людей с ОВЗ - 17 из 45. Они включают в себя региональную и федеральную повестку: изменения в законодательстве, налоговом кодексе, приказ Министерства труда России о выдачи автомобильного знака «Инвалид» и др. Далее по популярности идет тема, доступной городской среды, обеспечивающей инклюзию людей с ОВЗ. О ней написано в целом 8 журналистских текстов. Это материалы, посвященные установки специальных подъёмных средств для инвалидов- колясочников, открытие многофункционального центра, создание специального приложения «Социальный навигатор». Третье место разделили между собой темы, касающиеся происшествий и досуга. Им посвящено по 6 материалов. Спортивным мероприятиям посвящено 4 материала. И столько же написано о благотворительности.
Анализ идеи публикаций показал, что опорная идея у трети текстов связана с проблемами незащищенности данной категории населения. Рабочая идея раскрывается не полностью. В текстах отсутствует информация об исполнителях, средствах, гарантах. При этом журналистские публикации разделились на три части. Первая включает те материалы, в тексте которых можно выделить рабочую идею. Авторы таких публикаций показывают программу выхода. Например, материал о получении новых дорожных знаков, о затопленной квартире, в которой проживает инвалид или материал о новых видах социальной помощи. Вторая часть - это публикации, в которых опорная идея не сформулирована в тексте, но сделан акцент на инвалидности и идет воздействие на чувства и эмоции читателей, призыв к жалости. Так сделано, например, в материалах, посвященных спортивным соревнованиям с участием инвалидов или благотворительным спектаклям. Авторы делают акцент не на творчестве и смысле, заложенном в постановках, а на инвалидности его режиссера и актеров. У остальных текстов рабочая идея отсутствует вовсе. Авторы таких материалов, просто констатируют факт действительности, что определено спецификой новостных оперативных жанров. Взаимодействие опорной и рабочей идеи, как объект анализа, можно было определить только в 17 материалах.
Еще одним наблюдением стало то, что подавляющее количество материалов обезличены. Не указаны авторы, нет указаний на адресата помощи, отсутствуют имена героев. Исключение - это Ирина Смирнова из аналитической корреспонденции "PROGORODSAMARA" и Арина Кисурина из новостной корреспонденции "ВолгаНьюс". В остальных случаях авторы используют обобщающие указания: «инвалиды», «люди с ограниченными возможностями».
В трети анализируемых публикациях наблюдается не соответствие объекта и предмета. Чаще всего в материалах, посвященным благотворительным мероприятиям и организациям. Происходит эффект неоправданных ожиданий. Например, как в материале, посвященном открытому кубку по бочче. В лиде дается информация о соревнованиях, а в самом материале говориться об открытии новой площадке Мегафоном. В некоторых материалах выделить предмет отражения становится практически невозможно, поскольку в одном тексте смешивается много различной, неконструктивной информации. Материалы, в которых объект и предмет сочетаются и не противоречат луг другу, чаще всего посвящены законодательству и созданию доступной среды.
Максимально тема разработана в 11-ти материалах. Например, в тексте, который относится к оперативно-исследовательским жанрам и посвящен изменению терминологии в законодательстве. В четырех текстах полностью отсутствуют причины появления отображенного факта, его последствия и программа выхода. Остальные 28 материалов разделяются по жанрам. В аналитических материалах отсутствует один либо два вышеуказанных пункта. В новостных заметках отсутствует бэкграунд, указание на актуальность, причины, комментарии. В результате можно сделать вывод, что темы разработаны в большинстве материалов поверхностно. Публикации, обозначающие проблемы, ограничиваются ее констатацией и скорее выполняют информационную задачу.
Анализ видов информации показал, что во всех текстах имеется дескриптивная информация. 7 текстов состоят только из одного вида информации, например, материал о новом перевозчике для людей из маломобильной группы. Здесь автор только сообщает об изменениях. Прескриптивная информация присутствует в 21 материале. В 10 из них отсутствует нормативная информация. Волюативная информация присутствует в 11 материалах. Тексты, зачастую, состоят только из чувственных образов и двух видов информации. Например, материал о смерти матери и ребенка-инвалида. Нормативная информация есть в 21 материале. Все виды информации можно выделить только в 8 журналистских публикациях. Среди них материал о замене слова «инвалид». Этот же аналитический материал является единственным, в котором представляются комментарии общественных организаций инвалидов и власти. Остальные материалы имеют только информация со стороны управляющего органа. Они не объективны по своему содержанию.
Анализ синтактической стороны текстов.
