Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы

Работа №112659

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы108
Год сдачи2022
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет с
тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации... 9
1.2 Характеристика координационной лестницы как средства
развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы 23
2.1 Изучение уровня развития у детей 6-7 лет с тяжелыми
нарушениями речи зрительно-моторной координации 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 6-7 лет
с тяжелыми нарушениями речи уровня зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы 44
2.3 Оценка работы по развитию у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы 56
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Список детей 68
Приложение Б Количественные результаты исследования 69
Приложение В Комплексы физических упражнений 82
Приложение Г Парт лист 100
Приложение Д Индивидуальный образовательный маршрут (фрагмент).. 101


Одной из важнейших проблем современной дефектологии является проблема развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Согласование глаз и движений является фундаментом зрительно-моторной координации. Глаза направляют внимание и помогают мозгу определять местоположение тела в пространстве, на основе зрительной информации тело выполняет определенную задачу одновременно и скоординированно. Развитие зрительного восприятия, крупной и мелкой моторики выделены как одни из основных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования в целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Зрительно-моторная координация является сложной когнитивной способностью, особенно важной для нормального развития ребёнка и его обучения в школе, тем самым становясь одним из чувствительных и интегративных показателей оценки развития ребенка.
Повышенного внимания на фоне данной проблемы требуется детям с тяжелыми нарушениями речи, учитывая особенности сопутствующих нарушений, таких как объем, плавность, переключаемость, координированность движений. Своевременная коррекция зрительно-моторной координации дает возможность ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, лучше познавать окружающий мир. Навыки зрительно-моторной координации помогает ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через различные виды детской деятельности, дают возможность приобрести социальный опыт.
В методических рекомендациях и разъяснениях к СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Роспотребнадзор
рекомендует увеличение двигательной активности обучающихся в течение дня. Использование координационной лестницы в образовательной деятельности может решить сразу несколько задач: увеличение двигательной активности и физического развития детей и задачи по коррекции зрительно - моторной координации у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Любое двигательное действие, по мнению Н.А. Бернштейна, представляет собой сложный рефлекторный процесс, каждый элемент которого протекает строго координационно.
А.П. Воронова, М.А. Якубович в результате своих исследований установили, что координационные способности в значительной степени определяют уровень двигательных возможностей, необходимых для формирования зрительно-моторной координации. Р.Е. Левина указывала на то, что степень развития зрительно-моторной координации у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение, центры головного мозга, отвечающие за эти способности.
Поэтому в системе современного коррекционно-развивающего процесса детей с тяжелыми нарушениями речи использование нетрадиционного оборудования, такого как коррекционная лестница, обеспечивает когнитивное, физическое и речевое развитие дошкольников, способствует повышению их самооценки и самореализации.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между важностью развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации и недостаточным использованием координационной лестницы в коррекционно-развивающем процессе.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы».
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: какова возможность использования координационной лестницы в процессе развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и зрительно-моторной координации?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность использования координационной лестницы в развитии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации.
Предмет исследования: развитие зрительно-моторной координации удетей6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством координационной лестницы.
Гипотеза исследования: развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством координационной лестницы возможно, если:
- разработаны физические упражнения на координационной лестнице в соответствии c показателями развития зрительно-моторной координации у детей;
- осуществлен индивидуальный подход в подборе и организации физических упражнений на координационной лестнице с учетом уровня развития зрительно-моторной координации ребенка;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда стимульным материалом с целью организации работы на координационной лестнице в течение дня в процессе совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическому литературу по проблеме развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации и включить координационную лестницу в образовательный процесс.
2. Выявить у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи уровень развития зрительно-моторной координации.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский);
- деятельностный подход к коррекции и развития детей (А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн);
- исследования по вопросу развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста (М.М. Безруких, И.С. Макарьев, Н.И. Озерецкий, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.В. Семенович, Л.А. Ясюкова);
- исследования формирования речи детей с общим недоразвитием речи и разработкой методик обучения (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жгутова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева);
- исследования использования координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста (Н.И. Полтавская, Ж.К. Холодов, А.В. Чернышева).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (экспериментальный, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Новизна исследования заключается в том, что рассмотрено и разработано содержание образовательной работы по развитию зрительно-моторной координации детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством координационной лестницы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования координационной лестницы в организации коррекционно-развивающей работы по развитию зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс разработанных физических упражнений на координационной лестнице по развитию у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации может быть использован учителем- логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателем в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (20источников), 5 приложениями. Для иллюстрации текста используется 17 таблиц. Основной текст работы представлен на 67 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для изучения особенностей развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредствам координационной лестницы был проведен теоретический анализ: рассмотрены психолого-педагогические особенности развития зрительно-моторной координации детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, особенности координационной лестницы и возможности ее использовании в работе по развитию зрительно-моторной координации дошкольников.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований дает основание утверждать, что проблема развития у детей 6-7 лет уровня зрительно-моторной координации очень актуальна и требует дальнейшего теоретического осмысления.
При тяжелых нарушениях речи у детей прослеживается несоответствие в развитии зрительно-пространственного восприятия возрастным нормам; неслаженность работы зрительного и двигательного анализаторов; неустойчивость нервной регуляции; быстрая утомляемость детей при статических нагрузках; низкий уровень программирования сложно-координированный движений. Для своевременного и полноценного развития зрительно-моторной координации необходимо развитие двигательной деятельности детей.
Координационная лестница используется для решения многих образовательных задач. Включение координационной лестницы в образовательный процесс способствует развитию физических качеств, двигательной активности, пространственной ориентации, речевых и коммуникативных навыков, самостоятельности, творческих способностей, а также развитию зрительно-моторной координации.
Исследование уровня развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи выявило у 45% обследуемых детей низкий и 55% - средний уровень развития. Это позволяет говорить о том, что у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи уровень зрительно-моторной координации соответствует среднему и низкому уровню по таким показателям как, моторная способность, скоординированные движения руками и ногами, точные движения пальцами руки, динамическая зрительно-моторная координация.
Развитие у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи уровня зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы возможно, если:
- разработаны физические упражнения на координационной лестнице в соответствии особенностями развития зрительно-моторной координации у детей с тяжелыми нарушениями речи;
- осуществляется индивидуальный подход в подборе и организации двигательных упражнений на координационной лестнице с учетом уровня развития зрительно-моторной координации ребенка;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда стимульным материалом с целью осуществления работы на координационной лестнице в режиме дня в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить возможность организации работы по развитию у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы после ее реализации. Исследования, проведенные после формирующего эксперимента, показало, что увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития планирующей функции речи на 20%, уменьшилось число детей с низким уровнем на 20%.
Полученные данные дают основание говорить о положительном результате проведенной работы с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями по развитию зрительно-моторной координации посредством координационной лестницы и доказывают выдвинутую нами гипотезу.



