ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО ИМИДЖА ДЕСТИН
1.1. Содержание понятия «имидж дестинации» 15
1.2. Виды имиджа дестинации 20
1.3. Факторы, влияющие на формирование имиджа дестинации 23
1.4. Компоненты имиджа 25
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА В ПРО!
2.1. Содержание понятия «образовательный туризм» 27
2.2. Анализ мирового опыта формирования имиджа дестинации на рынке
образовательного туризма 33
2.2.1. Европейский опыт 34
2.2.2. Российский опыт 36
2.2.3. Азиатский опыт 42
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТОМСКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ВЬЕТНАМА 51
3.1. Развития российско-вьетнамских отношений на современном этапе 51
3.2. Анализ рынка образовательного туризма Вьетнама 56
3.3. Анализ взаимодействия России и Вьетнама на рынке образовательных услуг 66
3.4. Разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование имиджа Томска как «города - университета» на рынке образовательного
туризма республики Вьетнам 71
3.4.1. Мониторинг туристских порталов России и Вьетнама 71
3.4.2. Анализ сайтов ведущих томских университетов 74
3.4.3. Использование принципов SMM-маркетинга для формирования имиджа Томска 77
3.4.4. Разработка программы event - мероприятия, направленного на формирование имиджа Томска как «города - университета» на рынке
образовательного туризма республики Вьетнама 82
3.4.4.1. Выставка «Образование в Томске» 85
3.4.4.2. Интерактивная мультимедийная презентация «Томск - студенческая
столица Сибири» 86
3.4.4.3. Электронный путеводитель для иностранных студентов 88
3.4.4.4. Кафе предпринимателей «Истории успеха» 90
3.4.4.5. Фестиваль русской культуры «Матрёшка» в Ханое 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Приглашение на event-мероприятие «Приезжай в Томск»101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Форма заявки на участие в мероприятии «Приезжай в Томск» 102
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Афиша event-мероприятия «Приезжай в Томск» 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Афиша выставки «Образование в Томске» 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Афиша фестиваля русской культуры «Матрёшка» в Ханое 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Страница города Томка в Фейсбуке: «Tomsk - Education in Russia for foreigners» 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Электронный путеводитель по Томску для иностранных107
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Информационный сайт ТПУ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Информационный сайт ТГУ 110
Актуальность темы дипломной заключается в том, что в настоящее время, туризм стал одним из наиболее быстро растущих секторов экономики и крупнейшей сферой услуг в мире благодаря его интенсивному развитию. Несмотря на сегодняшнюю мировую рецессию и экономический кризис индустрии туризма, она продолжает активно развиваться во всем мире. Туризм вносит значительный вклад в развитие стран, поскольку это помогает стимулировать местную экономику, создавать возможности для трудоустройства во многих других отраслях и способствует повышению качества жизни местных общин. Общеизвестно, что туризм рассматривается как жизненно важная движущая сила социально-экономического прогресса страны. Значительное увеличение новых развивающихся направлений туризма показывает, что он может потенциально принести большие экономические и социальные выгоды для местных обществ.
Образовательный туризм является быстро развивающимся сектором экономики туризма, завоевывающим признание во всем мире. Многие исследователи относят его к числу ведущих и наиболее перспективных подотраслей туризма. Специфические особенности образовательного туризма, проявляющиеся в особом характере спроса, выраженных сезонных колебаниях, диверсификации туристского продукта и услуг гостеприимства, низкой подверженности кризисам и социально-политическим потрясениям, динамично развивающимися потребностями клиентов требуют детального изучения и разработки теоретических, методологических и системных подходов к совершенствованию взаимодействия всех его участников.
С каждым годом спектр услуг, предлагаемых в данной отрасли, стремительно расширяется. Образовательный туризм, который несколько лет назад был востребован только среди элиты, сейчас перешел в категорию продукта для среднего класса и пользуется устойчивым спросом. В настоящий момент данный рынок переживает бурное развитие, в процессе которого
выявляется целый ряд проблем, которые требуют своего оперативного решения [11-
Сегодня проблемы организации данного вида туризма до сих пор остаются вне внимания исследователей экономики туризма, несмотря на важную роль образовательного туризма в международных экономических и социальных отношениях. Выделение образовательного туризма в качестве отрасли международного туризма носит в литературе скорее популярноописательный, нежели научно-аналитический характер. Практически отсутствуют работы, посвященные теоретической и методологической базе применения маркетинга партнерских отношений, не отлажены механизмы практического применения новых рыночных регуляторов, в частности, программ лояльности в данной суботрасли туризма и возможностей горизонтальной и вертикальной интеграции субъектов рынка.
