Введение 4
1 Структура и свойства алюминидов титана и способы формирования покрытий на их основе 6
1.1 Структура и фазовый состав алюминидов титана 6
1.2 Свойства алюминидов титана 8
1.3 Способы алитирования 12
2 Методика исследования процессов алитирования титана, структуры и свойств алитированных покрытий 19
2.1 Методики исследования процессов смачивания титана алюминиевыми расплавами 19
2.2 Методика исследования прочности сцепления слоев титана и алюминия 26
2.3 Методика проведения рентгеноспектрального анализа слоистого композиционного материала титан – алюминий 29
2.4 Исследования жаростойкости алитированных слоев 32
3 Исследование процессов алитирования титана 35
3.1 Исследования процессов смачивания и растекания алюминия по титану и прочности сцепления покрытия 35
3.2 Исследование влияния кремния на процессы смачивания и растекания алюминия по титану и прочность сцепления покрытия 37
3.3 Исследование влияния циркония на процессы смачивания и растекания алюминия по титану и прочность сцепления покрытия 41
3.4 Исследование влияния времени выдержки в алюминиевом расплаве на процессы алюминирования титана 47
3.5 Исследование влияния диффузионного отжига на структуру алитированных покрытий на титане 54
4 Исследование жаростойкости титана с алитированным покрытием 63
4.1 Жаростойкость алитированных покрытий в алюминиевом расплаве и в расплаве силумина 63
4.2 Жаростойкость алитированных покрытий в алюминиевом расплаве легированном цирконием 69
Заключение 72
Список используемых источников 74
В промышленности титан один из широко применяемых конструкционных металлов. Порядковый номер титана в таблице Д.И. Менделеева – 22. Плотность титана 4,51 г/см3. Температура плавления - Tпл=1668°С, а температура кипения - Tкип=3260 °С.
Преимуществами титана и его сплавов, которые обеспечивают его широкое применение в промышленности в качестве конструкционного металла являются:
- низкая плотность (4510 кг/м3), которая обеспечивает уменьшение массы машин и агрегатов;
- высокие показатели прочности, в том числе и при повышенных температурах (250-500 °С);
- высокая стойкость в ряде агрессивных сред, которая определяется коррозионной стойкостью пленки оксида титана, образующейся на поверхности титана. Пленка оксида титана прочно связана с титаном и защищает его от взаимодействия с окружающей средой;
- Титан отличается высокой удельной прочностью. Удельная прочность ряда титановых сплавов достигает 30-35, что значительно выше удельной прочности, легированной стали, алюминия и магния, и их сплавов.
Титан наиболее широко применяется для изготовления изделий авиационной отрасли, ракетнокосмической техники и в морском судостроения. Титан, вследствие высокой коррозионной стойкости в ряде агрессивных сред, используется для производства цистерн, химических реакторов, технологических трубопроводов и деталей трубопроводов.
По объему применения в качестве конструкционного металла титан находится на четвертой позиции после железа, алюминия и магния. Широко применяются титановые сплавы и сплавы на основе интерметаллидных фаз титан-алюминий. Интерметаллидные сплавы на основе алюминидов титана отличаются набором неповторяемых эксплуатационных свойств. Алюминиды титана имеют высокую коррозионную стойкость, жаростойкость и жаропрочность, что позволяет их применять в авиастроении, автомобилестроении и химическом машиностроении. Алюминиды титана благодаря биологической совместимости и безвредности применяются в медицине и пищевой промышленности.
Титановые сплавы незаменимый материал, вследствие высокой удельной прочности и низкой плотности, в авиастроении и ракетостроении. Из титановых сплавов изготавливают детали шасси, обшивку, агрегаты, детали реактивных двигателей.
В химическом машиностроении и судостроении титановые сплавы применяют вследствие высокой коррозионной стойкости. Титан обладает высокой коррозионной стойкостью в серной и соляной кислоте и их солях. Из титана изготавливают оборудование для хлорной промышленности, а так же работающее в азотной кислоте. В судостроении титан используется для изготовления винтов, обшивки морских судов, подводных лодок, торпед и т.д.
Однако жаростойкость титана и большинства титановых сплавов ограничена температурой 600 ºС. При более высоких температурах наблюдается интенсивное взаимодействие титана с кислородом с образованием в основном диоксида титана. Для повышения жаростойкости титановых сплавов широко применяются защитные покрытия. В качестве защитных жаростойких покрытий неплохо зарекомендовали интерметаллиды на основе системы титан-алюминий.
