Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №112927

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию «образа Я» у
детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
«образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 22
2.1. Выявление уровня сформированности «образа Я» у детей шестого
года жизни с общим недоразвитием речи 22
2.2. Апробация психолого-педагогических условий формирования
«образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 34
2.3. Выявление эффективности психолого-педагогических условий
формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 49
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день приоритетной целью дошкольного образования считается целостное гармоничное развитие личности ребенка. Выполнение этой цели осуществляется при организации целостного процесса педагогической деятельности, который обращен не столько на познавательное, нравственно-эстетическое, физическое развитие, но и на изучение дошкольником своего личного потенциала, своего «образа Я».
В зарубежной психологии основным определением «образа Я» считается комплекс мнения персоны о себе. Данное мнение вырабатывается по ходу взаимодействия индивида с иными людьми, обладает тенденцией к трансформации, вследствие получения нового опыта (Р. Бернс, К. Роджерс, Т. Шибутани), вследствие возрастных изменений (Г. Олпорт, Б.Ф. Скинер, Э. Эриксон).
В российской психологии «образ Я» отождествляют с понятием «личность». Одни ученые полагают, что «образ Я» - это компонент в структуре самой личности (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов); другие (В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков), что «образ Я» - это и есть сама личность, в общем.
Основываясь на трудах М.В. Корепановой, под «образом Я» понимают взаимосвязь формирующихся суждений дошкольника о себе, сопряженных с выявлением ребенком собственной самооценки, которая определяет выбор вариантов согласования действий с обществом.
При изучении особенностей развития «образа Я» нужно учесть, что во время дошкольного детства у ребенка проявляется эмоциональное отношение к происходящему вокруг и самому себе, и этот факт влияет на характер взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Особенно это важно для дошкольников шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Когда отсутствие общения, вследствие дефекта речи затрудняет формирование «образа Я».
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
Противоречие исследования определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования «образа Я» детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
4. Определить динамику сформированности «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: формирование «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет эффективным, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:
- подобраны методы, приемы, игры в соответствии с показателями формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
- организована консультационная деятельность с родителями и педагогами о методах и условиях формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда для формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов); методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
- положения о гуманизации образования и личностно ориентированном образовании (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская);
- положения о сензитивных периодах личностного развития дошкольников (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин);
- теоретические исследования о формировании «образа Я» у детей (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.И. Слободчиков).
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены показатели и обоснованы уровни сформированности «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий и диагностических заданий могут быть использованы при построении работы по формированию «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи педагогами- психологами и педагогами в ДОО.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок». В эксперименте приняли участие 20 детей старшей группы с общим недоразвитием речи IV уровня.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источника), 4 приложений. Работа содержит 13 рисунков и 1 таблицу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопросами формирования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как Т.И. Бабаева, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, М. Монтессори, С.В. Петерина, Е.И. Тихеева и другие.
Вопросы исследования «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи достаточно актуальны сегодня.
На шестом году жизни совершается основное формирование самооценки. Это особенный по своей важности период формирования дошкольника с общим недоразвитием речи, период энергичного изучения внешнего мира, значения отношений между людьми, постижения себя в границах общественного мира. Дошкольник находится на пороге новой общественной роли - роли будущего школьника, существенными качествами какого считаются умение анализировать, самоконтроля, оценивания себя и прочих. Поэтому важно установить, какие обстоятельства и как они воздействуют на процесс формирования образа «Я» детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Для исследования уровня сформированности «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи был проведен констатирующий этап эксперимента. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности «образа Я».
Опираясь на исследования В.К. Лосева мы выделили показатели сформированности «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи, а также осуществили отбор и разработку диагностических заданий.
После проведенного исследования пришли к выводу, что основная масса детей имеет либо заниженную самооценку, либо слегка завышенную. Чтобы сформировать у детей адекватную самооценку был проведен формирующий эксперимент с экспериментальной группой детей.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы определили цель формирующего этапа эксперимента разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования образа «Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
После проведения формирующего этапа провели контрольный этап эксперимента, который показал динамику уровня сформированности «образа Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что уровень сформированности у детей шестого года жизни образа «Я» в экспериментальной группе после проведения формирующего этапа экспериментального исследования, изменился в лучшую сторону. У 40% детей низкий уровень сформированности данных представлений изменился, повысился до среднего, а со средний изменился до высокого у 30% детей, что свидетельствует об эффективности организации методического обеспечения игровой деятельности предложенной в формирующем этапе.
Таким образом, можно констатировать, что созданные психолого-педагогических условий для формирования образа «Я» у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи были эффективны, поставленные цель и задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась.



1. Аваков, Р.П. Формирование самосознания у дошкольников
[Текст] / Р.П. Аваков // Педагогика. - 2010.- №6. - С. 79-84.
2. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо. - М. : Владос, 2014. - 178 с.
3. Воронова, Е.Г. Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Г. Воронова, С.Я. Харлампиева, Н. Шейко // Актуальные вопросы современной педагогики. - 2014. - № 4 - С. 46-48.
4. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]
/ Л.С. Выготский. - М. : Академия, 2013. - 254 с.
5. Гаркуша, Ю.Ф. Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Логос, 2013. - 271с.
6. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова //Дефектология. - 2013. - №6. - С.7-16.
7. Гриншпун, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников [Текст] / Б.М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. - 2012. - №8. - С.63-72.
8. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович - М. : Академия, 2015. - 205 с.
9. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М. : Академия, 2014. - 356 с.
10. Ковалев, С.В. Психология личности [Текст] / С.В. Ковалев. - М. : Логос, 2014. - 283 с.
11. Коломинский, Я.Л. Лидер в коллективе [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М. : Владос, 2014. - 323 с.
12. Коломинский, Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах [Текст] / Я.Л. Коломинский // Вопросы психологии. - 2012. - №3 - С.6-18.
13. Коротаева, Е.В. Творческая педагогика для дошкольника [Текст] / Е.В.Коротаева. - М. : Академия, 2014. - 187 с.
14. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст]: Кн. для воспитателей детскогосада и родителей / Е.Е. Кравцова. - М. : Логос, 2013.¬254 с.
15. Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. - 2014 .- №3. - С.34-36.
16. Левина, Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов [Текст] / Р.Е. Левина. - М. : Владос, 2012.- 259 с.
17. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М. : Апрель Пресс, 2013. - 248 с.
18. Лесгафт, П.Ф. Социализация личности [Текст] / П.Ф. Лесгафт. -М. : АСТ, 2013. - 356 с.
19. Леханова, О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР [Текст] / О.Л. Леханова // Практическая психология и логопедия. - 2014. - №5. - С. 23-27.
20. Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Логос, 2014. - 196 с.
21. Люсова, Е.С. Особенности состояния игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.С. Люсова. - Спб. : Питер, 2014.- 196 с.
22. Максимова, С.А. Грамотная психодиагностика - и потребность в необходимости [Текст] / С.А. Максимова // Народное образование- 2012.- №1. - С. 106-111.
23. Мудрость воспитания [Текст] : Книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М. : АСТ, 2012. - 293 с.
24. Мустаева, Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР [Текст] / Е.Р. Мустаева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 1. - С.14-19.
25. Маллаев, Д.М. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье [Текст] / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, З.З. Гасанова. - М. : СМУР «Academa», 2014. - 144 с.
26. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать [Текст]: Пособие по
дошкольному воспитанию / В.А. Недоспасова. - Тольятти : Центр
медиаобразования, 2010. - 246 с.
27. Немов, Р.С. Психология [Текст] : Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров / Р.С. Немов. - М. : Логос, 2012. - 445 с.
28. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольников [Текст] / В.Г. Нечаева. - М. : Академия, 2014. - 321с.
29. Общая психология [Текст] / под ред. проф. А.В. Петровского. - М. : Эфра, 2012. - 197 с.
30. Панов, Е.Н. На острие социальной эволюции: «Я» - «Мы» - «Они» [Текст] / Е.Н. Панов // Человек.- 2014.- №3.- С. 30-43.
31. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый.- М. : Владос, 2012. - 247 с.
32. Практикум по общей психологии [Текст] : Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др. - М. : Логос, 2014. - 345 с.
33. Рапацевич, Е.С. Золотая книга педагога [Текст] / Е.С. Рапацевич. -Минск : Современная школа, 2014. - 720 с.
34. Робер, М.А. Лидер и группа [Текст] / М.А. Робер, Ф. Тильман. - М. : АСТ, 2012. - 163 с.
35. Сиденко, А.И. Игровой подход в обучении (Роль игры, феномен детской игры, роль игры в учебном процессе) [Текст] / А.И Сиденко // Народное образование.- 2013.- №8.- С.134-142.
36. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2013. -№1. - С.62-67.
37. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2014.-№ 4. - С.37-42.
38. Соколова, Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР [Текст] / Н.В. Соколова // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 55- 63.
39. Социальная психология [Текст] : Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. - М. : Логос, 2014. - 357 с.
40. Тоненкова, М.М. Социально-духовные ценности и экология сознания [Текст] / М.М. Тоненкова // Социально-гуманитарные знания.- 2014.- №2.- С. 240-259.
41. Туманова, Т.В. Работа воспитателя в группе детей с ОНР [Текст] / Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева // Логопедия сегодня. - 2013. - № 3. - С. 63-74.
42. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст] / С.Н. Шаховская. - М. : АСТ, 2014. - 240 с.
43. Эльконин, Д.Б. Теории и проблемы исследования детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Академия, 2014. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