ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования активной позиции в педагогическом просвещении у родителей 8
1.1 Просвещение родителей в условиях дошкольной образовательной
организации как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические основы формирования активной позиции
у родителей к их педагогическому просвещению 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у родителей активной позиции в педагогическом просвещении 24
2.1 Выявление уровня сформированности у родителей активной позиции
в педагогическом просвещении 24
2.2 Содержание, формы, методы работы по формированию у родителей
активной позиции в педагогическом просвещении 38
2.3 Изучение динамики сформированности у родителей активной
позиции в педагогическом просвещении 57
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложения 74
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования активной позиции в педагогическом просвещении у родителей 8
1.1 Просвещение родителей в условиях дошкольной образовательной
организации как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические основы формирования активной позиции
у родителей к их педагогическому просвещению 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у родителей активной позиции в педагогическом просвещении 24
2.1 Выявление уровня сформированности у родителей активной позиции
в педагогическом просвещении 24
2.2 Содержание, формы, методы работы по формированию у родителей
активной позиции в педагогическом просвещении 38
2.3 Изучение динамики сформированности у родителей активной
позиции в педагогическом просвещении 57
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложения 74
Первой школой воспитания и развития растущего человека является семья. Для ребенка семья - это место, где он родился и вырос, учится взаимодействовать и общаться с людьми, где существует определенный морально-психологический климат. Она занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье он получает первые навыки восприятия действительности, складываются представления о зле и добре, об уважительном отношении к духовным и материальным ценностям, о порядочности.
Современные исследования свидетельствуют о решающей, приоритетной роли семьи в становлении личности ребенка дошкольного возраста. Необходимость и своеобразие воздействия семьи заключается в том, что по своему характеру оно является более эмоциональным, чем какое- либо другое воздействие, так как проводником его служит родительская любовь к детям и ответные чувства доверия и привязанности детей к родителям. Следовательно, малыш, особенно в раннем возрасте, предрасположен больше к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
Однако потенциальные возможности семьи не все родители используют в полной мере. Причины разнообразные: одни родители не могут правильно воздействовать, так как не имеют нужного опыта, другие просто не хотят. Здесь на помощь должен прийти детский сад, поскольку воспитательно-образовательная работа с детьми отличается педагогической грамотностью, целенаправленностью, организована на научных основах и осуществляется специально подготовленными людьми.
Дошкольная образовательная организация - социальный институт, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение. Детский сад должен направить работу на повышение уровня образованности родителей и разработать программу обогащения социальных взаимоотношений в семье посредством повышения уровня культуры родителей (культуры социальных отношений, культуры искусства, познания и т. д.).
Проблема активного участия родителей в процессе педагогического просвещения недостаточно изучены в теории и практике дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточным теоретическим и методическим обоснованием этой проблемы.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова методика формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс педагогического просвещения родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - методика формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении возможен, если:
- раскрыта сущность формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении с учетом специфики взаимодействия педагогов и родителей;
- апробирована методика (задачи, содержание, формы, методы), основанная на реализации этапов формирования активной позиции;
- дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки сформированности уровней активной позиции.
В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении, степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Экспериментально апробировать методику (задачи, содержание, формы, методы) формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Определить показатели и уровни сформированности активной позиции родителей в педагогическом просвещении.
Теоретической основой явились положения: о взаимодействии дошкольного учреждения с семьей (Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова, Р.П. Дешеулина, Н.В. Додокина, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, А.А. Майер), положения, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Н.В. Микляева).
Методы исследования: теоретические (анализ литературы);
эмпирические (опросные методы, изучение документации, опыта педагогической деятельности), методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 179 «Подснежник» г.о. Тольятти. В эксперименте участвовали 20 родителей детей подготовительной к школе группы.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2016 по 2018 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2016 - декабрь 2016 гг.). На данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат, организован и проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап - экспериментальный (январь 2017 - март 2018 гг.). На данном этапе был организован процесс формирования у родителей активной позиции в педагогическом просвещении.
Третий этап - заключительный (апрель - май 2018г.). На данном этапе проводился контрольный срез, оформлялась магистерская диссертация.
Научная новизна исследования:
- выявлена возможность формирования у родителей активной позиции в педагогическом просвещении;
- апробирована методика (задачи, содержание, формы, методы) формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации, основанная на реализации этапов формирования активной позиции.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понимание активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации как определенный уровень их образования, обеспечивающий специфичные действия родителей во взаимодействии с их детьми;
- определены показатели оценки эффективности разработанной методики формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги могут использовать в своей работе диагностические задания и методику формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении. Материал имеет интерес для всех, кто изучает проблему сотрудничества детского сада и семьи.
Положения, выносимые на защиту:
- активная позиция родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации рассматривается как определенный уровень их образования, обеспечивающего специфичные действия родителей во взаимодействии с их детьми;
- процесс формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации включает: целевое назначение и содержание взаимосвязанных этапов работы (информационный, обучающий и практико-преобразующий);
- методика формирования активной позиции родителей к педагогическому просвещению (задачи, содержание, формы, методы) основана на реализации этапов формирования активной позиции.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (46 источников), приложения. Работа содержит 3 рисунка, 1 таблицу.
Современные исследования свидетельствуют о решающей, приоритетной роли семьи в становлении личности ребенка дошкольного возраста. Необходимость и своеобразие воздействия семьи заключается в том, что по своему характеру оно является более эмоциональным, чем какое- либо другое воздействие, так как проводником его служит родительская любовь к детям и ответные чувства доверия и привязанности детей к родителям. Следовательно, малыш, особенно в раннем возрасте, предрасположен больше к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
Однако потенциальные возможности семьи не все родители используют в полной мере. Причины разнообразные: одни родители не могут правильно воздействовать, так как не имеют нужного опыта, другие просто не хотят. Здесь на помощь должен прийти детский сад, поскольку воспитательно-образовательная работа с детьми отличается педагогической грамотностью, целенаправленностью, организована на научных основах и осуществляется специально подготовленными людьми.