В отличие от развлекательного и рекреационного, образовательный туризм позволяет участникам туров позволяет повысить свой уровень образования, изучить другие языки, расширить профессиональные знания, более глубоко ознакомиться как с целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями. Он рассматривается как феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности, направленной на становление и развитие личностно-значимых для человека качеств. В ходе образовательного туризма осуществляется туристская образовательная деятельность, объединяющая в себе как деятельность по организации путешествий с образовательными целями, так и участие обучающихся в подобных турах.
На данный момент развитие образовательной туристской деятельности является одним из необходимейших условий повышения эффективности процесса обучения на любом образовательном этапе. Сейчас образовательный туризм является важным и перспективным направлением международного культурного обмена. Все более расширяется круг потенциальных потребителей услуг, предоставляемых организаторами образовательного туризма; все новые категории лиц постепенно вливаются в данное туристское движение [2].
В последние десятилетия интенсивно развивающийся образовательный туризм широко используется в различных образовательных системах, оценивается экспертами как высокоэффективная технология обучения и перспективная форма организации досуга. Существует множество работ на тему особенностей различных видов туризма и технологий проектирования туристической деятельности. Однако, можно утверждать, что современные тенденции и перспективы развития образовательного туризма изучены недостаточно.
Объект исследования - способы формирования туристского имиджа дестинации.
Предмет исследования - возможности формирования имиджа в процессе развития образовательного туризма.
Проблему исследования можно сформулировать в вопросе, каковы механизмы формирования имиджа Томска как образовательного центра в аспекте развития Российско - Вьетнамских отношений?
Цель - разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование имиджа Томска как «города - университета» на рынке образовательного туризма республики Вьетнам.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать современные способы формирования имиджа в процессе развития образовательного туризма.
2. Выявить особенности рынка образовательного туризма Вьетнама.
3. Разработать актуальные механизмы формирования имиджа Томска как «города - университета» на рынке образовательного туризма республики Вьетнам.
На сегодняшний день имидж дестинации является важнейшим экономическим ресурсом и одним из основных факторов конкурентоспособности страны в мире. Имидж дестинации, её репутация в зарубежных политических, общественных, экономических, деловых, туристических и других кругах является основой для успешного продвижения на внешнем рынке территории, услуг, товаров, капиталов. Известное наименование дестинации, к тому же - подкрепленное привлекательным образом, способствует ускоренному развитию региона, а также привлечению инвестиций в экономику. Положительный имидж как продукт целенаправленной и созидательной деятельности всех заинтересованных субъектов и сил выступает сильной базой для успешного развития туризма и позиционирования сильного бренда страны.
Целью данной дипломной работы являлась разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование имиджа Томска как «города - университета» на рынке образовательного туризма республики Вьетнам, для повышения туристской привлекательности города на внешнем рынке образовательного туризма и путешествий.
В теоретической части работы были рассмотрены теоретические аспекты значения «имидж» применительно к туристской дестинации; проанализированы современные способы формирования имиджа в процессе развития образовательного туризма и выявлены факторы, влияющие на формирование имиджа дестинации. Также были рассмотрены пути и методы, формирующие туристский имидж страны на внешние рынки. Отметили, что сильно влиять на все компоненты имиджа со стороны практически невозможно, однако, при грамотной маркетинговой стратегии можно оказывать воздействие на какие-то факторы, которые являются основополагающими и влияют на развитие туризма, формирование туристского потока, позитивного имиджа дестинации и международных отношений с другими государствами.
Рассматривая все каналы формирования положительного имиджа государства, и создавая эффективную концепцию продвижения имиджа туристской дестинации на внешних рынках, страна может за недолгий период встать на правильный и верный путь позиционирования себя как сильного и активного игрока и достичь прекрасного результата в привлечении туристов.
