Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивация как фактор провоцирующий профессиональное выгорание у преподавателей вузов

Работа №112760

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения мотивации как фактора, провоцирующего профессиональное выгорание у преподавателей вузов 8
1.1 Проблема профессионального выгорания в психологии 8
1.2 Особенности выгорания преподавателей вуза 16
1.3 Мотивация как фактор профессионального выгорания 28
Глава 2 Эмпирическое изучение мотивации как фактора, провоцирующего профессиональное выгорание у преподавателей вузов 36
2.1 Задачи и организация исследования 36
2.2 Результаты исследования 37
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального выгорания преподавателей 55
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Психодиагностика преподавателей 69

Актуальность исследования.
В процессе реализации профессиональной деятельности специалисты многих профессий испытывают сильные эмоциональные и психические нагрузки. В связи с этим, одним из наиболее важных профессиональных качеств современного специалиста становится способность противостоять стрессам. Особенно это важно для работников, чья профессиональная деятельность связана с другими людьми, в частности для педагогов.
По мере того, как деятельность специалиста становится близка к жизнедеятельности других людей, повышаются к нему требования. Современная система образования характеризуется, с одной стороны, гуманистическим подходом, человекоцентрированным в обучении и воспитанию. С другой - высокими требованиями и уровнем ответственности, предъявляемым педагогам (В.И. Данильчук, В.В. Сериков, В.А. Сластенин).
Модернизация образования, безусловно, ведет к формированию нового подхода и к сфере профессиональной мотивации педагогов. Труд педагогов высшей школы, реализующих свою деятельность по подготовке квалифицированных кадров, имеет свои особенности. Их труд является ключевым элементов высшей школы как системы, а также напрямую связан с механизмом общественного воспроизводства. Таким образом, от качественной реализации трудовой деятельности преподавателя высшей школы, от уровня его квалификации и компетентности, от его личностных и моральных особенностей зависит качество подготовки будущих специалистов.
Наряду с увеличивающей психоэмоциональной нагрузкой в профессиональной деятельности педагогов, наблюдается снижение престижности этой специальности. Это обусловлено сильным влиянием социальных мотивов, которыми руководствуются как абитуриенты при поступлении в ВУЗ, так и выпускники, а именно низкая заработная плана, социальная незащищенность, низкий статус педагогов и преподавателей и так далее.
Преподаватель высшей школы в своей профессиональной реализации должен сочетать несколько видов деятельности - преподавательскую, организационную, научно-методическую и воспитательную. Последние несколько десятилетий в организации профессиональной деятельности многих высших учебных заведений произошли существенные изменения, касающиеся, в частности, технологий и техники обучения. У многих специалистов эти изменения пошли вразрез с теми мотивами и стимулами преподавательского труда, которые превалировали изначально. В связи с этим, актуальной становится проблема не просто эмоционального выгорания преподавателей как представителей профессии «группы риска», но и соотнесение формирующегося симптомокомплекса с мотивацией их трудовой деятельности.
Отсюда на первый план выходят вопросы изучения мотивации преподавателей высших учебных заведений как фактора, влияющего на профессиональное выгорание, качество педагогической деятельности и удовлетворенность трудом.
Однако, несмотря на пристальное внимание психологической науки к проблеме мотивации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, ее связь с эмоциональным выгоранием все же остается недостаточно изученной.
Объект исследования: профессиональное выгорание преподавателей вузов.
Предмет исследования: мотивация и выгорание преподавателей.
Цель исследования: выявить взаимосвязь мотивации и профессионального выгорания преподавателей вузов.
Гипотеза исследования: профессиональное выгорание преподавателей вузов связано с особенностями их мотивации.
