Введение 3
1 Теоретическое изучение сказкотерапии как метода коррекции
психоэмоционального состояния у младших школьников 11
1.1 Понятие психоэмоционального состояния в психолого-педагогической
литературе 11
1.2 Особенности психоэмоционального состояния младших школьников . 31
1.3 Возможности сказкотерапии в коррекции психоэмоционального
состояния у младших школьников 38
Выводы по разделу 1 43
2 Организация и проведение исследования 45
2.1 Характеристика выборки исследования 45
2.2 Обоснование методов исследования 46
3 Эмпирическое изучение сказкотерапии как метода коррекции
психоэмоционального состояния у младших школьников 50
3.1 Диагностика особенностей психоэмоционального состояния у младших
школьников 50
3.2 Содержание работы по коррекции психоэмоционального состояния у
младших школьников посредством сказкотерапии 62
3.3 Анализ результатов исследования 69
Вывод по разделу 3 83
Заключение 86
Список использованных источников и использованной литературы
Приложение А 98
Приложение Б 99
Приложение В 100
Приложение Г
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что, согласно Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы отмечается, что характерной чертой российского образования становится преодоление негативных тенденций развития в психоэмоциональной сфере младших школьников. Согласно данному документу, педагогам и психологам нужно постоянно проводить наблюдение, диагностику и своевременную коррекцию психоэмоциональных проявлений детей школьного возраста. Психоэмоциональное состояние личности становится актуальной проблемой различных наук: психологии, педагогики.
Однако настоящее время можно встретить всё больше детей, которым требуется коррекция психоэмоционального состояния. К проблемам в данной сфере можно отнести чувство тревожности, возникающее при переходе из детского сада в школу, связанные с этим неуверенность и нестабильность эмоциональной сферы младших школьников. Данные симптомы являются основными признаками неустойчивости психоэмоционального состояния.
Сказкотерапия - это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне вызвана тем фактом, что представляется необходимым изучить особенности и методы коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников, в частности возможности сказкотерапии в данном процессе.
Младший школьный возраст, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для коррекция психоэмоционального состояния, так как в данный возрастной период наблюдаются такие особенности психоэмоционального состояния, как становление 3
эмоциональной сферы личности, активное развитие Я-концепции и самосознания, формирование умений эмпатии и рефлексии, о чем писали в своих работах А.Д. Алферов, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, А.А. Леонтьев, и др. Проблема особенностей психоэмоционального состояния у младших школьников описывается в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, А.А. Гулькин, И.В. Ермакова, А.В. Микляева, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан. В работах исследователей подчеркивается, что «значение эмоций в младшем школьном возрасте очень велико, как и при психической деятельности, так и при становлении личности ребенка. Они обогащают психику, яркость и разнообразие чувств, делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Разнообразие собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее» [5].
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки методических аспектов реализации сказкотерапии, как метода коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников. Методика коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников возраста посредством сказкотерапии описана в работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.П. Аникина, Н.Я. Большуновой.
Однако, использование сказкотерапии, как метода коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников, затруднено, в связи с недостаточной разработанностью методики ее реализации в коррекционном процессе.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников позволил выявить противоречия:
- между необходимостью коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников и недостаточным использованием в данном процессе сказкотерапии;
- между возможностями сказкотерапии в коррекции
психоэмоционального состояния у младших школьников и недостаточным исследованием содержательных и процессуальных аспектов ее реализации в коррекционном процессе.
Выявленные противоречия помогли нам обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности сказкотерапии в коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить метод сказкотерапии в коррекции психоэмоционального состояния младших школьников.
Объект исследования: метод коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников.
Предмет исследования - тревожность у младших школьников.
Гипотеза исследования - метод сказкотерапии снижает тревожность у младших школьников.
Задачи исследования.
1. Провести теоретическое изучение сказкотерапии как метода коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников.
2. Подобрать диагностические методики и выявить особенности психоэмоционального состояния у младших школьников.
