РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО¬КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий 9
1.1 Особенности фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9
1.2 Возможности информационно-коммуникационных технологий в развитии фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
Глава 2. Экспериментальное исследование развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий 17
2.1 Выявление уровня развития фонематической дифференциации
у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
2.2 Содержание и методы работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных
технологий 25
2.3 Выявление динамики развития фонематической дифференциации
у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 34
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Приложения 48
Глава 1. Теоретические основы развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий 9
1.1 Особенности фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9
1.2 Возможности информационно-коммуникационных технологий в развитии фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
Глава 2. Экспериментальное исследование развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий 17
2.1 Выявление уровня развития фонематической дифференциации
у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
2.2 Содержание и методы работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных
технологий 25
2.3 Выявление динамики развития фонематической дифференциации
у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 34
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Приложения 48
Актуальность исследования обусловлена тем, что полноценная речь дошкольника 5-6 лет является одним из главных показателей его готовности к школьному обучению. Развитая фонематическая дифференциация непременное условие успешного освоения грамоты и чтения. Развитие речи в дошкольный период проходит по определенным закономерностям, которые определяют последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы, в том числе фонематической дифференциации.
Как показывают исследования (Р.Е. Левина, Т.В. Волосовец, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, О.Н. Жовницкая и т.д.) фонетико-фонематическое недоразвитие речи достаточно распространенное нарушение среди современных дошкольников. Для детей с таким нарушением речи характерны нарушения формирования фонетико-фонематических процессов, которые наблюдаются в особенностях звукового оформления речи и фонематического восприятия. Как правило, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки звукопроизношения и различения звуков.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на познавательное и личностное развитие детей. Не проведенная своевременно коррекция нарушений речи приводит к формированию вторичных дефектов, таких как социально-педагогическая запущенность, эмоциональные, личностные и познавательные расстройства.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития, развитие фонематической дифференциации достигается путем целенаправленной комплексной работы. Перед педагогами, помимо задач общего речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, поставлены задачи обучения детей правильному произношению, развития фонематической дифференциации, а также устранения имеющихся у них речевых недостатков к моменту поступления в школу.
Знание закономерностей речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо для правильной диагностики нарушений речи и для того, чтобы правильно построить всю коррекционную работу по преодолению речевой патологии. Данные обстоятельства указывают на актуальность темы данной работы, и делают очевидной необходимость совершенствования методов работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также поиска новых, более эффективных средств.
В настоящее время актуально внедрение инновационных технологий. В дошкольном образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество образовательного процесса, повысить мотивацию детей, а особенно детей, имеющих речевые нарушения к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений является применение информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных организациях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и их особую роль в развитии ребенка с речевыми нарушениями, в том числе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме развития фонематической дифференциации у детей 5¬6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и недостаточным использованием средств информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-педагогической работе, обеспечивающих эффективность процесса по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий».
Проблема исследования: каковы возможности средств информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность средств информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования - развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий .
Гипотеза исследования: развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий будет наиболее эффективно, если:
- определены этапы работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, и средства информационно-коммуникативных технологий в соответствии с показателями развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Экспериментально проверить эффективность работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Новизна исследования состоит в следующем:
- определены содержание и методы развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий;
- уточнена характеристика уровней развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей применения средств информационно-коммуникативных технологий в работе по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования материалов исследования учителями- логопедами в работе по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий.
База исследования: МБУ детский сад № 50 «Синяя птица» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (63 источника), 3 приложения. Работа содержит 11 таблиц и 2 рисунка.
Как показывают исследования (Р.Е. Левина, Т.В. Волосовец, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, О.Н. Жовницкая и т.д.) фонетико-фонематическое недоразвитие речи достаточно распространенное нарушение среди современных дошкольников. Для детей с таким нарушением речи характерны нарушения формирования фонетико-фонематических процессов, которые наблюдаются в особенностях звукового оформления речи и фонематического восприятия. Как правило, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки звукопроизношения и различения звуков.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на познавательное и личностное развитие детей. Не проведенная своевременно коррекция нарушений речи приводит к формированию вторичных дефектов, таких как социально-педагогическая запущенность, эмоциональные, личностные и познавательные расстройства.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития, развитие фонематической дифференциации достигается путем целенаправленной комплексной работы. Перед педагогами, помимо задач общего речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, поставлены задачи обучения детей правильному произношению, развития фонематической дифференциации, а также устранения имеющихся у них речевых недостатков к моменту поступления в школу.
Знание закономерностей речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо для правильной диагностики нарушений речи и для того, чтобы правильно построить всю коррекционную работу по преодолению речевой патологии. Данные обстоятельства указывают на актуальность темы данной работы, и делают очевидной необходимость совершенствования методов работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также поиска новых, более эффективных средств.
