Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте

Работа №112957

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
273
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования сплоченности в младшем школьном возрасте 9
1.1 Понятие «сплоченность» в отечественной и зарубежной литературе 9
1.2 Педагогические условия формирования сплоченности в младшем школьном возрасте 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию сплоченности в коллективе детей младшего школьного возраста 31
2.1 Диагностика сплоченности коллектива младших школьников 31
2.2 Разработка и реализация комплекса коммуникативных
тренингов по формированию сплоченности детей младшего школьного возраста 44
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 66
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложение А Методика «Социометрия» Дж. Морено 85
Приложение Б Методика «Наша группа» О.И. Мотков 87
Приложение В Методика «Индекс групповой сплоченности К. Сишора» 88
Приложение Г Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям Е.И. Рогова 90
Приложение Д Приемы и методы формирования сплоченности 92

Актуальность темы исследования. В настоящее время одним из наиболее актуальных и значимых вопросов психолого-педагогических исследований является проблема группы. Осуществляя различного рода социальные функции, индивид становится членом огромного множества социальных групп, или иначе, страт, развивается под влиянием обозначенных групп и их пересечения, занимает определенную социальную позицию, а также оказывается вовлеченным в систему норм и правил, присущих каждой отдельный социальной группе.
Период обучения в начальной школе является значимым для личностного развития ребенка младшего школьного возраста, а школьный коллектив представляет собой своеобразную модель общества. В рамках данной социальной группы младший школьник приобретает внутреннюю социальную позицию, осознает свою роль как члена коллектива, открывает новые возможности и стратегии межличностного взаимодействия [8].
В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, в процессе осуществления которой у ученика формируется мотивация, развивается критическое мышление, усваиваются новые знания, умения и навыки, необходимые для успешного обучения. Под воздействием учебного коллектива у ребенка формируется также система ценностей, взглядов и установок, развивается самосознание, коммуникативные умения и навыки.
Необходимо обратить внимание, что коллектив обучающихся младшего школьного возраста характеризуется, в первую очередь, присущей обществу системой межличностных взаимоотношений, определенной совокупностью ценностных ориентаций. А, следовательно, как и в любом коллективе, в учебной группе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Как известно, от степени сплоченности коллектива, характера среды (благоприятный/неблагоприятный), особенностей межличностных взаимоотношений между членами группы, зависит психологический комфорт каждого члена группы, эффективность и результативность его деятельности.
Наиболее актуальной на сегодняшний день становится проблема сплочения коллектива школьников, возрастает значимость исследования результативных путей решений обозначенной проблемы, иными словами поиск наиболее эффективных методов и приемов формирования сплоченности учебной группы.
В соответствии с Национальным проектом «Образование» основополагающей задачей системы современного российского образования является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности» [37, с. 6].
Одним из требований к результатам освоения ФГОС НОО является: «развитие навыков сотрудничества со старшими и ровесниками в различных общественных ситуациях, умения не создавать инцидентов и находить выходы с неоднозначных ситуаций» [44, с. 7].
Опираясь на требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО), можно сделать вывод, что выпускник начальной школы должен быть не только всесторонне развитой личностью, обладать сформированными умениями и навыками учебной деятельности, но также демонстрировать способность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды, уметь социализироваться в обществе, выстраивать межличностные взаимоотношения, что становится возможным только при условии сформированности навыков группового взаимодействия.
Групповая сплоченность в коллективе младших школьников зависит от сформированности умений работать в команде, осуществлять совместную учебную и творческую деятельность, выстраивать позитивные взаимоотношения в рамках учебной группы.
Изучением феномена сплоченности занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Среди наиболее значимых зарубежных исследований в области формирования групповой сплоченности следует назвать труды Дж. Морено, К. Фопеля, Л. Фестингера, Г. Хаймана. Проблема сплоченности поднималась в работах следующих отечественных исследователей: Н.П. Аникеевой, Н.М. Банных, Л.П. Буевой, К.Д. Давыдова, А.И. Донцова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского. Вопросы формирования группой сплоченности в коллективе детей младшего школьного возраста рассматривают С.А. Волкова, И.С. Махалова, Е.А. Селюкова.
Однако, вопросам определения педагогических условий формирования сплоченности в коллективе детей младшего школьного возраста не уделялось должного внимания ни в отечественных, ни в зарубежных исследованиях. Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки педагогических условий формирования групповой сплоченности в коллективе детей младшего школьного возраста.
