Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ординаторы медицинской академии.
Выборка: 51 молодых людей и девушек от 24 до 30 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ЕЕ СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ 8
1.1. Понятие «конфликтоустойчивость» в психологии: определение, структура и факторы влияния 8
1.2. Понятие эмоционального интеллекта в психологии: история изучения и модели 12
1.3. Соотношение эмоционального интеллекта с иррациональными убеждениями у студентов 17
1.4. Эмпирические исследования изучающие связь конфликтоустойчивости с эмоциональным интеллектом и иррациональными убеждениями 25
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 30
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Описание выборки исследования 33
2.2 Этапы, методы и методики исследования 33
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
3.1. Анализ различий в показателях эмоционального интеллекта и иррациональных убеждений у студентов с высоким и низким уровнем конфликтоустойчивости 38
3.2. Результаты исследования связи конфликтоустойчивости с эмоциональным интеллектом и иррациональными убеждениями у студентов 43
3.3. Результаты влияния эмоционального интеллекта и иррациональных убеждений на конфликтоустойчивость у студентов 44
ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
В современных условиях конфликтоустойчивость является важным профессиональным качеством специалистов разных сфер. Для эффективного разрешения конфликтных ситуаций целесообразна гибкая и устойчивая психологическая система. В настоящее время это актуально для системы здравоохранения. Деятельность врачей характеризуется повышением уровня социальной активности, следовательно, увеличивается число конфликтных ситуаций. По данным Басовой Н.В. было установлено, что в 2021 году по сравнению с аналогичным периодом 2020 года число конфликтных ситуаций выросло на 16,7%. Мы можем говорить, что конфликтоустойчивость предполагает собой восприимчивость будущего медика к эффективной организации своего поведения в конфликтной ситуации, предсказыванию, предостережению, а при надобности к оптимальному и рациональному разрешению проблем в отношениях с пациентами, коллегами руководителями.
Разработанность проблемы исследования. Акцент на изучение конфликтоустойчивости был сделан в работах таких отечественных и зарубежных психологов, как П.В. Гришина, Ф.Е. Василюк, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.В. Рогачев, С.М. Емельнов, К.Томас, Р. Килман и других. Основные модели эмоционального интеллекта были описаны такими зарубежными учеными, как Дж. Мэйер, П. Сэловея, Р. Бар-Он и Г. Гоулмен. Изучением роли эмоций в конфликтоустойчивости занимались такие отечественные психологи, как А.И. Шипилов, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Н.А. Жуковская. Роль эмоционального интеллекта в социальном взаимодействии отмечается такими авторами, как В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновым, Т.С. Киселевой и другими.
Конфликты, как трудные ситуации межличностного взаимодействия, являются значимой сферой проявления эмоционального интеллекта. Тем не менее, вопрос связи конфликтоустойчивости и компонентов эмоционального интеллекта стала разрабатываться достаточно недавно. Мы сталкиваемся с неразрешенным противоречием между неразработанностью проблемы и её социально-практической значимостью.
В структуре конфликтоустойчивости А.И. Шипилов, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина и Н.А. Жуковская выделяют эмоциональный компонент. Он определяется, как отражение эмоционального состояния человека во взаимодействие, контролем агрессии, а также влиянием на характер общения в конфликтной ситуации.
При анализе литературы нами была выделены две модели эмоционального интеллекта. П. Сэловей, Дж. Мэйер и Д. Гоулман представляют эмоциональный интеллект, как что-то тесно связанное с системой убеждения человека, в частности с катастрофизацией и низкой фрустрационной толерантностью. С позиции этих моделей существует связь эмоционального интеллекта с убеждениями. Однако они не изучены в современных концепциях. В связи с этим, считаем нужным ввести понятие убеждений в цель работы и изучить убеждения, как компонент эмоционального интеллекта.
Согласно А. Эллису, именно иррациональные убеждения приводят к неадекватной эмоциональной оценке ситуаций. На основании нашей интерпретации информация обретает деструктивную форму реагирования. Так, конфликтоустойчивость может быть проявлением наших иррациональных убеждений при столкновении интересов.
Мы предполагаем, что конфликтоустойчивость может быть связана с эмоциональным интеллектом, а именно, такими компонентами, как эмпатия, управление своими эмоциями и распознавание эмоций других в межличностном общении, а так же убеждения человеа, связанные с переживанием трудной ситуации.
