Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовая и нравственная основа оперативно-розыскной деятельности

Работа №112861

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы45
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Правовая основа оперативно розыскной деятельности 7
1.1 Понятие и социальная ценность оперативно-розыскной деятельности:
исторический экскурс 7
1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности 15
Глава 2 Нравственные основы осуществления оперативно-розыскной деятельности 26
2.1 Правовая культура и ее значение в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в процессе реализации оперативно-розыскной деятельности .... 26
2.2 Нравственность в системе обеспечения прав и свобод человека и
гражданина в процессе реализации оперативно-розыскной деятельности .... 32 Заключение 38
Список используемой литературы и используемых источников 42

Тема представленной выпускной дипломной работы «Правовая и нравственная основы оперативно-розыскной деятельности» связана с исследованием социально-значимых взаимоотношений между людьми.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что борьба с преступностью сегодня подразумевает использование самих оперативно-розыскных средств, которые носят бескомпромиссный и жесткий характер, но в лице государства, обеспечивающего проведение ОРД, необходимо использование борьбы в цивилизованных формах, которые основываются на выполнении законов, принципах гуманизма и справедливости.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение состояния обеспечения прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
С учетом данной цели, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть определение понятия «оперативно-розыскная
деятельность;
- провести анализ законодательства, составляющие основу оперативно-розыскной деятельности;
- проанализировать вопросы нравственной составляющей при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Объект исследования - общественные отношения, которые являются основой осуществления в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а именно обеспечение прав и свобод гражданина и человека при проведении ОРД.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие права и свободы человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также практические результаты деятельности подразделений оперативных органов, которые законодательно наделены правом осуществления ОРД.
Теоретической основой исследования выступают статьи и публикации ученых, представленные научными трудами таких авторов, как Илларионова В.П, Атмажитова В.М., Нагиленко, Б. Я, Чечетина А.Е., Черняка Е.Б, Шумилова А.Ю. и других.
Правовую основу работы составят положения Конституции РФ [8], Уголовный Кодекс РФ [21], Уголовно-процессуальный кодекс РФ [19], Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации № 2506-1 от 13.03.1992г, Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [24].
В бакалаврской работе используются методы анализа нормативно-правовой базы, научной литературы:
- выявления логических противоречий в законодательстве при помощи анализа нормативных;
- исторический метод сравнивая правовых норм законодательных актов РСФСР и России;
- анализ источников формально - юридических, которые
использовались при написании дипломной работ;
- метод сравнительного анализа правовых норм для определения соответствия актов мировым стандартам;
- системный подход к анализу законотворчества в Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Объектом нашего исследования являются правоотношения, основанные на принципах Конституции РФ и являющиеся основой осуществления выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а именно обеспечение прав и свобод гражданина и человека при проведении ОРД. Права и свободы человека и гражданина у нас в стране гарантированы Конституцией РФ, а порядок уголовного судопроизводства устанавливается уголовно¬процессуальным Кодексом, в соответствии с частью 1 статьи 1 УПК РФ. При проведённом исследовании и анализе действующего законодательства устанавливается, что охрана ряда конституционных прав не регламентирована уголовно-процессуальным законодательством РФ, что приводит к нарушению вышеуказанных прав.
При исследовании нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, усматривается, что защита основных конституционных прав граждан вытекает из принципов уголовно-процессуального права. Однако должны заметить, что защита многих конституционных прав не урегулирована должным образом уголовно - процессуальным законодательством, что приводит к их нарушению. На сегодняшний день порядок получения и обработки персональных данных граждан законодательно не определен.: о частной жизни, при осмотре предметов, таких как мобильный телефон, документов и других данных. Здесь возможно нарушение права на личную, семейную тайну, тайну телефонных переговоров и так далее (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ).
