ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение .……………………………………………………………………. 5
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей с общим недоразвитием навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности ………….……… 10
1.1 Особенности пространственного восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня … 10
1.2 Роль изобразительной деятельности в формировании у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов ……………………………… 14
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности …… 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов … 21
2.2 Содержание и методы формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности … 31
2.3 Выявление динамики в формировании у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов …… 38
Заключение ………. 45
Список используемой литературы …… 47
Приложения .…… 50
Аннотация. Введение.
Цель использования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность изобразительной деятельности как средства формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка употребления пространственных предлогов.
Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования пространственных предлогов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; теоретически обосновать возможность использования изобразительной деятельности в формировании пространственных предлогов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка употребления пространственных предлогов.
- Определить и апробировать содержание, формы и методы формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности.
Поведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Изучение теоретических основ проблемы и существующей практики коррекции грамматического строя речи детей с ОНР показало, что формирование у детей 5-6 лет с ОНР II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов является актуальным
направлением исследования.
Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, поэтапного коррекционного воздействия, с выбором коррекционных средств, учитывающих возрастные особенности и клинико-педагогические характеристики II уровня общего недоразвития речи детей 5-6 лет.
Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с речевыми нарушениями, специфика усвоения детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня предлогов с пространственным значением исследована недостаточно. Не определены приемы формирования навыка правильного употребления пространственных предлогов, обусловленных недоразвитием оптикопространственных представлений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня. Поэтому в нашем исследовании в качестве ведущего коррекционно-развивающего средства была определена изобразительная деятельность.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента мы выявляли уровень сформированности у детей 5-6 лет с ОНР II уровня навыка употребления пространственных предлогов «в», «на», «под», «над», «за», «перед», наречий «слева», «справа» на основе показателей и диагностических заданий, предложенных О.С. Яцель.
Было выявлено, что у детей как экспериментальной, так и контрольной групп преобладают низкий и средний уровни сформированности навыка употребления пространственных предлогов.
В процессе формирующего эксперимента мы проверяли положения гипотезы. Для формирования у детей 5-6 лес с ОНР II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности было определено содержание работы по формированию предложно-падежных конструкций с учетом речевого развития детей 5-6 лет с ОНР II уровня; установлена последовательность работы на основе логики освоения предлогов, объединённых по пространственному значению; разработаны и включены в непрерывную образовательную деятельность задания и упражнения с использованием различных видом изобразительной деятельности по каждой группе пространственных предлогов.
Работа по формированию у детей 5-6 лет с ОНР II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов посредством изобразительной деятельности осуществлялась поэтапно в течение 5 месяцев, включала 5 этапов. В каждом месяце мы осваивали с детьми экспериментальной группы по одному или паре пространственных предлогов, закрепляя навык их употребления с помощью заданий и упражнений по изобразительной деятельности.
Контрольный эксперимент позволил определить эффективность коррекционно-развивающей работы с использованием изобразительной деятельности и положительную динамику в формировании у детей 5-6 лет с ОНР II уровня навыка правильного употребления пространственных предлогов. У 50% детей уровень изменился с низкого до среднего, у 30% детей - со среднего до высокого уровня.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, состоятельность положений гипотезы доказана.