Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мифологическое и виртуальное пространство в романе В. О. Пелевина "Шлем ужаса"

Работа №112816

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы30
Год сдачи2023
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение  3
1 Художественное пространство как литературоведческая категория 5
1.1 Художественное пространство и его модели в литературе 5
1.2 Мифологическое пространство в произведении 9
1.3 Виртуальное пространство в произведении 13
2 Воплощение мифологического и виртуального пространства в произведении «Шлем ужаса» 18
2.1 Мифологическое пространство в романе В. Пелевина «Шлем ужаса» 18
2.2 Виртуальное пространство в романе В. Пелевина «Шлем ужаса» 22
Заключение 28
Список использованных источников 29

Оценка за курсовую работу "отлично".

Художественное пространство в литературоведении включает в себя анализ локации и временных рамок произведения, взаимодействия между пространством и персонажами, а также символического значения пространственных элементов. Такие модели художественного пространства, как мифологическое и виртуальное, расширяют смысловые, графические и образные характеристики текста.
«Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре» - седьмой роман современного российского писателя-постмодерниста В. Пелевина, созданный по заказу британского издательства «Canongate» в рамках международного проекта «Мифы». Произведение имеет необычную структуру диалога в Интернет-чате, в котором писатель новаторски интерпретирует мифологические образы, сюжеты и архетипы. В данной курсовой работе мы рассмотрим особенности мифологического и виртуального пространства в произведении В. Пелевина «Шлем ужаса».
Актуальность нашего исследования обусловлена возрастающим интересом к творчеству писателей-постмодернистов, а конкретнее, к произведениям В. Пелевина и необходимостью системного анализа мифологического и виртуального пространства в романе «Шлем ужаса».
Цель курсовой работы: исследовать и охарактеризовать особенности функционирования мифологического и виртуального пространства в романе В. Пелевина «Шлем ужаса».
В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
1) изучить определение понятия «художественное пространство» в литературоведении;
2) рассмотреть модели художественного пространства;
3) исследовать особенности мифологического пространства в литературоведении;
4) охарактеризовать особенности виртуального пространства в литературоведении;
5) проанализировать мифологическое и виртуальное пространство в романе В. Пелевина «Шлем ужаса».
Объектом исследования является произведение В. Пелевина «Шлем ужаса».
Предметом курсовой работы является категория художественного пространства.
Материалом исследования послужило произведение В. Пелевина «Шлем ужаса».
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых, изучающих понятие «художественное пространство» в литературоведении (Н. Г. Асмус, Л. Г. Бабенко, М. М. Бахтин, В. И. Вернадский, И. А. Зайцева, Ю. В. Казарин, Э. Кассирер, С. В. Каширина, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, И. И. Мурзак, С. Ю. Неклюдов, Н. А. Николина, Ю. Г. Пыхтина, И. В. Роднянская, О. В. Рудая, Т. Л. Рыбальченко, Т. В. Сатина, А. Б. Сейдашева, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, А. В. Челикова, А. Л. Ястребов).
Основными методами, применяемыми в исследовании, являются описательный, сравнительный, поисковый, литературоведческого анализа.
Новизна исследования заключается в вовлечении в научный оборот нового литературоведческого материала, отобранного из произведения В. Пелевина «Шлем ужаса».
Теоретическая значимость определяется вкладом в изучение особенностей изображения художественного пространства (мифологического и виртуального) в современной русской литературе. Представленная работа дополняет имеющиеся в науке сведения об особенностях изображения мифологического и виртуального пространства в произведении В. Пелевина «Шлем ужаса».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в исследованиях категории художественного пространства, в работах по изучению творчества В. Пелевина, а также в практике преподавания вузовских дисциплин литературоведческого цикла.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования была достигнута поставленная цель и решены соответствующие задачи, что позволяет подвести итоги и сформулировать основные результаты курсовой работы.
Данное исследование посвящено анализу специфики мифологического и виртуального пространства в романе В. Пелевина «Шлем ужаса».
Под художественным пространством в нашей работе понимается пространственная организация его событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста (вслед за Н. А. Николиной).
Нами были исследованы теоретические труды литературоведов, посвященные анализу мифологического пространства в литературе. Мы пришли к выводу, что мифологическое пространство может быть использовано автором для отражения универсальных тем и конфликтов, а также для создания новых, оригинальных идей и образов. Также оно создает сюжетные и ситуационные переклички, порождающие ассоциативные связи и эмоционально-смысловые поля, что отражено в произведении В. Пелевина «Шлем ужаса» в его опоре на миф о Тесее и Минотавре.
В качестве теоретической основы относительно категории «виртуальное пространство» в нашей курсовой работе мы использовали статью Ю. Г. Пыхтиной, в которой были рассмотрены такие аспекты, как типология, структура и функции виртуального пространства. Так, в произведении «Шлем ужаса» В. Пелевин использует виртуальное пространство для организации сюжета и идейной основы текста.
При анализе мифологического пространства в романе В. Пелевина «Шлем ужаса» мы выделили и исследовали образы (Тесей, Ариадна, Зевс, Минотавр), символику (топор, шлем, лабиринт, маска, вуаль) и пейзаж, имеющие мифологическую основу. В ходе анализа мы предположили, что Тесей и Sliff_zoSSchitan представляют собой одного человека, в котором первый составляет центр мифологического пространства, а второй является основой виртуального пространства произведения, что было подтверждено нами в параграфе 2.2.
В результате анализа материала нами было выявлено, что В. Пелевин комбинирует виртуальное и мифологическое пространство в тексте для реализации новаторской идеи переложения мифа с помощью уникальной образной, символической, мотивной и структурной организации текста.
Перспективы исследования и результаты для практического применения мы видим в проведении дальнейшего изучения специфики художественного пространства в текстах В. Пелевина и его влияние на сюжет, образы, мотивы и темы в произведении.


