Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция вестибулярного аппарата как способ развития высших психических функций у детей с РАС

Работа №112753

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития высших психических функций у детей с РАС посредством коррекции вестибулярного аппарата……………………………………………………………………………7
1.1 Современные представления о высших психических функциях человека……………………………………………………………………………7
1.2 Роль вестибулярного аппарата в психофизиологическом развитии ребёнка……………………………………………………………………………15
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра………………………………………20
Глава 2. Исследование состояния высших психических функций и вестибулярного аппарата у детей с РАС……………………………………….29
2.1 Организация и методика исследования……………………………………..29
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………..31
Глава 3. Разработка и апробация экспериментального подхода к развитию высших психических функций у детей с РАС посредством коррекции вестибулярного аппарата………………………………………………………..43
3.1 Теоретико-методологическое обоснование экспериментального подхода к развитию высших психических функций у детей с РАС посредством коррекции вестибулярного аппарата…………………………………………...43
3.2 Содержание работы по развитию высших психических функций у детей с РАС посредством коррекции вестибулярного аппарата……………………...45
3.3 Результаты апробации экспериментального подхода к развитию высших психических функций у детей с РАС посредством коррекции вестибулярного аппарата…………………………………………………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...57
Приложения……………………………………………………………………...63

Актуальность темы исследования определяется рядом объективных обстоятельств, среди которых, в первую очередь обращает на себя внимание возросшее количество детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций, которой сопутствуют расстройства моторной функции. Одну из самых многочисленных групп в этой категории детей составляют дошкольники с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
За последнее десятилетие расстройства аутистического спектра стали одним из самых распространённых видов нарушений в развитии детей. Частота встречаемости РАС растёт настолько быстро, что в научном сообществе стало принято говорить об эпидемиологическом характере распространения этого нарушения. Во всём мире специалистами в области медицины, психологии и педагогики активно изучаются причины и факторы возникновения аутизма, особенности развития лиц с различными типами аутистических расстройств. Особое внимание уделяется вопросам разработки программ сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
В отличие от детей с другими вариантами ОВЗ (детским церебральным параличом, хроническими соматическими заболеваниями, олигофренией, задержкой психического развития), дети с РАС могут по праву считаться особым контингентом. Особый их статус как субъектов образовательного процесса обусловлен системным характером нарушений при РАС. Системный характер нарушений, в свою очередь, предполагает наличие отклонения от возрастных норм в абсолютно всех сферах – в физическом и физиологическом развитии, в познавательной и социально-коммуникативной сферах.
Вестибулярные ощущения являются уникальными для человеческого организма. Мы их практически не осознаем, но без них не можем обходиться. Вестибулярная система участвует в выполнении следующих функций: регуляция уровня активации мозга, внимание, гравитационная уверенность, ориентировка в пространстве, регуляция неосознаваемых движений глаз, регуляция мышечного тонуса, координация левой и правой сторон тела, планирование движений, артикуляция.
На сегодняшний день достоверно установлено, что у детей в результате двигательных расстройств может утрачиваться мотивация к играм и любой другой деятельности. При этом множество перинатальных нарушений, в том числе вызывающих РАС, обуславливают последующую дисфункцию базовых двигательных навыков, которая часто остается вне зоны внимания, но ведёт к парциальной незрелости высших психических функций (далее – ВПФ).
Соответственно, обеспечение таким детям условий для получения дошкольного образования требует консолидации усилий специалистов разного профиля и интенсивной коррекционно-развивающей работы.
Несмотря на наличие типовых адаптированных общеобразовательных программ (далее – АООП) для аутичных детей, на практике специалисты дошкольной образовательной организации нередко сталкиваются с недостаточной продуктивностью использования в работе стандартизованных АООП. Причина такого положения дел заключается в исключительно широкой вариативности РАС. Речь в данном случае идёт о том, что даже у детей с одинаковым диагнозом, поставленным в рамках клинической группы РАС, имеются различия в проявлении свойственной этому диагнозу симптоматики. В этой связи работа с детьми с РАС требует разработки индивидуальных образовательных маршрутов с индивидуальным комплексом коррекционно-развивающих мероприятий в каждом отдельно взятом случае.
На основании вышеизложенного можно констатировать наличие противоречия между объективной необходимостью в развитии моторной сферы ребёнка с РАС для стимулирования процесса развития у него ВПФ и неразработанностью методики опосредованного воздействия на состояние ВПФ через коррекцию вестибулярного аппарата как источника благополучия двигательной сферы ребёнка с системными нарушениями в развитии.
Наличием данного противоречия определяется актуальность темы исследования и его проблематика, которая концентрируется вокруг поиска вспомогательных потенциально эффективных средств развития высших психических функций у детей с РАС на основе коррекции вестибулярного аппарата.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации экспериментального подхода к развитию высших психических функций у детей с РАС посредством коррекции вестибулярного аппарата.
В качестве объекта исследования выступает процесс развития ВПФ у детей с РАС.
Предметом исследования являются возможности коррекции вестибулярного аппарата как средства развития ВПФ у детей с РАС.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития высших психических функций у детей с РАС посредством коррекции вестибулярного аппарата.
2. Организовать и провести исследование актуального состояния высших психических функций и вестибулярного аппарата у детей с РАС.
3. Разработать и апробировать экспериментальный подход к развитию высших психических функций у детей с РАС посредством коррекции вестибулярного аппарата.
Методологическую основу исследования составляет применение общетеоретических (анализ, синтез, обобщение, систематизация) и эмпирических (адаптированный вариант методики «Узнавание фигур» (фигуры из оригинального теста заменяем предметными картинками), понимание инструкций (проба им стандартизованной методики обследования импрессивной речи): понимание простых инструкций в одно действие, составных инструкций в два действия, сложных инструкций в три действия, пробы Хеда, адаптированный вариант методики «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) (используем упрощённые изображения, без лишних деталей), четвёртый лишний, методика «10 слов» (А.Р. Лурия), методика исследования зрительной памяти Д. Векслера, повторение заданных образцов движений, методика «Запомни и расставь точки» (М. Вертгеймер в адаптации В. Богомолова), моторные пробы Н.И. Озерецкого) методов исследования.
Научная новизна исследования. В работе предпринята попытка комплексного исследования коррекции вестибулярного аппарата как способ развития высших психических функций у детей с РАС.
Практическая база написания дипломной работы. Исследование проводилось на базе АУ СОН ТО И ДПО «ЦСПС и Д «Семья». Возраст обследованных детей варьировался о 3 до 7 лет, из них 3 девочки и 7 мальчиков.
Практическая значимость исследования. В работе апробирован способ сенсорной коррекции при синдроме аутизма, включающий активацию мышц с помощью выполнения физических упражнений, отличающийся тем, что физические упражнения представляют собой прыжки на батут. Как правило, у детей, страдающих аутизмом, нарушена сенсорная и ментальная сферы, явно выражены нарушения проприацепции, чувствования скелетно-мышечного каркаса, чувствования интроцепции, чувствования внутренних органов, различных сфинктеров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
На каждой стадии психического развития существует функциональная система, которая представляет собой функциональную структуру с определенным механизмом взаимодействия этих функций. Данная функциональная система развивается в соответствии с принципом развития, а, следовательно, изменяются и ее структурные взаимосвязи. Поэтому возрастная динамика выступает как временная последовательность функциональных структур, являющаяся продуктом развития функциональной системы. В этой связи становится очевидным, что без исследования каждой отдельной психической функции, являющейся необходимым элементом интегральной системы психики ребенка, невозможно представить всестороннюю и целостную картину его развития.
Проблема развития функций вестибулярного аппарата у детей дошкольного возраста и умения управлять своими движениями является актуальной и требует дальнейшего изучения. В особенности эта проблема актуальная для детей, имеющих системные нарушения в развитии, клиническая картина которых содержит существенные отклонения от нормотипического развития по линии крупной моторики. К числу таких детей относятся дети с расстройствами аутистического спектра.
К числу основных психолого-педагогических особенностей детей с расстройствами аутистического спектра, которые необходимо учитывать при разработке программ их обучения, воспитания и социализации, следует отнести неконтактность таких детей, их незаинтересованность в освоении окружающего мира, несформированность потребности в общении, нарушения в установлении эмоциональных связей, сенсорная гиперчувствительность, специфичность интеллектуальных функций и нарушения моторики.
Таким образом, клинико-психологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра заключаются, прежде всего, в нарушенной способности к взаимодействию со средой, что можно рассматривать в качестве интегрального свойства их психики.
Нами было организовано и проведено исследование состояния высших психических функций и вестибулярного аппарата у детей с РАС, которое проводилось на базе АУ СОН ТО И ДПО «ЦСПС и Д «Семья». В нём приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых варьирует от 6 лет до 6 лет 8 месяцев. Все дети с установленным диагнозом – ранний детский аутизм (РДА). Гендерный состав выборки: 7 мальчиков и 3 девочки.
Когнитивные нарушения зафиксированы у 8 чел. (80 %), эмоционально-поведенческие нарушения (тревожность, агрессия, деструктивные формы поведения) – у 7 чел. (70 %), коммуникативные нарушения – у 10 чел. (100 %), нарушения крупной моторики – у 8 чел. (80 %), мелкой моторики – у 7 чел. (70 %). 9 чел. (90 %) получают медикаментозную терапию (корректоры поведения, ноотропы). Логопедический диагноз у всех детей этой подгруппы – ЗРР не уточнённая.
Нами был разработан апробирован экспериментальный подход к развитию высших психических функций у детей с РАС посредством коррекции вестибулярного аппарата, при реализации которого нами были сделаны следующие выводы.
Комплексная реабилитация детей с РАС с применением батутотерапии эффективно влияет на развитие когнитивной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер у детей.
Таким образом, исследование показывает высокую эффективность разработанной программы сенсорной коррекции при синдроме аутизма.


