Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческой активности младших школьников на уроках технологии в начальной школе 7
1.1 Проблема исследования творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Педагогические условия развития творческой активности младшего школьника на уроках технологии в начальной школе 17
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по развитию творческой активности младших школьников на уроках технологии 27
2.1 Диагностика уровня развития творческой активности младших школьников на уроках технологии 27
2.2 Реализация экспериментальных приемов развития творческой активности младших школьников на уроках технологии 27
2.3 Динамика развития творческой активности у младших школьников на уроках технологии 42
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приоритетной задачей современной образовательной системы является проблема творчества, как субъектная деятельность детей младшего школьного возраста. Данная проблема стала одной из главных приоритетных стратегий модернизации образования, так как быстро меняющаяся социальная реальность требует не только развития творческого потенциала, но также способности быстро адаптироваться к переменам. Актуальное направление реализации данной стратегии подтверждается фактами поддержки со стороны государства инициативных исследований по проблематике развития творческой активности детей. В частности, на основании утвержденной Президентской программы «Дети России», создается и реализуется Федеральная целевая программа «Одаренные дети» [24]. Акцент на значение развитие личности ребенка, его индивидуальных качеств обозначена также в Конвенции о правах ребенка: «образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [14].
Перечисленные программы, реализуемые на государственном уровне, учитывают особенности физиологического и психологического развития ребенка в младшем школьном возрасте. На данном возрастном этапе активно формируется речь, пополняется словарный запас, происходит переход от наглядно-образному к словесно-логическому мышлению. В связи с этим, любая форма активности и в том числе творческая активность присуща детям младшего школьного возраста, в связи, с чем преподавание основных предметов в начальной школе, должно включать в свое содержание творческий компонент.
Соответственно, развитие творчества в младшем школьном возрасте, становится важным источником личностного развития и самооценки. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к обозначенным проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества остается актуальным по причине малоизученности, неоднозначности или противоречивости представленных данных. Среди них — категория «креативность» в понятийном поле творчества, контекст «развитие креативности» в целом, а также «развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе», в частности. Не менее актуальной является проблема проявления творческой активности на уроках технологии в начальной школе, и способы совершенствования творческой активности младших школьников Сказанное обусловило выбор темы нашего исследования.
В качестве основы для идеи исследовательской работы послужили труды в области психологии и педагогики, посвященные изучению творческой активности детей младшего школьного возраста. Так, основные вопросы относящиеся к проблеме исследования содержаться в трудах: Л.С. Выготского, С.В. Бакунева, М.А. Бондарь, А.А. Вдовиной, А.А. Комаровой, М.Л. Мельниковой, С.В. Патиной, Ф.Н. Зименковой и др.
Цель исследования: развить творческую активность младших школьников путем реализации приемов обучения на уроках технологии в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: содержание и условия применения приемов, направленных на развитие творческой активности младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза: развитие творческой активности младших школьников на уроках технологии будет осуществляться более эффективно, если будут использованы в качестве педагогических приемов:
• средства наглядности;
• творческие задачи и игры;
• стимулирующие вопросы;
• нестандартные способы решения задач.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить уровень развития творческой активности младших школьников;
3) реализовать приемы развития творческой активности младших школьников на уроках технологии;
4) доказать эффективность приемов развития творческой активности младших школьников.
Методы исследования:
• теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение и сопоставление подходов к описанию основных понятий);
• эмпирические методы (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент).
Новизна исследования: заключается в описании содержания и определения условий применения приемов, направленных на развитие творческой активности младших школьников на уроках технологии.
Практическая значимость: содержание и условия применения приемов, направленных на развитие творческой активности младших школьников на уроках технологии, могут быть использованы учителями начальных классов при организации уроков технологии. В частности могут быть использованы средства наглядности, творческие задачи и игры, стимулирующие вопросы, нестандартные приемы решения задач.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 68 Калининского района Санкт-Петербург.
Структура работы: включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список используемой литературы. Объем выпускной квалификационной работы составляет 54 страницы.
