Исследование особенностей развития физических качеств у баскетболистов 12-13 лет
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности юношей 12-13 лет 7
1.2. Современные подходы к проблеме развития физических качеств юных
баскетболистов 15
1.3. Особенности общефизической подготовки юных баскетболистов 18
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Задачи и методы исследования 25
2.2. Организация исследования 28
Выводы по главе 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Методика развития и совершенствования физических качеств
баскетболистов 12-13 лет 30
3.2. Результаты опытно-экспериментального исследования 32
Выводы по главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности юношей 12-13 лет 7
1.2. Современные подходы к проблеме развития физических качеств юных
баскетболистов 15
1.3. Особенности общефизической подготовки юных баскетболистов 18
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Задачи и методы исследования 25
2.2. Организация исследования 28
Выводы по главе 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Методика развития и совершенствования физических качеств
баскетболистов 12-13 лет 30
3.2. Результаты опытно-экспериментального исследования 32
Выводы по главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность. В связи со сложившейся обстановкой в российском спорте, большинство специалистов считают, что первостепенной задачей на настоящем этапе во всех видах спорта является улучшение качества подготовки спортивных резервов. Небывалый рост объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, а также высокий уровень конкуренции при формировании национальных сборных и других команд предъявляет особые, повышенные требования ко всем сторонам подготовленности спортсмена-баскетболиста.
В современных научных работах авторов В.И. Лях, А.М. Андреева, И. Бондаря, В.Н. Кудимова, А.Г. Базилевского, А.Я. Гомельского и др. казалось бы широко раскрыты различные аспекты учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов, но по сей день предметом научного интереса исследователей Ж.Л. Козина, В.Л. Марищука, Е.А. Гомельского, М.В. Леньшина и др. остается проблема модификации сложившейся традиционной системы подготовки баскетбольных резервов в стране.
Участвуя в соревнованиях, баскетболист за игру преодолевает расстояние 5000-7000 м, 43 % из них - в максимальном темпе, делая при этом 130-150 прыжков, рывки с максимальной скоростью на 3-20 метров повторяются до 190 раз. Передвижения на высокой скорости сочетается с передачами и бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре 40 мин без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча [2]. Для преодоления стайерской дистанции, баскетболист должен обладать хорошей общей выносливостью. Выполнение технических приемов невозможно без проявления "высшего типа" ловкости и гибкости суставов. Противодействия броскам, передачам требуют проявления быстроты реакции. Борьба за позицию под щитом (отсечение, прыжки с сопротивлением), за мяч (вырвать мяч из рук соперника) требует максимальных относительных усилий. Отсюда, в процессе игры практически все физические качества проявляются в комплексе.
Успехи и результаты любой баскетбольной команды определяются в основном такими факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, психологическим, морально-волевым и т.д.). С этим невозможно не согласиться. Техничный и тактически грамотный игрок, никогда не сможет в полной мере показать своё мастерство и принести пользу команде, если из-за плохой физической подготовки он редко владеет мячом, медленно передвигается по баскетбольной площадке, плохо координирован, слабо попадает в баскетбольное кольцо. Следовательно, физические качества являются факторами неизбежными для достижения высоких результатов в спорте, и их необходимо развивать, чтобы избежать их трансформации в ограничивающие факторы.
Наличие противоречия между требуемым уровнем развития двигательных способностей юных баскетболистов и недостаточным уровнем развития физических качеств, тормозящих рост спортивного мастерства, требуют дальнейшего поиска путей разрешения данной проблемы.
Объект исследования учебно-тренировочный процесс юношей 12-13 лет по баскетболу.
Предметом исследования выступает методика развития физических качеств баскетболистов 12-13 лет.
Цель исследования экспериментальное обоснование методики развития физических качеств баскетболистов 12-13 лет.
Исходя из цели исследования, в работе решались следующие задачи:
1. Изучить уровень развития физических качеств юношей 12-13 лет.
2. Разработать методику развития физических качеств у юношей 12-13 лет для дополнительных учебно-тренировочных занятий по баскетболу.
3. Проверить эффективность разработанной методики развития физических качеств у юношей 12-13 лет на практике.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение специально разработанной методики по общефизической подготовке на дополнительных учебно-тренировочных занятиях по баскетболу позволит значительно улучшить физические качества у юношей 12-13 лет.
Практическая значимость. Специально разработанная методика для дополнительных учебно-тренировочных занятий по баскетболу, направлена на улучшение физических качеств юношей 12-13 лет. Положительные результаты применения разработанной методики позволяют рекомендовать ее методистам, инструкторам и тренерам в образовательных учреждениях, а также в спортивных клубах и т.п.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из 47 страниц печатного текста и включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемой литературы в количестве 39, 3 таблицы, 7 рисунков.