1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. 5-е изд. М.: Теревинф, 2018. – 272 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. труды / Под ред. Бодалева А.А. – М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 382 с.
3. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр.тр. М.: Наука, 1978. – 400 с.
4. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 608 с.
5. Бисярина, В. П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М.: Медицина, 2014. – 224 c.
6. Брушлинский, А.В. О формировании психического / А.В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности / АН СССР. Ин-т психологии. М.: Наука, 1981. – 211 с.
7. Выготский, Л.С. О психологических системах / Л.С, Выготский // Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С. 356.
8. Выготский, Л.С. Проблема развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 307 с.
9. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Под ред. М. Шуаре. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 147 с.
10. Гальперин, П.Я. К учению об интериоризации / П.Я. Гальперин // Введение в психологию: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»; Р - н / Д.: «Феникс»,1999. – 307 с.
11. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К. Гилберт, Т. Питерс. М.: ВЛАДОС, 2005. – 144с.
12. Гуровец Г. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей. М.: Владос, 2013. – 702 c.
13. Детский аутизм: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., псих. и мед. учеб. заведений / Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга; сост. Л.М. Шипицына. 2-е изд., перераб. идоп. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 366 с.
14. Ефимова В.Л., Николаева Е.И. Роль вестибулярной системы в формировании специфических расстройств у детей // Физиология человека, 2020. T. 46. № 3. – С. 83-89.
15. Живолупов С. А., Самарцев И. Н. Головокружение в неврологии. М.: АСТ, 2016. – 345 c.
...всего 48 источников

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