Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности 8
1.1 Особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте 8
1.2 Роль изобразительной деятельности в формировании у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте 12
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности 16
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте. 16
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности. 33
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте. 42
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Характеристика выборки исследования 59
Приложение Б Тематические планирование работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности. 60
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте .
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности .
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте.
В ходе изучения теоретических аспектов формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности нами установлено, что представления о кубанском казачьем быте - это сформированные понятия об особенностях жилища, утвари, национальной одежды, национальных песен, блюд и праздников кубанских казаков. В основе формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте лежат познавательные потребности. В возрасте 6-7 лет представления о кубанском казачьем быте у детей еще не сформированы. Необходимо вести целенаправленную работу по данному направлению. В изобразительной деятельности отражаются не только образы предметов, которые ребенок воспринимает, но и его собственное эмоциональное восприятие данных предметов.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте 5 (25%) детей. Средним уровнем сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте обладают 14 (70%) детей. Высоким уровнем
сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте обладает 1 (5%) ребенок.
В контрольной группе обладают низким уровнем сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте 3 (15%) детей, у 16 (80%) детей диагностирован средний уровень и у 1 (5%) ребенка - высокий.
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о том, большинство исследуемых детей 6-7 лет обладают средним уровнем сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте.
Мы предполагаем, что формирование у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности возможно, если:
- разработаны сценарии образовательной деятельности по предметно - декоративному рисованию;
- включены сценарии образовательной деятельности по предметно - декоративному рисованию в образовательный процесс;
- обогащен центр изобразительной деятельности предметными картинками и объектами кубанского казачьего быта.
Анализируя полученные в ходе контрольного среза результаты дошкольников экспериментальной группы, можно заметить, что показатель низкого уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте стал ниже на 10 %. Средний уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте снизился на 10%. Высокий уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте на контрольном этапе поднялся у 5 детей, увеличился на 25%, что отражает эффективность проведенной нами работы. Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились.
Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что разработанное и апробированное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности достаточно эффективно.