1. Абид С. Х. К проблеме использования в дошкольных образовательных организациях фитнес-технологий, направленных на интенсификацию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста // Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2019. №1. С. 5-7.
2. Аммосова В. Г, Николаева Л. В. Кинезиологические упражнения в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 24-27.
3. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/1008349/(дата обращения: 20.12 .2021)
4. Белова И. В. Кинезиологические упражнения в работе учителя-
логопеда 21.07.2019. URL: https: //nsportal. ru/nachalnaya-
shkola/logopediya/2019/07/21/kineziologicheskie-uprazhneniya-v-rabote-logopeda(дата обращения: 15.12 .2021)
5. Буров А Э., Ерохина О. А. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры: научно-практическое пособие. Чебоксары : ИД «Среда», 2020. 192 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Изд-во Юрайт, 2017. 199 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 2017. 240 с.
8. Гуревич К. М. Психологическая диагностика: учеб. пособие. М. : Изд-во УРАО, 2017. 286 с.
9. Дудьев В. П. Психомоторика: словарь-справочник. М. : Владос, 2008. 366 с.
10. Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М. : Дрофа, Русский язык, 2000. 1233 с.
11. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников. Екатеринбург : Литур, 2017. 320 с.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М. : Лотос, 2017. 464 с.
13. Каш Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. : ВЛАДОС, 2019. 286 с.
14. Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекционной работе. СПБ. : Издательство «Литера», 2019. 48 с.
15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр Академия, 2013. 384 с.
16. Облецова Т. А. Электромиографическая характеристика упражнений на координационной лестнице // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Казань, 2019. С. 83-86.
17. Психологическая энциклопедия. Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. Под общей редакцией А. А. Реана. СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.
18. Пушкарёва Н. Г. Развитие зрительно-моторной координации.
03.12.18. URL: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-razvitie-
zritelnomotornoy-koordinacii-u-doshkolnikov-3419148.html(дата обращения: 23.01.22).
19. Патрикеев А. Ю. Развитие координации движения в детском саду и начальной школе. - 18ВК 978-5-4474-6146-1 - Создано в интеллектуальной издательской системе Шдего, 2017.
20. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Воронеж : МОДЭК, 2017. 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