ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности юношей 12-13 лет 7
1.2. Современные подходы к проблеме развития физических качеств юных
баскетболистов 15
1.3. Особенности общефизической подготовки юных баскетболистов 18
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Задачи и методы исследования 25
2.2. Организация исследования 28
Выводы по главе 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Методика развития и совершенствования физических качеств
баскетболистов 12-13 лет 30
3.2. Результаты опытно-экспериментального исследования 32
Выводы по главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность. В связи со сложившейся обстановкой в российском спорте, большинство специалистов считают, что первостепенной задачей на настоящем этапе во всех видах спорта является улучшение качества подготовки спортивных резервов. Небывалый рост объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, а также высокий уровень конкуренции при формировании национальных сборных и других команд предъявляет особые, повышенные требования ко всем сторонам подготовленности спортсмена-баскетболиста.
В современных научных работах авторов В.И. Лях, А.М. Андреева, И. Бондаря, В.Н. Кудимова, А.Г. Базилевского, А.Я. Гомельского и др. казалось бы широко раскрыты различные аспекты учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов, но по сей день предметом научного интереса исследователей Ж.Л. Козина, В.Л. Марищука, Е.А. Гомельского, М.В. Леньшина и др. остается проблема модификации сложившейся традиционной системы подготовки баскетбольных резервов в стране.
Участвуя в соревнованиях, баскетболист за игру преодолевает расстояние 5000-7000 м, 43 % из них - в максимальном темпе, делая при этом 130-150 прыжков, рывки с максимальной скоростью на 3-20 метров повторяются до 190 раз. Передвижения на высокой скорости сочетается с передачами и бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре 40 мин без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча [2]. Для преодоления стайерской дистанции, баскетболист должен обладать хорошей общей выносливостью. Выполнение технических приемов невозможно без проявления "высшего типа" ловкости и гибкости суставов. Противодействия броскам, передачам требуют проявления быстроты реакции. Борьба за позицию под щитом (отсечение, прыжки с сопротивлением), за мяч (вырвать мяч из рук соперника) требует максимальных относительных усилий. Отсюда, в процессе игры практически все физические качества проявляются в комплексе.
Успехи и результаты любой баскетбольной команды определяются в основном такими факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, психологическим, морально-волевым и т.д.). С этим невозможно не согласиться. Техничный и тактически грамотный игрок, никогда не сможет в полной мере показать своё мастерство и принести пользу команде, если из-за плохой физической подготовки он редко владеет мячом, медленно передвигается по баскетбольной площадке, плохо координирован, слабо попадает в баскетбольное кольцо. Следовательно, физические качества являются факторами неизбежными для достижения высоких результатов в спорте, и их необходимо развивать, чтобы избежать их трансформации в ограничивающие факторы.
Наличие противоречия между требуемым уровнем развития двигательных способностей юных баскетболистов и недостаточным уровнем развития физических качеств, тормозящих рост спортивного мастерства, требуют дальнейшего поиска путей разрешения данной проблемы.
Объект исследования учебно-тренировочный процесс юношей 12-13 лет по баскетболу.
Предметом исследования выступает методика развития физических качеств баскетболистов 12-13 лет.
Цель исследования экспериментальное обоснование методики развития физических качеств баскетболистов 12-13 лет.
Исходя из цели исследования, в работе решались следующие задачи:
1. Изучить уровень развития физических качеств юношей 12-13 лет.
2. Разработать методику развития физических качеств у юношей 12-13 лет для дополнительных учебно-тренировочных занятий по баскетболу.
3. Проверить эффективность разработанной методики развития физических качеств у юношей 12-13 лет на практике.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение специально разработанной методики по общефизической подготовке на дополнительных учебно-тренировочных занятиях по баскетболу позволит значительно улучшить физические качества у юношей 12-13 лет.
Практическая значимость. Специально разработанная методика для дополнительных учебно-тренировочных занятий по баскетболу, направлена на улучшение физических качеств юношей 12-13 лет. Положительные результаты применения разработанной методики позволяют рекомендовать ее методистам, инструкторам и тренерам в образовательных учреждениях, а также в спортивных клубах и т.п.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из 47 страниц печатного текста и включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемой литературы в количестве 39, 3 таблицы, 7 рисунков.
В заключение исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ научно-методической литературы по вопросам совершенствования физической подготовленности юных баскетболистов и возрастных периодов ускоренного развития физических качеств, отражены недостаточно. О чем свидетельствует ограниченный выбор методов развития и оценки физической подготовленности юных баскетболистов, противоречивость мнений среди специалистов в приоритетности развития технической или физической подготовки на этапе начальной специализации в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.
