Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности у сотрудников торговой организации 9
1.1 Психологические подходы к исследованию
стрессоустойчивости 9
1.2 Определение коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях 16
1.3 Взаимосвязь стрессоустойчивости и коммуникативной
компетентности 23
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности у сотрудников торговой организации.... 26
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 26
2.2 Представление результатов эмпирического исследования 29
2.3 Анализ полученных результатов 35
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Приложение А Сводная таблица данных 48
Приложение Б Данные корреляционного анализа 50
Приложение В Заявка организации 52
Приложение Г Отзыв руководителя организации 53
Современное общество предъявляет все больше требований к развитию личности, к ее самосовершенствованию и развитию. Государству необходима такая личность, которая бы могла решать задачи, поставленные перед ней, творчески подходить к проблемам, уметь организовывать себя и окружающих людей, ориентироваться в незнакомых ситуациях, быть стрессоустойчивой. В современных условиях существенно возросла интенсивность и напряженность жизни. Поэтому стресс довольно распространенное в жизни человека явление. Особенно часто люди испытывают стрессовые ситуации, связанные с выбором профессии и профессиональной деятельностью.
Все чаще у человека возникают негативные эмоциональные переживания и ситуативные стрессовые реакции, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Все это, сильно снижает успешность и качество выполнения своих должностных обязанностей у людей, включенных в профессиональную деятельность, что приводит к повышению текучести кадров, уменьшению удовлетворенности трудом.
Существенную роль в укреплении стрессоустойчивости личности сотрудника в сфере человек-человек может играть достаточно сформированный уровень коммуникативной компетентности. Так как чем больше человек закрыт, не умеет общаться с другими людьми, тем больше общение имеет для него стрессовый характер. Понимание же людей, развитые коммуникативные навыки помогут быстрее переживать стресс, адаптироваться к различным ситуациям, успешно развиваться в профессиональной деятельности. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется, как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.
Состояние разработанности проблемы: анализ литературы свидетельствует о том, что на сегодняшний день интерес к стрессоустойчивости личности с коммуникативными способностями увеличивается. Немалый вклад в развитие проблемы стресса и стрессоустойчивости внесли M. Friedman, R.H. Rosenman, Г. Селье, Р. Лазарус. В отечественной психологии данную проблему изучали: Б.Х. Варданян, Ц.П. Короленко, В.А. Бодров, В.В. Суворова, М.В. Газиева. Коммуникативные способности личности изучали такие отечественные ученые, как А.А. Кидрон, О.И. Муравьева, А.А. Козырова, А.А. Бодалев, Ф.С. Макоева, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. Однако, не смотря на усилившийся интерес к изучению стрессоустойчивости, многие ее аспекты еще не до конца изучены.
Таким образом, основными противоречиями, обусловливающими актуальность исследования, являются следующие: с одной стороны, в обществе увеличивается потребность в успешной социализации личности и ее стрессоустойчивости, в компетентности людей, как социальной, так и коммуникативной, а также в успешном межличностном взаимодействии. С другой стороны, в психологии еще недостаточно исследований, ориентированных на установление связи между стрессоустойчивостью и уровнем развития коммуникативных компетенций.
Объект исследования: характеристики стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности сотрудников торговой организации Мягкое место.
Предмет исследования: уровень стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности у всех сотрудников торговой организации в профессиональной деятельности, взаимосвязь этих качеств.
Теоретический анализ литературных источников позволил сформулировать следующую гипотезу: чем выше уровень коммуникативных компетентностей у сотрудника, тем выше показатели характеристик его стрессоустойчивости.
Цель нашего исследования: выявление взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности в профессиональной сфере у работников торговой организации.
Задачи:
- обосновать на теоретическом уровне гипотезу, подобрать адекватные цели к гипотезе исследования, способы психологической диагностики;
- осуществить эмпирическое исследование по заявленной теме;
- описать полученные результаты по заявленным методикам;
- на основе анализа эмпирических данных выявить и охарактеризовать взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности у работников торговой организации;
- предоставить результаты исследования руководителю организации, для дальнейшего применения их в профессиональной сфере.
Теоретико-методологическую основу исследования составили ведущие принципы психологии - системности, развития, единства теории и практики:
- общепсихологические принципы единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, которые понимаются, как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов;
- принцип развития Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, предлагающий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант;
- принцип единства теории и практики Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ф.Е. Василюка;
- принцип системности Б.Ф. Ломова, согласно которому любое психическое явление понимается как система, не сводимая к сумме ее составляющих, которая обладает определенной структурой, при этом свойства частей (элементов) определяются их местом в структуре.
