Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: 3 класса ГБОУ школа № 904 (г. Москва).
Выборка: 52 учащихся, по 26 человек в двух группах.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Общая характеристика интеллектуальных навыков в психолого – педагогической литературе 6
1.2 Особенности интеллектуального развитие младших школьников 15
1.3 Психолого- педагогические условия формирования интеллектуальных навыков у младших школьников 23
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1 Диагностика уровня интеллектуальных навыков у младших школьников 32
Диагностика «Исключение лишнего» 33
2.2 Реализация экспериментальной системы занятий по формированию интеллектуальных навыков у младших школьников 38
2.3 Оценка эффективности реализации экспериментальной системы занятий 46
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Психические познавательные процессы активно развиваются в младшем школьном возрасте, здесь формируются основные умения и навыки, задатки, формируются интеллектуальные качества.
Важнейшей задачей является формирование личности как субъекта социальной действительности, которая может самостоятельно раскрывать и развивать все свои потенциальные возможности, обуславливает мобилизацию умений критически мыслить, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, постоянно пополнять свои знания и совершенствовать умения по их применению. В данной ситуации становится очевидной роль интеллекта, что влечет за собой важность формирования интеллектуальных навыков, умений и способностей.
Сейчас в области психологии интеллекта сформировались несколько основных направлений, которые представлены как зарубежными, так и отечественными школами.
Социокультурный подход к исследованию природы интеллекта рассматривается в работах Дж. Брунера, С. Скрибнера, А. Лурия, Л.С. Выгоского и др. Генетический подход представлен разработками У.Р. Чарлзворза и Ж. Пиаже. Большую известность в конце 1980- начале 1990-х гг. среди когнитивных теорий приобрела иерархическая модель интеллекта американского психолога Р. Стернберга. Исследование интеллекта в контексте теории мышления как процесса осуществили С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, Н.Ф. Талызина и др.; в русле теории деятельности - О.К. Тихомиров и К.А. Абульханова-Славская. Идеи Л.С. Выготского стали основой для создания теории и системы развивающего обучения, разработанной учеными В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, ЛВ. Занковым и др. «Формирующая модель» обучения, разработанная И.П. Калошиным, В.П. Беспалько, С.И. Шапиро и др. базируется на подходе Н.Ф. Талызиной и П.Я. Гальперина. Проблема развития этой сферы детей прописана в работах И.Л. Лебедевой, Л.П. Терентьевой, М.Ш. Мартиросян, С.Ю. Боруха, Ю.Г. Тамберг, Э.А. Петросян.
Однако, не смотря на широкий спектр исследований в области интеллектуального развития, проблема методики и механизмов формирования интеллектуальных навыков в начальной школе в научной литературе освещена слабо. Поэтому проблема актуальна для исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически изучить особенности формирования интеллектуальных навыков у младших школьников.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику интеллектуальных навыков в психолого – педагогической литературе.
2. Выделить основные особенности интеллектуального развития младших школьников.
3. Изучить психолого-педагогические условия формирования интеллектуальных навыков у младших школьников.
4. Провести опытно – экспериментальную работу по формированию интеллектуальных навыков у младших школьников и оценить её эффективность.
Объект исследования: интеллектуальные навыки в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: методы и техники формирования интеллектуальных навыков в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование интеллектуальных навыков у младших школьников будет эффективнее, если будет сформулирована модель системы развития интеллектуальных способностей учащихся младших классов в процессе обучения и внеклассной работы; выявлены психолого - педагогические условия, способствующие развитию интеллектуальных способностей учащихся младших классов в образовательном процессе и внеклассной работы.
Теоретическую основу исследования составили: философские, психолого-педагогические концепции целостного развития личности (Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, Б.Т. Лихачев, И.Б. Котова, А.В. Петровский, Н.В. Щуркова, П.Г. Щедровицкий, и др.); исследования в области интеллектуального развития (Г. Ананьев, Н.П. Балдина, Г.А. Балл, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.М. Матюшин,); теории развития интеллекта (Д. Брунер, Л.С. Выготский, Ф. Гальтон, Ж.Ж Пиаже, М.А. Холодная.); теория методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин,); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа научной, теоретической и методологической литературы разработана система занятий по формированию интеллектуальных навыков у младших школьников.
Практическая значимость работы в том, что её данные могут быть использованы в практической психолого – педагогической деятельности в начальной школе, а также в дальнейшей научной работе по рассматриваемой проблеме.
Структура исследования: введение, две главы, поделенные на параграфы, заключение и список литературы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить интеллектуальные способности как индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.
Анализируя факторы интеллектуального развития, мы выделили две группы: генетические и факторы окружающей среды. Если первые лишь закладывают базу, основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут оказать на них решающее воздействие. Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, следует сформулировать следующие основные выводы.
Из анализа прочитанной литературы и в ходе проведённого исследования, можно сделать вывод, что самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - это младший школьный возраст. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов в младшем школьном возрасте. Главная задача педагога не только дать детям определённый объем информации, но и помочь устранить проблемы в учёбе: развить память, логику, внимание, то есть интеллектуальные способности.
Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов в младшем школьном возрасте. Главная задача педагога не только дать детям определённый объем информации, но и помочь устранить проблемы в учёбе: развить память, логику, внимание, то есть интеллектуальные способности.
Опытно-экспериментальная работа по формированию интеллектуальных навыков детей младшего школьного возраста, проводилась среди обучающихся 3 класса ГБОУ школа № 904. Экспериментальную группу составили ученики 3 «Б» класса. Ученики 3 «А» класса вошли в контрольную группу. Всего в исследовании приняли участие 52 учащихся, по 26 человек в каждой группе.