3. Разработать и апробировать содержание работы по коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии.
4. Выявить динамику в психоэмоциональном состоянии у младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- работы по коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников (Л.И. Беляева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова);
- методика коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников возраста посредством сказкотерапии (И.М. Туревская, В.П. Филина, Н.А. Фомина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, форма С; проективная методика «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций»; графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова); методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой; методика «Что - почему - как» (К. Изард); тест школьной тревожности В.Н. Филлипса; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МОУ «Гимназия №8» Энгельсского муниципального района Саратовской области. В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 7-8 лет.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом теоретико-поисковом этапе (сентябрь 2020 г. - сентябрь 2020 г.) исполнялось исследование и рассмотрение материала по теме исследования - теоретического и эмпирического. Целью этапа являлось определения степени разработанности проблемы исследования в трудах отечественных и зарубежных авторов, а также разработка программы исследования. На данном этапе формулировались тема и гипотеза работы, установлены предмет, объект, задачи исследования. Также подбирался и апробировался инструментарий диагностики для выявления психоэмоционального состояния у младших школьников, проводилось изучения вопроса реализации сказкотерапии в коррекции психоэмоционального состояния младших школьников.
На втором опытно-экспериментальном этапе (октябрь 2020 г. - март 2021 г.) формировалась теоретическая позиция исследования, а также формулировалось и апробировалось содержание работы по коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии. Была проведена обработка, интерпретация и описание результатов, полученных в ходе исследования. Осуществлялись формирующий и контрольный этапы эксперимента.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (апрель 2021 г. - май 2021 г.) осуществлялся анализ, интерпретация и описание результатов экспериментальной работы. Были сделаны выводы по проделанной работе, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования: уточнено и конкретизировано понятие «психоэмоциональное состояние», определены специфика и содержание процесса коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии.
Теоретическая значимость исследования заключается в формулировке критериев, показателей и описании особенностей уровней психоэмоционального состояния у младших школьников, установлении и описании аспектов реализации содержания работы по коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии может быть использовано в образовательном процессе других школьных образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигалась путем формулировки четких научных положений психологии и педагогики; соответствием и полнотой отобранных методов исследования, которые полностью отвечают предмету, целям и задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; длительностью исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключается в раскрытии аспектов изучаемой проблемы, его теоретических и практических нюансов, а также в подборе и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания образовательной работы с детьми по коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2020 г., 2021 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся положения:
1. Психоэмоциональное состояние - такая специфичная форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Младшие школьники еще очень эмоционально реагируют на то, что происходит вокруг них. У них все еще есть склонность быть честными и выражать свои чувства и мысли искренне. Однако именно в этом возрасте дети учатся скрывать свои истинные мысли и переживания под маской внешних проявлений, а также определенной модели поведения. Анализ поведения других людей у младших школьников еще не развит, что приводит к проблемам в толковании эмоций взрослых и сверстников. Также данный возрастной период характеризуется переменчивостью как настроения, так и эмоций.
2. Сказкотерапия - это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др. Наиболее яркие герои сказок могут выступать и героями в художественно-эстетической деятельности. Так, часто используется такое средство коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии, как рисование по мотивам прочитанного произведения. Важнейшим средством коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии является игра. В данной работе можно использовать различные виды игр - дидактические, игры- драматизации.
3. На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем психоэмоционального состояния 45% младших школьников. Данные дети могут верно идентифицировать и сопоставить 3 и менее проявлений эмоций, даже с помощью педагога. У них наблюдается низкий уровень развития эмоционального интеллекта, а также доминирующая ориентация на материальный мир. У них высокий уровень агрессивности, тревожности, школьной тревожности. Дети демонстрируют низкий уровень развития эмпатии и способности к сопереживанию. Средним уровнем психоэмоционального состояния обладают 55% младших школьников. Дети могут верно идентифицировать и сопоставить от 4 до 6 проявлений эмоций. Дети демонстрируют средний уровень развития эмоционального интеллекта, а также доминирующую ориентацию на человеческий мир. У детей средний уровень агрессивности, тревожности, школьной тревожности. Дети демонстрирует средний уровень развития эмпатии и способности к сопереживанию. Полученные результаты определили необходимость разработки и апробации содержания работы по коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии.
