ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КУРСА ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 10
1.1 Технологии организации дистанционного обучения 10
1.1.1 Методы и формы организации дистанционного обучения 10
1.1.2 Средства организации дистанционного обучения 11
1.2 Инструментарии оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения 14
1.2.1 Психология поведения студента при дистанционном обучении 14
1.2.2 Методы оценки поведения студента при дистанционном обучении 16
Вывод по первой главе 17
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КУРСА ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 19
2.1 Анализ существующих разработок в дистанционном образовании 19
2.2 Проектирование информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения 27
2.2.1 Концептуальное моделирование экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения 27
2.2.2 Описание бизнес-процессов обучения студентов в дистанционной форме 30
2.3 Функциональное моделирование информационно-аналитической системы экспертной оценки действий студента при прохождении курса дистанционной формы обучения 35
Вывод по второй главе 39
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КУРСА ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 40
3.1 Методы экспертной оценки поведения студента в дистанционном обучении 40
3.1.1 Методика экспертной оценки поведения студента по концепции Стреляу Я в дистанционном обучении 40
3.1.2 Методика экспертной оценки поведения студента по концепции Кузнецовой А.М 47
3.1.3 Методика экспертной оценки поведения студента по концепции Киркпатрика 54
3.2 Обобщенная методика экспертной оценки поведения студента в дистанционном обучении 60
3.3 Принципы работы информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения 65
Вывод по третьей главе 68
ГЛАВА 4 АПРОБАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КУРСА ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 69
4.1 Описание основных критериев оценки эффективности информационно-аналитической системы 69
4.1.1 Критерий Пирсона в оценке качества аналитической системы 69
4.1.2 Критерий Стьюдента в оценке эффективности аналитической системы 71
4.1.3 Критерий знаков в оценке качества аналитической системы 72
4.1.4 Критерий Вилкоксона в оценке эффективности аналитической системы 73
4.2. Апробация информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения 74
Вывод по четвертой главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 102
Одной из важнейших проблем современного образования является проблема распознавания личности обучающегося при прохождении дистанционного курса обучения. Для решения описанной проблемы необходимо найти инструмент, позволяющий определить, один и тот же студент проходил весь курс обучения или была фальсификация данных.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения проблем повышения качества дистанционного обучения, которая обуславливается потребностью распознавания действий студентов в процессе прохождения учебного курса.
В связи с этим совершенствование дистанционного обучения возможно посредством внедрения нового инструмента, обеспечивающего решение проблем оценки поведения студентов в процессе прохождения контрольных мероприятий на основе анализа действий студента при изучении теоретического материала. Таким инструментом может выступать аналитическая система экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения, на основании которой будет приниматься решение о принятии изучаемого курса у студента.
Дистанционное обучение на базе интернет-технологий считается прогрессивной формой профессионального образования, нацеленного на личные требования обучаемых и их квалификацию, а еще дает вероятность обучаемым постоянно увеличивать собственный профессиональный уровень с учетом личных требований. В процессе изучения обучающийся высшего учебного заведения в онлайн-режиме без посторонней помощи осваивает учебные материалы, проходит тестирования.
Цель работы. Теоретическое обоснование и практическая реализация аналитической системы экспертной оценки поведения студента в процессе обучения для повышения качества дистанционного образования.
Объект исследования. Поведение студента во время прохождения курсов дистанционной формы обучения.
Предмет исследования. Механизмы и инструментарии информационного анализа экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения.
Гипотеза исследования состоит в том, что существует возможность объективной экспертной оценки поведения студента, на основании которой принимается решение об успешной сдаче элемента курса студентом, если:
• выбраны методы экспертного оценивания поведения студента;
• разработана технология построения модели информационно - аналитической системы, обеспечивающая надежный и достоверный анализ поведения студента при прохождении курса в дистанционной форме обучения;
• спроектирована и реализована информационно-аналитическая система экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения, направленная на повышения качества дистанционного обучения.
Для достижения цели исследования и проверки сформулированной гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Провести сравнительный анализ и классификацию существующих способов и средств анализа поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения.
