Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНОЙ АППЛИКАЦИИ

Работа №112752

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Ведение 5
Глава 1 Теоретические основы развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством подвижной аппликации 10
1.1 Особенности развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 10
1.2 Характеристика подвижной аппликации как средства развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством подвижной аппликации 22
2.1 Выявление уровня развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством подвижной аппликации 33
2.3 Выявление эффективности развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством подвижной аппликации 41
Заключение 47
Список используемой литературы и используемых источников 49
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 52
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 53
Приложение В Картотека дидактических игр с подвижной аппликацией 56
Приложение Г Технологические карты непрерывной образовательной деятельности 59
Приложение Д Протоколы результатов проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента 75

Задержка психического развития является одной из распространенных форм психической патологии детского возраста. Изучение особенностей детей с задержкой психического развития является важной составляющей дошкольной дефектологии, а проблема развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной на современном этапе по нескольким характерным причинам.
Во-первых, вероятностное прогнозирование как процесс тесно связан с мышлением. Большинство авторов указывают на неоднородность развития мыслительных операций у детей с задержкой психического развития, как следствие, вероятностное прогнозирование также развивается замедленно, что неблагоприятно воздействует на всю жизнедеятельность ребенка. По мнению И.М. Фейгенберга, в человеческой деятельности не существует ситуаций, при которых вероятностное прогнозирование не имело бы значение. Каждый день человек сталкивается с прогнозированием ситуаций. Детям с задержкой психического развития тяжело прогнозировать будущее, «думать наперед», часто у них можно встретить так называемое «полевое» поведение, когда все действия подчинены текущей ситуации, а не внутренним правилам, поставленным целям или потребностям.
Во-вторых, современное общество требует от детей как можно раннего включения прогнозирования действий и событий, так как все более усложняются вероятностные закономерности в обществе. Следовательно, от развития вероятностного прогнозирования зависит социализация ребенка с задержкой психического развития в обществе.
Способность к вероятностному прогнозированию является результатом биологической эволюции в постоянно изменяющейся среде. Прогнозирование, прежде всего, служит человеку для того, чтобы оптимизировать, и, следовательно, совершенствовать результаты его действий.
В психолого-педагогической литературе есть исследования, посвященные изучению вероятностного прогнозирования у детей с задержкой психического развития, однако представлены они не в полной мере. Например, такие авторы, как Л.А. Регуш, И.М. Фейгенберг в своих исследованиях отмечали дошкольный возраст как важный период развития вероятностного прогнозирования.
Л.И. Переслени, Е.С. Слепович затрагивали проблему развития вероятностного прогнозирования у детей с задержкой психического развития в своих работах. По их мнению, одна из причин сниженной динамики развития вероятностного прогнозирования является его сложный механизм становления.
Необходимость развития вероятностного прогнозирования подтверждается Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. В данной программе развитие вероятностного прогнозирования является одной из задач по развитию мыслительных операций.
Таким образом, снижение способности к прогнозированию хода развития событий в ситуациях повышает риск социальной дезадаптации. Следовательно, ребенок не сможет подготовиться к следующему образовательному этапу, включению в новую - школьную жизнь.
В данной работе мы рассматриваем в качестве ведущего средства развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития подвижную аппликацию. В основе подвижной аппликации лежит смена положения элементов за счет подвижности и динамики. Подвижная аппликация представляет собой продукт изобразительной деятельности, она не только способна вызвать у детей с задержкой психического развития положительные эмоции, но и при этом способствовать развитию навыка планирования деятельности. Подвижная аппликация обладает развивающей направленностью, так как в ней заложена функция расширения и обогащения представлений детей о разных процессах и явлениях жизни и природы, и, таким образом, способствует развитию прогноза относительно этих процессов.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развития проводить деятельность по развитию вероятностного прогнозирования и недостаточной разработанностью методического материала по использованию подвижной аппликации в этом процессе.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности подвижной аппликации как средства развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы сформирована тема исследования: «Развитие вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством подвижной аппликации».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития вероятностного прогнозирования посредством подвижной аппликации.
Объект исследования - процесс развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования — подвижная аппликация как средство развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие вероятностного прогнозирования посредством подвижной аппликации возможно, если:
• разработана технологическая карта организованной образовательной деятельности по изготовлению подвижной аппликации с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития;
• работа с детьми организована поэтапно с участием двух субъектов коррекционно-образовательного процесса (воспитателя, учителя- дефектолога);
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда продуктами изобразительной деятельности (подвижной аппликации) для использования в совместной деятельности воспитателя и детей для закрепления коррекционно-развивающей работы.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством подвижной аппликации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования особенностей психического развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, У.В. Ульенкова);
• психолого-педагогические исследования особенностей развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Л.А. Регуш, И.М. Фейгенберг);
• исследования по применению аппликации в образовательной деятельности дошкольной организации (И.А. Лыкова, Н.В. Микляева, Е.А. Ульева).
Использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий контрольный этапы); методы обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в том, что:
• выявлена возможность использования подвижной аппликации в развитии вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
• разработана технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по изготовлению подвижной аппликации с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• уточнены и конкретизированы представления об особенностях развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
• дано теоретическое обоснование подвижной аппликации как средства развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования подвижной аппликации учителями-дефектологами и воспитателями в развитии вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник), 5 приложений. В тексте представлено 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 51 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
Вероятностное прогнозирование является важным психофизиологическим образованием, от которого зависит вся жизнедеятельность человека. Как отмечали И.М. Фейгенберг и Л.А. Регуш: в человеческой деятельности не существует ситуаций, при которых бы вероятностное прогнозирование не имело бы значение. Каждый день человек сталкивается с прогнозированием ситуаций. Детям с задержкой психического развития сложно прогнозировать, «думать наперед» из-за отставания в развитии психических процессов, особенно мышления.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития вероятностного прогнозирования посредством подвижной аппликации. Достижение данной цели осуществлялось в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы.
На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития нами были выделены следующие показатели: умение находить закономерность, вероятностное прогнозирование в речевой деятельности, прогнозирование на основе понимания контекста ситуации, прогнозирование действий в ситуации, скорость прогнозирования.
В соответствии с показателями нами было подобрано пять диагностических методик, с помощью которых было выявлено, что у 6 детей (60%) низкий уровень развития вероятностного прогнозирования. Средний уровень развития характерен для 3 детей (30%) группы компенсирующей направленности. И только у 1 ребенка (10%) был выявлен высокий уровень развития вероятностного прогнозирования.
Таким образом, в экспериментальной выборке нами было зафиксировано преобладание низкого и среднего уровней развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Были разработаны технологические карты непрерывной образовательной деятельности по изготовлению подвижной аппликации. Изготовленные подвижные аппликации дети использовали как стимульный материал в дидактических играх, направленных на развитие вероятностного прогнозирования.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику уровня развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Процент детей со средним уровнем увеличился на 10%. На 20% сократилось количество детей с низким уровнем развития вероятностного прогнозирования.
Зафиксированная положительная динамика является индикатором результативности проведенной нами работы по развитию вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством подвижной аппликации. Задачи исследования решены, положения гипотезы доказаны.


1. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. М. : Юрайт, 2016. 164 с.
2. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М. : Ленанд, 2021. 232 с.
3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб. : Питер, 2001. 208 с.
4. Ващук Н. М. Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности // Молодой учёный. 2021. № 11. С.37-39. URL: https://moluch.ru/archive/353/77583/ (дата обращения: 22.04.2021).
5. Дамба И. Н. Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации // МНКО. 2020. № 6. С. 150­152. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatel.. (дата обращения: 25.03.2021).
6. Запорожец А. В. Психология действия. М. : МОДЭК, 2000. 731 с.
7. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб. : Речь, 2007. 168 с.
8. Каменская И. Н., Балабанова О. М. Развитие личности ребенка средствами аппликации // Молодой учёный. 2016. № 29. С. 578-579. URL: https://moluch.ru/archive/133/35437/ (дата обращения: 15.02.2021).
9. Кушнир Г. В. Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2007. № 2. С. 23-24. URL: https://catalog.msu.by/opac/app/webroot/index.php?url=/notices/index/Id Notice:120595/Source:default# (дата обращения: 15.02.2021).
10. Лаврова Г. Н. Изобразительная деятельность как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Психология. Психофизиология. 2011. № 5. С. 68-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnaya-dey.. (дата обращения: 22.04.2021).
11. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М. : Наука. 1980. 279 с.
12. Ломов Б. Ф. Психические регуляции деятельности. М. : Институт психологии РАН, 2006. 622 с.
13. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В., Поварченкова З. М. Аппликация в детском саду. М. : Академия развития, 2010. 270 с.
14. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихическая диагностика. М. : Просвещение, 2013. 59 с.
15. Менчинская Н. А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка. М. : МПСИ, 2004. 512 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