Развитие пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) на дисциплине «Компьютерное моделирование»
Введение 4
Глава 1 Научно-теоретические основы 14
1.1 Теоретические основы развития пространственного мышления14
1.2 Трехмерные технологии в современном мире 21
1.3 Модель методической системы развития пространственного
мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) на дисциплине «Компьютерное моделирование» 35
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления на дисциплине «Компьютерное моделирование» 43
2.1 Анализ требований к дисциплине «Компьютерное
моделирование» 43
2.2 Диагностика начального уровня развития пространственного
мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) 47
2.3 Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы
(Художественная обработка металла) 56
2.4 Содержание и результаты экспериментальной работы по развитию пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) 62
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 74
Приложение А Работы студентки группы ДПИб-1701 М.К Чешевой 81
Приложение Б Работы студента группы ДПИб-1701 Н.А. Игошина 87
Приложение В Рабочий процесс студентов при выполнении заданий 93
Цель - развитие пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) на дисциплине «Компьютерное моделирование».
Объект исследования - процесс моделирования трехмерных объектов в программе «Blender».
Предмет исследования - методы обучения построения трехмерных объектов, способствующие формированию пространственного мышления в процессе выполнения практических заданий у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) на дисциплине «Компьютерное моделирование».
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу по теме развития пространственного мышления;
- изучить и проанализировать литературу по теме трехмерного моделирования;
- изучить и проанализировать программу дисциплины «Компьютерное моделирование» изучаемую по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) в Тольяттинском государственном университете;
- разработать модель развития пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) на дисциплине «Компьютерное моделирование» включающую систему заданий и упражнений и подготовленными для них критериями оценивания;
- провести констатирующий эксперимент на выявление у студентов базового уровня пространственного мышления;
- апробировать систему упражнений и заданий на формирование пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) на дисциплине «Компьютерное моделирование»;
- проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Целью данного исследования являлось развитие пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) на дисциплине «Компьютерное моделирование».
В ходе исследования была проанализирована литература по вопросам исследования и рассмотрены особенности развития пространственного мышления. Анализ теоретических исследований свидетельствует, что пространственное мышление является важным структурным компонентом развития личности. Определение «пространственное мышление» трактуется по-разному, однако у них у всех есть общая мысль, что пространственное мышление считается своего рода формой образного.
Важную роль в образовательной среде играет дисциплина «Компьютерное моделирование». Данная дисциплина предусматривает подготовку в профессиональной деятельности, помогает развитию пространственного, конструктивного и творческого мышления личности. Выполняя задания по дисциплине «Компьютерное моделирование», студенты используют такие процессы как воображение, восприятие, представление, которые отвечают за развитие пространственного мышления человека.
В процессе исследовательской работы был разработан комплекс практических занятий, который формировал пространственное мышление у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) на дисциплине «Компьютерное моделирование». В комплекс практических занятий входил ряд упражнений и заданий на развитие пространственного мышления на дисциплине «Компьютерное моделирование».
На контрольном этапе мы отметили положительную динамику в развитии пространственного мышления у студентов группы ДПИб-1701а 3 курса. У студентов данной группы увеличились показатели так, например, Игошин Никита улучшил навыки пространственного мышления с 53% до 82%, а Чешева Маргарита с 76% до 95%. Исходя из полученных данных, следует, что у обоих студентов экспериментальной группы уровень развития пространственного мышления значительно вырос и стал высоким. А у студентов группы ДПИб-1601а показатели немного изменились, но уровень остался прежним.
Проанализировав проделанную работу, можно считать, что цели и задачи, которые были поставлены в дипломной работе, выполнены. Полученные данные в ходе эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методики развития пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла) на дисциплине «Компьютерное моделирование».
Подводя итоги исследовательской работы, можно сделать следующие выводы: заявленная гипотеза была доказана на контрольном срезе, который был проведен среди студентов 4 курса группы ДПИб-1601а и 3 курса группы ДПИб-1701а после курса занятий, направленных на развитие пространственного мышления. Процесс развития пространственного мышления у студентов является эффективным, при использовании трехмерных технологий.