Введение 7
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 10
1.1. Сущность и виды образовательного туризма 10
1.2. Проблемы развития образовательного туризма 18
II. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ 28
2.1. Проблемы адаптации иностранных студентов 28
2.2. Основные методы адаптации студентов 37
III. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ГОРОДЕ
ТОМСКЕ 45
3.1. Анализ рынка образовательного туризма в городе Томске 45
3.2. Выявление проблем адаптации иностранных студентов в Томске 50
3.3. Разработка концепции специального мероприятия «International dinner» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
В современном мире сотрудничество в области образования является важнейшей и актуальной задачей многих стран, поскольку именно обучению и воспитанию молодежи принадлежит существенная роль в процессе духовного сближения народов, интеграции мирового сообщества [1]. Все это способствует бурному развитию международного образовательного туризма, под которым понимаются поездки с целью обучения за рубежом. Такой вид туризма объединил две самостоятельные отрасли - туризм и образование [2, 3]. Образовательный туризм рассматривается как часть молодежного туризма. Если говорить о международном туризме, то здесь в основном ориентируются на два направления: въездной и выездной. Однако, существует множество других классификаций туризма, например, по целям поездки, по возрастной категории, по длительности пребывания. Международный туризм, где целевой аудиторией является молодежь, выступает одним из самых быстрорастущих и динамичных направлений мирового туристского рынка. Молодые люди путешествуют с целью - совместить путешествие с учебой, работой или волонтерской деятельностью.
В настоящее время для развития международного образовательного туризма необходимы не только развитая инфраструктура туристской отрасли, но и учет специфики академических обменов в области образования. Неразрывно с поставленной целью тесно связана задача по привлечению иностранных студентов для обучения в России. Возрастающий интерес к иностранным студентам в последние годы вызвал всплеск количественных исследований, посвященных изучению проблем их адаптации. То есть, студенты, которые приезжают и учатся в принимающей стране, должны быстро адаптироваться к новой социальной среде и обучению, не нарушая образовательный процесс. Поэтому для вузов в этих условиях одной из ключевых проблем стала адаптация иностранных студентов к новой социокультурной среде [4].
В данной работе будет рассмотрен образовательный туризм в городе Томске, рассмотрены достоинства и недостатки существующих исследований проблем адаптации иностранных студентов и предложение решения этих проблем. Сегодня Томск можно назвать центром международного образовательного туризма, ведь он традиционно считается одним из ведущих образовательных центров России. Поэтому вузам Томска неизбежно приходится сталкиваться и решать проблемы адаптации иностранных студентов.
Объектом исследования данной работы является образовательный туризм.
Предметом исследования данной работы являются мероприятия по адаптации иностранных студентов.
Цель данной работы - разработать концепцию мероприятия по адаптации иностранных студентов.
Задачи работы:
1. Проанализировать особенность адаптации иностранных студентов
2. Изучить рынок образовательного туризма в городе Томске.
3. Выявить проблемы адаптации иностранных студентов в Томске.
4. Составить и проанализировать анкеты о проблемах адаптации иностранных студентов в Томском политехническом университете.
5. Разработать концепцию специального мероприятия «International dinner»
Для изучения специфики образовательного туризма использованы работы Акимовой О.В., Пономаревой Т.В., Шкута А.А. и др. Вопросы адаптации иностранных студентов изучены на основе трудов Ивановой М.А., Савченко И.А., Аннамурадовой А.А. и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанное мероприятие можно использовать в деятельности Томского политехнического университета с целью решения проблем адаптации иностранных студентов.
В заключение можно сказать, Томск традиционно считается одним из ведущих образовательных центров России. В городе располагаются шесть государственных университетов, при этом из 500 тысяч жителей Томска 100 тысяч — студенты. Томские вузы привлекают внимание студентов из более 40 стран в мире на высшее образование. Образовательный туризм - это не только дополнительный приток денежных средств в Томскую казну, это не только дополнительные доходы для университетов, это - первый этап процесса интернационализации высшего образования.
