Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна 8
1.1 Особенности формирования навыков самоконтроля речевой
деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи 8
1.2 Характеристика синквейна как средства формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна 18
2.1 Выявление уровня сформированности навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи 18
2.2 Содержание и организация работы по формированию навыков
самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна 32
2.3 Оценка динамики уровня сформированности навыков
самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи 50
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Характеристика выборки исследования 65
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 66
Приложение В Примеры сюжетных и предметных картинок для составления синквейнов 69
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 75
Способность к произвольной регуляции собственного поведения является важной составляющей в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был способен к волевым усилиям, мог следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдал правила безопасного поведения и личной гигиены, нормы этикета.
Произвольная регуляция деятельности дошкольников зависит от полноценного развития регулирующей функции речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн). Навыки самоконтроля речевой деятельности позволяют детям легче адаптироваться к новым условиям в школе. Дети с тяжелыми нарушениями речи характеризуются недоразвитием регулирующей функции речи .
Синквейн - это нерифмованное стихотворение. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди учителей-логопедов и используется для развития речи дошкольников. Работа с детьми с использованием синквейнов способствует увеличению словарного запаса, обогащает речь. Такая тренировка способствует тому, что дети смелее высказывают свои мысли, что для детей с тяжелыми нарушениями речи является особенно важным.
Однако проблема использования синквейна как средства формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи недостаточно разработана. Поэтому можно выделить противоречие между необходимостью формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи и недостаточным использованием возможностей синквейна для реализации этой цели.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна?
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы сформулировали тему исследования: «Формирование навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна.
Объект исследования: процесс формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования: формирование навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна.
Гипотеза исследования: формирование навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна возможно, если:
- определены приемы работы с разными видами синквейнов в соответствии с показателями навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи;
- реализована поэтапная совместная образовательная деятельность педагога с детьми, включающая подготовительный, основной и закрепляющий этапы.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна;
2) выявить уровень сформированности навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7лет с тяжелыми нарушениями речи;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теория речевой деятельности Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина;
- исследования произвольности речевой деятельности у дошкольников П.Я. Гальперин, Е.А. Бугрименко, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, В.А. Иванникова, Е.Е. Кравцова, О.Е. Смирновой, Е.В. Субботского, Д.Б. Эльконина;
- исследования, посвященные изучению регулирующей функции речи Л.С. Выготского, Г.М. Криницыной, В.И. Лубовского, А.Р. Лурии;
- исследования возможностей синквейна в логопедической работе Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой. В.А. Гринер, Е.В. Оганесяна, Н.А. Рычковой, Е.Ф. Рау, Н.А. Туговой, Ф.Н. Шершневой.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 171 «Крепыш». В исследовании приняли участие 15 воспитанников подготовительной группы в возрасте 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Новизна исследования: обоснована возможность формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи; разработка и обоснование содержания работы с использованием синквейна составит основу для более широких научных представлений о средствах формирования навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенного в работе комплекса диагностических методов, содержания работы с применением синквейна в деятельности педагогов- психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов при формировании навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований), 4 приложений. Работа иллюстрирована 15 таблицами.
В настоящее время растет количество детей, имеющих различные речевые патологии. Самую большую группу представляют дети с тяжёлыми нарушениями речи. При этом дефекте страдают все компоненты речи, в том числе и самоконтроль речевой деятельности. В дошкольном возрасте особенно важно формировать речевую регуляцию у детей. Ведь при низком уровне её сформированности, учиться в школе будет гораздо труднее. Даже ребёнку, не имеющему речевых нарушений, требуется развивать усидчивость, которая напрямую связана с саморегуляцией, а детям с тяжёлыми нарушениями речи нужно развивать её ещё активнее. Во всех делах необходимо упорство и стремление доводить начатое до конца.
В рамках дошкольного образования приобретают популярность нетрадиционные методы обучения и воспитания. Одним из таких методов является метод синквейна, который активно применяется учителями- логопедами в коррекционных целях с детьми данной нозологической группы.
