Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО¬КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №112949

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий 9
1.1 Особенности фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9
1.2 Возможности информационно-коммуникационных технологий в развитии фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
Глава 2. Экспериментальное исследование развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий 17
2.1 Выявление уровня развития фонематической дифференциации
у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
2.2 Содержание и методы работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных
технологий 25
2.3 Выявление динамики развития фонематической дифференциации
у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 34
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Приложения 48


Актуальность исследования обусловлена тем, что полноценная речь дошкольника 5-6 лет является одним из главных показателей его готовности к школьному обучению. Развитая фонематическая дифференциация непременное условие успешного освоения грамоты и чтения. Развитие речи в дошкольный период проходит по определенным закономерностям, которые определяют последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы, в том числе фонематической дифференциации.
Как показывают исследования (Р.Е. Левина, Т.В. Волосовец, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, О.Н. Жовницкая и т.д.) фонетико-фонематическое недоразвитие речи достаточно распространенное нарушение среди современных дошкольников. Для детей с таким нарушением речи характерны нарушения формирования фонетико-фонематических процессов, которые наблюдаются в особенностях звукового оформления речи и фонематического восприятия. Как правило, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки звукопроизношения и различения звуков.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на познавательное и личностное развитие детей. Не проведенная своевременно коррекция нарушений речи приводит к формированию вторичных дефектов, таких как социально-педагогическая запущенность, эмоциональные, личностные и познавательные расстройства.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития, развитие фонематической дифференциации достигается путем целенаправленной комплексной работы. Перед педагогами, помимо задач общего речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, поставлены задачи обучения детей правильному произношению, развития фонематической дифференциации, а также устранения имеющихся у них речевых недостатков к моменту поступления в школу.
Знание закономерностей речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо для правильной диагностики нарушений речи и для того, чтобы правильно построить всю коррекционную работу по преодолению речевой патологии. Данные обстоятельства указывают на актуальность темы данной работы, и делают очевидной необходимость совершенствования методов работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также поиска новых, более эффективных средств.
В настоящее время актуально внедрение инновационных технологий. В дошкольном образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество образовательного процесса, повысить мотивацию детей, а особенно детей, имеющих речевые нарушения к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений является применение информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных организациях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и их особую роль в развитии ребенка с речевыми нарушениями, в том числе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме развития фонематической дифференциации у детей 5¬6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и недостаточным использованием средств информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-педагогической работе, обеспечивающих эффективность процесса по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий».
Проблема исследования: каковы возможности средств информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность средств информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования - развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий .
Гипотеза исследования: развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий будет наиболее эффективно, если:
- определены этапы работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, и средства информационно-коммуникативных технологий в соответствии с показателями развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Экспериментально проверить эффективность работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Новизна исследования состоит в следующем:
- определены содержание и методы развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий;
- уточнена характеристика уровней развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей применения средств информационно-коммуникативных технологий в работе по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования материалов исследования учителями- логопедами в работе по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий.
База исследования: МБУ детский сад № 50 «Синяя птица» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (63 источника), 3 приложения. Работа содержит 11 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведения исследования были сделаны следующие выводы.
Возраст 5-6 лет является наиболее благоприятным для развития фонематической дифференциации. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством ИКТ актуальна и требует дальнейшего теоретического осмысления и практической разработки.
На основе теоретического анализа проблемы мы предположили, что развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ будет эффективно, если:
- определены этапы работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, и средства информационно-коммуникативных технологий в соответствии с показателями развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данные положения гипотезы были проверены в процессе экспериментальной работы.
Для выявления уровней развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи были выделены следующие показатели:
- умение дифференцировать изолированные звуки;
- умение дифференцировать звуки в слогах;
- умение дифференцировать слова-квазимонимы;
- умение дифференцировать и воспринимать звуки в словах;
- умение дифференцировать звуки по противопоставлениям.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований логопедов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи. Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства детей 5-6 лет с ФФНР выявлен средний (54% детей) и низкий (46% детей) уровни развития фонематической дифференциации, что показывает необходимость организации коррекционно - педагогической работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с ФФНР.