В настоящее время актуально внедрение инновационных технологий. В дошкольном образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество образовательного процесса, повысить мотивацию детей, а особенно детей, имеющих речевые нарушения к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений является применение информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных организациях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и их особую роль в развитии ребенка с речевыми нарушениями, в том числе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме развития фонематической дифференциации у детей 5¬6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и недостаточным использованием средств информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-педагогической работе, обеспечивающих эффективность процесса по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий».
Проблема исследования: каковы возможности средств информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность средств информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования - развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий .
Гипотеза исследования: развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий будет наиболее эффективно, если:
- определены этапы работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, и средства информационно-коммуникативных технологий в соответствии с показателями развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Экспериментально проверить эффективность работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Новизна исследования состоит в следующем:
- определены содержание и методы развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий;
- уточнена характеристика уровней развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей применения средств информационно-коммуникативных технологий в работе по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования материалов исследования учителями- логопедами в работе по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникативных технологий.
База исследования: МБУ детский сад № 50 «Синяя птица» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (63 источника), 3 приложения. Работа содержит 11 таблиц и 2 рисунка.
В результате проведения исследования были сделаны следующие выводы.
Возраст 5-6 лет является наиболее благоприятным для развития фонематической дифференциации. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством ИКТ актуальна и требует дальнейшего теоретического осмысления и практической разработки.
На основе теоретического анализа проблемы мы предположили, что развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ будет эффективно, если:
- определены этапы работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, и средства информационно-коммуникативных технологий в соответствии с показателями развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данные положения гипотезы были проверены в процессе экспериментальной работы.
Для выявления уровней развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи были выделены следующие показатели:
- умение дифференцировать изолированные звуки;
- умение дифференцировать звуки в слогах;
- умение дифференцировать слова-квазимонимы;
- умение дифференцировать и воспринимать звуки в словах;
- умение дифференцировать звуки по противопоставлениям.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований логопедов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи. Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства детей 5-6 лет с ФФНР выявлен средний (54% детей) и низкий (46% детей) уровни развития фонематической дифференциации, что показывает необходимость организации коррекционно - педагогической работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с ФФНР.
Данная работа осуществлялась учителем-логопедом поэтапно в соответствии с последовательностью развития показателей фонематической дифференциации. Были отобраны и апробированы следующие средства ИКТ: компьютерные программы для развития фонематической дифференциации («Логопедическая диагностика «Мерсибо», «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Звуковой калейдоскоп»); авторские презентации, аудиоматериал («Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой, аудиосказки, потешки, физминутки).
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют, что у детей экспериментальной выборки произошла положительная динамика в развитии фонематической дифференциации: высокий уровень - увеличение на 60%, средний уровень - снижение на 21%, низкий уровень (уменьшение количества детей) - на 40%.
На основе полученных данных проведенного исследования можно сделать вывод, что отобранные и апробированные в коррекционно-развивающей работе средства ИКТ являются эффективными и способствуют развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Возраст 5-6 лет является наиболее благоприятным для развития фонематической дифференциации. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством ИКТ актуальна и требует дальнейшего теоретического осмысления и практической разработки.
На основе теоретического анализа проблемы мы предположили, что развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ будет эффективно, если:
- определены этапы работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, и средства информационно-коммуникативных технологий в соответствии с показателями развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развитие фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данные положения гипотезы были проверены в процессе экспериментальной работы.
Для выявления уровней развития фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи были выделены следующие показатели:
- умение дифференцировать изолированные звуки;
- умение дифференцировать звуки в слогах;
- умение дифференцировать слова-квазимонимы;
- умение дифференцировать и воспринимать звуки в словах;
- умение дифференцировать звуки по противопоставлениям.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований логопедов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи. Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства детей 5-6 лет с ФФНР выявлен средний (54% детей) и низкий (46% детей) уровни развития фонематической дифференциации, что показывает необходимость организации коррекционно - педагогической работы по развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с ФФНР.
Данная работа осуществлялась учителем-логопедом поэтапно в соответствии с последовательностью развития показателей фонематической дифференциации. Были отобраны и апробированы следующие средства ИКТ: компьютерные программы для развития фонематической дифференциации («Логопедическая диагностика «Мерсибо», «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Звуковой калейдоскоп»); авторские презентации, аудиоматериал («Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой, аудиосказки, потешки, физминутки).
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют, что у детей экспериментальной выборки произошла положительная динамика в развитии фонематической дифференциации: высокий уровень - увеличение на 60%, средний уровень - снижение на 21%, низкий уровень (уменьшение количества детей) - на 40%.
На основе полученных данных проведенного исследования можно сделать вывод, что отобранные и апробированные в коррекционно-развивающей работе средства ИКТ являются эффективными и способствуют развитию фонематической дифференциации у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