Исследование опирается на работы ученых по проблемам стрессоустойчивости Г. Селье, П.М. Зильберман; а также коммуникативной компетентности А.А. Кидрон, А.А. Бодалев. Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
- общенаучный метод: анализ литературы по теме исследования, сравнение и обобщение эмпирических и теоретических данных;
- эмпирический метод: методы психодиагностического исследования, методы математической обработки;
- диагностические методы: тест «Самооценка стрессоустойчивости
личности» Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова, опросник САН (самочувствие-активность-настроение) В.А. Доскина, методика коммуникативных и организаторских склонностей «КОС-2» В.В. Синявского и Б.А. Федоришина. Тест-опросник Ч.Д. Спилберга на выявление личной и ситуативной тревожности [9];
- статистические методы: критерий Спирмена.
Базой исследования является: салон мебели «Мягкое место» Самарская область, г. Тольятти, ул. Маршала Жукова д.8.
Выборку исследования составили 42 человека, все сотрудники торговой организации разных должностей, из них 18 женщин и 24 мужчин в возрасте от 24 лет до 61 года. Из них 17 человек с высшим образованием и 25 человек со средним профессиональным. Для качественного анализа, было важно исследовать каждого сотрудника организации, чтобы в результате исследования отражались, как среднестатистические показатели по фирме в целом, так и результаты каждого сотрудника в отдельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в организации сотрудников, в общении с клиентами, в самосовершенствовании работников организации. В регулировании профессиональной деятельности сотрудников, согласно результатам исследования.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты выявленной взаимосвязи коммуникативной компетентности и стрессоустойчивости, а также результатов каждой характеристики в отдельности, у сотрудников торговой организации «Мягкое Место», расширят представление о индивидуальных особенностях каждого сотрудника. Результаты исследования помогут обогатить методику построения имиджа организации, путем правильного распределения сотрудников в профессиональной деятельности.
Структура данной выпускной квалификационной работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (40 наименований), 5 таблиц, 6 рисунков, 4 приложения. Общий объем работы составляет 46 страниц без приложения.
Нами было проведено исследование взаимосвязи стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности сотрудников организации. Выявление взаимосвязи стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности имеет особую значимость для сотрудников организации, которая работает с людьми. Вступая в активную профессиональную жизнь человек, сталкивается с огромным количеством задач и необходимостью взаимодействия с большим количеством людей. Это обстоятельство и определяет важность и актуальность рассматриваемой нами проблемы.
Эмпирически было доказано, что у сотрудников организации уровень стрессоустойчивости, как и уровень коммуникативных способностей и склонностей находится преимущественно в пределах средних значений.
В целом достигнута цель данной работы — была выявлена взаимосвязь стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности у сотрудников организации.
Также решены поставленные задачи. Проанализировав понятия стрессоустойчивость и коммуникативная компетентность, мы пришли к следующему.
Под стрессоустойчивостью принято понимать умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Исследованием стресса и стрессоустойчивости занимались как зарубежные, так и отечественные психологи. В зарубежной психологии отмечают работы M. Friedman, R.H. Rosenman, Г. Селье, Р. Лазарус. В отечественной психологии работы: Б.Х. Варданян, Ц.П. Короленко, В.А. Бодров, В.В. Суворова, М.В. Газиева. Н.Н. Данилова предполагает, что «стрессоустойчивость - это способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях».
Исследованием коммуникативной компетентности занимались также за рубежом и в России. По мнению Л. Бахмана, коммуникативная компетентность должна включать в себя умение излагать ранее услышанную речь, владение способностью анализировать прочитанный текст. Г.С. Васильев в своих работах дает следующее определение - это та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. Н.М. Мельникова к данной компетентности относит не только потребность в аффилиации, но и механизм межличностного восприятия, и коммуникативные умения.
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем индивидуальные психологические и психофизиологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
В современной психологической науке проводились исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности личности, которые показали, что существует связь между стрессоустойчивостью и коммуникативной компетентностью. Однако в некоторых работах указывается на неоднозначность данной связи.
Выдвигаемая гипотеза о том, что чем выше уровень коммуникативных компетентностей у сотрудника, тем выше уровень его стрессоустойчивости в профессиональной деятельности, подтвердилась (на примере торговой организации «Мягкое Место»). Также нами было обнаружено, что чем более развиты у сотрудника коммуникативные способности, тем менее тревожным он будет.
Проведенное исследование показало, какие сотрудники испытывают большую тревожность, а какие чувствуют себя комфортно и спокойно, занимаясь профессиональной деятельностью, на момент проведения диагностических методик.