Диагностика проводилась с использованием следующих методик:
- Диагностика «Исключение лишнего».
- Диагностика «Нелепицы».
- Краткий ориентировочный тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик.
В результате диагностики мы выяснили, что что у младших школьников критичность мышления, логичность и гибкость мыслительных процессов, а также быстрота мышления развиты ниже среднего уровня, что свидетельствует о необходимости проведения формирующей работы по развитию интеллектуальных навыков.
По результатам диагностики разработана и реализована экспериментальная система занятий, направленная на развитие интеллектуальных навыков.
Повторное исследование подтвердило её эффективность реализованной системы занятий, так как у испытуемых из экспериментальной группы повысился уровень критического мышления, они научились рассуждать логически, уровень быстроты мышления также увеличился. Таким образом, подтверждена поставленная в начале исследования гипотеза о том, что формирование интеллектуальных навыков у младших школьников будет эффективнее, если будет сформулирована модель системы развития интеллектуальных способностей учащихся младших классов в процессе обучения и внеклассной работы; выявлены психолого - педагогические условия, способствующие развитию интеллектуальных способностей учащихся младших классов в образовательном процессе и внеклассной работы, подтвердилась.
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. Пособие / Э.М. Александровская. - М.: - Академия, 2017. – 208 с.
2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Анофриев. — М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
3. Аристова, Т. А. Педагогические условия интеллектуального развития младшего школьника средствами речемыслительнои деятельности : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Аристова Татьяна Алексеевна. – СПб: Речь, 2019. – 23 с.
4. Асаулюк, Е. П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Асаулюк Елена Петровна. – Воронеж, 2017. – 25 с.
5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22
6. Бакулина, Г. А. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка средствами субъективизации / Г. А. Бакулина // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 1. – С. 176–178.
7. Баракина, Т. В. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения информатике : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Баракина Татьяна Вячеславовна. – Омск, 2016. – 181 с.
8. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. - 1994. - №11. - С. 10-14.
9. Васильев, В. В. Психолого-педагогические основы процесса обучения / В. В. Васильев. – Воронеж, 2002. – 18 с.
10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии : информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 276 с.
11. Делия В.П. Инновационное мышление в XXI веке. М.: Де-По, 2011. - 232 c
12. Денисенкова, М. В. Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности / М. В. Денисенкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 76. – С. 86– 88.
13. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2020. — 255 с.
14. Дорофеева А. Логика, мышление. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014. -233 c.
15. Ильенков, Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. – М. : МПСИ, 2019. – 112 с.
16. Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы / Е.П. Ильин. – М.: ООО «Вопросы психологии». 1986. – С. 138-147.
17. Ильиных, Л. М. Развитие исследовательских способностей школьников / Л. М. Ильиных // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 9 – С. 19–22.
18. Лагутина, О. А. Развитие учебно-интеллектуальных умений у младших школьников в процессе обучения : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лагутина Ольга Анатольевна. – Омск, 2005. – 21 с.
19. Ладыженская, Т. А. Общеучебные умения и речевая деятельность школьников / Т. А. Ладыженская // Советская педагогика. – 1981. – № 8. – С. 85–91.
20. Лайло, В. В. Повышение грамотности и развитие мышления : пособие для учителя / В. В. Лайло. – М. : Дрофа, 2002. – 96 с.
21. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс. Иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения/ Б.Р. Мандель. – Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 828 с.
22. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: монография. М.: Баласс, 2015. - 272 с.
23. Менчинская, Н. А. Проблема учения и умственного развития школьника : избранные психологические труды / Н. А. Менчинская. – М. : Педагогика, 1989. – 224 с.
24. Немов, Р. С. Общая психология / Р. С. Немов.. – М. : ВЛАДОС, 2013. - 608 с.
25. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2003. – 608 с.
26. Нуриханова, Н. К. Формирование интеллектуальных умений у младших школьников в образовательном процессе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н. Н. Камиловна. – Уфа, 2006. – 22 с.
27. Общая психология / под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М: Просвещение, 2021. – 383 с.
28. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 240 с.
29. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 512с.
30. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. — М.: Академический Проект; Трикста, 2018. – 400 с.
31. Пидкасистый П.И., Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2015. - 724 с.
32. Полякова, С.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся / С.В. Полякова // Справочник заместителя школы. – 2019. - №11. – С. 46-53.
33. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2019. - 204 с.
34. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
35. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие / сост.: Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М., 1996. – 415 с.
36. Рахимова Е.А. Социально-психологическая диагностика: учеб. пособие. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2012. - 134 с.
37. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
38. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Методические рекомендации / Н.Я. Семаго. – М.: Айриспресс, 2015. – 64 с.
39. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. – М.: Генезис, 2015. – 191 с.
40. Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 123 с.
41. Стернберг, Р. Интеллект успеха / Р. Стернберг. – М.: Попурри, 2015. – 400 с.
42. Теплов, Б. М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов / Психология индивидуальных различий. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 136 с.
43. Терешина Л.В., Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. Описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы. - М.: Учитель, 2014. - 120 c.
44. Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учебное пособие / О.К. Тихомиров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.
45. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
46. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследований / М.А. Холодная. – СПб: Питер, 2018. – 272 с.
47. Целикова, М. П. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / М.П. Целикова. – М., 2010. – 416 с.
48. Шевердина, Н.А. Тестирование будущих первоклашек / Н.А. Шевердина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 288 с.
49. Шилова, Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие / Т.А. Шилова. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 112 с.
50. Шмидт, В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками / В.В. Шмидт. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
51. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. - СПб.: - Речь, 2003 – 384 с