Анализ практики и психолого-педагогических исследований позволил выдвинуть существующие противоречия:
- несоответствие между потребностью государства в личности, способной осуществлять продуктивное межличностное взаимодействие, работать в команде, демонстрирующий высокий уровень развития коммуникативных умений и навыков и недостаточной сформированностью у младших школьников навыков группового взаимодействия;
- необходимостью в формировании сплоченности в коллективе детей младшего школьного возраста и отсутствием научно обоснованного комплекса педагогических условий по формированию групповой сплоченности в коллективе младших школьников.
На основании выделенного противоречия сформулируем проблему исследования: «Каковы педагогические условия формирования групповой сплоченности в коллективе младших школьников?».
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования «Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте».
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования сплоченности в младшем школьном возрасте и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования - процесс формирования сплоченности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - педагогический условия формирования сплоченности младших школьников в процессе коммуникативных тренингов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, формирование сплоченности коллектива младших школьников будет более эффективным, если:
- формирование сплоченности будет происходить в процессе коммуникативных тренингов с применением элементов игровой деятельности (как наиболее соответствующей возрастным особенностям обучающихся младшего школьного возраста);
- членам группы будет предоставляться свободный выбор вида действий из объективно возможных в условиях заданной ситуации;
- создать психологически комфортную обстановку, атмосферу взаимоуважения и сотрудничества.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме формирования сплоченности в младшем школьном возрасте.
2. Подобрать диагностические методики и провести диагностику для выявления актуального уровня групповой сплоченности в коллективе младших школьников.
3. Выявить педагогические условия, способствующие формированию сплоченности младших школьников, и реализовать их в процессе применения коммуникативных тренингов.
4. Провести контрольную диагностику уровня сформированное™ групповой сплоченности в коллективе младших школьников, сделать выводы по результатам исследования.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-теоретической и психолого-
педагогической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, синтез, классификация, систематизация;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анкетирование, тестирование, методы обработки результатов (количественный и качественный анализ), моделирование.
База исследования: МОУ Николаевская СШ Ульяновской области.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования сплоченности, в разработке содержания коммуникативных тренингов, направленных на формирование сплоченности в коллективе обучающихся младшего школьного возраста. Результаты исследования могут быть использованы педагогами начального образования при составлении планов-конспектов внеклассных занятий, методических разработок, направленных на формирование сплоченности в коллективе обучающихся младшего школьного возраста; педагогами- психологами в процессе организации психологического консультирования.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках зарубежных исследований понятие «сплоченность», как правило, рассматривается с точки зрения социально-коммуникативного подхода (проявляется в общении и коммуникативных связях между членами группы); в отечественных психологических исследованиях термин «сплоченность» рассматривается в русле деятельностного подхода.
На основании анализа научно-теоретической литературы мы взяли за основу определение феномену «сплоченность» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, как наиболее релевантное в рамках темы настоящего исследования: сплоченность - это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.
Групповая сплоченность в детском коллективе является благоприятным свойством группы детей, производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. Основными показателями и критериями оценки сплоченности в коллективе детей младшего школьного возраста являются социальный статус членов группы, отношение к совместной деятельности и психологический климат в коллективе.
Педагогические условия представляют собой совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса. Основными педагогическими условиями формирования сплоченности коллектива обучающихся младшего школьного возраста являются: использование элементов игровой деятельности,
предоставление возможности свободного выбора членами группы вида действий из объективно возможных к заданной ситуации и проведение занятий в психологически комфортной обстановке, атмосфере взаимоуважения и сотрудничества.
На основании первичной диагностики на констатирующем этапе исследования было выявлено, что в контрольной и экспериментальной группах детей младшего школьного возраста царит неблагоприятная атмосфера, которая не позволяет коллективу сплотиться. В ходе исследования было выявлено, что для детей экспериментальной группы характерны частые конфликты, надменное отношение к тем кто слабее, незаинтересованность совместной деятельностью, а также большое количество детей в классе, что имеют низкий социальный статус. В контрольной группе ситуация схожая, однако, в отличие от экспериментальной группы, дети мене конфликтны и стараются друг друга поддерживать, но все также холодны к совместной деятельности.
