Содержание Введение. 4
1 Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия.. 7
1.1 Понятие прибыли и рентабельности предприятия.. 7
1.2 Методологическая основа анализа прибыли и рентабельности предприятия .... 13
2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Оригинал Автозапчасть» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятия 34 3 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия ООО «Оригинал Автозапчасть»... 47
3.1 Основные направления повышения прибыли и рентабельности предприятия 47
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий . 64
Заключение.. 71
Список используемой литературы.. 77
Приложения. 771
Аннотация. Введение.
Целью данной бакалаврской работы является изучение теоретических и практических аспектов управления прибылью и рентабельностью предприятия в современных условиях.
С данной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления прибылью
рентабельностью предприятия;
- провести анализ прибыли и рентабельности на примере
современного предприятия ООО «Оригинал Автозапчасть»;
- разработать направления совершенствования управления прибылью и рентабельностью для анализируемого предприятия.
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Оригинал Автозапчасть». Предметом исследования является процесс управления рентабельностью в данной организации.
Основной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли, которая является необходимым условием функционирования и развития современного производства. Прибыль имеет одно существенное свойство: она отображает конечный результат
экстенсивного и интенсивного развития предприятия, однако её абсолютное значение не является определяющим критерием для оценки эффективности деятельности предприятия. В данном случае более правильным является применение относительного варианта показателя доходности - рентабельности.
Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности, характеризующий доходность (выгодность, прибыльность) финансово-хозяйственной деятельности субъекта экономики. Именно так дословно с немецкого переводится слово «rentabel». Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.
Рентабельность в настоящее время выступает основным объектом и целью финансового менеджмента любой организации. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем благополучнее функционирует предприятие. В этой связи изучение процесса управления рентабельностью производства представляет собой актуальный вопрос теории и практики современного менеджмента.
В данной выпускной квалификационной работе изучены теоретические и практические аспекты управления рентабельностью предприятия в современных условиях.
Для оценки экономической эффективности деятельности предприятия в целом можно выделить несколько наиболее часто используемых в практике показателей рентабельности. Например, в отраслевой экономике для сопоставления размера прибыли и величины средств, использованных для ее достижения, применяется показатель общей рентабельности производства.
Альтернативу вышеназванным показателям рентабельности производства может составить популярный в финансовом менеджменте показатель - рентабельность активов. Многие специалисты считают, что ключевым показателем в системе оценки эффективности деятельности является рентабельность собственного капитала, поскольку он характеризует способность предприятия к наращиванию собственного капитала, а, следовательно, его финансовую устойчивость. Сделав выбор ключевого показателя рентабельности, аналитик или другой специалист, оценивающий эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, должен придерживаться выбранного способа расчёта, чтобы обеспечить возможность сопоставления показателей рентабельности предприятия в динамике.
Объектом исследования в данной бакалаврской работе выбрана деятельность ООО «Оригинал Автозапчасть».
Проведённый в работе анализ показателей и результатов деятельности ООО «Оригинал Автозапчасть» за 2016-2018 гг. показал, что количество проданных товаров в 2017 г. увеличилось на 66 шт. или 4,7 % по сравнению с 2016 г. В 2018 г. количество проданных товаров увеличилось на 43 шт. или 2,9 % по сравнению с 2017 г.
Выручка от продаж в 2017 г. увеличилась на 979 тыс. руб. или 13,3 % по сравнению с 2016 г. В 2018 г. выручка от продаж увеличилась на 402 тыс. руб. или 4,8 % по сравнению с 2017 г.
Себестоимость товаров в 2017 г. увеличилась на 597 тыс. руб. или 17,7 % по сравнению с 2016 г. В 2018 г. себестоимость товаров увеличилась на 145 тыс. руб. или 3,5 % по сравнению с 2017 г.
Управленческие и коммерческие расходы, то есть издержки обращения торгового предприятия, в 2017 г. увеличились на 153 тыс. руб. или 5,2 % по сравнению с 2016 г. В 2018 г. управленческие и коммерческие расходы увеличились на 151 тыс. руб. или 4,9 % по сравнению с 2017 г.