Дошкольная образовательная организация - социальный институт, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение. Детский сад должен направить работу на повышение уровня образованности родителей и разработать программу обогащения социальных взаимоотношений в семье посредством повышения уровня культуры родителей (культуры социальных отношений, культуры искусства, познания и т. д.).
Проблема активного участия родителей в процессе педагогического просвещения недостаточно изучены в теории и практике дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточным теоретическим и методическим обоснованием этой проблемы.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова методика формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс педагогического просвещения родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - методика формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении возможен, если:
- раскрыта сущность формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении с учетом специфики взаимодействия педагогов и родителей;
- апробирована методика (задачи, содержание, формы, методы), основанная на реализации этапов формирования активной позиции;
- дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки сформированности уровней активной позиции.
В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении, степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Экспериментально апробировать методику (задачи, содержание, формы, методы) формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Определить показатели и уровни сформированности активной позиции родителей в педагогическом просвещении.
Теоретической основой явились положения: о взаимодействии дошкольного учреждения с семьей (Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова, Р.П. Дешеулина, Н.В. Додокина, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, А.А. Майер), положения, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Н.В. Микляева).
Методы исследования: теоретические (анализ литературы);
эмпирические (опросные методы, изучение документации, опыта педагогической деятельности), методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 179 «Подснежник» г.о. Тольятти. В эксперименте участвовали 20 родителей детей подготовительной к школе группы.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2016 по 2018 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2016 - декабрь 2016 гг.). На данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат, организован и проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап - экспериментальный (январь 2017 - март 2018 гг.). На данном этапе был организован процесс формирования у родителей активной позиции в педагогическом просвещении.
Третий этап - заключительный (апрель - май 2018г.). На данном этапе проводился контрольный срез, оформлялась магистерская диссертация.
Научная новизна исследования:
- выявлена возможность формирования у родителей активной позиции в педагогическом просвещении;
- апробирована методика (задачи, содержание, формы, методы) формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации, основанная на реализации этапов формирования активной позиции.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понимание активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации как определенный уровень их образования, обеспечивающий специфичные действия родителей во взаимодействии с их детьми;
- определены показатели оценки эффективности разработанной методики формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги могут использовать в своей работе диагностические задания и методику формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении. Материал имеет интерес для всех, кто изучает проблему сотрудничества детского сада и семьи.
Положения, выносимые на защиту:
- активная позиция родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации рассматривается как определенный уровень их образования, обеспечивающего специфичные действия родителей во взаимодействии с их детьми;
- процесс формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации включает: целевое назначение и содержание взаимосвязанных этапов работы (информационный, обучающий и практико-преобразующий);
- методика формирования активной позиции родителей к педагогическому просвещению (задачи, содержание, формы, методы) основана на реализации этапов формирования активной позиции.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (46 источников), приложения. Работа содержит 3 рисунка, 1 таблицу.
Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации актуальна. Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов образовательных организаций и родителей, направленных на воспитание и развитие детей .
2. Проведенное исследование позволило уточнить понятие «активная позиция родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации», которое можно рассматривать как определенный уровень их образования, обеспечивающий специфичные действия родителей во взаимодействии с их детьми (взаимопонимание, поддержка, доверие к их выбору, уважение их предпочтений и так далее).
3. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у родителей недостаточно сформирована активная позиция в педагогическом просвещении. Родители не понимают важность получения знаний в области психологии и педагогики для дальнейшего их использования в процессе воспитания и обучения детей. Слабая связь детского сада и семьи по вопросам сотрудничества и взаимодействия.
4. Доказано, что предложенная методика формирования у родителей активной позиции в педагогическом просвещении позволила изменить взгляды родителей на необходимость просвещаться, овладевать способами получения информации, находить разные источники, позволяющие получать необходимые сведения о воспитании собственного ребенка, активно включаться в решение ситуаций, находить пути выхода из сложившихся трудностей.
5. Достигнутая положительная динамика в уровне сформированности активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации доказывает эффективность разработанных нами бесед, родительских встреч, педагогических ситуаций, реализация которых обеспечивает эффективность полученных результатов, что подтверждает выделенную нами гипотезу исследования.
1. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации актуальна. Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов образовательных организаций и родителей, направленных на воспитание и развитие детей .
2. Проведенное исследование позволило уточнить понятие «активная позиция родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации», которое можно рассматривать как определенный уровень их образования, обеспечивающий специфичные действия родителей во взаимодействии с их детьми (взаимопонимание, поддержка, доверие к их выбору, уважение их предпочтений и так далее).
3. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у родителей недостаточно сформирована активная позиция в педагогическом просвещении. Родители не понимают важность получения знаний в области психологии и педагогики для дальнейшего их использования в процессе воспитания и обучения детей. Слабая связь детского сада и семьи по вопросам сотрудничества и взаимодействия.
4. Доказано, что предложенная методика формирования у родителей активной позиции в педагогическом просвещении позволила изменить взгляды родителей на необходимость просвещаться, овладевать способами получения информации, находить разные источники, позволяющие получать необходимые сведения о воспитании собственного ребенка, активно включаться в решение ситуаций, находить пути выхода из сложившихся трудностей.
5. Достигнутая положительная динамика в уровне сформированности активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации доказывает эффективность разработанных нами бесед, родительских встреч, педагогических ситуаций, реализация которых обеспечивает эффективность полученных результатов, что подтверждает выделенную нами гипотезу исследования.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕМ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая работа по развитию связной речи детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Стратегическое управление дошкольной образовательной организацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018