В современных научных работах авторов В.И. Лях, А.М. Андреева, И. Бондаря, В.Н. Кудимова, А.Г. Базилевского, А.Я. Гомельского и др. казалось бы широко раскрыты различные аспекты учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов, но по сей день предметом научного интереса исследователей Ж.Л. Козина, В.Л. Марищука, Е.А. Гомельского, М.В. Леньшина и др. остается проблема модификации сложившейся традиционной системы подготовки баскетбольных резервов в стране.
Участвуя в соревнованиях, баскетболист за игру преодолевает расстояние 5000-7000 м, 43 % из них - в максимальном темпе, делая при этом 130-150 прыжков, рывки с максимальной скоростью на 3-20 метров повторяются до 190 раз. Передвижения на высокой скорости сочетается с передачами и бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре 40 мин без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча [2]. Для преодоления стайерской дистанции, баскетболист должен обладать хорошей общей выносливостью. Выполнение технических приемов невозможно без проявления "высшего типа" ловкости и гибкости суставов. Противодействия броскам, передачам требуют проявления быстроты реакции. Борьба за позицию под щитом (отсечение, прыжки с сопротивлением), за мяч (вырвать мяч из рук соперника) требует максимальных относительных усилий. Отсюда, в процессе игры практически все физические качества проявляются в комплексе.
Успехи и результаты любой баскетбольной команды определяются в основном такими факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, психологическим, морально-волевым и т.д.). С этим невозможно не согласиться. Техничный и тактически грамотный игрок, никогда не сможет в полной мере показать своё мастерство и принести пользу команде, если из-за плохой физической подготовки он редко владеет мячом, медленно передвигается по баскетбольной площадке, плохо координирован, слабо попадает в баскетбольное кольцо. Следовательно, физические качества являются факторами неизбежными для достижения высоких результатов в спорте, и их необходимо развивать, чтобы избежать их трансформации в ограничивающие факторы.
Наличие противоречия между требуемым уровнем развития двигательных способностей юных баскетболистов и недостаточным уровнем развития физических качеств, тормозящих рост спортивного мастерства, требуют дальнейшего поиска путей разрешения данной проблемы.
Объект исследования учебно-тренировочный процесс юношей 12-13 лет по баскетболу.
Предметом исследования выступает методика развития физических качеств баскетболистов 12-13 лет.
Цель исследования экспериментальное обоснование методики развития физических качеств баскетболистов 12-13 лет.
Исходя из цели исследования, в работе решались следующие задачи:
1. Изучить уровень развития физических качеств юношей 12-13 лет.
2. Разработать методику развития физических качеств у юношей 12-13 лет для дополнительных учебно-тренировочных занятий по баскетболу.
3. Проверить эффективность разработанной методики развития физических качеств у юношей 12-13 лет на практике.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение специально разработанной методики по общефизической подготовке на дополнительных учебно-тренировочных занятиях по баскетболу позволит значительно улучшить физические качества у юношей 12-13 лет.
Практическая значимость. Специально разработанная методика для дополнительных учебно-тренировочных занятий по баскетболу, направлена на улучшение физических качеств юношей 12-13 лет. Положительные результаты применения разработанной методики позволяют рекомендовать ее методистам, инструкторам и тренерам в образовательных учреждениях, а также в спортивных клубах и т.п.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из 47 страниц печатного текста и включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемой литературы в количестве 39, 3 таблицы, 7 рисунков.
В заключение исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ научно-методической литературы по вопросам совершенствования физической подготовленности юных баскетболистов и возрастных периодов ускоренного развития физических качеств, отражены недостаточно. О чем свидетельствует ограниченный выбор методов развития и оценки физической подготовленности юных баскетболистов, противоречивость мнений среди специалистов в приоритетности развития технической или физической подготовки на этапе начальной специализации в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.
2. Исследование и анализ результатов тестирования, до педагогического эксперимента, выявил примерно одинаковый уровень показателей физических качеств юных баскетболистов в контрольной и экспериментальной группах. В семи тестах, определяющих общую физическую подготовленность, юные баскетболисты показали сравнительно невысокие результаты. Это свидетельствует о недостаточной общей физической подготовке в целом в экспериментальной и контрольной группах.
3. Педагогический эксперимент показал положительную динамику развития физических качеств, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. У юных баскетболистов экспериментальной группы отмечены достоверные изменения в челночном беге 3х10 м (р < 0,05), ловле линейки (р < 0,01), прыжке в длину с места (р < 0,01), подтягивании в висе (р < 0,05), наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (р < 0,01), беге на 2000м (р < 0,05), беге на 30 м (р < 0,05), в то время как у юношей КГ отмечены достоверные изменения только в тестах на выносливость и силу.
