Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности 8
1.1 Особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте 8
1.2 Роль изобразительной деятельности в формировании у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте 12
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности 16
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте. 16
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности. 33
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте. 42
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Характеристика выборки исследования 59
Приложение Б Тематические планирование работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности. 60
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте .
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности .
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте.
В ходе изучения теоретических аспектов формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности нами установлено, что представления о кубанском казачьем быте - это сформированные понятия об особенностях жилища, утвари, национальной одежды, национальных песен, блюд и праздников кубанских казаков. В основе формирования у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте лежат познавательные потребности. В возрасте 6-7 лет представления о кубанском казачьем быте у детей еще не сформированы. Необходимо вести целенаправленную работу по данному направлению. В изобразительной деятельности отражаются не только образы предметов, которые ребенок воспринимает, но и его собственное эмоциональное восприятие данных предметов.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте 5 (25%) детей. Средним уровнем сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте обладают 14 (70%) детей. Высоким уровнем
сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте обладает 1 (5%) ребенок.
В контрольной группе обладают низким уровнем сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте 3 (15%) детей, у 16 (80%) детей диагностирован средний уровень и у 1 (5%) ребенка - высокий.
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о том, большинство исследуемых детей 6-7 лет обладают средним уровнем сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте.
Мы предполагаем, что формирование у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности возможно, если:
- разработаны сценарии образовательной деятельности по предметно - декоративному рисованию;
- включены сценарии образовательной деятельности по предметно - декоративному рисованию в образовательный процесс;
- обогащен центр изобразительной деятельности предметными картинками и объектами кубанского казачьего быта.
Анализируя полученные в ходе контрольного среза результаты дошкольников экспериментальной группы, можно заметить, что показатель низкого уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте стал ниже на 10 %. Средний уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте снизился на 10%. Высокий уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте на контрольном этапе поднялся у 5 детей, увеличился на 25%, что отражает эффективность проведенной нами работы. Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились.
Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что разработанное и апробированное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о кубанском казачьем быте в процессе изобразительной деятельности достаточно эффективно.
1. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания. М. : Республика, 2018. 103 с.
2. Белошистая А. В. Дошкольный возраст : формирование и развитие способностей. М. : Дошкольное воспитание, 2018. 184 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : «Академия», 2015. 320 с.
4. Бондарева Н. А. Отчий дом-начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества. Армавир, 2016. 416 с.
5. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала современного дошкольника // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 15-24.
6. Волков И. П. Учим творчеству. М. : Педагогика, 2019. 88 с.
7. Волков Ю. Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 17-22.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Гинтер С. М. Основы теории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. Красноярск, 2015. 131 с.
10. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М. : Учпедгиз, 2016. 78 с.
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. : Изд-во УРАО, 2019. 175 с.
12. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб. : СПбГУПМ, 2015. 84 с.
13. Куценко И. Я. Кубанское казачество. Краснодар : Краснодарское книжное издательство, 1993. 122 с. 58
14. Ратуш В. Н. Родная Кубань. Страницы истории. Краснодар, 2019. 154 с.
15. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / под ред. проф. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2016. 163 с.
...