Актуальность изучения проблемы творческой активности младших школьников не подвергается сомнению, поскольку данное свойство личности, позволяет учащемся самостоятельно принимать решения, решать сложные задачи учебного характера, а также находить выход из сложных ситуаций, выдвигать интересные и неординарные идеи и предложения. Развитый уровень творческой активности, становится фактором, способствующим гармоничному развитию личности ребёнка, его творческих и когнитивных способностей. В связи с этим, в научно-исследовательской литературе проблеме творческой активности было уделено больше внимание.
По итогам изучения теоретических аспектов было определено, что важным компонентом условий развития творческой активности младших школьников выступает создание благоприятного психологического климата и творческой атмосфере в классе. Основанная роль в формировании данного компонента отводится педагогу, который может применять различные методы и подходы, позволяющие организовать творческую деятельность учащегося. Соответственно, сущность понятия, творческая активность раскрывается как общая активность личности, направленная на участие в преобразующей творческой деятельности на деятельностном и мотивационном уровнях.
На основании теоретического исследования, была сформулирована проблема педагогического эксперимента, разработано содержание реализации педагогических приемов развития творческой активности младших школьников, на примере уроков технологии в начальной школе.
В ходе эмпирического исследования, была доказана выдвинутая гипотеза и подтверждена эффективность педагогических приемов, способствующих развитию творческой активности младших школьников. По итогам экспериментальной работы были сформулированы следующие выводы.
Во-первых, если педагогом при организации урока технологии следует активно использовать средства наглядности в различных формах. Дети активно включаются в творческую работу, когда видят перед собой готовый образец или объект, который станет ориентиром для их творческого поиска.
Во-вторых, свою эффективность в развитии творческой активности доказал прием стимулирующих вопросов позволивший активизировать мыслительную активность младших школьников и воображение. Поэтому, было установлено, что ходе обсуждения с учетом использования стимулирующих вопросов, дети развивают уровень творческого мышления и творческого самовыражения. Развиваемые показатели творческой активности, позволяют поддерживать высокий уровень данного качества личности.
В-третьих, важнейшими приемами, присутствие которых должно обязательно учитываться на уроках технологии выступают творческая задача и игра. Включаясь в игру, дети не только подчиняются правилам, но также могут реализовать освоенные знания о способах реализации творческой деятельности. Творческие задачи и игры, также способствуют укреплению способности выдвигать оригинальные и нестандартные идеи, что также является показателем творческой активности.
1. Бакунева С. В. Творческая активность как психолого-педагогическое явление // Царскосельские чтения. 2010. № 1. С. 122-124.
2. Бибикова Н. В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск : 2004. 23 с.
3. Бондарь М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). С. 598-601.
4. Вдовина А. А. Современные актуальные методики формирования творческой активности младших школьников // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы. 2017. №1. С. 134-137.
5. Вихляева А. В. Анализ результатов диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников // Аллея науки. 2019. №2. С. 811-815.
6. Вишневая Н. Э. Формирование творческой активности младших школьников в процессе учебной деятельности // Сибирский психологический журнал. 2015. № 1. С. 106-111.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 90 с.
8. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2017. 223 с.
9. Груздова И. В. Творческое развитие младшего школьника. Тольятти : ТГУ, 2019. 160 с.
10. Зименкова Ф. Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях: Монография. М. : МПГУ, 2013. 94 с.
11. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2011. 434 с.
12. Колчина А. А. Развитие творческой активности учащихся в школьном классе // Молодой ученый. 2018. № 31(217). С. 101-104.
13. Комарова А. А. Развитие творческой активности младших школьников путем организации мультипликационной студии в образовательном учреждении // Известия ВГПУ. 2016. №4. С. 52-55.
14. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (статья 29) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 18.03.2022)
15. Коренская Е. И. Развитие творческой активности младших школьников в процессе внеурочной деятельности // Современные направления модернизации российского образования. 2016. С. 112-115.
...