Задачи исследования:
• провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• провести диагностику профессионального выгорания и мотивации и преподавателей;
• выявить взаимосвязь мотивации и профессионального выгорания преподавателей вузов;
• разработать рекомендации по снижению выгорания преподавателей вузов за счет совершенствования их мотивации.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения по проблеме эмоционального выгорания в работах В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, И.В. Дубровиной, Д. Трунова, Б.Ф. Ломова, Л.М. Митиной, Н.В. Кузьминой, В.П. Зинченко, В.А. Пономаренко, А.И. Сильвестрова, Е.В. Субботского. А также теоретические и эмпирические разработки по проблеме мотивационной сферы личности.
Методы исследования. Теоретические методы - анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования.
Психодиагностические методы: методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); методика оценки карьерных ориентаций Э. Шейна «Якоря карьеры» (Адаптация В.А. Чикер и В.Э. Виноурова); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; методика выявление направленности личности (Б. Басс).
Методы математической статистики - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Опытно-экспериментальная база исследования. Преподаватели высшей школы, ВУЗов г. Москва; количество - 40 человек; 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 25 до 63 лет.
Новизна исследования заключается в том, что представлен подробный качественный анализ взаимосвязи профессионального выгорания и мотивационно-потребностей сферы личности у преподавателей высших учебных заведений, раскрыта специфика профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных при разработке курса «Психология здоровья», «Организационная психология», «Педагогическая психология», а также возможность использования данных в дальнейших исследованиях по схожей проблематике.
Практическая значимость состоит в том, что полученные в работе данные могут быть использованы для разработки программ психологического сопровождения преподавателей высшей школы с целью снижения риска для формирования синдрома эмоционального выгорания.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативностью выборки; применением методов математической статистики.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке экспериментального плана, выборе методик для проведения эмпирической части, диагностика, обработка и интерпретация данных.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на научно-практических конференциях (2020, 2021, 2022 гг).
Положения, выносимые на защиту:
- развитие профессионального выгорания предотвращают такие мотивационные направленности личности профессионалов как ориентация на профессиональную компетентность, автономию, служение, вызов, а также направленность на процесс, труд и на дело. Таким образом, мы можем говорить о том, что нацеленность на качество выполняемой работы, на повышение уровня своего профессионализма и уверенная внутренняя мотивация выполняемой деятельности, независимость и готовность к преодолению препятствий помогают преподавателю сохранять психологическое благополучие;
- способствуют развитию симптомов профессионального выгорания такие мотивационные направленности как ориентация на стабильность, интеграция стилей жизни, результат, власть, деньги и ориентация на себя. Чем больше преподаватель стремится к предсказуемости, получению гарантированного результата в работе, чем больше в своей педагогической деятельности он нацелен на себя и свои интересы, тем в большей степени он подвержен риску профессионального выгорания.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе реализации профессиональной деятельности специалисты многих профессий испытывают сильные эмоциональные и психические нагрузки. В связи с этим, одним из наиболее важных профессиональных качеств современного специалиста становится способность противостоять стрессам. Особенно это важно для работников, чья профессиональная деятельность связана с другими людьми, в частности для педагогов.
Преподаватель высшей школы в своей профессиональной реализации должен сочетать несколько видов деятельности - преподавательскую, организационную, научно-методическую и воспитательную. Последние несколько десятилетий в организации профессиональной деятельности многих высших учебных заведений произошли существенные изменения, касающиеся, в частности, технологий и техники обучения. У многих специалистов эти изменения пошли вразрез с теми мотивами и стимулами преподавательского труда, которые превалировали изначально. В связи с этим, актуальной становится проблема не просто эмоционального выгорания преподавателей как представителей профессии «группы риска», но и соотнесение формирующегося симптомокомплекса с мотивацией их трудовой деятельности.
«Эмоциональное выгорание» присуще профессиям, которые сопровождаются необходимостью общения. Среди симптомов таких людей выделяют постоянное эмоциональное опустошение и утомление (это касается представителей руководящего звена, работников торговой сферы и сферы обслуживания, учителей, врачей и др.).