4. Контрольный этап исследования позволил установить, что значимые различия выявлены по всем параметрам в экспериментальной группе (достоверность различий p<0,05). Так, количество младших школьников с низким уровнем психоэмоционального состояния снизилось на 15% (с 45% до 30%). Количество младших школьников со средним уровнем психоэмоционального состояния не изменилось (55%). Тогда как количество младших школьников с высоким уровнем психоэмоционального состояния возросло на 15% (с 0 до 15%). Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 40% (40% констатирующий этап). Средний уровень 60% (было также 60%). Таким образом, изменений не наблюдается.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (91 наименование), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 6 таблиц, 14 рисунков. Основной текст работы изложен на 95 страницах.
Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Психоэмоциональное состояние отличается от психического состояния именно выраженным преобладанием эмоций. В психологии эмоции относятся к психическим процессам, которые принимают форму различных переживаний и отражают личностную значимость человека и оценку внешних и внутренних условий окружающего мира. С помощью эмоций осуществляется регулирование социальных взаимодействий между людьми, формируя как положительные взаимоотношения, так и негативные, вплоть до игнорирования. Одно из самых распространенных психоэмоциональных состояний младших школьников, требующих коррекции - это тревожность. Тревожность представляет собой личную особенность психики, которая определяет склонность личности к частым беспокойствам и переживанию тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Человек не может самостоятельно справиться со своей тревогой, стресс и переживания растут, в результате возникают хронические заболевания различного характера. Также одно из самых распространенных психоэмоциональных состояний младших школьников, требующих коррекции - это агрессивность. Агрессия представляет собой поведенческий акт, целью которого является нанесение вреда (психологического или физического) другому индивиду или группе людей. Агрессия может возникнуть только в сопровождении способствующего ей психического состояния, и всегда проходит в сопровождении негативных эмоциональных проявлений, таких как тревога, гнев, обида. Отличительной чертой агрессии также является ее асоциальная направленность Агрессивное поведение - это физические действия или слова, направленные на разрушение чего-либо: отношений, предметов, здоровья, настроения, мира, спокойствия. Выражается как агрессия, направленная на себя или окружающих.
Младшие школьники еще очень эмоционально реагируют на то, что происходит вокруг них. У них все еще есть склонность быть честными и выражать свои чувства и мысли искренне. Однако именно в этом возрасте дети учатся скрывать свои истинные мысли и переживания под маской внешних проявлений, а также определенной модели поведения. Анализ поведения других людей у младших школьников еще не развит, что приводит к проблемам в толковании эмоций взрослых и сверстников. Также данный возрастной период характеризуется переменчивостью как настроения, так и эмоций. Апогея в этом возрасте достигает эмоциональное восприятие мира. Благодаря богатому воображению, дети в процессе игры моделируют многие ситуации из жизни взрослых и очень естественно переживают эмоции, связанные с ним. Личностное развитие младших школьников характеризуется тем, что данный возраст признается сенситивным для процесса становления эмоциональной сферы личности. Агрессивное поведения в младшем школьном возрасте имеет такие проявления, как: угроза другим людям (вербальная, мимическая); могут специально причинить боль людям, начать драку. В качестве основных детерминант детской агрессивности в младшем школьном возрасте выступают: особенности семьи ребенка и проблемы семьи (семейные разлады, негативные семейные образцы (неадекватное и агрессивное поведение родителей); проблемный социокультурный контекст: наличие большого количества агрессивного контента в детских мультфильмах, литературе, кино- и телепродукции, агрессивные игрушки.