Результаты констатации показали, что дети 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи имеют низкий уровень сформированности навыков самоконтроля речевой деятельности. На данном этапе было выявлено, что у детей недостаточно сформировано умение ориентироваться на речевой эталон, низкий уровень сосредоточения на обращённой речи, недостаточно сформировано умение воспроизводить звуковые ряды в заданной последовательности, низкий уровень сформированности умения удерживать правило речевого ответа, а также трудности при планировании содержания речевого сообщения и недостаточно сформировано умение контролировать правильность речевого сообщения. Полученные результаты свидетельствуют о том, что с данной категорией детей необходимо проводить целенаправленную коррекционно-педагогическую работу по формированию навыков самоконтроля речевой деятельности.
В рамках формирующего этапа нашего исследования нами была разработано и апробировано содержание работы по формированию навыков самоконтроля речевой деятельности детей 6-7 с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна, которое включало этапы:
Подготовительный - создание мотивационной и ориентировочной основы формируемого действия в соответствии с образцами (эталонами) синквейнов.
Основной этап предполагал проведение совместной деятельности педагога с детьми с использованием отобранных приемов работы с разными видами синквейнов в соответствии с показателями сформированности навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Закрепляющий этап ориентирован на осуществление переноса полученных навыков в новые условия. Вовлекались в коррекционную работу родители детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в форме домашних заданий.
Контрольная диагностика показала положительную динамику уровня сформированности навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 с тяжёлыми нарушениями речи. Разработанное нами содержание работы по формированию навыков самоконтроля речевой деятельности у детей 6-7 с тяжёлыми нарушениями речи посредством синквейна, оказалось результативным, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно-методическое пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 105 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 400 с.
3. Болдырева Е. А. Технология «Дидактический синквейн» в практике логопеда // Статья в сборнике трудов конференции Сухум, 9-12 декабря 2015 г. Екатеринбург : Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2015. С. 56-57.
4. Букаева Т. И. Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Интерактивная наука. 2016. № 9. С. 25-27.
5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. СПб. : Детство-Пресс, 2008. 144 с.
6. Динмухамедова А. С., Габдулхаева Б. Б., Кабиева С. Ж., Резник Л. В., Даржуман Г. К. Особенности формирования лексической стороны речи у детей с ОНР // Вестник Новосибирского педагогического университета. 2013. № 2. С. 5-13. URL:http://sciforedu.ru/article/395 (дата обращения 23.04.2021).
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.. :
Национальный книжный центр, 2015. 221с.
8. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб. метод. пособие. М. : Соц.-полит. журнал, 1994. 96 с.
9. Загидуллина А. Р. Использование синквейн-технологий в работе с детьми с ОНР // Статья в сборнике трудов конференции Йошкар-Ола, 30-31 мая 2016 г. Йошкар-Ола : СТРИНГ, 2016. С. 36-39.
10. Земскова В. О. Развитие лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием синквейна // Статья в сборнике трудов конференции Тамбов, 16 ноября 2018 г. Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2018. С. 59-64.
11. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д : Феникс, 1998. С. 112.
12. Коновалов С. Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза // Логопедия сегодня. 2010. № 3. С. 16-17.
13. Криницына Г. М. Педагогическая технология формирования
самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : автореф. дис. к. п. н. : 13.00.03. Коррекционная педагогика
(сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) Екатеринбург, 2009. 23 с.
14. Крамарева И. Е. Использование дидактического синквейна в развитии лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень) // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 1. С. 94-97.
15. Лалаева Р. И.,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. : СОЮЗ, 1999. 160 с.
16. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 1968. 367 с.
17. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
18. Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников : методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2008. 80 с.
19. Мещрякова Б. Г. Большой психологический словарь. СПб. : Прайм Еврознак, 2007. 672 с.
20. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1967. 173 с.
21. Павлова Ю. И. Дидактический синквейн как средство
коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2016. № 13. С. 837-839. URL :
https://moluch.ru/archive/117/32464/ (дата обращения : 21.05.2021).
22. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/Д : Феникс, 2002. 448 с.
23. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Просвещение, 2005. 164 с.
24. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 321.
25. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. СПб. : КАРО, 2014. 64 с.
26. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. СПб. : Детство-Пресс, 2010. 320 с.
27. Чуковский К. И. От двух до пяти. Живой как жизнь. М. : Детская литература, 1968. 8015 с.
28. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. : 2000. 314 с.
29. Шинягина Ю. С. Использование технологии «Дидактический синквейн» в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Статья в сборнике трудов конференции Чебоксары, 9 августа 2019 г. Чебоксары : ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. С. 95-97.
30. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие. : М. : Академия, 2007. 384 с.