В результате влияния вышеперечисленных факторов прибыль от продаж в 2017 г. увеличилась на 229 тыс. руб. или 25,5 % по сравнению с 72
2016 г. В 2018 г. прибыль от продаж увеличилась на 106 тыс. руб. или 9,4 % по сравнению с 2017 г.
Динамика прибыли и выручки от продажи товаров в 2017 г. привели к росту рентабельности продаж на 1,3 % по сравнению с 2016 г. В 2018 г. рентабельность продаж увеличилась на 0,6 % по сравнению с 2017 г. Можно сделать вывод, что эффективность коммерческой деятельности ООО «Оригинал Автозапчасть» в 2016-2018 гг. повысилась.
Для оценки рентабельности ООО «Оригинал Автозапчасть» в качестве основных показателей были выбраны показатели рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.
Расчёты и анализ динамики показали, что рентабельность активов ООО «Оригинал Автозапчасть» в 2017 г. повысилась на 8,1 % по сравнению с 2016 г. В 2018 г. рентабельность активов ООО «Оригинал Автозапчасть» повысилась на 2,4 % по сравнению с 2017 г. Можно сделать вывод, что в 2016-2018 гг. наблюдается тенденция повышения эффективности использования активов, то есть используемого ООО «Оригинал Автозапчасть» имущества.
Рентабельность собственного капитала ООО «Оригинал Автозапчасть» в 2017 г. повысилась на 9,0 % по сравнению с 2016 г. В 2018 г.
рентабельность собственного капитала ООО «Оригинал Автозапчасть» снизилась на 16,5 %. Можно сделать вывод, что в 2018 г. на предприятии наращивание собственного капитала привело к снижению эффективности его использования. Однако данный фактор нельзя назвать отрицательным, поэтому необходимо выявить резервы роста рентабельности собственного капитала при условии увеличения его суммы.
На показатель рентабельности активов влияют факторы, связанные с их оборачиваемостью, и рентабельность продаж. Результаты проведённого в работе факторного анализа показали, что и в 2017 г., и в 2018 г. оба фактора оказали положительное влияние на показатель рентабельности активов ООО «Оригинал Автозапчасть». Кроме того, наибольшее влияние на рост 73
рентабельности активов оказало повышение эффективности основной деятельности предприятия.
Рентабельности собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, капиталоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Результаты проведённого в работе факторного анализа показали, что и в 2017 г., и в 2018 г. повышение эффективности основной деятельности предприятия и повышение эффективности использования капитала оказали положительное влияние на рентабельность собственного капитала. Однако структурные изменения источников формирования капитала ООО «Оригинал Автозапчасть» отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала. При этом отрицательное влияние превысило положительное.
Влияние снижения коэффициента финансовой зависимости на рентабельность собственного капитала нельзя считать недостатком в деятельности предприятия, так как это способствует повышению финансовой устойчивости предприятия. Поэтому ООО «Оригинал Автозапчасть» на этапе наращивания размера собственного капитала необходимо увеличивать прирост факторов, способных преодолеть отрицательное влияние структурных изменений. Так, например, необходимо увеличивать финансовые результаты деятельности предприятия, начиная с выручки и заканчивая рентабельностью продаж.
Факторный анализ рентабельности продаж показал, что и в 2017 г., и в 2018 г. отрицательное влияние на рентабельность продаж оказали себестоимость проданных товаров, управленческие и коммерческие расходы.
Рост себестоимости проданных товаров вызван ростом товарооборота ООО «Оригинал Автозапчасть» и ростом закупочных цен на товары. Поскольку рост товарооборота не является негативным фактором, то предприятию необходимо учитывать внешние факторы, влияющие на себестоимость проданных товаров. Например, ценовая политика поставщиков, рыночные факторы ценообразования, качество товаров и так 74
далее. Кроме того, предприятию необходимо использовать внутренние резервы снижения управленческих и коммерческих расходов.