Структура материалов всех новостных заметок имеет форму перевернутой пирамиды: новостное ядро, цитата, контекст. Структура одного информационного отчета не соответствует хронологии события. Это материал, посвященный открытому заседанию администрации. Остальные материалы имеют композиционное решение, позволяющее отразить логику повествования.
В новостных жанрах журналистики написано большинство текстов - 37 материалов. Из них 3 хроникальных заметки, 14 кратких заметки, 11 расширенных заметки, два информационных отчета и 7 корреспонденций. К оперативно-исследовательским жанрам принадлежат 8 материалов. Четыре из которых аналитические статьи и четыре в жанре постановочной корреспонденции.
Фактической информации достаточно только в 19 из 45 текстов. В большинстве публикаций авторы делают выводы, опираясь не на факт действительности, а на собственные эмоции. Например, «Соревнования прошли в спортивном комплексе “Олимп”, отвечающем современным требованиям доступной среды». Фактов, подтверждающих этот вывод в тексте, нет. Авторская оценка остается неаргументированной.
Образ автора отсутствует в 18 новостных журналистских материалах. В шести публикациях он выражен явно. Авторы в них используют оценочные прилагательные, сравнения, риторические вопросы. В остальных текстах автор проявляется через модальность материала, подбор и расстановку фактов, комментарии. В половине материалов не указаны имена авторов текстов.
Языковые и выразительные средства ограничены, поскольку большинство материалов - это сухие информационные посты. Рассказывая об общественных мероприятиях, авторы прибегают к эпитетам, сравнениям, риторическим вопросам, восклицаниям, метафорам: «Мы можем помочь вернуть слух!», «Это очень интересно и важно!», «Увлекательные и непревзойденные», «Парус надежды», «Дом уходит на дно», «Разгорелись споры» и т.д. Задача таких фраз - эмоциональное воздействие на аудиторию.
Анализ прагматической стороны текстов.
Большая часть материалов направлена на очень узкую аудиторию, и журналист обозначает это сразу в заголовке, где использует слова «инвалид», «люди с ограниченными возможностями». Например, «В Самаре состоится ярмарка вакансий для людей с инвалидностью», «Получение инвалидами государственных услуг упростят». Такие материалы имеют адресный характер и направлены на людей с ОВЗ. Чуть шире аудитория журналистских текстов, которые затрагивают проблемы маломобильной группы населения, включающую в себя мам с колясками, пенсионеров, и работу социальных учреждений, которые сотрудничают с сиротами и многодетными семьями. Самую массовую аудиторию имеют материалы, в которых акцент сделан на творческих способностях, спортивных достижениях, успехах, а не на инвалидности людей. Но таких всего 9 из 45 материалов. Это публикации о благотворительных городских выставках с участием авторов с инвалидностью, театральных постановках, спортивных соревнованиях, профессиональных чемпионатах.
Анализ информационной насыщенности текстов позволил сделать вывод, что в них зачастую не хватает информации об организаторах, сроках, исполнителях. Например, в материале о проведении конкурса для родителей детей-инвалидов нет информации о жюри и способах контакта с организаторами. 22 материала оставляют после прочтения вопросы, на которые автор не дает ответов.
Актуальность темы публикации показана во всех материалах, кроме 4. Это тексты, в которых рассматривается необходимая доступная среда, либо изменения, связанные с улучшением жизнедеятельности людей, либо мероприятия, нацеленные на оказание помощи. Присутствуют также публикации, в которых журналисты ограничиваются описанием информационного ядра. В таких текстах принцип актуальности практически не реализуется, отчего внимание аудитории к ним снижается.
Оперативность материалов также выражена не во всех текстах. Два материала с места события не имеют дат, в результате невозможно понять насколько оперативно подготовлен текст, и когда мероприятие состоялось. Материалы, посвященные изменению дорожных знаков, также не имеют дат реализации проекта. Например, «В администрации прошло заседание», «Претензии прокуратуры касались отсутствия пандусов на станции метро "Юнгородок", что является нарушением требований закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"». Информации, когда были выявлены эти нарушения, насколько быстро отреагировала администрация в тексте нет.
Каждый проанализированный текст декодируем и полезен. Однако информация, содержащаяся в половине проанализированных текстах, имеет ценность только для узкого круга лиц.
