Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения жизненных стратегий подростков 9
1.1 Характеристика социальной установки как основа жизненной стратегии
подростка 9
1.2 Жизненные стратегии в социологической интерпретации семейной
социализации 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимоотношений родителей и детей в контексте формирования жизненных стратегий 22
2.1 Исследование жизненных стратегий подростков формируемых в семье . 22
2.2 Отношение девушек и юношей к семье как фактору влияния на
формирование и становление жизненных стратегий у подростков 38
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 58
Актуальность темы исследования. Семья играет важную роль в жизни каждого человека, ведь именно она является главным институтом социализации ребенка, формирует структуру личности, закладывает жизненные ценности, социальные установки, взгляды на мир в целом. Также, нельзя отрицать, что семья оказывает значительное влияние на выбор подростка, какое и где получать образование, кем работать и в целом на жизненный путь. На то, какой выбор сделает ребенок, влияет как социальное, так и материальное положение семьи.
Стратегия воспитания ребенка является немаловажным фактором становления личности. Стоит обратить внимание, что подростковый период является одним из важнейших в социализации ребенка. Данный этап жизни характеризуется особой потребностью подростка в самостоятельности, самоопределенности, в познании своего собственного «Я», а также в стремлении найти свое место в обществе и жизни в целом. Также стоит отметить, что в пубертатный период подросток испытывает большой стресс, так как находится в переходном этапе от детства к взрослению, именно поэтому роль семьи на данном этапе жизни является очень значимой. Преимущество семейного воспитания заключается в его глубочайшей эмоциональности, основанной на кровном родстве и любви родителей к детям. Если отношения ребенка с родителями выстраиваются как доверительные, открытые, если родители относятся к своему ребенку как ко взрослому человеку, могут выслушать его мысли, попытаться понять его точку зрения, живут с ним в атмосфере «сотрудничества», то такой подход в воспитании дает возможность вовремя направлять ребенка в нужную сторону, избегать отрицательные проявления и вносить положительные начала в его решения и действия.
В воспитательном процессе родители и подросток являются созависимыми сторонами. Воспитывая своего ребенка, мать и отец воспитывают и себя, ведь они являются неким эталоном, примером для подражания, а значит им необходимо постоянно работать над тем, чтобы показывать правильные образцы поведения, ценностные установки, социальные и духовные нормы. При воспитании юношей и девушек, важную роль играет заинтересованность подростков, стремление принимать наставления родителей, исполнение поставленных условий. Также немаловажно приучить ребенка к самодостаточности, уметь увидеть в каждом проявление творческих, креативных и интеллектуальных возможностей. Взаимодействие между родителями и их детьми должно быть взаимообогащающим, полезным обеим сторонам.
В российском обществе в настоящее время наблюдается смена «жизненной стратегии молодежи». «Для российской социологии, изучающей проблему молодёжи, понятие «жизненные стратегии» всегда находилось в поле зрения, но при различных структурных изменениях российского общества, изменялись и акценты при описании жизненных стратегий. Концептуальный анализ понятия «жизненная стратегия» был предложен К. А. Абульхановой-Славской. В её трудах установлена суть и основные характеристики стратегии жизни, отмечены условия развития и реализации, предложена типология жизненных стратегий. Интерпретацию жизненных стратегий как результата трансформации притязаний личности используют в собственных публикациях B. C. Магун, М. В. Энговатов. Исследование жизненных стратегий в рамках диспозиционной теории личности разрабатывается В. А. Ядовым» [4,9,33].
«Ценности и ценностные ориентации играют ключевую роль в исследовании проблематики жизненных стратегий личности. Проблеме смены ценностных ориентаций учащейся молодежи в структуре жизненных стратегий отводят особое место в своих исследованиях такие знаменитые отечественные социологи, как А. Г. Здравомыслов, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич и другие» [23,28].
Можно отметить факторы, влияющие на поведение современной молодежи. Д. Н. Узнадзе говорит о том, что: «готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определённом направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка к периоду, что ему предшествует» [11].
Степень научной разработанности темы. В работах Э. Дюркгейма, М. Вебера исследуются проблемы ценностей и факторов, которые на них оказывают влияние.
Особо следует отметить работы В. А. Ядова и А. Г. Здравомыслова, которые исследовали содержание ценностных ориентаций по отношению к труду
В данной работе автором проанализирована теория Э. Эриксона об этапах формирования личности. Также проблема социализации подростков побробно рассмотрена в работе И. И. Шурыгиной «Жизненные стратегии подростков», в ней автор делает акцент на социальный статус семьи, и его влиянии на подростков [13,47].