Педагогической практикой в высших профессиональных учебных заведениях и современными образовательными системами в целом сегодня выдвигается ряд требований, в соответствии с которыми нужно глубоко проработать главные проблемы человекознания, а также учитывать особенности личности учащихся и педагогов. Повышенным вниманием исследователей пользуется вопрос о качествах, которые необходимы педагогу для успешной реализации собственных функций. Многие исследования посвящены разным аспектам обучающего процесса в ВУЗах: формам учебно-воспитательной работы, организации самостоятельной работы учащихся, структуре учебной деятельности и так далее. Педагогическая деятельность с точки зрения ее структуры и сущности, вопросы развития педагогических способностей, равно как и показатель эффективности педагогической работы - все это является актуальными проблемами, с которыми сталкивается педагогическая наука и практика.
Деятельность педагога принадлежит системе «человек-человек». Все педагоги вступают в огромное количество контактов, при этом не каждый из них бывает приемлемым и желанным. Порой педагогу требуется постоянный контроль собственного поведения, слов, он обязан обладать деловым настроем и способностью к выстраиванию адекватных взаимоотношений с коллегами и учащимися. Роль главного объекта внимания исследователей традиционно принадлежит психическим состояниям педагогов, местом работы которых является средняя общеобразовательная школа. При этом за рамками внимания исследователей остается личность педагогов высшей школы, несмотря на то, что этот вопрос обладает высокой актуальностью.
Это становится возможным лишь при условии, что психическое состояние педагога является положительным и у него есть способность к приведению психических состояний к уровню, который является адекватным осуществляемой работе. Психологический анализ должен заниматься внимательным изучением психических состояний педагогов высшей школы.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. У большинства наших респондентов была диагностирована средняя степень профессионального выгорания. Это означает, что для них характерен симптомокомплекс, описанный выше, но при этом в умеренном его проявлении. Можно говорить о том, что для данной категории преподавателей выгорание пока еще не оказывает влияние на их профессиональную деятельность, предотвратить усиление симптомов в дальнейшем желательна психокоррекционная работа.
Наибольшую выраженность в нашей выборке имеет карьерная ориентация на профессиональную компетентность. Также из всех мотивационных ориентаций у преподавателей сильнее всего выражена ориентация на результат, на свободу и на труд. При этом, меньше всего выражены ориентация на власть, на процесс и на альтруизм. У преподавателей наибольшее значение имеет направленность на дело. На втором месте в нашей выборке - ориентация на собственное Я.
Развитие профессионального выгорания предотвращают такие мотивационные направленности личности профессионалов как ориентация на профессиональную компетентность, автономию, служение, вызов, а также направленность на процесс, труд и на дело. Таким образом, мы можем говорить о том, что нацеленность на качество выполняемой работы, на повышение уровня своего профессионализма и уверенная внутренняя мотивация выполняемой деятельности, независимость и готовность к преодолению препятствий помогают преподавателю сохранять психологическое благополучие. Способствуют развитию симптомов профессионального выгорания такие мотивационные направленности как ориентация на стабильность, интеграция стилей жизни, результат, власть, деньги и ориентация на себя.


1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб. : Питер, 2004.
2. Абрамова Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1995. №6. С. 38-45.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 301 с.
4. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности // Психология личности / Хрестоматия. Самара : Изд. Дом "Бахрах", 1999. С. 240.
5. Айламадян А. М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. 2007. № 4.
6. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей. М. : Институт практической психологии; Воронеж : МОДЭК, 1997. С. 206.
7. Антоненко М. И. Проблема феномена «выгорания» у консультантов и волонтеров в работе телефона доверия. Казань, 2001. 65 с.
8. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 271 с.
9. Бжалова И. Г. Установка и поведение. М., 2003. 347 с.
10. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
11. Бодров В. А. Профессиональная пригодность и личность профессионала / В кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2003.
12. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. : Питер, 1999. 105 с.
13. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М. : Наука, 1996. 154 с.
14. Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования. Томск : Иван Федоров, 2008. 267 с.
15. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психодиагностике. СПб. : Питер, 2002. 528 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