Работа сделана на примере Ровеньского района (Белгородская область).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. Характеристика аддиктивного поведения молодежи 6
1.2. Сущность и специфика социальной профилактики аддиктивного поведения молодежи 13
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 19
2.1. Методы и принципы социальной профилактики аддиктивного поведения молодежи 19
2.2. Основные направления социальной профилактики аддиктивного поведения молодежи (на примере Ровеньского района) 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Выбранная тема бесспорно актуальна, так как молодежь – это будущее России и в дальнейшем она займет ведущие позиции во всех сферах общественной жизни.
Степень научной разработанности проблемы. К исследованию вопроса социальной профилактики аддиктивного поведения молодежи сегодня подключились специалисты целого ряда наук и социальных практик. Разработаны определенные теоретические предпосылки для построения социальных и педагогических проектов профилактики аддиктивного поведения, в том числе и в молодежной среде.
Среди отечественного опыта большое внимание изучению теории исследования социальной профилактики аддиктивного поведения молодежи уделили Ю. Е. Болотин, Л. И. Бочанцева, А. С. Воробьева, М. В. Данилов, А. А. Журенкова, Т. А. Мачинскене, К. А. Чугунова, А. В. Чудин, С. В. Шатов, И. В. Шундеева, Е. В. Якунина и др.
Особенности, сущность и специфика аддиктивного поведения подрастающего поколения и его социальной профилактики были рассмотрены в трудах О. С. Дейнека, Л. Н. Дорониной, Л. Н. Духаниной, А. А. Журенковой, В. В. Касьянова, И. В. Кондаковой, Ц. П. Короленко, А. А. Максименко, А. Е. Николаевой, Н. В. Проказина, М. В. Сапоровской, И. В. Шундеевой и др.
Большой вклад в изучение теории об отдельных видах и характеристиках аддиктивного поведения молодежи внесли А. В. Аверьянова, Д. В. Адамчук, Н. А. Барановский, В. Ф. Белолюбский, С. П. Елшанский, А. Б. Искандирова, Р. Н. Криулина, В. Л. Малыгин, М. А. Пояркова, А. П. Смирнова, Е. А. Смирнова, В. С. Собкин, А. М. Туголуков, З. Р. Халилова, Н. С. Хомерики.
Объект исследования: аддиктивное поведение молодежи.
Предмет исследования: социальная профилактика аддиктивного поведения молодежи.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику социальной профилактики аддиктивного поведения молодежи.
Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность социальной профилактики аддиктивного поведения молодежи.
2. Проанализировать отечественный опыт социальной профилактики аддиктивного поведения молодежи и ее основные направления на примере Ровеньского района.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение педагогической, психологической и социологической литературы по изучаемой проблеме.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Сегодня проблемы молодежи являются одними из важнейших, которые стоят перед государством, молодежь это будущее страны, и соответственно вопросы, связанные с молодежью являются приоритетными. Зависимая молодежь имеет проблемы, связанные с личностью, самооценкой, социальной адаптацией, и это влияет на молодое поколение в целом. Проблемы одного человека перерастают в общественные, при этом формируя статистику.
В данной работе, проанализированы труды социологов, психологов, определяющих самое главное в работе с молодежью, склонной к аддиктивному поведению, а именно — раскрытие сущности социальной профилактики аддиктивного поведения молодежи, что отвечает первой задаче работы.
Современная молодежь находится в неопределенном состоянии, это выражается не только в нехватке денег, в социальном неблагополучии, безработице, но и в проявлении, девиантного и аддиктивного поведения, что влияет на времяпровождение, заинтересованность молодежи относительно общества.
Многие работы исследователей указывают, что проблему аддиктивного поведения молодых людей нужно решать комплексно. Структуры, осуществляющие профилактику, обладают широкими возможностями для самостоятельного применения методов и форм социальной адаптации молодых людей, формируя у них значимые цели и интересы, создавая условия для приобретения общечеловеческих ценностей. На примере Ровеньского района, положительная динамика достигается путем вовлечения молодежи в дополнительное образование, направленные в свою очередь на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек.
Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; и задача социальной профилактики заключается в том, чтобы молодой человек формировал устойчивую систему ценностей, развивал личностные ресурсы для противостояния зависимостям.