2. Исследовать возможные критерии сравнения поведения студента.
3. Разработать методику построения экспертной оценки по результирующим данным поведения студента.
4. Спроектировать и реализовать информационно-аналитическую систему анализа поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения.
5. Проверить эффективность разработанной системы и определить результативность ее внедрения.
В ходе исследования использовались следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ педагогической, учебно-методической литературы, нормативно-правовых документов и программного обеспечения по созданию и использованию систем дистанционного обучения;
• практические: обобщение опыта разработки и применения информационных систем по оценке поведения студентов при прохождении курсов дистанционной формы обучения, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, тестирование с использованием средств ИКТ, математическая обработка статистических данных и интерпретация результатов.
Основные этапы исследования: исследование велось с 2015 по 2017 гг. в три этапа.
На первом этапе исследования (2015 г.) определялась актуальность темы исследования, прорабатывалась литература по избранной теме, уточнялся аппарат и программа исследования, формулировалась гипотеза, определялись цели, задачи, предмет, объект и методы исследования, изучалось состояние проблемы экспертной оценки поведения студентов при прохождении курса дистанционной формы обучения для повышения качества обучения.
Второй этап (2015-2016 гг.) - проектировочный. Здесь формировались концептуальные основания модели информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студентов при прохождении курса дистанционной формы обучения, разрабатывались основная структура информационно-технологического обеспечения аналитической системы экспертной оценки поведения студентов при прохождении курса дистанционной формы обучения, разрабатывалась технология осуществления экспертной оценки поведения студентов при прохождении курса дистанционной формы обучения, уточнялись цели, задачи и гипотеза исследования, осуществлялась апробация теоретических подходов в выступлениях и публикациях.
На третьем этапе (2017 гг.) - осуществлялся эксперимент. Проводилась апробация разработанной информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студентов при прохождении курса дистанционной формы обучения, проверялись обоснованность и достоверность сформулированной гипотезы, обрабатывались и анализировались статистические результаты эксперимента, обобщались итоги проведенной экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе отдела управления дистанционного обучения тестировщиков программного обеспечения (г. Тольятти) «ИП Деревянкин Денис Вячеславович». Результаты исследования были рассмотрены на XLII международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (31 мая 2016г., г. Новосибирск, Российская Федерация), XLVIII международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (26 декабря 2016г., г. Новосибирск, Российская Федерация), научно-практической всероссийской конференции молодых ученых «Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук» (24-25 апреля 2017г., г. Тольятти, Российская Федерация).
Научная новизна состоит в том, что впервые исследованы проблемы оценивания поведения студентов в процессе обучения с использованием дистанционных форм и показана педагогическая целесообразность использования аналитической системы для повышения качества дистанционного обучения.
Практическая значимость заключается в разработке информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студентов, которая позволит сделать вывод о том, весь ли процесс обучения осуществлял один и тот же студент.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методы экспертной оценки проведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения для определения качественных и количественных показателей, положенных в основу реализации аналитической системы.
2. Концептуальная модель аналитической системы экспертной оценки проведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения.
3. Принципы работы информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения как эффективного средства повышения качества дистанционного обучения.
4. Результаты апробации информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения.
Работа представляет собой результат теоретической и практической деятельности в области экспертной оценки поведения студента при прохождении курса в дистанционной форме обучения, используемой в образовательном процессе для повышения качества дистанционного обучения, а также проектировании и реализации информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения.
Объем и структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (89 наименований) и 5 приложений. Работа изложена на 98 страницах, содержит 33 рисунка и 24 таблицы.
В ходе работы над магистерской диссертацией была проанализирована литература, касающаяся оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы, позволяющая улучшать это качество. В результате анализа литературы было выявлено, что оценка поведения студента при прохождении курса дистанционной формы является перспективным направлением в области современного дистанционного образования. Анализ литературы показал, что при осуществлении экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы слабо используются информационные технологии.
Для осуществления экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения были определены количественные и качественные показатели, которые влияют на оценку качества обучения.
