Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №112661

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования активной позиции в педагогическом просвещении у родителей 8
1.1 Просвещение родителей в условиях дошкольной образовательной
организации как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические основы формирования активной позиции
у родителей к их педагогическому просвещению 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у родителей активной позиции в педагогическом просвещении 24
2.1 Выявление уровня сформированности у родителей активной позиции
в педагогическом просвещении 24
2.2 Содержание, формы, методы работы по формированию у родителей
активной позиции в педагогическом просвещении 38
2.3 Изучение динамики сформированности у родителей активной
позиции в педагогическом просвещении 57
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложения 74


Первой школой воспитания и развития растущего человека является семья. Для ребенка семья - это место, где он родился и вырос, учится взаимодействовать и общаться с людьми, где существует определенный морально-психологический климат. Она занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье он получает первые навыки восприятия действительности, складываются представления о зле и добре, об уважительном отношении к духовным и материальным ценностям, о порядочности.
Современные исследования свидетельствуют о решающей, приоритетной роли семьи в становлении личности ребенка дошкольного возраста. Необходимость и своеобразие воздействия семьи заключается в том, что по своему характеру оно является более эмоциональным, чем какое- либо другое воздействие, так как проводником его служит родительская любовь к детям и ответные чувства доверия и привязанности детей к родителям. Следовательно, малыш, особенно в раннем возрасте, предрасположен больше к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
Однако потенциальные возможности семьи не все родители используют в полной мере. Причины разнообразные: одни родители не могут правильно воздействовать, так как не имеют нужного опыта, другие просто не хотят. Здесь на помощь должен прийти детский сад, поскольку воспитательно-образовательная работа с детьми отличается педагогической грамотностью, целенаправленностью, организована на научных основах и осуществляется специально подготовленными людьми.
Дошкольная образовательная организация - социальный институт, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение. Детский сад должен направить работу на повышение уровня образованности родителей и разработать программу обогащения социальных взаимоотношений в семье посредством повышения уровня культуры родителей (культуры социальных отношений, культуры искусства, познания и т. д.).
Проблема активного участия родителей в процессе педагогического просвещения недостаточно изучены в теории и практике дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточным теоретическим и методическим обоснованием этой проблемы.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова методика формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс педагогического просвещения родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - методика формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении возможен, если:
- раскрыта сущность формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении с учетом специфики взаимодействия педагогов и родителей;
- апробирована методика (задачи, содержание, формы, методы), основанная на реализации этапов формирования активной позиции;
- дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки сформированности уровней активной позиции.
В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении, степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Экспериментально апробировать методику (задачи, содержание, формы, методы) формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Определить показатели и уровни сформированности активной позиции родителей в педагогическом просвещении.
Теоретической основой явились положения: о взаимодействии дошкольного учреждения с семьей (Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова, Р.П. Дешеулина, Н.В. Додокина, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, А.А. Майер), положения, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Н.В. Микляева).
Методы исследования: теоретические (анализ литературы);
эмпирические (опросные методы, изучение документации, опыта педагогической деятельности), методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 179 «Подснежник» г.о. Тольятти. В эксперименте участвовали 20 родителей детей подготовительной к школе группы.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2016 по 2018 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2016 - декабрь 2016 гг.). На данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат, организован и проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап - экспериментальный (январь 2017 - март 2018 гг.). На данном этапе был организован процесс формирования у родителей активной позиции в педагогическом просвещении.
Третий этап - заключительный (апрель - май 2018г.). На данном этапе проводился контрольный срез, оформлялась магистерская диссертация.
Научная новизна исследования:
- выявлена возможность формирования у родителей активной позиции в педагогическом просвещении;
- апробирована методика (задачи, содержание, формы, методы) формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации, основанная на реализации этапов формирования активной позиции.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понимание активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации как определенный уровень их образования, обеспечивающий специфичные действия родителей во взаимодействии с их детьми;
- определены показатели оценки эффективности разработанной методики формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги могут использовать в своей работе диагностические задания и методику формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении. Материал имеет интерес для всех, кто изучает проблему сотрудничества детского сада и семьи.
