Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ

Работа №112786

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий подготовки детей
6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой 12
Глава 2. Экспериментальная апробация психолого-педагогический условий подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой 17
2.1 Выявление уровня сфомированности предпосылок к овладению
грамотой у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
2.2 Реализация психолого-педагогических условий подготовки детей
6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой 26
2.3 Выявление динамика уровня сфомированности предпосылок
к овладению грамотой у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложения 48


Актуальность исследования обусловлена тем, что перед педагогами, работающими с детьми 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, стоит важная задача подготовки детей к овладению грамотой.
Как показывают исследования отечественных ученых (М.Ф. Гнездилов, Е.В. Гурьянов, Т.А. Власова, Ю. Дауленске, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицын) дети с 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении предпосылками к овладению грамотой.
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой является темой многих психолого-педагогических исследований. Авторы указывают, что задача по формированию предпосылок к овладению грамотой является одной из главных в речевом развитии детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Б.Г. Ананьев, Т.А. Ткаченко, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Г.А. Каше). В своих работах Ф.А. Сохин указывал, что грамота систематизирует все достижения дошкольника в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
Развитие речи, а также предпосылки к овладению грамотой являются одними из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматриваются в современном дошкольном образовании как общая основа обучения детей в школе.
Грамотная речь - это высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Проблеме овладения грамотой посвящены исследования психолингвистов, психологов, педагогов. В исследованиях ученых заложены основы методики, дана характеристика этапов овладения грамотой детьми дошкольного возраста (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Д.Б. Эльконин, М.М. Конина, Э.П. Короткова, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева и др.).
Проблема обучения грамоте детей в отечественной педагогике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики обучения грамоте дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Подготовка к овладению грамотой детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи остается актуальной в современной логопедии, что определило выбор темы нашего исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, которые обеспечивают эффективность данного процесса в группах
общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных организациях.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой».
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия обеспечения подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой в группах общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных организациях.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.
Объект исследования - процесс подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.
Гипотеза исследования: подготовка детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой будет наиболее эффективна, при следующих психолого-педагогических условиях:
- определены этапы работы (артикуляторный, дифференцировочный, звукоаналитический);
- подобраны методы и приемы развивающей работы в соответствии с показателями сфомированности предпосылок к овладению грамотой у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня сфомированности предпосылок к овладению грамотой у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности предпосылок к овладению грамотой у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой, проверить их эффективность.
Методы исследования: теоретические (по анализ психолого¬
педагогической, логопедической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого - педагогического эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Новизна исследования определены психолого-педагогические условия подготовки детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием к овладению грамотой.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования материалов исследования в практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей по подготовке детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.
База исследования: МБУ детский сад № 69 «Веточка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (54 наименования), 3 приложениями. В работе представлены 2 рисунка, 11 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для подготовки детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой. Анализ психолого - педагогической литературы показал, что проблема подготовки к овладению грамотой детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи остается актуальной в современной логопедии, требует дальнейшего теоретического осмысления и практической разработки.
Для выявления уровня сформированности предпосылок к овладению грамотой у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи были выделены показатели и подобраны диагностические задания:
- уровень звукопроизношения;
- уровень умения выполнять звуковой анализ;
- уровень фонематического слуха;
- уровень использования лексико-грамматических средств;
- уровень развития слухоречевой памяти;
- уровень развития мелкой моторики.
Полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у большинства детей 6-7 лет с ФФНР (70% детей) выявлен низкий уровень сформированности предпосылок к овладению грамотой. Данные результаты показывают необходимость организации специальных психолого-педагогических условий подготовки детей 6-7 лет с ФФНР к овладению грамотой.
На основе теоретического анализа проблемы мы предположили, что подготовка детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой будет наиболее эффективна, при следующих психолого-педагогических условиях:
- определены этапы работы (артикуляторный, дифференцировочный, звукоаналитический);
- подобраны методы и приемы коррекционно -развивающей работы в соответствии с показателями сформированности предпосылок к овладению грамотой у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня сформированности предпосылок к овладению грамотой у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данные положения гипотезы были проверены в процессе формирующего эксперимента.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют, что у детей экспериментальной выборки произошла положительная динамика формирования предпосылок к овладению грамотой: высокий уровень - увеличение на 20%, средний уровень - увеличение на 60%, низкий уровень (уменьшение количества детей) - на 50%.