Жизненные стратегии и ее признаки исследованы К. А. Абульхановой- Славской. Ю. М. и Т. Е. Резник и Е. А. Смирнова изучали ориентиры и ценности, оказывающие влияние на поведение человека. Е. П. Варламова и С. Ю. Степанов выделили типы жизненных стратегий, ориентируясь на индивидуальность и творческую активность [8,19,21,29].
Данная тема представляет собой большой интерес. Подростковый возраст является самым сложным этапом в жизни не только ребенка, но также и его родителей. Только совместные усилия, помощь и взаимовыручка помогут преодолеть этот период с легкостью и сохранить хорошие отношения. Желание реализовать себя у подростка с каждым годом возрастает, цель родителей заключается в помощи ребенку советом, действиями или поддержкой. Ведь именно родители с самого рождения являются опорой для своих детей, направляют их и оберегают. Они являются объектом для подражания, как в плане материального благополучия, так и в плане образовательного статуса.
Целью бакалаврской работы является социологический анализ семьи как фактора становления жизненных стратегий подростков в современном российском обществе.
Объектом бакалаврской работы данного исследования являются жизненные стратегии подростков.
Предмет исследования - семья как фактор формирования жизненных стратегий у подростков.
Задачи работы:
- проанализировать методологические принципы анализа теорий влияния семьи на становление жизненных ориентиров у подростков.
- выделить факторы воздействия института семьи на формирование жизненных стратегий у подростков в современном обществе.
- изучить отношение социально-демографических групп к семье как фактору формирования жизненных ценностей, стратегий у подростков.
- проанализировать отношение подростков к влиянию семьи на становление их жизненных стратегий в современном обществе.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы. Особенности влияния семьи на формирование жизненных стратегий у подростков представлены в трудах многих классиков, а также в трудах современных ученых социологов, посвященным проблемам формирования жизненных ориентиров у молодежи, влиянию семьи на выбор жизненных стратегий подростком, семьи как первичного агента социализации.
- Ситуационно-психологический подход. В рамках этого подхода делается акцент на жизненные стратегии молодежи, а не на особенности внутрисемейных отношений;
- Социально-экологический подход. В рамках этого подхода жизненные стратегии молодежи рассматриваются с точки зрения социологической интерпретации семейной социализации;
- Структурно-функциональный подход. Здесь исследуются взаимосвязь жизненных стратегий подростков и таких характеристик семьи, как материальное положение и образование родителей, типом семьи и выполняемые функции родителями;
Данный подход использован в анкетировании и интервью, где более подробно рассмотрены жизненные стратегии подростков в семье;
- Символический интеракционизм - это теоретико-методологическое направление в социологии. В рамках этого подхода исследуются ролевые отношения в семье и их влияние на жизненные стратегии молодежи.
Гипотезы исследования:
- Жизненные стратегии молодежи выстраиваются на основании оценки возможной помощи членов семьи.
- Уровень образования родителей оказывает влияние на жизненную стратегию молодого человека в отношении образования.
Методы исследования. Анкетный опрос, глубинное интервью (неформализованное фокусированное).
Эмпирическая база исследования. С целью изучения влияния семьи на формирование жизненных стратегий у подростков, было проведено анкетирования. Выборочная совокупность составила 200 человек - это индивиды в возрасте от 14 до 18 лет, обучающиеся в школе.
Для изучения мнения молодых людей по отношению к роли семьи в формировании жизненных ориентиров у подростков в современном обществе, было проведено исследование по методу неформализованного фокусированного глубинного интервью. Выборку составили пяти человек - подростки, в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся в школе.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.
Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что семья представляет собой самую важную среду формирования личности подростка. Социализация юношей и девушек проходит в принципиально иных условиях, чем социализация их родителей. Жизненный опыт мамы и папы не всегда может помочь их детям, поскольку сами родители не очень ясно представляют, какие именно цели будет ставить жизнь перед их детьми и какие личностные качества и навыки, адекватные новой социальной реальности, им следует стараться развивать в своих детях в первую очередь. Но одно родители точно могут: поддерживать, любить своего ребёнка.
В ходе нашего исследования выяснилось, что в качестве наиболее значимых факторов, определяющих получение образования и профессиональные старты подростков, рассматриваются культурный капитал семьи, характеризуемый, прежде всего, уровнем образования родителей, экономический капитал родительской семьи в форме её накоплений, доходов и т. д.
В качестве культурного капитала, как фактора рассматривается выбор образования родителей, который во многом определяется материальным положением в семье.
Под экономическим капиталом, который переплетается между собой с культурным капиталом, мы понимаем доход семьи. Значение экономического роста заключается в его вкладе в экономическое процветание семьи. Чем выше темп экономического роста, тем больше благосостояние отца и матери.
