Объект исследования - гостиничный комплекс «Белгород».
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
Введение……………………...……………………………………………............3
1. Общая характеристика предприятия…………………………………………..5
2. Анализ технико-экономических показателей…………………………….….10
3. Анализ финансовой деятельности …………………………………………...20
4. Анализ структуры рынка и исследование конкурентной среды……………31
5. Анализ ценовой политики и политики продвижения…………………….…44
Заключение………………………………………………….……………………52
Список использованных источников………………………………………...…54
Приложения ……………………………………………………………………...55
В настоящее время индустрия гостиничного бизнеса достигла настолько высокого уровня на рынке гостиничных услуг, что чем дальше, то все сложнее становится новым предпринимателям составить конкуренцию на имеющемся рынке. Это обусловлено тем, что современная гостиничная индустрия является достаточно крупной сферой, она перспективна и стремительно набирает обороты в экономической отрасли; с каждым годом растет как число гостиниц, так и число инноваций, и новшеств, внедренных в них, что влияет на улучшение качества обслуживания потребителей, их увеличения и постоянства.
Большинство предприятий гостиничного бизнеса ставят главными целями – удовлетворение потребностей клиентов и максимизация прибыли в долгосрочной перспективе, что является правильным решением. Стоит обратить внимание на то, что в качестве исходного показателя гостиничного бизнеса выступает экономическая эффективность, в следствие чего, она может быть инструментом управления в условиях конкуренции и повышенного риска на рынке гостиничных услуг. Отсюда следует, что экономическая эффективность, показывает насколько гостиничное предприятие способно достигать цели и на насколько достижимые цели постоянные и максимизированы.
В связи с этим, можно обосновать актуальность темы курсовой работы. Она заключается в том, что диагностика эффективности гостиничного предприятия является очень важным элементом в деятельности гостиницы, она позволяет определить на каком уровне развития находится предприятие, оценить экономические показатели, выявить недочеты и достижения за время функционирования в определенном периоде, а также усовершенствовать показатели эффективности. Имея высокую эффективность своей деятельности, гостиница тем самым обеспечивает себе в какой-то степени выживание и достойное место на конкурентном рынке.
Целью курсовой работы является проведение анализа и оценка эффективности деятельности предприятия гостиничной индустрии.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1) изучена и раскрыта обща характеристика предприятия;
2) проведен анализ технико-экономических показателей;
3) проанализирована финансовая отчетность предприятия;
4) исследована структура рынка и особенности конкурентной среды;
5) проведен анализ и дана оценка ценовой политике и политике продвижения исследуемого предприятия.
Объект курсовой работы – Гостиничный Комплекс «Белгород».
Предмет курсовой работы – деятельность предприятия Гостиничного Комплекса «Белгород».
В курсовой работе были использованы такие методы исследования как: описание, анализ, индукция, сравнение и математико-статистические методы.
В ходе написания курсовой работы использовались различные источники информации: учебные пособия, статьи, специализированные сайты, годовая отчетность предприятия за 2019 – 2021 гг.
Структура курсовой работы состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе написания курсовой работы нами была изучена общая характеристика гостиницы «Белгород», где выяснилась, историей создания идеи данного гостиничного комплекса, а также, то что она представляет собой современную 4-х звездочную гостиницу, которая является ярким образцом сталинского классицизма, богатого архитектурно-художественного исполнения с превосходным месторасположением, широким перечнем услуг и гостеприимным персоналом.
Анализируя динамику основных экономических показателей деятельности, у гостиницы можно отметить эффективную работу. Выручка, прибыль и другие технико-экономические показатели деятельности гостиницы имеют тенденцию возрастания, в том числе имеются и отрицательное показатели, имеющие на то объяснения, например, 2020 год обусловлен некоторыми отрицательными показателями в связи с пандемией короновирусной инфекции.