Положения, выносимые на защиту:
- активная позиция родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации рассматривается как определенный уровень их образования, обеспечивающего специфичные действия родителей во взаимодействии с их детьми;
- процесс формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации включает: целевое назначение и содержание взаимосвязанных этапов работы (информационный, обучающий и практико-преобразующий);
- методика формирования активной позиции родителей к педагогическому просвещению (задачи, содержание, формы, методы) основана на реализации этапов формирования активной позиции.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (46 источников), приложения. Работа содержит 3 рисунка, 1 таблицу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема формирования активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации актуальна. Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов образовательных организаций и родителей, направленных на воспитание и развитие детей .
2. Проведенное исследование позволило уточнить понятие «активная позиция родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации», которое можно рассматривать как определенный уровень их образования, обеспечивающий специфичные действия родителей во взаимодействии с их детьми (взаимопонимание, поддержка, доверие к их выбору, уважение их предпочтений и так далее).
3. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у родителей недостаточно сформирована активная позиция в педагогическом просвещении. Родители не понимают важность получения знаний в области психологии и педагогики для дальнейшего их использования в процессе воспитания и обучения детей. Слабая связь детского сада и семьи по вопросам сотрудничества и взаимодействия.
4. Доказано, что предложенная методика формирования у родителей активной позиции в педагогическом просвещении позволила изменить взгляды родителей на необходимость просвещаться, овладевать способами получения информации, находить разные источники, позволяющие получать необходимые сведения о воспитании собственного ребенка, активно включаться в решение ситуаций, находить пути выхода из сложившихся трудностей.
5. Достигнутая положительная динамика в уровне сформированности активной позиции родителей в педагогическом просвещении в условиях дошкольной образовательной организации доказывает эффективность разработанных нами бесед, родительских встреч, педагогических ситуаций, реализация которых обеспечивает эффективность полученных результатов, что подтверждает выделенную нами гипотезу исследования.



1. Алиева, Т.И. Детский сад и семья: возможности социального партнерства [Текст] / Т.И. Алиева [и др.] // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 38.
2. Бельчикова, Л.А. Игровой тренинг для детей и родителей [Текст] / Л.А.Бельчикова, В.Н. Чепикова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 56.
3. Булгакова, С. Как преодолеть сопротивление воспитанию. Советы родителям [Текст] / С. Булгакова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 51.
4. Вартанян, Н.Я. Семинар-практикум для родителей «Учимся у книги» [Текст] / Н.Я. Вартанян // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 1. - С. 80.
5. Васильева, Е.А. Обогащаем воспитательные умения родителей [Текст] / Е.А. Васильева // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 5. - С. 68.
6. Васильева, Е.А. Обогащаем воспитательные умения родителей [Текст] / Е.А. Васильева // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 6. - С. 66.
7. Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с родителями: семейная конференция в ДОУ [Текст] / Ю.А. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 68.
8. Грабик, Л.А. Приоритеты педагогики сотрудничества [Текст] / Л.А. Грабик // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 81.
9. Гришина, Л. «Музыкальное детство». Газета для родителей [Текст] / Л. Гришина, Е. Дедекина, Е. Киселева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 75.
10. Давыдова, О.И. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода [Текст] / О.И. Давыдова, А.А. Майер // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 17.
11. Дошкольник на современном этапе: материалы региональной студенческой науч. конф., 1-5 апреля 2013 г. Вып. 6 [Текст] / сост.О.В. Дыбина [и др.]. - Ульяновск: [б.и.], 2013. - 190 с.
12. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования : учеб. пособие [Текст] / А.Н. Елизаров. - Гриф УМО. - М.: Ось-89, 2007. - 351 с.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2003. - 383 с.
14. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта
организации [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов- н/Д.: Феникс, 2010. - 638 с.
15. Казанцева, Ж. разнообразие форм взаимодействия педагогов с семьей [Текст] / Ж. Казанцева, Е. Гладунчик, В. Бутина // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 85.
16. Кирзиенок, И.В. Родители и воспитатели вместе [Текст] / И.В. Кирзиенок // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 72.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред.учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.:Асайеш1а, 2003. - 175 с.
18. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование : теория и практика : учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Н.Д. Линде. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 255 с.
19. Лупан, С. Жизнь в семье - самое увлекательное из приключений [Текст] / С. Лупан // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 5. - С. 85.