В силу своего агентурного характера осуществление оперативно-розыскной деятельности неразрывно связано с проникновением в сферу прав и свобод человека и гражданина. Здесь практикуется больше «негласных» методов ограничения прав граждан на неприкосновенность жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Выявлено, что оперативно-розыскная деятельность постоянно балансирует между интересами и правами личности и свободами человека и гражданина, между интересами борьбы с преступностью. Также нами отмечено, что ряд статей в ФЗ «Об оперативно¬розыскной деятельности» имеет декларативный характер. Часть 4 статьи 16 данного Закона может быть тому примером, где «...при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав, а также обеспечения безопасности государства и общества от преступных посягательств, допускается причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, или лицом, которое оказывает содействие, при правомерном выполнении своих служебных обязанностей» [24].
Отметим еще такой важный момент, как отсутствие в законодательстве ссылки на такие понятия, как «крайняя необходимость» и «необходимая оборона» как дополнительные условия невольного причинения вреда охраняемому законом интересу в условиях оперативно-розыскной деятельности. Мы считаем, что этот момент является лазейкой в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [24]. Существуют случаи в работе противоправных деяний сотрудников оперативных подразделений, которые, подпадают под признаки преступлений. Примером является - оперативное внедрение. В этой ситуации у сотрудника стоит дилемма, то ли стать соучастником преступления, то ли быть расшифрованным со стороны участников преступного сообщества. В данной ситуации последствия могут быть очень плачевными.
Разрешение такого плана ситуаций, когда вопрос об освобождении или исключении из уголовной ответственности находится на уровне уголовно¬правового. Полагаем, что ссылка на норму Федерального закона № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» [24] об учреждениях уголовного права не совсем корректно. В связи с изложенным, на наш взгляд, необходима коррекция правового регулирования. Механизм реализации необходим для определенных объектов операций поиска. Здесь нам необходимо выработать соответствующие практики, в том числе по возмещению государством причиненного ущерба.
Соответственно, мы считаем, что в области оперативно-розыскной деятельности, законодательство требует своего совершенствования.
В заключении дипломной работы можем отметить, что поставленная цель нами достигнута, поставленные задачи - выполнены.
И так, основным праворегулирующим актом во время проведения оперативно-розыскной деятельности- является «Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ, принят Государственной думой 05.07.1995г» [24]. Все правоотношения, возникающие при проведении ОРД - регулируются федеральными законами, которые регулируют деятельность государственных органов, уполномоченных на воплощение ОРД, также их ведомственными нормативными актами, «Уголовным Кодексом РФ» [21], Уголовно¬процессуальным Кодексом РФ [19]. Сам анализ норм ОРД показывает, что существует система гарантий, даёт обеспечение соблюдение прав человека и гражданина во время выполнения оперативно-розыскных мероприятий. Статьи закона (ст. 1,3,9 и другие) повысили значительно значение «соблюдения прав и свобод человека и гражданина» [8] в сфере оперативно¬розыскной деятельности. Принятие данного Закона имеет большое значение. Он разрушил ряд стереотипов секретности правового регулирования ОРД. Это в свою очередь связано с нуждами построения правового государства, принципами которого - являются господство закона и превалирование интересов личности над интересами страны. В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий реализация обеспечения прав и свобод человека и гражданина возможна только лишь благодаря строгому соблюдению Конституции РФ [8], международно-правовых актов, а тоже оперативно-розыскное законодательство. Полагаем, что при соблюдении прав и свобод людей при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий стоит уделять внимание не только тем лицам, в отношении которых они проводятся, но и интересам тех, кто их осуществляет. Предоставить правовые гарантии работникам и тем, кто им помогает.
Ряд положений, опираясь на которые можно сделать выводы о нравственном содержании этой деятельности зафиксированы в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [24]. К ним относятся:
- нравственной целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан и личности, обеспечение безопасности общества и государства в целом от преступного вмешательства.
- уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, запрет на разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайну, честь и достоинство гражданина и лица, сведения о котором стали известны в рамках ОРМ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом [24].