Полученные результаты актуализировали необходимость разработки комплекса тренинговых занятий, направленных на формирование сплоченности детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе. Для формирования сплоченности в коллективе обучающихся младшего школьного возраста нами был использован комплекс педагогических условий, а именно: применение элементов игровой деятельности; предоставление возможности свободного выбора членами группы вида действий из объективно возможных к заданной ситуации; создание психологически комфортной обстановки, атмосферы взаимоуважения и сотрудничества. Комплекс обозначенных педагогических условий наиболее эффективно может быть реализован в ходе коммуникативного тренинга, как формы организации работы по формированию групповой сплоченности младших школьников.
Использование элементов игровой деятельности нами было реализовано в процессе проведения психологических, подвижных, театрализованных и дидактических игр.
Предоставление возможности свободного выбора членами группы вида действий из объективно возможных к заданной ситуации было реализовано в упражнении «Признак»; при выполнении упражнения «Интуиция».
Предоставление возможности свободного выбора в процессе выполнения данного упражнения позволило обучающимся раскрыть свою индивидуальность, активизировать умения договариваться и работать в команде, слышать и слышать друг друга.
Создание благоприятной психологической обстановки в процессе формирования сплоченности коллектива обучающихся младшего школьного возраста является условием реализуемом в начале каждого коммуникативного тренинга с использованием упражнений: «Я хочу тебе подарить...», «Ты - лев», «Комплимент», «Добрые слова», «Поздороваемся», «Веселый счет», «Рисунок моего Я», «Передай эмоцию».
После проведения формирующего эксперимента на контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика сплоченности детей младшего школьного возраста в соответствии с имеющимся методическим инструментарием.
Полученные результаты позволили сделать об эффективности разработанного комплекса тренинговых занятий, направленных на сплочение детей младшего школьного возраста, поскольку после внедрения таких занятий в экспериментальной группе показатели сплоченности значительно возросли. В контрольной группе также наблюдаются положительные изменения, несмотря на тот факт, что их обучение осуществлялось в соответствии с имеющимся на базе образовательного учреждения контрольно-тематическим планом.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена, а цель достигнута. Разработанный комплекс тренингов может быть применен педагогами и специалистами на базе образовательного учреждения для формирования сплоченности детей младшего школьного возраста. Дальнейшие перспективы работы с коллективом школьников - формирование традиций класса.



1. Акименко Е.А., Акименко Д.В. Сплоченность в коллективе: условия и факторы эффективного взаимодействия // Социология государственного и муниципального управления. 2019. С. 144-147.
2. Алёхина И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе.
2011. № 3. С. 83.
3. Андреева О.П., Фархшатова И.А. Формирование культуры
поведения у детей младшего школьного возраста // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. Шадринск:
Шадринский государственный педагогический университет, 2020. С. 82-84.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2000. 78 c.
5. Арсланова Р.Р. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте посредством проектной деятельности // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Анапа: ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. С. 10-13.
6. Бакулина Е.А., Рубцова Н.Н., Виноградов В.В. Влияние ученического коллектива на формирование личности в младшем школьном возрасте // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. 2017. №1. С. 167-172.
7. Банных Н.М. Сплоченный коллектив - залог успешного обучения // Начальная школа. 2008. №2. С. 52-53.
8. Беломестных А.А. Влияние детского коллектива на формирование личностных характеристик младшего школьника // Россия Молодая. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2019. 379 с.
9. Беспаликова О.В. Педагогические условия формирования сплоченности группы младших школьников в условиях внеурочной деятельности // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2019. С. 51-52.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб: Питер, 2008. 468 с.
11. Болдырева Л.В. Роль детских общественных объединений в создании единого воспитательного пространства. Воспитание школьников.
2012. №10. С. 52-54.
12. Бреславская К.О. Влияние работы классного руководителя и школьного психолога на развитие сплоченности ученического коллектива младших подростков // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. №14 (62). С. 84-87.
13. Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: тез. докл. к выездн. засед. лаб. Санкт-Петербург, 2000. 56 с.
14. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 2014. 446 с.
15. Волкова С.А. Формирование группой сплоченности у детей младшего школьного возраста // Достижения и перспективы современной науки. Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2017. С. 232-236.
16. Воронкова А.Д. Совместная коллективная (творческая) деятельность как условие формирования сплоченности в коллективе // Вопросы педагогики. 2020. №1-2. С. 59-62.
17. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6т. Т. 3. М., 2003. 328 с.
18. Выготский Л.С. Психология развития. М.: Юрайт, 2018. 302 с.
19. Горохов А.Ю., Макаров Ю.В. Групповая сплоченность как социально-психологический элемент: учебно-методической пособие в помощь изучающим курс «Психология делового общения». СПб: Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. 63 с.
20. Давыдов К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива. М.: Кадры, 2005. 208 с.
21. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 2000. 128 с.
22. Зиганшина Ю.Р. Формирование групповой сплоченности детей
младшего школьного возраста средствами дополнительного образования // Актуальные вопросы современной психологии: взгляд молодых
исследователей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. С. 24-33.
23. Зорина Е.А. Однородность малой группы как один из факторов, влияющих на ее сплоченность // Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. С. 100-104
24. Ивонтьева А.К. О технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко // Современная педагогика. 2014. №11. С. 37-40.
25. Климова К.Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. №4. С. 43-45
26. Коломинский Я.Л. Основы психологии: учебное пособие. М.: АСТ, 2010. 351 с.
27. Корнилова Е.В. Особенности дружеских отношений у детей младшего школьного возраста // Актуальные вопросы современной науки. 2019. С. 93-97.
28. Ларченко Д.А. Теоретический анализ феномена сплоченности на примере зарубежных исследований // Студенческий вестник. 2019. №19-1 (69). С. 70-72.
29. Левин К., Бандура А. Гештальтпсихология и социально-когнитивная теория личности: монография. СПб: Прайм- Еврознак, 2007. 125 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл,
Академия, 2005. 352 с.
31. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988. 308 с.
32. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 345 с.
33. Махалова И.С., Колышкина Е.В., Курилкина Е.В. Психологические особенности формирования групповой сплоченности (на примере коллектива младших школьников) // Актуальные вопросы современной психологии: взгляд молодых исследователей. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2018. С. 185-188.
34. Модрус А.Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: дис. канд. пед. наук: защищена 19.06.08. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост. пед. ин-та, 2008. 153 с.
35. Онькова А.В. Сплоченность малой группы как предмет социально-психологического анализа // Аллея науки. 2018. № 1(17). Т.1. С. 152-156.
36. Оспанова А.А., Мирониченко Р.В. Формирование коллектива на первых этапах его становления // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 822-825.
37. Паспорт национального проекта «Образование» (2019-2024): Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным перспективам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16). URL:https: //ekon.tmbadm.ru(08.02.2021).
38. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. М.: Academia, 2005. 173 с.
39. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов вузов. СПб: Питер, 2014. 720 с.
40. Селюкова Е.А., Алиева С.Р. Формирование сплоченности в детском коллективе начальной школы // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки. Уфа: ООО «Омега Сайнс», 2017. С. 110-113.
41. Сидоренков В.В. Групповая сплоченность // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 44-49.
42. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. М.: КНОРУС, 2016. 280 с.
43. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Понятие сплоченности коллектива в отечественной и зарубежной литературе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №2 (23). Т.7. С. 275-278.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования: от 31.12.2015 №1576 // Министерство
образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2015. 35 с.
45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(08.02.2021).
46. Филатова И.М. Групповая работа - одна из форм деятельностного метода обучения // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами. Волгодонск, 2016. С. 62-65.
47. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.
Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002. 336 с.
48. Хушмуродова И.Б. Понятие о групповой сплоченности //
Молодой ученый. 2015 №12. С. 822-824. URL:
https://moluch.ru/archive/92/20393(23.10.2020)
49. Черновцева В.А. К вопросу формирования группой сплоченности детей младшего школьного возраста // Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2016. С. 442-446.
50. Чуприкова А.С. Психологическая характеристика мотивов учебной деятельности у младших школьников // Молодежь и наука: шаг к успеху. 2019. С. 263-265.
51. Шевченко Е.В. Теоретический анализ основных подходов в исследовании внутригрупповой сплоченности в психологии // Цивилизация знаний: российский реалии. М.: Российский новый университет, 2019. С. 598-602.
52. Янин С.В. Эффективность копинг-стратегий с точки зрения ролевой теории Дж. Л. Морено // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. №2. Т.19. С. 97-101.
53. Festinger L. The role of group belongingness in a voting situation // Human relations. 1947. №2. Vol.1. pp. 154-180.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