Данная работа осуществлялась учителем-логопедом поэтапно в соответствии с последовательностью развития показателей фонематической дифференциации. Были отобраны и апробированы следующие средства ИКТ: компьютерные программы для развития фонематической дифференциации («Логопедическая диагностика «Мерсибо», «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Звуковой калейдоскоп»); авторские презентации, аудиоматериал («Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой, аудиосказки, потешки, физминутки).
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют, что у детей экспериментальной выборки произошла положительная динамика в развитии фонематической дифференциации: высокий уровень - увеличение на 60%, средний уровень - снижение на 21%, низкий уровень (уменьшение количества детей) - на 40%.
На основе полученных данных проведенного исследования можно сделать вывод, что отобранные и апробированные в коррекционно-развивающей работе средства ИКТ являются эффективными и способствуют развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст] : книга для педагогов / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 286 с.
2. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А.Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. научных статей / Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2003. - 210 с.
3. Алексеева, А.М. Теория и методика развития речи: [Текст] /
А.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2014. - 488 с.
4. Башаева, Т.В. Лучшие развивающие задания и игры для
дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность [Текст] / Т.В. Башаева. - М. : Наука, 2016. - 176 с.
5. Булыкина, Е.А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр [Текст] / Е.А. Булыкина // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 1076-1078.
6. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст] / О.А. Бизикова. - Нижневартовск : Нижневартовского государственного университета, 2014. - 93 с.
7. Бурцева, И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ [Текст] / И.В. Бурцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 2. - С. 63¬68.
8. Букина, Л.В. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Л.В. Букина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф (22 января 2016 г). - М.: «Интер-актив плюс», 2016. - С. 233-235.
9. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 144 с.
10. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. - М., 2013. - 272 с.
11. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы [Текст] / Б.С. Волков. - М. : Владос, 2016. - 512 с.
12. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М. : МПСУ, 2016. - 83 с.
13. Визель, Т.Г. Речевое развитие ребенка [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: ЮВЕНТА, 2012. - 126 с.
14. Вильшанская, А.Д. Работа учителя-дефектолога дошкольниками с ОВЗ [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 6. - С. 22-32.
15. Виноградова, Е.И. Методы педагогического воздействия во время занятий с дошкольниками [Текст] / Е.А. Виноградова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 2. - С. 13.
16. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Национальное образование, 2015. - 368 с.
17. Генденштейн, Л.Э. Домашняя школа Монтессори [Текст] / Л.Э. Генденштейн, Е.Л. Мадышева. - М. : Карапуз, 2017. - 16 с.
18. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст] / П.С. Гуревич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 с.
19. Гуськова, А.А. Речевое развитие детей 5-7 лет на основе пересказа [Текст] / А.А. Гуськова. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 89 с.
20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2014. - 168 с.
21. Данелян, Т.Я. Информационные технологии в психологии: Монография / Т.Я. Данелян. - М. : Ленанд, 2015. - 232 с.
22. Дарков, А.В. Информационные технологии: теоретические основы [Текст] : Учебное пособие / А.В. Дарков, Н.Н. Шапошников. - СПб.: Лань, 2016. - 448 с.
23. Деркунская, В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 368 с.
24. Ефимова, Н.С. Социальная психология [Текст] / Н.С. Ефимова. - М. : Академический проект, 2012. - 202 с.
25. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С. Жукова. - М. : Социально-политический журнал, 2014. - 96 с.
26. Ивченко, Е.П. Игры в коррекционной работе [Текст] / Е.П. Ивченко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 46-50.
27. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 375 с.
28. Исаев, Г.Н. Информационные технологии [Текст] : Учебное пособие / Г.Н. Исаев. - М. : Омега-Л, 2013. - 464 с.