Проанализированные тексты в подавляющем большинстве реализуют информационную функцию - 37 материалов из 45. Они информируют о новых фактах действительности и событиях, изменениях, нововведениях. Коммуникативную функцию в полной мере реализуют 22 журналистских текста. Они устанавливают коммуникацию между обществом и властью и различными общественными структурами. Рекреативная функция отсутствует в данных материалах. Организаторская функция реализована в 12 материалах, посвященных театральным постановкам, выставкам, благотворительным акциям. Идеологическая функция выступает как инструмент трансляции социально-одобряемых норм и моделей поведения. Она способствует росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности. Анализ показал, что интернет-СМИ Самарской области в своих текстах формируют представление о жителях региона с ОВЗ как требующих сострадания, сочувствия дополнительного внимания со стороны властей граждан. В своих публикациях они прибегают к воздействию на эмоции читателей, даже в тех материалах, где это не требуется. Люди с ОВЗ остаются отдельной социальной группой, ведущей обособленный образ жизни, вынесенной за пределы жизни общества.
Таким образом можно сделать вывод, что дискриминационные представления о людях с ОВЗ в Самарской области существуют. Новостные интернет-порталы Самарской области имеют большой потенциал в формировании социально-психологического принятия обществом людей с ОВЗ, т.к. могут формировать в своих публикациях образ человека с ОВЗ как полноценного члена общества, тем самым способствовать их социализации.
Говоря об освещении жизнедеятельности людей с ОВЗ в интернет- СМИ Самарской области нельзя не отметить, что издания регулярно обращаются к данной тематике, уделяя внимание как существующим проблемам инклюзии, так и действиям властей и общественных организаций по их решению. Однако качество освещения характеризуется тематическим однообразием, узостью аудиторной направленности, низким уровнем объективности, небольшим количеством используемых жанров, обезличенностью публикаций, ориентированность на эмоциональное восприятие текста, в результате чего, формируется представление о людях с ОВЗ, как о постоянно нуждающихся в помощи граждан, ведущих изолированный образ жизни, не способных быть активными участниками общественных процессов.
Все это позволяет выработать рекомендации по корректировке стратегии в освещении данной тематики в региональных новостных интернет-СМИ. Необходимо расширить целевую аудиторию публикаций, персонифицировать героев материалов, освещать не только проблемы, но и достижения людей с ОВЗ Самарской области, показывать их как общественно активных граждан, разнообразить жанровую палитру, избегать акцентирования внимания читателей на инвалидности и чрезмерной жалости.
Нормативно-правовая база
1. Всемирная программа действий в отношении инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3. shtml.
2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0.
3. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //apps.who. int/gb/bd/PDF /bd47/RU/constitution-ru.pdf.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/d isabilities/.
Научная, учебная, методическая литература
5. Аверина, Е.А. Интеграция инвалидов в общество : теоретическое осмысление проблемы [Текст] / Е. А. Аверина // ВестникТомГУ. Философия, социология, политология. - 2011. - № 1. - С. 127-130.
6. Балабанова, Ю.Р. Особенности освещения региональных событий в сфере культуры информационными интернет-агентствами центрального федерального округа [Электронный ресурс] / Ю. Р. Балабанова, В. Н. Левина. - Режим доступа : https://clck.ru/GcEQz.
7. Баранов, Е.Г. Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание [Текст] / Е.Г. Баранов // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 1. - С. 25-31.
8. Баусов, Ю.Н. Морально-ценностный аспект проблемы отношения "Инвалид-общество" [Электронный ресурс] / Ю.Н. Баусов. - Режим доступа : http://cheloveknauka.com/moralno-tsennostnyy-aspekt-problemy-otnosheniya- invalid-obschestvo.
9. Бовин, А. Профессия журналист [Текст] / А. Бовин // Журналистика. - 2001. - № 3. - С. 45-48.
10. Богданова, Е.В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры [Текст] / Е.В. Богданова // Вестник КГУ. - 2015. - № 21. - С. 16-23.
11. Больницкая, А.В. Инвалиды и общество коммуникации [Электронный ресурс] / А.В. Больницкая // Мониторинг. - 2014. - № 4 (122). • Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/v/invalidy-i-obschestvo.
12. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий [Электронный ресурс] : монография / Т. Г. Винокур. - М. : URSS - 2005. - Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/368673/.
13. Волков, В.А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей : аксиологический аспект [Текст] / В. А. Волков // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 913-915.
14. Волкова, И.П. Социально-психологические и личностные факторы толерантности к инвалидам по зрению в современном обществе [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 83. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-i- lichnostnye-faktory-tolerantnosti-k-invalidam-po-zreniyu-v-sovremennom- obschestve.
15. Голанова, Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня [Электронный ресурс] / Е.И. Голанова // Русский язык сегодня. - Москва. - 2000. - Вып. 1. • Режим доступа : http://fibced.m/piikling/conjAstilsiA1 /publijeatzxbJtitml.
...