2. Исследование и анализ результатов тестирования, до педагогического эксперимента, выявил примерно одинаковый уровень показателей физических качеств юных баскетболистов в контрольной и экспериментальной группах. В семи тестах, определяющих общую физическую подготовленность, юные баскетболисты показали сравнительно невысокие результаты. Это свидетельствует о недостаточной общей физической подготовке в целом в экспериментальной и контрольной группах.
3. Педагогический эксперимент показал положительную динамику развития физических качеств, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. У юных баскетболистов экспериментальной группы отмечены достоверные изменения в челночном беге 3х10 м (р < 0,05), ловле линейки (р < 0,01), прыжке в длину с места (р < 0,01), подтягивании в висе (р < 0,05), наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (р < 0,01), беге на 2000м (р < 0,05), беге на 30 м (р < 0,05), в то время как у юношей КГ отмечены достоверные изменения только в тестах на выносливость и силу.
4. С целью повышения эффективности развития и совершенствования физических качеств юных баскетболистов 12-13 лет рекомендуем использование следующих средств и методов:
- упражнения, направленные на развитие силы, прежде всего на сбалансированное развитие всех мышечных групп, участвующих в игре с использованием метода круговой тренировки (применение гантелей, набивных мячей, степов и т.п.) и метода повторных усилий;
- упражнения, направленные на развитие быстроты, выполняемые с максимальной интенсивностью с интервалами до относительно полного восстановления с использованием повторного, интервального, игрового и соревновательного методов;
- упражнения, направленные на развитие гибкости, выполняемые с максимальной амплитудой с использованием методов активных и пассивных движений, а также повторного, игрового и соревновательного методов;
- упражнения, направленные на развитие ловкости, выполняемые зеркально, с изменением темпа, скорости движений, с изменением исходных положений, в равновесии, в различных сложных сочетаниях и т.п. с использованием методов стандартно-повторного и вариативного переменного упражнения, а также игрового и соревновательного методов;
- упражнения, направленные на развитие выносливости, выполняемые в ходе длительной работы (любые циклические упражнения, игровые виды спорта) с использованием методов комплексного воздействия.
Анализ результатов проведенной экспериментальной работы подтвердил выдвинутую гипотезу, где предполагалось, что применение специально разработанной методики по общефизической подготовке на дополнительных учебно-тренировочных занятиях по баскетболу позволит значительно улучшить физические качества у юношей 12-13 лет.
1. Абрамова, Т.Ф. Морфологические критерии - показатели пригодности общей физической подготовленности и контроля текущей долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам / Т. Ф Абрамова, Т. М Никитина, И. И. Кочеткова. - М.: ТВТ Дивизион, 2010. - 58 с.
2. Аркуша, О.В., Занкина, Е.В. К вопросу о значении скоростно¬силовых способностей в баскетболе - Амурский Научный вестник, 2008. № 1. С. 281-285.
3. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под ред. Ю.М.Портнова. - М.: АО «Астра семь», 2010. - 476 с.
4. Бочаров, В.В. Антропология возраста: учебное пособие. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. - 196 с.
5. Бочковская, В.Л., Богдановский, А.Н. . Планирование скоростно¬
силовой подготовки юных баскетболистов с учётом рационального соотношения упражнений с мячом и без мяча в сборнике // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Санкт-Петербургский
политехнический университет Петра Великого, 2018. — С. 139-140.
6. Васильев, Г.В. Значение общей физической подготовки для спортсмена / Г.В. Васильев. - М.: ФиС, 2004. - 158 с.
7. Власов, А. М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12—15 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук.— М., 2004. — 22 с.
8. Воронков, В.В., Аникин, А.И. Круговая тренировка как средство развития специальной выносливости баскетболиста // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. Тезисы докладов V научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Ответственный редактор: Прокудин Б.Ф. - 1995. - С. 157.
9. Габай, Т.В. Педагогическая психология / уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Габай. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
10. Гайворонская, А.А. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке баскетболистов на этапе начальной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2009. — 23 с.
11. Гибадуллин, И.Г., Пушкарев, А.В., Пушкарева, А.М. Методика развития физических качеств у юных баскетболистов на начальном этапе спортивной подготовки. — Казанская наука № 5, 2015. — С. 141-143.
12. Гомза, Н.А. Почему нужно заниматься баскетболом. — Наука и образование: Новое время № 5. - 2016. - С. 762-769.
13. Гуторова, Г.А., Украинцева, Ю.А., Дайнеко, С.А. Развитие подвижности суставов (гибкости) у юношей 17-20 лет, занимающихся баскетболом средствами стретчинга // Мир науки, культуры, образования № 2 (57). - Горно-Алтайск, 2016. - С. 13-16.