- утверждение о том, что следственный порядок осуществляется лишь «в исключительных случаях, когда вопросы борьбы с преступностью не могут быть решены иными средствами (ст.8) [22]. Акцентируется внимание в этом положении на том, что «.. .использование средств.
Важной гарантией соблюдения прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является система контроля и надзора, такая как: конституционный контроль, контроль Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, правительство Российской Федерации, судебный надзор, прокурорский надзор, ведомственный надзор.



1. Абакумов О.Б., Алексеев В.В., Боженов С.В. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. / под редакцией В.В. Алексеева, Д.А. Блажникова. Москва : Юнити, 2017. 145 с.
2. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика). Монография. Домодедово: РИПК работников МВД России. 1997. 101 с.
3. Гусев В. Обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Законность. М. 2012 № 1. С. 40-44.
4. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб, пособие / под ред. Г.К. Синилова. - М. : Изд -во Юрайт. ИД Юрайт. 2010 Сер.: Основы наук. 99 с.
5. Илларионов В.П. «Синедрион и Кесарь против Иисуса Христа». М.: Academica. 2003. 561 с.
6. К вопросу о соотношении оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности // Материалы научно-практического семинара / Отв. ред. В.М. Атмажитов. М. : Академия управления МВД России. 2005. С. 29-30.
7. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека / отв. ред. В.С. Овчинский; вступ. ст. В.Д. Зорькина. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2014.
8. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
9. Лунеев В.В. Эпоха глобализации и преступность: монография. Юридическое издательство Норма. 2007. 272 с.
10. Материалы научно-практического семинара // Академия управления МВД межведомственный центр подготовки сотрудников криминальной милиции и подразделений России. М. 2005. С. 35.
11. Нагиленко Б.Я. Понятие оперативно-розыскной деятельности: содержание и правовое регулирование курс лекций // Журнал МВД России. ВИПК МВД России. 2010 С. 14
12. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. 232 с.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь. Изд. 6-е, стереотипное.
Издательство «Советская энциклопедия». Москва. 1964. 900 с.
14. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 1998г. № 86-О. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой. [Электронный ресурс]. URL: https://main- law.ru/ksrf/86-o_ot_14- (дата обращения 05.04.2022).
15. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О // СПС «Консультант Плюс».
16. Попов В.Л., Куликов А.В. Специфические черты нравственной сущности ОРД // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс. 2018. № 4. С. 65-68.
17. Руднев В.И. Иммунитеты в уголовном судопроизводстве // Журнал Российская юстиция. 1996. № 8. С. 28.
18. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 21.12.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
19. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) // Собрание
законодательства Российской Федерации. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
20. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (с изменениями на 1 июля 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1960. № 26. Ст. 2458.
21. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 2458.
22. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 01.07.2021 № 252-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
23. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: № 2506-1от 13.03.1992г. (в наст. время утратил силу). URL: https://base.garant.ru/3960873/ (дата обращения 20.03.2022).
24. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
25. Федеральный Конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // СПС Консультант Плюс.
26. Чельцов-Бебутов. М.А Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб., 1995. 640 с.
27. Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны, из истории дипломатии и разведки. 5-е изд., доп. М., 1991. 345 с.
28. Чечетин А.Е. О соотношении понятий оперативно-розыскных мероприятий, действий и мер // Материалы научно-практического семинара 2017. № 4. С. 35.
29. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И. 2006. 170 с.
30. Чечетин А.Е., Анохин Ю.В., Шатохин И.Д. Некоторые проблемы применения гласного обследования в оперативно-розыскной деятельности Алтайский юридический вестник № 1 (32) 2017 С. 145-153 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.buimvd.ru/nauka/urvest/17.pdf (дата обращения 05.04.2022).
31. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности М.: Издательский дом Шумиловой И.И. 2006. 368 с.
32. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в Российской империи в документах и комментариях (XVIII век - февраль 1917 года). М.: Шумилова И.И. 2013. 95 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