Наиболее актуальным в настоящее время для ООО «Оригинал Автозапчасть» является совершенствование закупочной политики.
Самая простая и, пожалуй, традиционная схема приобретения оборудования - это закупка непосредственно у производителей. В этом случае фирма-покупатель получает уже сертифицированное оборудование, гарантийное обслуживание в фирменных сервис-центрах, и, естественно, весь продаваемый товар прошел таможенную очистку. При крупных закупках у производителя возможна рекламная поддержка покупателя и льготы, что снижает себестоимость товара от 5 % до 20 %.
Аналитики прогнозируют в ближайшее время значительный рост продаж качественных, но бюджетных автозапчастей. Поэтому ООО «Оригинал Автозапчасть» можно осуществить крупную закупку, делающих серьёзную ставку на российский бюджетный сегмент. Одним из крупнейших официальных поставщиков является оптовая компания - ООО «Байон». Данный поставщик предлагает три вида скидок, которые можно максимально использовать. Для этого ООО «Оригинал Автозапчасть» должно заключить договор постоянного покупателя сроком не менее одного года, сделать заказ на сумму не менее 500 тыс. руб. и сформировать заказ по 10 единиц товара наиболее популярных на текущий момент моделей. В результате оформления заказа на поставку в ООО «Байон» суммарная скидка составит 13 %, что приведёт к снижению суммы заказа на 65 тыс. руб. Именно на данную сумму снизиться себестоимость проданных товаров.
Расчёт прогнозных значений и анализ динамики показателей ООО «Оригинал Автозапчасть» на 2019 г. показали, в результате роста выручки от продаж, снижения себестоимости проданных товаров и при условии постоянства управленческих и коммерческих расходов прибыль от продаж в 2019 г. увеличится на 88 тыс. руб. или 7,1 % по сравнению с 2018 г. При этом рост рентабельности продаж составит 1,0 %.
Изменение финансовых результатов и рентабельности продаж ООО «Оригинал Автозапчасть» приведёт к изменению основных показателей оценки рентабельности. Так, рентабельность собственного капитала в 2019 г. увеличится на 18,5 %, а рентабельность активов увеличится на 3,8 %. Можно сделать вывод, что в результате совершенствования закупочной политики и работы с поставщиками в 2019 г. повысится рентабельность предприятия.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, № 2-ФКЗ, № 11-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/.
3. Бардовский, В.П. Экономика / В.П. Бардовский. - М.: Изд-во Форум. - Инфра-М. - 2017. - 672 с.
4. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: учебник/ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 224 с.
5. Бедрина, Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую теорию. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2017. - 210 с.
6. Бойко, И.П. Экономика для юристов / И.П. Бойко, Ф.Ф. Рыбаков - М.: Проспект, 2017. - 272 с.
7. Бондарь, А.В. Экономическая теория / А.В. Бондарь. - Минск: БГЭУ, 2018. - 477с.
8. Борисов, Е.Ф. Экономика / Е.Ф. Борисов, - М.: ИНФРА-М, 2018. - 256 с.
9. Бородич, С.А. Экономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей / С.А. Бородич,- М.: Новое знание, 2017. - 403 с.
10. Боумоль, У. Экономикс. Принципы и политика / У. Боумоль, А. Блайндер. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2018. – 332 с.
11. Веретенникова, И. И. Экономика организации (предприятия) / И.И. Веретенникова, И.В. Сергеев. – М.: Юрайт, 2017. – 42 c.
12. Волков, О. И. Экономика предприятия. Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 50 c. 78
13. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов. - 9-е изд., перераб. и доп.- М.: ИТК Дашков и К. - 2017. - 600с.
14. Герасимова, В. Д. Анализ и диагностика финансово– хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Учебное пособие / В.Д. Герасимова. – М.: КноРус, 2018. – 33 c.
15. Добрынин, А.И. Общая экономическая теория / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева. - СПб.: Питер, 2018. - 288 с.
...