Все перечисленные факторы особо влияют на подростка. Прослеживается тесная связь, высокий доход семьи даёт стимул подростку на большие жизненные планы в будущем.
Больше половины респондентов хотят жить лучше своих родителей. Многие из них рассчитывают на то, что смогут реализовать все свои жизненные планы и воплотить свою мечту в реальность. Также образование, как подтвердило исследование, занимает значительное место в жизненных стратегиях подростков. При этом прослеживается связь ценности образования и активности деятельности в получении образования с социальными факторами - уровнем образования родителей, их профессиональным статусом, а также материальным благополучием.
Другими словами подростки смотрят на то как живут их родители, как они добились тех или иных перспектив либо благ. Некоторые подростки пытаются равняться на маму или папу, чаще всего это происходит, когда у родителей есть стабильность в семье.
Материальное благополучие даёт уверенность и спокойствие за будущее своего ребёнка. Отец и мать будут знать, что их дети получат всё необходимое в жизни, при этом они будут способны дать ему то, что пожелает подросток.
Родители во многом влияют на выбор будущей профессии. Семья является важнейшим институтом социализации, поэтому от семейного благополучия во многом зависит воспитание развитие детей. Полученное образование влияет на жизненные планы подростка. Они сказываются в дальнейшем в достижении того или иного статуса, получение тех или иных благ.
Следует заметить, что материальное положение семьи становится одним из важных факторов социализации подростков. От уровня материальной обеспеченности семьи зависят жизненные притязания на новые для нашего общества знаки успеха и социального престижа: «свое дело» и высокие доходы. Данный фактор оказывает большое влияние на уверенность подростков в своих силах и в возможностях семьи обеспечить первоначальный старт, а также на способность успешно поступить в высшее учебное заведение. Особо отметим, что именно образование матери оказывает влияние, в первую очередь, на притязания и жизненные планы подростка в отношении получения высшего образования, которое продолжает играть значительную роль в качестве составляющей успеха.
В заключении можно отметить, что в исследовании были рассмотрены: взаимоотношения родителей и детей, воспитательные установки, цели, трудности семьи, где воспитывается подросток, всеми ли жизненными параметрами доволен ребёнок, каких жизненных стратегий придерживается подросток, а также его родители, образование родителей, материальное благополучие семьи и т.д.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что гармоничное развитие подростка во многом зависит от атмосферы господствующей в семье.
Заявленная тема исследования далеко не исчерпывающая данной работой. В рамках изучения жизненных стратегий подростков, возможен дальнейший анализ гендерной и возрастной структуры притязаний, особенностей направлений подготовки и многие другие факторы.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. 300 с.
2. Антонов А. И. Социология семьи: учеб. / под ред. А.И. Антонова. М. : ИНФРА-М, 2005. 227 с.
3. Антонов Г. В. Основные тенденции брачности и разводимости в России за последние 50-60 лет // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.
2015. № 4 (289). С. 43-53.
4. Бичарова М. М., Морозова О. В. Идеология чайлдфри и её влияние на современную систему семейных ценностей // Глобальный научный потенциал. 2016. № 12 (69). С. 7-10.
5. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии // Белорусский государственный университет. Минск: Право и экономика, 2010. - 444 с.
6. Варламова, Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход. М.: Институт психологии РАН. 2002. 256 с.
7. Вебер, М. Избранное. Образ общества. М.: Издательство «Юрист». 1994. 704 с.
8. Воронина, Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе. Автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. М. 1995. С. 29.
9. Гидденс Э. Социология: учеб. / при участии К. Бердсолл; пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М. : Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
10. Григорьева М. В. Происхождение гомосексуальности эссенциалистский подход // Вестник ИГЭУ. 2008. №1. С. 1-6.
11. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М. : Институт социологии РАН, 2008. 327 с.
12. Гурко Т. А. Институт семьи в постиндустриальных обществах // Ценности и смыслы. 2011. № 4 (13). С.26-44.
13. Гурко Т. А. Теоретические подходы к изучению семьи // Институт
социологии РАН. 2016. 210 с. URL:
https://www.isras.ru/files/File/publ/Gurko_T eoreticheskie_podkhody_k_izucheniy u_semyi_2_izd_electron_final_2016.pdf (дата обращения: 26.05.2020).
14. Горностай, П. П. Теория установки (Д. Н. Узнадзе). Москва-Воронеж, Спб., 2010. 47 с.
15. Дюркгейм, Э. Метод социологии. // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. С. 5-164.
16. Егорова, Н. Ю., Сизова, И.Л. Имеет ли российская семья стать солидарной? // СОЦИС. 2014. № 4. С. 97-102.