29. Калина, Н.Ф. Психология личности [Текст] / Н.Ф. Калина. - М. : Академический проект, 2015. - 214 с.
30. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г.А. Каше. - М. : Логос, 2013. - 164 с.
31. Калашников, В.И. Информационно-измерительная техника и технологии / В.И. Калашников, С.В. Нефедов, А.Б. Путилин [и др.]. - М. : Высшая школа, 2015. - 454 с.
32. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.
33. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология [Текст] / Т.В. Корнилова. - М. : Академический проект, 2013. - 170 с.
34. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии [Текст] / Т.В. Корнилова. - М. : Академический проект, 2012. - 201 с.
35. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Текст] : Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев. - М. : Дашков и К, 2014. - 304 с.
36. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (3-й уровень): I-III периоды. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. -174 с.
37. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - Екатеринбург : У- Фактория, 2016. - 224 с.
38. Крупенчук, О.И. Большой экспериментальный словарь для автоматизации и дифференциации звуков [Текст] : моногр. / О.И. Крупенчук. - М. : ИД Литера, 2012. - 962 с.
39. Лалаева, Р.И. Психологическая и педагогическая коррекция заикания [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 163 с.
40. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избр. тр. / Р.Е. Левина. - М. : Аркти, 2015. - 221 с.
41. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : Владос, 2013. - 278 с.
42. Лопухина, И.С. Логопедия: 550 упражнений для развития речи [Текст] / И.С. Лопухина. - М. : Педагогика, 2012. - 152 с.
43. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе [Текст] / О.Н. Лиманская. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 151 с.
44. Малофеев, Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М. : Просвещение, 2013. - 41 с.
45. Менджерицкая, Д.В. Развитие речи дошкольников в детском саду [Текст] / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. - М. : Логос, 2012. - 278 с.
46. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Н.В. Микляева. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 75 с.
47. Моисеенко, Л.Н. Дидактические игры для формирования предпосылок письменной речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Моисеенко // Дошкольное образование. - 2014.- № 2. - С.52-55.
48. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 с.
49. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы : Юрайт, 2015. - 739 с.
50. Носс, И.Н. Психодиагностика [Текст] / И.Н. Носс - М. : Академический проект, 2013. - 120 с.
51. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] : пособие для педагогов / Н.В. Новотворцева. - Ярославль : Академия развития, 2015. - 236 с.
52. Нищева, Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий [Текст] / Н.В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2017. - 430 с.
53. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
54. Репина, Е.С. Комплекс дидактических игр для формирования
антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Е.С. Репина // Научное образовательное пространство: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.(Чебоксары,29янв.2017г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. -Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 86-89.
55. Серебрякова, Н.В. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 321 с.
56. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] : пособие для педагогов / Е.И. Тихеева. - М. : Академия, 2014. - 216 с.
57. Титова, С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании. Теория и практика [Текст] / С.В. Титова. - М. : Икар, 2014. - 240 с.
58. Филичева, Т.Б. Нарушение речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М. : Профессиональное образование, 2013. - 232 с.
59. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» (дошк.) / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - M. : Просвещение, 2014. - 223 с.
60. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2012. - 224 с.
61. Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:ZZlogoportal.ru/10252Z.html (дата обращения: 24.04.2019 г.).
62. Компьютерная игра «Учимся говорить правильно» [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
https:ZZlogopedkoms.ucoz.ru/loadZrazvivajushhie igryZkompjuternaja igra quotuchimsja govorit pravilnoquotZ5-1-0-41(дата обращения: 24.04.2019 г.).
63. Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» [Электронный ресурс] // Режим доступа:https:ZZdocplayer.ru/43385265-Kompyuternaya-igra-razvitie-rechi-uchimsya-govorit-pravilno-sostoit-iz-sleduyushchih-blokov-1 -nerechevye-zvuki.html(дата обращения: 24.04.2019 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