4. С целью повышения эффективности развития и совершенствования физических качеств юных баскетболистов 12-13 лет рекомендуем использование следующих средств и методов:
- упражнения, направленные на развитие силы, прежде всего на сбалансированное развитие всех мышечных групп, участвующих в игре с использованием метода круговой тренировки (применение гантелей, набивных мячей, степов и т.п.) и метода повторных усилий;
- упражнения, направленные на развитие быстроты, выполняемые с максимальной интенсивностью с интервалами до относительно полного восстановления с использованием повторного, интервального, игрового и соревновательного методов;
- упражнения, направленные на развитие гибкости, выполняемые с максимальной амплитудой с использованием методов активных и пассивных движений, а также повторного, игрового и соревновательного методов;
- упражнения, направленные на развитие ловкости, выполняемые зеркально, с изменением темпа, скорости движений, с изменением исходных положений, в равновесии, в различных сложных сочетаниях и т.п. с использованием методов стандартно-повторного и вариативного переменного упражнения, а также игрового и соревновательного методов;
- упражнения, направленные на развитие выносливости, выполняемые в ходе длительной работы (любые циклические упражнения, игровые виды спорта) с использованием методов комплексного воздействия.
Анализ результатов проведенной экспериментальной работы подтвердил выдвинутую гипотезу, где предполагалось, что применение специально разработанной методики по общефизической подготовке на дополнительных учебно-тренировочных занятиях по баскетболу позволит значительно улучшить физические качества у юношей 12-13 лет.
1. Анализ научно-методической литературы по вопросам совершенствования физической подготовленности юных баскетболистов и возрастных периодов ускоренного развития физических качеств, отражены недостаточно. О чем свидетельствует ограниченный выбор методов развития и оценки физической подготовленности юных баскетболистов, противоречивость мнений среди специалистов в приоритетности развития технической или физической подготовки на этапе начальной специализации в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.
2. Исследование и анализ результатов тестирования, до педагогического эксперимента, выявил примерно одинаковый уровень показателей физических качеств юных баскетболистов в контрольной и экспериментальной группах. В семи тестах, определяющих общую физическую подготовленность, юные баскетболисты показали сравнительно невысокие результаты. Это свидетельствует о недостаточной общей физической подготовке в целом в экспериментальной и контрольной группах.
3. Педагогический эксперимент показал положительную динамику развития физических качеств, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. У юных баскетболистов экспериментальной группы отмечены достоверные изменения в челночном беге 3х10 м (р < 0,05), ловле линейки (р < 0,01), прыжке в длину с места (р < 0,01), подтягивании в висе (р < 0,05), наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (р < 0,01), беге на 2000м (р < 0,05), беге на 30 м (р < 0,05), в то время как у юношей КГ отмечены достоверные изменения только в тестах на выносливость и силу.
4. С целью повышения эффективности развития и совершенствования физических качеств юных баскетболистов 12-13 лет рекомендуем использование следующих средств и методов:
- упражнения, направленные на развитие силы, прежде всего на сбалансированное развитие всех мышечных групп, участвующих в игре с использованием метода круговой тренировки (применение гантелей, набивных мячей, степов и т.п.) и метода повторных усилий;
- упражнения, направленные на развитие быстроты, выполняемые с максимальной интенсивностью с интервалами до относительно полного восстановления с использованием повторного, интервального, игрового и соревновательного методов;
- упражнения, направленные на развитие гибкости, выполняемые с максимальной амплитудой с использованием методов активных и пассивных движений, а также повторного, игрового и соревновательного методов;
- упражнения, направленные на развитие ловкости, выполняемые зеркально, с изменением темпа, скорости движений, с изменением исходных положений, в равновесии, в различных сложных сочетаниях и т.п. с использованием методов стандартно-повторного и вариативного переменного упражнения, а также игрового и соревновательного методов;
- упражнения, направленные на развитие выносливости, выполняемые в ходе длительной работы (любые циклические упражнения, игровые виды спорта) с использованием методов комплексного воздействия.
Анализ результатов проведенной экспериментальной работы подтвердил выдвинутую гипотезу, где предполагалось, что применение специально разработанной методики по общефизической подготовке на дополнительных учебно-тренировочных занятиях по баскетболу позволит значительно улучшить физические качества у юношей 12-13 лет.
Подобные работы
- Методика развития специальной выносливости у баскетболистов 12-13 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Развитие скоростно-силовых способностей
у обучающихся 12-13 лет средствами игры в баскетбол на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование специальной выносливости у баскетболистов 12-13 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие скоростно-силовых качеств баскетболистов 12-13 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие скоростно-силовых качеств баскетболистов 12-13 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития скоростно-силовых способностей в процессе секционных занятий у мальчиков-баскетболистов 12-13 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ 5-7 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - Повышение уровня развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Развитие физических качеств учащихся в процессе занятий баскетболом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