17.Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010. 410 с.
18. Ключарев Г.А. Непрерывное образование и потребность в нем/ [отв. ред. Г.А.Ключарев]; ИКСИ РАН. М.: Наука, 2005. 173 с.
19. Константиновский Д. Л. Образование и жизненные траектории молодёжи: 1998-2008 годы М.: ЦСПиМ, 2011. 296 с.
20. Корж Н.В. «Проблема ценностей и установок в социологии» // URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2011/03/47.pdf(Дата обращения 11.11.20).
21. Кугель, С. А., Блок, М., Хватова, Т. Ю. К вопросу о применении бизнес- модели в сфере высшего образования // СОЦИС. 2014. № 10. С. 106-116.
22. Кузнецова, Ю. С. Особенности становления и развития жизненного пути в юношеском возрасте URL: http://www.jurnal.org/articles/2007/psih14.html(Дата обращения: 7.11.2020).
23. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СпбГУП, 2000. 519 с.
24. Магун, В. С. Динамика ресурсных стратегий молодежи. // Вопросы воспитания. 2010. № 1. С. 66-73.
25. Магун, В. С. Революционные притязания и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы / Под ред. В. С. Магуна. — M.: Изд-во
Института социологии РАН. 1998. С. 70-82.
26. Магун, В. С., Энговатов, М. В. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи: 1985-2005 годы // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. Вып.6. М.: Институт социологии РАН,2007. С. 197-219.
27. Мамий Р. И. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Адыгейский республиканский институт повышения квалификации. Проблема трансформации семьи и семейных ценностей в условиях перехода к информационной фазе развития современного общества.
2016. С. 34-36.
28. Митрикас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 65-73.
29. Нагимова, А. М., Сафиуллина, Ф. Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости // СОЦИС. 2014. № 4. С. 121-124.
30. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Современная западная теоретическая социология. М.; 1994. С. 94-121.
31. Резник, Т. Е., Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 2. С. 98-104.
32. Резник, Ю. М. Социология жизни как новое направление междисциплинарных исследований // СОЦИС. 2000. № 9. С. 38-46.
33. Резник, Ю. М., Смирнов, Е. А. Жизненные стратегии личности. М.: Независимый институт гражданского общества. 2002. 100 с.
34. Руткевич, М. Н. Основное социальное противоречие современного российского общества // СОЦИС. 2001. №4. С. 49-60.
35. Синельников А. Б. Семья и брак: кризис или модернизация // Социологический журнал. 2018. Том. 24. № 1. С. 95-113.
36. Синельников, А. Б. Субъективные причины развода: данные
исследования / А. Б. Синельников // Вестник Московского университета.
Социология и политология. - 2017. - Т. 23 (3). - №18. - С. 116-139.
37. Синельников А. Б. Трансформация брака и рождаемость в России. // Народонаселение. 2019. № 2. С. 26-39.
38. Синельников А. Б. Трансформация семьи и развитие общества : учеб. пособие. М. : КДУ, 2008. С. 147-315.
39. Сасаки, М. Семейная социализация и опыт предательства: кросс- национальный анализ доверия // СОЦИС. 2014. № 2. С. 10-24.
40. Созонтов, А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестник МГУ, серия 14 «Психология». 2003. № 3. С. 15-23.
41. Томас, У., Знанецкий, Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 193-194.
42. Фромм, Э. Иметь или быть. Москва: АСТ, 2000. 448c.
43. Цуриков В. И. О традиционной семье и причинах трансформации брачно-семейных отношений // Социодинамика. 2017. № 3. С. 47-67.
44. Чурилова, Е. В. Состав и благосостояние неполных семей в России // СОЦИС. 2015. № 3. С. 78-81.
45. Шалаев, В. П. Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (человек и общество в меняющемся мире) / Материалы четырнадцатой международной молодежной весенней научной конференции. Под общей редакцией профессора В. П. Шалаев. Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2018. 216 с.
46. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебник для бакалавриата, специалитета, магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2019. 503 с.
47. Яницкий О. Н. Информационное общество: вызов для России //
Социология и общество: социальное неравенство и социальная
справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года). Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Российское общество социологов, 2016. - С. 9245-9257.
48. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа - вуз - рынок труда» // Социс. — 2015. — № 1. — С. 120-128.
49. Шевченко, И. О. Ситуация после развода: отцы и дети // СОЦИС. 2014. №3. С. 70-77.
50. Шурыгина И.И. «Жизненные стратегии подростков» // на сайте
«Социологическое исследование 1991г.» URL:
http: //admin.smolensk.ru/vic/images/referat/9cmw.pdf (Дата обращения:
3.11.2020).
51. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.