Сказкотерапия - это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др. Наиболее яркие герои сказок могут выступать и героями в художественно-эстетической деятельности. Так, часто используется такое средство коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии, как рисование по мотивам прочитанного произведения. Важнейшим средством коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии является игра. В данной работе можно использовать различные виды игр - дидактические, игры- драматизации.
В данном исследовании приняло участие 40 детей в возрасте 7-8 лет, обучающихся в МОУ «Гимназия №8» Энгельсского муниципального района Саратовской области. При этом 20 детей составили экспериментальную группу, и 20 - контрольную.
На этапе констатирующего эксперимента применили 6 диагностических методик с целью изучения психоэмоционального развития детей младшего школьного возраста.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе практически половина детей обладают низким уровнем психоэмоционального состояния. У этих детей низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Также они демонстрируют низкий уровень развития эмпатии и способности к сопереживанию.
На констатирующем этапе эксперимента рассчитали U-критерий Манна-Уитни, что позволило нам утверждать, что уровень психоэмоционального развития у детей из контрольной и экспериментальной групп не имеет значимых различий.
Полученные результаты определили необходимость разработки и апробации содержания работы по коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии.
Целью работы явилась коррекция психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии.
Основными задачами нашей программы стали: увеличение уровня способности идентификации эмоций различных модальностей; увеличение уровня эмоционального интеллекта младших школьников; снижение уровня агрессивности младших школьников; снижение уровня тревожности младших школьников; снижение уровня школьной тревожности младших школьников; увеличение уровня способности к сопереживанию младших школьников.
Всего было разработано и проведено 10 занятий, по 2 занятия в неделю. Продолжительность одного занятия - 30 минут.
Контрольный этап исследования позволил установить, что значимые различия выявлены по всем параметрам в экспериментальной группе (согласно расчётам Т-критерия Стьюдента). Расчёт U-критерия Манна-Уитни также позволил нам утверждать, что произошли значимые изменения в психоэмоциональном развитии детей из экспериментальной группы.
Дети из контрольной группы, которые не посещали занятия по сказкотерапии, не имеют значимых результатов в своём психоэмоциональном развитии.
Проведенный нами анализ результатов доказал, что разработанное содержание работы по коррекции психоэмоционального состояния у младших школьников посредством сказкотерапии является эффективным.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы. Можно сказать, что цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Алфёров А. Д. Психология развития школьника: учеб. Пособие для вузов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. 110 с.
2. Андреева А. Н. Психологическая поддержка ребенка // Воспитание школьников. 2013. №3. С. 14 - 22.
3. Андреева И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30-31 января 2016 г., г. Брест. 2016. С. 14 - 22.
4. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М. : Владос, 2019. 116 с.
5. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М. : Слово, 2019. 411 с.
6. Аплетаев М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. 78 с.
7. Астапов В. М. Тревожность у детей. СПб. : Питер, 2016. 274 с.
8. Астапов В. М. Тревожность у детей. М. : ПЕРСЭ, 2013. 160 с.
9. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. М. : ВЛАДОС, 2017. 438 с.
10. Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М. : Психология, 2013. 186 с.
11. Батуев Б. А. Психокоррекция. Справочник. М. : ЮНИТИ, 2014. 458 с.
12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : МПСИ, 2018. 352 с.
13. Болыпунова Н. Я. Организация образования школьников в формах игры средствами сказки: уч. пособие. Новосибирск: Изд-во НПУ, 2019. 372 с.
14. Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2016. 120 с.
15. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2016. 143 с.
16. Волков Б. С. Психология младшего школьника: учеб. пособие для вузов. М. : Педагогическое общество России, 2014. 125 с.
17. Гормоза Т. В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте. М. : Наука, 2017. 264 с.
18. Гриншпун И. Б. Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция. М. : Педагогика, 2015. 212 с.
19. Гулькин А. А. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. М. : Когито-Центр, 2014. 672 с.
20. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник
Томского государственного педагогического университета. 2014. №4 (82). С. 56-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7idM2513570 (дата
обращения: 12.03.2021).