14 Давыдова, О.С., Богдановский, А.Н. Технология скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов с учетов соматотипов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. № 4 (158). - С. 74-77.
15. Железняк, Ю. Д. Подготовка юных волейболистов / Ю. Д.Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 294 с.
16. Коноплева, А.Н., Габуева, М.Ш., Бербеков, А.А. Особенности воспитания специальной выносливости баскетболистов 14-15 лет методом интервальной тренировки // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей XX Международной научно-практической конференции в 2 ч. - 2018. - С. 205-209.
17. Копкарёва, О.О. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. — Тверь, 2016. — 114 с.
18. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д. Л. Костолл. - М.: Олимпийский спорт, 2008. - 421 с.
19. Кудряшов, В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск, 1980. - С.122-125.
20. Кузнецова Т.А., Бобер И.Г., Чайкин Ю. А. Возрастные особенности развития организма детей и подростков 10-12 лет занимающихся волейболом // Физическая культура в системе аграрного профессионального образования: идеи, технологии, перспективы: сборник материалов VI науч. - практич. конф., посвящ. 100-летнему юбилею университета [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Омск: изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2017. - С. 307-314.
21. Куликова, М.Л., Врублевский, Ю.Д. Средства развития ловкости, скоростных и координационных способностей как составляющих специальной физической подготовки баскетболистов//Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2019. - С. 444-447
22. Курамшин, Ю.Ф., Двейрина, Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития // Теория и методика физической культуры: учебник/ Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М. Советский спорт, 2003. - С. 146-165.
23. Ледницки, А.В., Долежаёва, Л.Т., Галлова, Т.С. Уровень развития физических качеств молодых баскетболистов сборной Словакии в категории U14// Теория и практика физической культуры, 2017. № 12. - С. 69-70.
24. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П. Ф. Лесгафт. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 1998. - 416 с.
25. Лукин, Ю.К., Давидович, Т.Н., Лапухина, Э.А. Особенности физической подготовленности баскетболистов в зависимости от игрового амплуа// Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. - Воронеж, 2016. с. 342-351.
26. Минкевич, М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе / М. А. Минкевич. - М.: Медгиз, 2001. - 183 с.
21. Насырова, Т.Ш., Осипова, Л.Ф. Развитие гибкости у студентов-баскетболистов с применением асан йоги // Спортивно-массовая работа истуденческий спорт, возможности и перспективы: материалы III научно-практической конференции с международным участием. Под общ. ред. В.И. Храпова. - СПб. - 2017. - С.139-145.
28. Нестеренко, Н.А, Соловей, А.В Скоростно-силовая подготовка юных баскетболистов 13-14 лет в зависимости от игрового амплуа // Наука в олимпийском спорте № 2. - 2016. - С. 39-43
29. Сальников, В.А. Возрастное и индивидуальное развитие в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников. - Омск.: СибАДК, 2000. - 160 с.
30. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков:
учеб.пособие для студ. пед. вузов // М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - М.:
Академия, 2009. - 432 с.
31. Сафиуллин, М.М. Развитие выносливости на начальном этапе подготовки баскетболистов // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием. - Казань, 2019. - С. 161-164.
32. Сираковская, Я.В., Горбачева, Е.А., Диганова, И.С. Методика подготовки юных баскетболистов разным игровым амплуа // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции под ред. О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары. - 2019. - С. 108-112.
33. Сираковская, Я.В., Крюкова, О.Н., Маслова, И.Н. Основы физической культуры: учебное пособие для вузов. Воронеж, 2011. - С. 136¬169.
34. Скворцова, М.Ю. Совершенствование физических качеств баскетболистов с использованием дифференцированных комплексов аэробики на этапах начальной подготовки и спортивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Красноярск, 2008. — 21 с.
35. Современное состояние и перспективы развития баскетбола: сборник научно-методических материалов Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием 30.11. -01.12.2017 г. / под ред. С.В. Чернова, Л.Б. Андрющенко, И.В. Лосевой. - М: РГУФКСМиТ, 2017. - 145 с.
36. Филин, В. П. Основы юношеского спорта // В. П. Филин, Н. А.Фомин. - М.: ФиС, 1980. - 225 с.
37. Фомин, Н.А. Физиология человека. - М.: Просвещение. Владос. - 1995г. - 401 с.
38. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
39. Щукин, В.И. Параметры тренировочной нагрузки спортивной направленности у квалифицированных баскетболистов // В.И. Щукин. - М.: ФиС, 2007. - С. 20-22.