ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение .……………………………………………………………………. 5
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей с общим недоразвитием навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности ………….……… 10
1.1 Особенности пространственного восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня … 10
1.2 Роль изобразительной деятельности в формировании у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов ……………………………… 14
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности …… 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов … 21
2.2 Содержание и методы формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности … 31
2.3 Выявление динамики в формировании у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов …… 38
Заключение ………. 45
Список используемой литературы …… 47
Приложения .…… 50
Аннотация. Введение.
Цель использования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность изобразительной деятельности как средства формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка употребления пространственных предлогов.
Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования пространственных предлогов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; теоретически обосновать возможность использования изобразительной деятельности в формировании пространственных предлогов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка употребления пространственных предлогов.
- Определить и апробировать содержание, формы и методы формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности.
Поведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Изучение теоретических основ проблемы и существующей практики коррекции грамматического строя речи детей с ОНР показало, что формирование у детей 5-6 лет с ОНР II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов является актуальным
направлением исследования.
Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, поэтапного коррекционного воздействия, с выбором коррекционных средств, учитывающих возрастные особенности и клинико-педагогические характеристики II уровня общего недоразвития речи детей 5-6 лет.
Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с речевыми нарушениями, специфика усвоения детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня предлогов с пространственным значением исследована недостаточно. Не определены приемы формирования навыка правильного употребления пространственных предлогов, обусловленных недоразвитием оптикопространственных представлений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня. Поэтому в нашем исследовании в качестве ведущего коррекционно-развивающего средства была определена изобразительная деятельность.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента мы выявляли уровень сформированности у детей 5-6 лет с ОНР II уровня навыка употребления пространственных предлогов «в», «на», «под», «над», «за», «перед», наречий «слева», «справа» на основе показателей и диагностических заданий, предложенных О.С. Яцель.
Было выявлено, что у детей как экспериментальной, так и контрольной групп преобладают низкий и средний уровни сформированности навыка употребления пространственных предлогов.
В процессе формирующего эксперимента мы проверяли положения гипотезы. Для формирования у детей 5-6 лес с ОНР II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности было определено содержание работы по формированию предложно-падежных конструкций с учетом речевого развития детей 5-6 лет с ОНР II уровня; установлена последовательность работы на основе логики освоения предлогов, объединённых по пространственному значению; разработаны и включены в непрерывную образовательную деятельность задания и упражнения с использованием различных видом изобразительной деятельности по каждой группе пространственных предлогов.
Работа по формированию у детей 5-6 лет с ОНР II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности осуществлялась поэтапно в течение 5 месяцев, включала 5 этапов. В каждом месяце мы осваивали с детьми экспериментальной группы по одному или паре пространственных предлогов, закрепляя навык их употребления с помощью заданий и упражнений по изобразительной деятельности.
Контрольный эксперимент позволил определить эффективность коррекционно-развивающей работы с использованием изобразительной деятельности и положительную динамику в формировании у детей 5-6 лет с ОНР II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов. У 50% детей уровень изменился с низкого до среднего, у 30% детей - со среднего до высокого уровня.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, состоятельность положений гипотезы доказана.
1. Быховская, А.М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР [Текст] / А.М. Быховская. – М. : Детство-Пресс, 2012. – 114 c.
2. Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 912 c.
3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Питер, 2001. – 45 с.
4. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова. – М. : Питер, 2010. – 132 с.
5. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец. – М. : Москва, 2002. – 214 с.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Вопросы психологии, 1966. – 157 с.
7. Гуревич, М.О. Психомоторика [Текст] / М.О. Гуревич – М., 1930. – 302 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М. : Москва, 1985. – 47 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М. : Екатеринбург АРД ЛТД, 1999. – 124 с.
10.Ильенков, Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность [Текст] / Э.В Ильенков. – М. : Москва, 1979. – 206 с.
11.Косякова, О.О. Логопсихология [Текст] / О.О. Косякова. – М. : Феникс, 2007. – 175 c.
12.Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. – М. : СПб., 1970. – 34 с. 48
13.Козырева, Л.А. Развитие речи. Дети 5–7 лет [Электронный ресурс] / Л.А. Козыпева. –M. : Ярославль: Академия развития, 2002. – 301 с. // Режим доступа: http://knigovodstvo.ru/book/54/
14.Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / К.В. Комаров. – М. : Москва, 1982. – 58 с.
15.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина. – М. : Оренбург, 1968. – 47 с. // Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/levina-re-osnovy-teorii-i-praktiki logopedii_a6bf6fea716.html
...