21. Гуров В. А., Казин Э. М., Белоногова Е. В. Динамика некоторых показателей психофизиологического развития младших школьников во взаимосвязи с уровнем и структурой тревожности // Валеология. 2014. №2. С. 11-16. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22917404(дата обращения: 12.03.2021).
22. Демьянов А. В. Психодиагностика. М. : Дрофа, 2017. 642 с.
23. Джугунусова Г.П. Взаимосвязь компонентов психологического здоровья в
младшем школьном возрасте (на примере тревожности и уверенности личности) // Вестник Алтайской Государственной педагогической академии. 2015. С. 91-94. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23231242(дата обращения: 12.03.2021).
24. Еловацких Т. М. Математические методы и статистические модели в психологии. М. : Юрайт, 2017. 451 с.
25. Еникеев М. И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. М. : Приор-издат, 2013. 288 с.
26. Ермакова И. В. Эмоциональное состояние первоклассников и
глюкокортикоидная функция // Школа здоровья. 2018. №1. С. 49 - 55.
27. Жумарина Н. П. Психологическое консультирование и психокоррекция. М. : Дрофа, 2015. 544 с.
28.Захаренко Е. С. Взаимосвязь компонентов психологического здоровья в младшем школьном возрасте (на примере тревожности и уверенности личноти) // Вестник Алтайкой Государственной педагогической академии. 2019. №1. С. 18 - 22. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18855372(дата обращения: 12.03.2021).
29.Захаров А. И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков». М. : Слово, 2013. 217 с.
30.Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб. : Респекс, 1995. 192 с.
31. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. М. : Речь, 2020. 98 с.
32.Змановская Е.В. Девиантология. М. : Издательский центр «Академия»,
2018. 288 с.
33.Зотова Ф. Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа // Школьные технологии. 2014. № 5. С. 163-168.
34. Изард К. Э. Психология эмоций. М. : ВЛАДОС, 2016. 390 с.
35. Измайлова Н. К. Сказкотерапия как ведущий метод психокоррекции у детей младшего школьного возраста // «Вопросы психологии». №4. 2014. С. 11-16.
36. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. М. : Владос, 2015. 436 с.
37. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2019. 783 с.
38. Ишманская М.Л. Тревожный ребенок: Кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. 2015. № 3. С. 50-54.
39. Карлов И. С. Психодиагностика и психокоррекция. М. : Дрофа, 2018. 315 с.
40. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
41. Кобзева Е. Ю. Математические методы в психологии. М. : Дрофа, 2015. 371 с.
42. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. СПб. : Питер, 2016. 217 с.
43. Кочубей Б. И. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. 1990. № 6. С. 23 - 27.
44. Краснопёрова Т. В., Самигуллина Г. З. Влияние уровня и характера
тревожности на состояние и здоровье учащихся 7 - 11 лет
общеобразовательной школы // AKADEMICKA PSYCHOLOGIE.2016. №4.
С. 17-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27446345 (дата
обращения: 12.03.2021).
45. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М. : Изд-во УРАО., 2017. 176 с.
46. Курпатов А. Я. Проблемы диагностики и коррекции тревожности у дошкольников и детей младшего школьного возраста // «Вопросы психологии». №4. 2017. С. 15-21.
47. Кухранова И. К. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с детьми на развитие адекватных эмоциональных состояния // Воспитание школьников. 2012. №10. С. 31 -32.
48. Кученко Т. В. О детской тревожности // Воспитание школьников. 2012.
№ 5 217 с.
49. Леви В. Нестандартный ребенок. М. : Знание, 2018. 256 с.
50. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии.
2017. № 6. С. 118-130.
51. Леонтьев А. А. Психология общения: учебник. М. : Смысл, 2017. 486 с.
52. Литвинов С. Е. Психологическое консультирование. Учебное пособие. Спб. : АСТ-Пресс, 2015. 312 с.
53. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М. : «Прогресс», 2016. 443 с.
54. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональной
саморегуляции. М. : Институт психологии РАН, 2019. 135 с.
55. Мазур А. Е. Психоанализ и психодиагностика. М. : ЮНИТИ, 2014. 745 с.
56. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. 2016. №2. С. 36 -39.
57. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. 2014. № 2. С. 15-19.
58. Мансуров А. М. Психоанализ и психодиагностика. М. : ЮНИТИ, 2017. 661 с.
59. Микляева А. В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося // Педагогическая диагностика. 2016. № 1. С. 32-53.
60. Микляева А. В. Развивающая работа психолога с детьми с высоким уровнем школьной тревожности // Педагогическая диагностика. 2017. № 5. С. 106-113.
61. Немов Р. С. Общие основы психологии. Часть 1. М. : Просвещение, 2017. 496 с.
62. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. : ТЦ «Сфера», 2016. 240 с.
63. Пименов В. С. Практическая психология. Учебник для вузов. М. : Смысл, 2017. 315 с.
64. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). Самара: Издательский дом «Бархат», 2018. 672 с.
65. Прихожан A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Издательство НПО «МОДЭК», 2015. 304 с.
66. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 2018. №2. С. 11-17.
67. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //Активные методы в работе школьного психолога. 2018. №2. С. 26-44.
68. Психология детей школьного возраста: развитие познавательных
процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М. : Просвещение,
2019. 127 с.
69. Савина Е. А. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 2016. № 4. С. 21-27.
70. Спилберг Ч. Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. М.: Слово, 2016. 345 с.
71. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. 118 с.
72. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М. : Педагогика, 2019. 156 с.
73. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М. : Педагогика-Пресс, 2016. 386 с.
74. Феррои Л. М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Школа здоровья. 2015. № 3. С. 32-38.
75. Фрейд З. Введение в психоанализ. М. : АСТ, 2017. 234 с.
76. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. : Академия, 2016. 624 с.
77. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения. М. : Владос,
2018. 351 с.
78. Ханычева И. А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников // Психология и школа. 2019. № 2. С. 103-107.
79. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М. : Академия, 2016. 148 с.
80.Чебучева Е. В. Коррекция страхов и тревожности в младшем школьном возрасте. // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. №2. С. 174-180. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17034491(дата
обращения: 12.03.2021).
81. Шишкин А. В. Психологическое консультирование в России. М. : МГЭИ, 2017. 423 с.
82. Шугакин С. К. Методы психокоррекции в работе практикующего психолога. М. : Юнити. 2016. 450 с.
83.Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М. : МОДЭК, 2017. 416 с.
84.Эриксон Э. Восемь стадий человеческой жизни [Электронный ресурс] URL https://sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/D elkind%20-
%20erik erik i 8 stadiy.html(дата обращения: 12.03.2021).
85. Ююкин А. В Методы купирования агрессии и тревожности у школьников // «Вопросы педагогики»/ №3. 2014. С. 6-12.
86. Ярмолов А. В. Психология. Учебное пособие. М. : ЮНИТИ, 2015. 417 с.
87. Arnold М. В. Emotion and personality. V.l. Psychological aspects. V. 2. Neurological and physiological aspects. N.Y., 2017. 215 p.
88. Barret Lisa Feldnran; Robin, Lucy; Pietrromonaco, Paula R.& Eyssell, Kristen M. Are women the more emotional sex? Evidence from emotional experiences in social context. // Cognition and Emotion, 2018 (Jul). vol 12 (4). p. 555-578.
89. Banister Peter et al. Qualitative methods in psychology: A research guide. - Bucldngam, Philadel- fia: Open University Press, 2019. - 322 p.
90. Block J. Studies in the phenomenology of emotions // J. Of Abnormal and Social Psychology, 2017. V. 54. P. 358 - 363.
91. Buck R. Motivation, emotion and cognition: A developmental - interactionist view // Strongman K. T. (ed.) International review of studies on emotion. V. 1/ Chichester: Wiley, 2020. 433 p.