Несомненно, что приезжаю в другую страну, в иную культурную среду иностранным студентам приходится проходить этапы адаптации. В работе было выявлено, что адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя несколько видов адаптации (социальную, социокоммуникативную и социобытовую). Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
ТПУ уделяет большое внимание адаптации иностранных студентов, именно в ТПУ существует центр международного образования — Институт международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК), занимающийся, в частности, обучением иностранных студентов русскому языку как иностранному. Также в университете создана молодежная организация «Buddy Building Club» (Клуб дружеской поддержки), привлекающая студентов различных университетов с целью помощи иностранным студентам в адаптации.
Основываясь на опыте данных организаций, в работе были выделены основные методы адаптации иностранных студентов, среди которых отмечены и специальные мероприятия. Помимо этого автор работы провел анкетирование с целью выявления наиболее сущностных проблем адаптации иностранных студентов, и для решения выявленных проблем была разработана концепция специального мероприятия «International dinner».
Студенты должны быстро адаптироваться к новой социальной среде и обучению, не нарушая образовательный процесс. Поэтому роль специальных мероприятий в процессе адаптации иностранных студентов очень важна, они помогают студентам проще интегрировать с новой средой. Мероприятия вузов повышают их привлекательность для студентов и их родителей, способствуют развитию мультикультурных связей и повышению академической мобильности всех участников образовательного процесса.
1. Бутузов А. Г. Этнокультурный туризм : учебное пособие / А.Г.
Бутузов. — М. : КНОРУС, 2013. - С. 39
2. Витенберг Е.В. Социально - психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб.,1995. 16 с
3. Дедова О.М., Шерстникова С.В, Тумакаева Ф.А. Адаптационный процесс аккультурации иностранных студентов - англофонов медицинских вузов. // Достижения и проблемы современной медицины: сборник статей Международной научно - практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 62 - 65
4. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально - психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. - СПб., 1993 - 2с
5. Александрова А.Ю. - Международный туризм // Учебное пособие. - 2002. - Москва
6. Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] / Т. В. Пономарева // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139-143.
7. Перспективы России на международном рынке экспорта образовательных услуг [Электронный ресурс] - Электронные данные. - NT-INFORM информационный интернет-канал, 2012. — Режим доступа. —http: //www. rsci. ru/grants/admin news/233101. php
8. Global Education Digest // UNESCO Institute of Statistics. - [электронный
ресурс]. - 2004. - Режим доступа:
http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/ged-2008 en.pdf
9. Акимова О.В. Образовательный туризм : проблемы и перспективы // Актуал. проблемы гуманитар. и естествен. наук. - 2013. - № 2. - С. 77 - 79.
10. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб., 2002.
11. Портал «Статистика Российского образования» [Электронный ресурс] - Электронные данные., 2014. - Режим доступа: http://stat.edu.ru
12. Гальмук Н.А. Педагогические условия личностно-1. ориентированного становления специалиста социальной сферы в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2008. - С.5-24.
13. Лилиенталь И.Е. Адаптация студентов к вузовЗ. скому обучению как этап личностного и профессионального развития: сб. науч. статей СевКавГТУ . Сер. «Гуманитарные науки». - № 5. -2007.
14. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией 5. молодежи // Право и образование. - № 2. - 2007. - С. 119-130.
15. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в 8. условиях вуза // Психология и эрганомика. - № 3. - С. 47-49.
16. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов. Социологические исследования. - 2007., 3: 7377с.
17. Савченко И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010., 1: 25-31с.
18. Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете. Ярославский педагогический вестник. - 2013., 2 (1): 111-115с.
19. Витенберг Е.В. Социально - психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб.,1995.
20. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психиче9. ских процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. - Иркутск, 2006. - С. 89-103.
21. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко). Фундаментальные исследования. - 2011., 8 (1): 284-288с.
22. Кормилицын А.П. Управление процессом адаптации иностранных студентов в новых экономических условиях. Современные научнотехнические проблемы гражданской авиации: тезисы докладов Международной научно-технической конференции. М.: МГТУ ГА; ГА - 1996.; 258 с.
23. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных
студентов в российском вузе и направление его развития. В сб.: Дефиниции культуры: сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Томск: Издательство Томского университета. - 2011., 9: 406-411с. Режим доступа: http://
www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/12/image/ 12-123.pdf
24. Дмитриенко С.А. Формирование навыков адап2. тации к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 2. - С. 38-41.