Целью работы является повышение жаростойкости титана и титановых сплавов, за счет проведения исследований и разработки технологий формирования на титане покрытий на основе интерметаллидных сплавов системы титан-алюминий.
Проведенные исследования процессов алитирования титана в жидком алюминиевом расплаве с последующим диффузионным отжигом, а также исследование структуры, химического и фазового состава покрытия и его жаростойкости позволили сделать следующие выводы:
- для повышения жаростойкости изделий из титана и титановых сплавов предложено формировать на их поверхности покрытия на основе алюминидов титана;
- проведенный анализ позволил установить наиболее универсальный, производительный способ формирования алюминидов титана на поверхности изделий из титана и титановых сплавов-жидкофазное алитирование;
- на основании проведенных исследований установлены оптимальные составы активирующих флюсов и режимы жидкофазного алитирования тита;
- проведенные исследования показали, что при жидкофазном алитировании в результате фрагментации интерметаллидного слоя нельзя получить алюминидные покрытия требуемых толщин (30-100мкм);
- для получения покрытий на основе алюминидов титана на титане и титановых сплавов предложена двухстадийная технология, включающая жидкофазное алитирование и диффузионный отжиг;
- установлено влияние режимов диффузионного отжига на химический и фазовый состав многослойного алитированного покрытия на титане. Установлено влияние времени выдержки на процессы трансформации алюминидных слоев. Доминирующим слоем при двухстадийном алитировании является слой Ti₃Al;
- проведенные исследования показали значительное увеличение жаростойкости, снижение скорости окисления в 2,5-10 раз титановых изделий с алитированным слоем;
- легирование алитированного слоя кремнием и цирконием повышает жаростойкость покрытия в 1,5-2 раза.
Проведенные исследования показали, что дальнейшая работа в направлении алитирования титана должна быть направлена на поиск наиболее эффективных легирующих компонентов, значительно повышающих жаростойкость поверхности изделий из титана и его сплавов.
1. Blackburn M.J. // Trans. AIME. 1967. V. 239. N 8. P. 1200-1208.
2. Dezellus О. On the Liquid/Solid Phase Equilibria in the Al-Rich Corner
of the Al-Si-Ti Ternary System // Journal of Phase Equilibria and Diffusion,
Springer Verlag. 2014. 35 (2). P. 137-145.
3. Ersatz für Cadmiumueberzuge іn der Luftfahrt // Galvanotechnik. 1991. 82.
No5. Р. 1559.
4. Fischer І. Fortschritte bei der Verfahrenstechnik der galvanischen
Aluminierung // Galvanotechnik. 1997. V. 88. No6. Р. 1852.
5. Gros J.P., Sundman B., Ansara I. // Scr. Metall. 1988. V. 22. N 10. P. 1587-1591.
6. Kim K. W., Clemens H. (Eds.) (2003) Gamma Titanium Aluminides. TMS,
Warrendale. PA. USA.
7. Loiseau A., Tendeloo G., Portier R. Ducastelle F. // J. Phys. 1985. V. 46. N
4. P. 595-613.
8. McCullough C., Valencia J.J., Levi C.G., Mehrabian R. // Acta Metall.
1989. V. 37. N 5. P. 1321-1336.
9. Murray J.L. // Metall. Trans. A. 1988. V. 19. N 2. P. 243-247.
10. Petzow G., Effenberg G. Ternary Alloys // Weinheim: VCH. 1990. V. 3. 646 p.
11. Sagel K., Schulz E., Zwicker U. // Z. Metallkunde. 1956. Bd. 48 No 8. P.
529-533.
12. Schubert K., Meissner H.G., Raman A., Rossteutscher W. //
Naturwlssenschafren. 1964. Bd. 51. P. 287.
13. Schull R.D., McAlister A.J., Reno R.C. // Titanlum: Sci. and Technol.
Proc. 5th Int. Conf. Munich. 1984. Oberursel. 1985. V. 3. P. 1459-1466.
14. Yang M.-R., Wu S.-K. Oxidation Resistance Improvement of TiAl
Intermetallics Using Surface Modification // Bulletin of the College of Engineering,
2003. Vol. 89. P. 3–19.
15. Белоус В.Я., Варламова В.Е. и др. Ионно-плазменные покрытия для
защиты от коррозии компрессорных лопаток и других деталей ГТД,
эксплуатирующихся во всеклиматических условиях // Коррозия: материалы,
защита. 2012. No 1. С. 20-24.
...