1 Белоконева, А. О. Миф, имя, судьба героя в эстетике постмодернизма (на материале произведений В.О. Пелевина) / А. О. Белоконева // Вестник Кемеровского государственного университет. – Кемерово, 2012. – № 3. – С. 65-69.
2 Брызгалова, В. В. Манипуляция сознанием человека в информационно-коммуникативном пространстве в романе В. Пелевина «Шлем ужаса: креатифф о Тесее и Минотавре» / В. В. Брызгалова // Нижневартовский филологический вестник. – Нижневартовск, 2022. – № 1. – С. 19-29.
3 Бычков, В. В. Виртуальная реальность как феномен современного искусства / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – МОСКВА : ИФ РАН, 2006. – С. 32–60.
4 Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / К. Воглер. – Москва, 2007. –183 с.
5 Даровкина, Ю. С. Функции интернет-дискурса в стратегиях романного творчества В. Пелевина (на материале произведения «Шлем ужаса») / Ю. С. Даровкина, Е. А. Жиндеева. – Саранск, 2021. – 11 с.
6 Жиндеева, Е. А. Специфика изображения мифологического пространства в книге В. О. Пелевина «Шлем ужаса» / Е. А. Жиндеева, Н. А. Дергунова. – Нижний Новгород, 2007. – С. 149-151.
7 Косилова, Е. А. Единицы антиязыка в художественной литературе (на примере романа Виктора Пелевина «Шлем ужаса») / Е. А. Косилова. – Волгоград, 2019. – С. 134-139.
8 Кравченко, Ю. Н. Интернет-дискурс в системе жанровой поэтики романа В. О. Пелевина «Шлем ужаса» / Ю. Н. Кравченко. – Москва, 2018. – С. 100-103.
9 Куряев, И. Р. Фокализация в прозе Пелевина (на материале романов «Чапаев и Пустота», «Generation “п”» и «Шлем ужаса») / И. Р. Куряев // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2019. – С. 17.
10 Лихачев, Д. С. Поэтика художественного пространства / Д. С. Лихачев // Историческая поэтика русской литературы. – Санкт-Петербург : Изд-во «Алетейя», 2001. – С. 129.
11 Лосев, А. Ф. Миф, число, сущность / А. Ф. Лосев. – Москва : Мысль, 1994. – 919 с.
12 Лосев, А. Ф. Философия, мифология, культура / А. Ф. Лосев. – Москва : Политиздат, 1991. – 525 с.
13 Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург : Искусство, 1998. – 285 с.
14 Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах / Е. М. Мелетинский. – Москва, 1994. – 217 с.
15 Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе / Е. М. Мелетинский. – Москва : Изд-ский центр Российского гос. ун-та, 2001. – 168 с.
...
Всего 25 источников

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