25. Дедова О.М., Шерстникова С.В, Тумакаева Ф.А. Адаптационный процесс аккультурации иностранных студентов - англофонов медицинских вузов. // Достижения и проблемы современной медицины: сборник статей Международной научно - практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 62 - 65
26. Дементьева С.В.. Вузы России как 4. механизм адаптации мигрантов (в контексте социологического и философского анализа). Известия Томского политехнического университета - Томск, 2008. - 158-164с.
27. Аннамурадова А.А.. [Электронный ресурс] / Проблемы 1. адаптации и
пути их решения в ШПГУ. Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»., 2013. - Режим доступа:
http://www. scienceforum.ru/2013/pdf/6241 .pdf
28. Иванова М.И.. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России. Дис. д-ра психол. наук. СПб.: СПбГТУ. 7. Кастельс М. 2000. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд. дом ВШЭ, 2001.
29. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров [и др.]. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1968. 1,с. 334
30. Т.Ф. Ефремова. Толковый словарь русского языка. — М., 2009.
31. Ковалева Т.М. Сборник АПКиППРО / Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова и др. — Москва. 2009.
32. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.
33. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики / Т.М. Ковалева // Тьюторство: концепции, технологии, опыт: Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: М"Принт, 2005.
34. Иностранные университеты. Вып. I. Университеты Англии и годы студенчества ея знаменитых людей. М., 1899.
35. Е. С. Ефремова, Волонтёрское движение: возможости участия студентов - психологов.- МГППУ - 2013, №4
36. Барабаш В. Э. / Connect-Universum-Junior-2015: Специальные мероприятия как инструмент коммуникации с иностранными студентами (на примере сибирских вузов) / Барабаш В. Э., Иванова А. С. - Томск - 2015.
37. Стратегия 2020, стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года [Электронный ресурс] Группа Экспертные группы по обновлению "Стратегии - 2020" - Электрон. текстовые дан., 2012 — Режим доступа: http://2020strategy.ru/documents/32710234.html
38. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс] Документы системы ГАРАНТ - Электрон. текстовые дан., 2005 — Режим доступа: http://base.garant.ru/
39. Шкута, А.А., Образовательный туризм как мощный фактор повышения
эффективности образования в высших учебных заведениях
[Электронный ресурс] /А. А. Шкута Аракчеева З. В. — Материалы V Междунар. студ. эл. науч. конф. «Студенческий научный форум» - Электрон. текстовые дан., 2013., 3с. — Режим доступа
http://www.scienceforum.ru/2013/136/338
40.OECD. [Электронный ресурс] Education at a Glance 2013: OECD Indicators. OECD Publishing. - Электронные данные., - 2013b. Режим доступа: URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en
41. Российский статистический ежегодник. [Электронный ресурс] Электронные данные., - 2012. Режим доступа: URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/public ations/catalog/doc 1135087342078
42. Шереги Ф.Э. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года/ Шереги Ф.Э., Арефев А.Л.. - М.: ЦСПиМ. - 2010.
43. Концепция развития туризма и гостеприимства в Томской области на
2008 - 2013 годы [Электронный ресурс] /Губернатор Томской области от 29.06.2007 — Режим доступа
http://plotnik.tomsk.ru/?p=official concept
44. Богданова И. А., Болдырева Л. И., Ботаева Л. Б., Веснина Л .В., Высокоморная Ю. И., Ивонина Е. В., Казакова Н. А., Леонтьева М. Ю., Черникова Я. А., Шпаченко И.А. Основные результаты деятельности системы высшего и профессионального образования Томской области в 2013 году / Под ред. Пушкаренко А. Б. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2014. - 92 с.
45. Тульчинский В.Г. PR фирмы: технология и эффективность: Учебное пособие. - СПб.: Издательство: «Алетейа», 2001. - 135 с.
46. Шумович А. Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management: - М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2006. - 34 с.
47. Ларина Л.Н. Обучение иностранных студентов [Электронный ресурс] // Томский политехнический университет - Электрон. дан., - Режим доступа: URL: http://tpu.ru/education/int-edu-work/iie/