На основе полученных данных проведенного исследования можно сделать вывод, что апробированные психолого-педагогические условия являются эффективными и способствуют формирование предпосылок к овладению грамотой у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2007. - 211 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст] : книга для педагогов / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 286 с.
3. Алексеева, А.М. Теория и методика развития речи: [Текст] / А.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2014. - 488 с.
4. Бардышева, Т.Ю. Игровые задания для детей 4-5 лет [Текст] / Т.Ю. Бардышева. - СПб.: Речь, 2016. - 36 с.
5. Башаева, Т.В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность [Текст] / Т.В. Башаева. - М.: Наука, 2016. - 176 с.
6. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст] / О.А. Бизикова. - Нижневартовск: Нижневартовского государственного университета, 2014. - 93 с.
7. Бурцева, И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ [Текст] / И.В. Бурцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 63¬68.
8. Букина, Л.В.Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Л.В.Букина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы 1УМеждунар. науч. конф (22 января 2016 г.). - М.: «Интер-актив плюс»,2016. - С. 233-235.
9. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство Пресс, 2015. - 144 с.
10. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. - М., 2013. - 272 с.
11. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2016. - 512 с.
12. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: МПСУ, 2016. - 83 с.
13. Визель, Т.Г. Речевое развитие ребенка [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: ЮВЕНТА, 2012. - 126 с.
14. Вильшанская, А.Д. Работа учителя-дефектолога дошкольниками с ОВЗ [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 6. - С. 22-32.
15. Виноградова, Е.И. Методы педагогического воздействия во время занятий с дошкольниками [Текст] / Е.А. Виноградова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 2. - С. 13.
16. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2015. - 368 с.
17. Генденштейн, Л.Э. Домашняя школа Монтессори [Текст] / Л.Э. Генденштейн, Е.Л. Мадышева. - М.: Карапуз, 2017. - 16 с.
18. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст] / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 с.
19. Гуськова, А.А. Речевое развитие детей 5-7 лет на основе пересказа [Текст] / А.А. Гуськова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 89 с.
20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 168 с.
21. Ефимова, Н.С. Социальная психология [Текст] / Н.С. Ефимова. - М.: Академический проект, 2012. - 202 с.
22. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С. Жукова. - М.: Социально-политический журнал, 2014. - 96 с.
23. Ивченко, Е.П. Игры в коррекционной работе [Текст] / Е.П. Ивченко // Дошкольная педагогика. - 2014. - №1. - С. 46-50.
24. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 375 с.
25. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (3-й уровень): I-III периоды. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 174 с.
26. Калина, Н.Ф. Психология личности [Текст] / Н.Ф. Калина. - М. : Академический проект, 2015. - 214 с.
27. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г.А. Каше. - М.: Логос, 2013. - 164 с.
28. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология [Текст] / Т.В. Корнилова. - М.: Академический проект, 2013. - 170 с.
29. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии [Текст] / Т.В. Корнилова. - М. : Академический проект, 2012. - 201 с.
30. Лалаева, Р.И. Психологическая и педагогическая коррекция заикания [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 163 с.
31. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: избр. тр. / Р.Е. Левина. - М.: Аркти, 2015. - 221 с.
32. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2013. - 278 с.
33. Лопухина, И.С. Логопедия: 550 упражнений для развития речи [Текст] / И.С. Лопухина. - М.: Педагогика, 2012. - 152 с.
34. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе [Текст] / О.Н. Лиманская - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 151 с.
35. Малофеев, Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2013.- 41 с.
36. Менджерицкая, Д.В. Развитие речи дошкольников в детском саду [Текст] / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. - М.: Логос, 2012. - 278 с.
37. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 75 с.
38. Моисеенко, Л.Н. Дидактические игры для формирования предпосылок письменной речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Моисеенко // Дошкольное образование. - 2014. - № 2. - С. 52-55.
39. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Юрайт, 2012. - 739 с.
40. Немов, Р.С. Общая психология [Текст]. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 с.
41. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать [Текст] / В.А. Недоспасова.
- Тольятти: Центр медиаобразования, 2012. - 63 с.
42. Носс, И.Н. Психодиагностика [Текст] / И.Н. Носс. - М. : Академический проект, 2013. - 120 с.
43. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] : пособие для педагогов / Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 236 с.
44. Нищева, Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий [Текст] / Н.В. Нищева. - М: Детство-Пресс, 2017. - 430 с.
45. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
46. Серебрякова, Н.В. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 321 с.
47. Сергеева, О.А. Условия формирования письменной речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в рамках НОД [Текст] / О.А. Сергеева, А.В. Шульга // Дошкольное образование. - 2014. - № 6. - С. 82-86.
48. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст]: пособие для педагогов / Е.И. Тихеева. - М.: Академия, 2014. - 216 с.
49. Филичева, Т.Б. Нарушение речи у детей [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Профессиональное образование, 2013. - 232 с.
50. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» (дошк.) / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - M.: Просвещение, 2014. - 223 с.
51. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2012. - 224 с.
52. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР [Текст]: Программа / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2008. - 343 с.
53. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
54. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2015. - 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