20. Малкова, Н. Блокнот рецептов : педагогические ситуации и их решения [Текст] / Н. Малкова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 79.
21. Микляева, Н.В. Правовые основы управления ДОУ: практ. пособие [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М. : Айрис Пресс, 2008. - 190 с.
22. Миленко, В. Каковы труды - таковы и плоды! Папка-передвижка как форма информирования родителей [Текст] / В. Миленко // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С. 71.
23. Морозов, Д.В. Советы любящим родителям [Текст] / Д.В. Морозов // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 2. - С. 85.
24. Наумик, Т. Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / Т. Наумик // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 5. - С. 62.
25. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования [Текст] : учеб. для вузов / Р.С. Немов. - Гриф МО. - М.: Владос, 2003. - 352 с.
26. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Институт Психотерапии, 2003. - 222 с.
27. Паленова, Е.В. К вопросу о формировании у родителей активной позиции к педагогическому просвещению в условиях ДОО [Текст] / Е.В. Паленова // Вестник научных конференций - Перспективы развития науки и образования. - Тамбов- 2016. - №10-6(14). - С.118-121.
28. Паленова, Е.В. Просвещение родителей в условиях дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Е.В. Паленова // Дошкольник на современном этапе: материалы региональной студенческой научной конференции, 3-15 апреля 2017 г. Выпуск X / Сост. О.В. Дыбина, О.П. Лазарева, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. - Тольятти, 2017. - 204 с. - С. 122-126.
29. Паленова, Е.В. Сотрудничество с родителями в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / Е.В. Паленова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т.39 - С. 3166-3170. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970960.htm.
30. Паленова, Е.В. Психолого-педагогические основы формирования активной позиции родителей к их педагогическому просвещению [Текст] / Е.В. Паленова // Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции, 2-13 апреля 2018 г. Выпуск VII / Сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. - Тольятти, 2018. - 252 с. - С.128-133.
31. Педагогическое консультирование [Текст] : учеб.пособие для вузов / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2006. - 369 с.
32. Пудовкина, Н.Г. Аналитическое обеспечение предоставления образовательных услуг системой непрерывного профессионального образования: монография [Текст] / Н.Г. Пудовкина. - ТГУ. - Тольятти: ТГУ,
2010. - 118 с.
33. Путляева, Л.В. Кто такой «просвещенный родитель»? [Текст] / Л.В. Путляева //Дошкольное воспитание. - 2004. - № 12. - С. 31-33.
34. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология : учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.Е. Сапогова. - Гриф УМО. - М. : Академия, 2008. - 349 с.
35. Сытник, С.А. Основы психологического консультирования: учеб. пособие [для вузов] [Текст] / С.А. Сытник. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°,
2011. - 311 с.
36. Тертель, А.Л. Психология : курс лекций : учеб. пособие для вузов [Текст] / А.Л. Тертель. - М.: Проспект, 2009. - 248 с.
37. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей / Ю. Хямяляйнен. - М.: «Просвещение», 1993. -112 с.
38. Чумичева, Р.М. Управление дошкольным образованием: учеб.пособие для студ. учреждений высш. пед. образования [Текст] / Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. : Академия, 2011. - 395 с.
39. Шаграева, О.А. Основы консультативной психологии [Текст] : учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2011. - 321 с.
40. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] /
Г.А. Широкова. - Изд. 6-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 383 с.
41. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] /
Г.А. Широкова. - Изд. 7-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 381 с.
42. Berger E. Parents as Partners in Education. / E. Berger // New York - Merrill Publishing Company. - 2000.
43. Lawler S. Parent-Teacher Conferencing in Early Childhood Education. / S.Lawler // Washington DC: NEA. - 1991.
44. Greenberg, P. Ideas that work with young children. Parents as partners in young children's development and education: A new American fad: Why does it matter. / P. Greenberg // Young Children - 44(4): - 1989. - P. 61-75.
45. Henninger, M.L. Teaching Young Children: An Introduction / M.L. Henninger // Merrill. - 2009. - P.188-189.
46. Edna Wallace M.S. A Hands-On Approach to Nurturing the Parent Partnership: [Электронный ресурс] // The Professional Resource for Teachers and Parents. URL:http://www.earlychildhoodnews.com/earlychildhood/article view.as px?ArticleID=318(Дата обращения: 13.05.2017г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