Руководитель торговой организации «Мягкое Место», после получения данных исследования, внес необходимые корректировки в организационную и производственную часть работы организации, а также в условия профессиональной деятельности сотрудников. Два сотрудника получили дополнительный выходной день, так как по результатам диагностики, показатели уровня тревожности были высокими, а необходимые рабочие задачи, на тот момент, требовали спокойствия и внимательности. Один сотрудник, после результатов диагностики, по согласованию с руководителем организации, принял решение поменять должность внутри данной организации. Каждый сотрудник получил дополнительную информацию о себе и знание своих индивидуальных особенностей в рамках темы выпускной квалификационной работы.
Данная работа может быть продолжена с целью углубления и увеличения параметров, используя различные методы исследования, связанных с коммуникативной компетентностью и стрессоустойчивостью у сотрудников различных организаций.
1. Алексеева Л. Л. Личностные особенности и коммуникативный потенциал медицинского персонала в амбулаторной педиатрии. Дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.04 / Алексеева Лариса Леонидовна. СПб, 2002. 174 с.
2. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.
3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
4. Большой психологический словарь / авт.-сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прейм - Еврознак, 2007. 700 с.
5. Варданян Б. Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.: 2010. 24 с.
6. Васильев Г. С. Методика изучения коммуникативных способностей личности. Труды училища. Екатеринбург, 2010. - 134 с.
7. Газиева М. В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5. С. 23
8. Данилова Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М. МГУ. 1985. 387 с.
9. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально личностных затруднений молодого педагога : Сборник диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога» / Авторы составители: Данилов С. В., Шустова Л. П., Кузнецова Н. И. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. 98 с.
10. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьёва О. В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996 г. 373 с.
11. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость // в кн.: Очерки психологии труда. М.: Наука, 1994. 138 с.
12. Зотова И. Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества. Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века. Кисловодск, 2006. 109с.
13. Кидрон А. А. Коммуникативная способность и ее
совершенствование: автореферат канд. психологическх наук: 19.00.05.
Кидрон А. А. Ленинград, 1981. 22 с.
14. Козырова А. А. Коммуникативно-речевые способности учащихся/ Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. №2. 64 с.
15. Короленко Ц. П. Психология человека в экстремальных условиях.
- Л.: Наука, 1978. 345 с.
16. Котик М. А. Психология и безопасность. - Таллин: Валгус, 1989. 448 с.
17. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.: ил.
— (Серия «Учебник нового века»).
18. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. Л., 1990. 208 с.
19. Ли Канг Хи. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М.: РГСУ, 2005. - 201ли с.
20. Макоева Ф. С. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического ВУЗа в курсе «Культура русской речи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 58. 417 с.
21. Мельников Р. С., Новичков В. А., Чурянина Д. А.
Коммуникативная компетентность как фактор повышения
стрессоустойчивости // Инновационная наука, 2016. №4. С. 12-20.
22. Муравьева О. И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности: учебник. Томск, 2003. 37 с.
23. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М., 2002. 462 с.
24. Петровская Л. А. О природе компетентности в общении // Мир психологии. 1996. № 3. 35 с.
25. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. - М., 1985. 33 с.
26. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М.: Медгиз, 1960. 197 с.
27. Селье Г. Стресс без дистресса: / Г. Селье; общ. ред. Е. М. Крепса. - М.: Прогресс, 1982. 124 с.
28. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2004. 208 с.
29. Субботин, С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Субботин Сергей Васильевич. Пермь, 2002. 152 с.
30. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. 318 с.
31. Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная
компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография.
Красноярск, 2007. 87 с.
32. Чернышева Е. В. Взаимосвязь коммуникативных навыков и стрессоустойчивости в юношеском возрасте // Педагогическое образование в России. 2017. №8. С. 13-23.
33. Эволюция становления терминов коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность [электронный ресурс] / Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. 102 с. URI: http://elib.bsu.by/handle/123456789/26332 (дата обращения 15.06.2021).
34. Юнусова С. Г., Розенталь А. Н., Балтина Т. В. Стресс.
Биологический и психологический аспекты / Ученые записки Казанского государственного университета (Гуманитарные науки) 2008. 150 с.
35. Danziger K. Interpersonal communication. N. Y., 1976.
36. Friedman М. & Rosenman R. Н. (1959). Association of specific overt behavior pattern with blood and cardiovascular findings. Journal of the American Medical Association, 169,1286-1296.
37. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: a history of changing outlook // Ann. Rev. Psychol. - 1993. - V. 44. - P. 1-21.
38. Margolis B.L., Kroes W.N., Quinn R.P. Job stress: an unlisted occupational hazard // J. Occup. Med. -1974. - V. 16, No 10. 661р.
39. Hans Selye. Perspectives in Stress Research. Perspectives in Biology and Medicine, vol. II, No 4, p. 403, 1959
40. Wolt S. Emotion and the autonomic nervous system // Arch. Intern. Med. - 1970. - V. 126, No 6. - P. 1020-1024.