Делая вывод о персонале гостиницы, следует сказать, что его число увеличилось на 10 человек в анализируемый период. На предприятии наблюдается критически высокая текучесть кадров, что не является нормой для гостиничных предприятий, да и в целом. Большую часть персона представляют собой женщины. Основная часть персонала имеет среднее образование. Самым распространенным стажем работы на гостиничном предприятии является стаж от 1 года и до 5 лет.
Говоря о ликвидности гостиницы отметим, что в период с 2019 по 2020 гг. предприятие не смогло покрыть срочные обязательства абсолютно и наиболее ликвидных активов, то свидетельствует о неплатежеспособности гостиницы. На 2021 год ситуация улучшилась и у гостиницы имеются быстро реализуемые активы, превышающие краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной. Предприятие располагает достаточным количеством денежных средств для покрытия возможной текущей задолженности, с учетом того, что у предприятия после покрытия остаются денежные средства для свободного распоряжения.
В целом, сложно оценить финансовую устойчивость гостиницы, точно можно сказать – она не стабильна, имеются спады и рост показателей. Важно учесть, что предприятию необходимо принимать соответствующие меры, для того, чтобы не стать полностью зависимым от заемных средств. 2020 год для гостиницы «Белгород» был финансово независим от заемных средств, что повлияло на улучшение финансового положения предприятия.
Так как рентабельность продаж выступает одним из основных показателей для оценки эффективности работы предприятия, можно сказать, что ГК «Белгород» к концу анализируемого периода стал работать эффективнее, так как произошел рост показателя рентабельности. На 2021 год показатель оставляет 17,6 %, что по сравнению с предыдущим годом больше на 48,7 %. Такая разница, как раз и позволяет нам оценить эффективность предприятия на период с 2019 по 2021 год.
В целом, можно отметить, что 2020 год для гостиницы был тяжелым в финансовом плане, об этом свидетельствуют многие отрицательные показатели ликвидности, рентабельности и финансовой устойчивости.
Оценивая конкурентоспособность предприятия определили, что лидирующую позицию занимает ГК «Белгород», обобщенная оценка по всем факторам конкурентоспособности – 4,9 балла. Данная оценка обуславливается выгодным местоположением, доступными ценами, качественным и разнообразным предоставлением услуг, а также сложившимся имиджем за столь долгий промежуток времени функционирования на рынке гостиничных услуг.
При анализе ценовой политики и политики продвижения гостиницы «Белгород», было выявлено, что основной стратегией ценообразования является стратегия средних цен, то есть ориентация на цены, установленные конкурентами на рынке гостиничных услуг. Основным инструментом продвижения услуг гостиницы выступает многофункциональный сайт.
1. Банк В. Р. Теория экономического анализа/ А.В. Тараскина. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 536 с.
2. Билалова, Л.А., Насретдинова, З.Т. Анализ показателей рентабельности предприятия / Л.А. Билалова, З.Т. Насретдинова //Международный студенческий научный вестник. – 2018. № 5-5. – 678 с.
3. Вахрушина М. А. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной. – 2-e изд. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. – 431 с.
4. Стародубцева А.А. Поиск оптимальной трактовки понятия финансовой устойчивости предприятия / А.А. Стародубцева // Синергия наук. – 2018. – № 26. – 287 с.
5. Дополнительные виды деятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://excheck.pro/company/3123427260/activity (Дата обращения 15.09.2022).
6. История ГК «Белгород». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.belnovosti.ru/92674.html (Дата обращения 15.09.2022).
7. Методы ценообразования. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studref.com/572677/turizm/tsenoobrazovanie_otelyah (Дата обращения 06.12.2022).
8. Официальный сайт гостиницы. Главная страница. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://hotelbelgorod.ru (Дата обращения 06.12.2022).
9. Статистические данные о числе гостиниц в Белгородской, Воронежской и Курской областях в 2018-2020 гг. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm/publications (Дата обращения 28.11.2022).
10. Факторы ценообразования гостиничных услуг. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/articles/9146 (Дата обращения 06.12.2022).