Были выявлены основные этапы технологии оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения. Основными этапами проведения оценки качества являются: подготовительный, практический и аналитический. Последовательное выполнение данных этапов определяет технологию осуществления экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения.
Разработанная в ходе выполнения магистерской диссертации информационно-аналитическая система оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения позволяет автоматизировать выполнение практического и аналитического этапов технологии осуществления оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения и использует для наглядного отображения результатов такие средства визуализации, как построение графиков и различного вида диаграмм.
Экспериментальная апробация разработанной информационно- аналитической системы экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения доказала, что использование информационно-технологического обеспечения приводит к улучшению показателей качества обучения в образовательных учреждениях, так как позволяет объективно оценивать поведение студента при прохождении курса дистанционной формы обучения, а также доказало, что повторное прохождение элементов курса после выявления недобросовестности студента не приводит к повышению оценки за эти элементы курса.
Основной научный результат магистерской диссертации заключаются в том, что разработанная технология оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения является эффективным и целесообразным и информационно-аналитическая система экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения является эффективным и целесообразным для поддержки данной технологии позволяют повысить качество обучения в образовательном учреждении. Использование реализованной информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения является эффективным и целесообразным в образовательном учреждении.
Таким образом, внедрение в образовательные учреждения разработанной информационно-аналитической системы экспертной оценки поведения студента при прохождении курса дистанционной формы обучения является эффективным и целесообразным.
1. Бабич, А. В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов : учебное пособие / А. В. Бабич. - М. : Интернет-Ун-т информ. технологий : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 . - 223 с.
2. Балашова, Ю. В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Балашова Юлия Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2011.- 180 с.: ил.
3. Битченко, А.Н. Дистанционное обучение. Определение, преимущества, проблемы внедрения [Текст] / А. Н. Битченко, С. А. Мясников // Проблеми шженерно-педагопчно! освгги = Проблемы инженерно-педагогического образования : зб1рник наук. пр.: вид. 1 раз на квартал / Укр. шж.-пед. академ1я. - Вид. з квггня 2001 року. - Х. : У1ПА, 2008. - Вип. 20. - С. 94-100.
4. Бурняшов Б. А. Информационные технологии в менеджменте. Облачные вычисления [Электронный ресурс] : учебное пособие / Б. А. Бурняшов. - Саратов : Вузовское образование, 2013. - 87 с.
5. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Я. Горфинкель, В. С. Торопцов, В. А. Швандар. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 128 с. - ISBN 5-238-00923-2.
6. Готская И. Б. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» / Готская И. Б., Жучков В. М., Кораблев А. В.// РГПУ им. А.И. Герцена.
7. Гринберг А. С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс] : учебник / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 279 с. - ISBN 5-238-00725-6.
8. Громашева, О.С. Экспертная система оценки знаний студентов по дисциплине «Системы реального времени» / О.С. Громашева, И.А. Щербинина // Открытое образование. - 2015. - №6. - С.36-42.
9. Гухман, В. Б. Прикладная философия информации [Текст] : монография / В. Б. Гухман ; М-во образования и науки РФ, Тверской гос. технический ун-т. - Тверь : Тверской гос. технический ун-т, 2012. - 191 с. : ил., табл.; 21 см.
10. Ершаков, К. Продвинутые технологии распознавания. Развитие 3D- идентификации и сканирования лица [Текст] / Константин Ершаков // Системы безопасности. — 2014. — №1(115). — С. 84-87.
11. Жданова Е. М., Жданов Е. П. Использование информационных систем управления обучением и вебресурсов в образовательной среде вуза // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - Т. 3. - С. 83-85.
12. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. — 701 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
13. Клочко И. А. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. А. Клочко. - Саратов : Вузовское образование, 2014. - 236 с. - (Высшее образование).
14. Колкова Н. И. Прикладная информатика: технологии курсового и дипломного проектирования [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. - Кемерово : КемГУКИ, 2007. - 434 с. : ил. - ISBN 58154-0120-Х.
15. Лазутин, С. Б. Новые информационные технологии в системе дистанционного обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2012. - №1 - С. 161-164.
...