В аналитической части работы был проанализирован европейский, российский и азиатский опыт формирования имиджа дестинации на рынке образовательного туризма. Были выявлены, что особую роль в формировании имиджа играют брендинг и интегрированные маркетинговые коммуникации, в которые входят связи с общественностью, реклама в продвижении дестинации, Интернет-маркетинг дестинации, выставки и презентации и т.д. Каждый из маркетинговых инструментов имеет свои особенности и функции, оптимально в продвижении дестинации использовать интегрированный подход, объединяя разные инструменты для донесения до целевой аудитории ключевого туристского предложения. Таким образом, модель интегрированных маркетинговых коммуникаций не только позволяет более эффективно позиционировать дестинацию в сознании туриста, но и максимально повлиять на его решение о поездке.
В практической части работы рассмотрено развитие российско-вьетнамских отношений на современном этапе; выявлены особенности рынка образовательного туризма Вьетнама и взаимодействия России и Вьетнама на рынке образовательных услуг; создана эффективная контент-стратегия продвижения имиджа Томска в Фейсбуке и разработана программа event - мероприятия, направленного на формирование имиджа Томска как «города - университета» на рынке образовательного туризма республики Вьетнам. Все вышеперечисленное определяет практическую значимость работы, которая заключается в формировании позитивного имиджа Томска для студентов Вьетнама.
Проводя оценку эффективности мероприятий (как теоритических, так и практических) можно сказать, что мероприятия, которые были предложены, в любом случае будут положительно влиять на имидж Томска, т.к. основной и единой концепции представления города на вьетнамском рынке пока нет. В ходе оценки эффективности следует обратить внимание, что предложенные мероприятия смогут повысить турпоток из Вьетнама. Все приведенные мероприятия и рекомендации, приведенные в данной дипломной работе, реальны, выполнимы и эффективны для страны и самое главное - нацеленные на положительный результат.
В ходе проделанной работы мы смогли достичь, поставленную нами цель - разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование имиджа Томска как «города - университета» на рынке образовательного туризма республики Вьетнам.
1. Кусков А.С. Основы туризма. М.: Кнорус, 2008.
2. Козлова Н.А., Зыбин О.С. Специфические особенности образовательного туризма // Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2005. С. 81-88.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под. ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1986. 371-372 с
4. Echtner, C. M. and Ritchie, J. R. B. The Meaning and Measurement of Destination Image // The Journal of Tourism Studies (2003).
5. Важенина И. С. - Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / Маркетинг в России и за рубежом - 2006,
6. Philip Kotler, Donald H. Haider and Irving Rein. Marketing Places - Attracting Investment, Industry and Tourism to Cities, States and Nations. М.: The Free Press, New York, 1993 - 388c
7. Джанджугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий: Учеб. пособие Серия: Высшее профессиональное образование. Туризм. М.: Academia, 2006 г.
8. Беленов О.Н., Анучин А.А. - Конкурентоспособность стран и регионов - учебное пособие. М.: Москва 2011.
9. Tapachai, N. and Waryszak, R. (2000). An Examination of the Role of Beneficial Image in Tourist Destination Selection // Journal of Travel Research 39
10. Кирьянова Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций - учебное пособие / Л. Г. Кирьянова; Томский политехнический университет. - Томск: М.: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 264с.,
11. Филипп Котлер. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер,
- СПб.: Издательство Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005 г. — 384 с
12. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003
13. Maurice Marshalls. СоипОу image and its effects in promoting a tourist destination. A Case Study of South African Image. Master Thesis in Business Administration (MBA) // Blekinge Intitute of technology (BTH) School of Management/12.04.2007
14. Борматова Е. Язык по миру поведет // Профессиональное образование. 2008. №3. С. 38-41.
15. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Физкультура и Спорт, 2005.
16. MohulE.Impacts of Educational Tourism on the Residents of Famagusta. - Gazimagusa (North Cyprus): Eastern Mediterranean University, 2009. - P. 23-24; Lange F., Topel R. TheSocialValueofEducationandHumanCapital // HandbookoftheEconomicsofEducation. - Amsterdam: NorthHolland; Elsevier, 2004.
- P. 459-509.
17. Агеева, О. А. Управление развитием образовательного туризма в России [Текст] / О. А. Агеева // Инновации и инвестиции. — 2011. — № 3. — С. 201205.
18. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). - М., 2002.
19. Prime Minister launches drive to attract more international students. 18 June 1999 // British Education Brand - Education Counselling service, http: //www.britishcouncil .org/ecs/news/1999/ 0618/index.htm
20. Что ищут в России иностранные студенты [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://rusplt.ru/society/chto-ischut-v-rossii-inostrannyie-studentyi-
16219.html (дата обращения: 01.05.2016).
21. Таранин А. Российские вузы увеличат прием иностранных студентов [Электронный ресурс] // Ведомости. - 15.02.2015. - Режим доступа: http:www.vedomosti.ru/management/articles (дата обращения: 21.05.2016).
22. Стоимость одного года обучения в государственных и муниципальных вузах России на местах с полным возмещением затрат [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское образование» - Режим доступа:
http://www.edu.ru/abitur/act.65/index.php (дата обращения: 12.02.2016).
23. Высшее восточное [Электронный ресурс] // Издательский дом Коммерсант - Режим доступа:
http://www.kommersant.ru/doc/n22362 (дата обращения: 26.03.2016).
24. В 126 странах и регионах мира созданы 475 институтов Конфуция, ИА Синьхуа 07.12.2014. Ист.: http://www.ifes-ras.ru/center-doc-news/1301-news- 141208 08.12.2014. (Доступ 22 декабря 2014) 08.12.2014.
25. Официальный сайт Министерства образования КНР [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.moe.edu.cn/
26. Официальный портал торгово-промышленной палаты Вьетнама [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vcci.com.vn.
27. Официальный сайт Вьетнамской таможенной службы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.customs.gov.vn/default.aspx
28. Котляров Н.Н., Левченко Л.В. Глобализация и региональная интеграция стран - членов Таможенного союза // Экономические науки. 2013. 7 (104). С. 109-114.
29. Официальный сайт службы статистики Вьетнама [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gso.gov.vn/Default.aspx?tabid=217
30. Doanh nghiep Ш hanh quoc te giai doan 2005-2016 // Официальный сайт Министерства культуры, спорта и туризма Вьетнама [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vietnamtourism.gov.vn/index.php/items/13466
31. Официальный портал Департамента развития международного образования Вьетнама [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vied.vn/vi/
32. Нгуен Тхань Хыонг. Сотрудничество в области науки и техники, образования и профессиональной подготовки // Российско-вьетнамские отношения: современность и история. Взгляд двух сторон. - М.: ИДВ РАН, 2013. - С. 200-211.
33. Ременцов А. Н. Сравнительный анализ основных параметров системы высшего образования в России и Вьетнаме / А. Н. Ременцов, М. Н. Кожевникова, Н. А. Ременцова // Мир русского слова. - 2015. - № 1. - С. 87-91. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru, свободный.
34. Сухристина А.С., Уразбаев Р.Ш., Куан Д.К. Исторические предпосылки становления сотрудничества россии и вьетнама в сфере инженерного образования в период xx-xxi вв. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-predposylki-stanovleniya- sotrudnichestva-rossii-i-vietnama-v-sfere-inzhenernogo-obrazovaniya-v-period-20- 21-vv
35. Козлова Н.А., Зыбин О.С. Специфические особенности образовательного туризма // Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2005. С. 81-88.
36. The European Tourism Market, its structure and the role of icts // URL.: http://www.tourismlink. eu/wp-
content/uploads/2012/07/TOURISMhnk_MktReport.pdf (дата обращения - 10 мая 2014).
37. Динни К. Брендинг территорий: лучшие мировые практики. М.: Манн, Иванов и Фребер, 2013. 336 с.
38. Митрофанова А. А. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 536-539.
39. Алексеева О.В. Разработка маркетинговой стратегии ивента //Event- маркетинг. - (2012). - №1.- С. 10-18
40. Блашенкова В.С. Имидж власти и позиционирование территории // Практика муниципального управления. 2010. №4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concretica.ru/publications/ single/browse/2/article/8/322/
41. Новикова М. Российский событийный маркетинг: тенденции и перспектива //Альманах «Лаборатория рекламы, маркетинга и PR» [Электронный ресурс]. URL: www.adbusiness.ru/content/document.