Цель исследования: выявить связь конфликтоустойчивости с эмоциональным интеллектом и иррациональными убеждениями у студентов медицинского вуза.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести анализ основных отечественных и зарубежных психологических концепций по конфликтоустойчивости и современных моделей эмоционального интеллекта в связи с иррациональными убеждениями личности.
2. Описать различия в показателях эмоционального интеллекта и иррациональных убеждений студентов с разной выраженностью конфликтоустойчивости.
3. Проанализировать связь конфликтоустойчивости с показателями эмоционального интеллекта и иррациональными убеждениями у студентов.
4. Изучить влияние показателей эмоционального интеллекта и иррациональных убеждений на конфликтоустойчивость у студентов.
Объект исследования: конфликтоустойчивость личности.
Предмет исследования: связь конфликтоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов.
Гипотеза исследования: у студентов конфликтоустойчивость связана с такими компонентами эмоционального интеллекта, как эмпатия, управление своими эмоциями и распознавание эмоций других людей, а также с такими иррациональными убеждениями, как катастрофизация и низкая фрустрационная толерантность.
Данная работа посвящена изучению связи конфликтоустойчивости с компонентами эмоционального интеллекта и иррациональными убеждениями у студентов.
Полученные результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезы частично:
1. Гипотеза о том, что у студентов конфликтоустойчивость связана с такими компонентами эмоционального интеллекта, как эмпатия, управление своими эмоциями и распознавание эмоций других людей, а также с такими иррациональными убеждениями, как катастрофизация и низкая фрустрационная толерантность – подтвердилась частично;
2. Гипотеза о том, что у студентов с высоким уровнем конфликтоустойчивости показатели эмпатия, управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей выше, чем у студентов с низким уровнем конфликтоустойчивости, а также менее выражены катастрофизация и низкая фрустрационная толерантность – подтвердилась;
3. Гипотеза о том, что на конфликтоустойчивость влияют такие показатели эмоционального интеллекта, как эмпатия, управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей, а также катастрофизация и низкая фрустрационная толерантность – подтвердилась частично.
В связи с поставленной целью – выявления связи конфликтоустойчивости с эмоциональным интеллектом и иррациональными убеждениями у студентов медицинского вуза –выполнены следующие задачи:
Во-первых, был проведен анализ основных отечественных и зарубежных психологических концепций по конфликтоустойчивости и современных моделей эмоционального интеллекта в связи с иррациональными убеждениями.
Так, конфликтоустойчивость – это возможность рационально организовать своё поведение в конфликтных ситуациях, эффективность в решении задач социального взаимодействия для достижения результата конструктивной деятельности, которая реализуется в профессиональной компетентности личности.
Знание и владение информацией, оказанной эмоциями определяет готовность человека к конфликтному взаимодействию. В основном личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение. Мы установили, что иррациональные убеждения вызывают неадаптивные способы интерпретации трудной жизненной ситуации, которая влечет эмоциональное реагирование, а эмоциональный интеллект сказывается на осмысление конфликтной ситуации и характеризуется аспектом ориентации на урегулирование проблемы.
Во-вторых, были описаны различия в показателях эмоционального интеллекта и иррациональных убеждений студентов с разной выраженностью конфликтоустойчивости.
Студенты с высоким уровнем конфликтоустойчивости более склонны понимать, как нужно вести себя во всевозможных конфликтных ситуациях. Они обладают способностью договариваться с окружающими, переводят энергию эмоций в конструктивные действия и способны дифференцировать чувства других людей. В конфликте обращают внимание на причины, а не действия и эмоции. Конфликтоустойчивая личность воспринимает критику, понимает других людей и отвечает им адекватной реакцией.
Студенты с низким уровнем конфликтоустойчивости в конфликте действуют на основании первой эмоции. Реакция неадекватная, не восприимчивы к критике и не способны понять мотивы другой стороны. Им сложно контролировать свои эмоции и управлять отношениями с оппонентом, нечуткие, склонны переводить эмоции в деструктивные действия.
В-третьих, была проанализирована связь конфликтоустойчивости с показателями эмоционального интеллекта и иррациональными убеждениями у студентов.
Конфликтоустойчивость связана с эмпатией, распознаванием эмоций других людей и низкой фрустрационной толерантностью, что говорит о том, что развитая конфликтоустойчивость помогает прогнозировать ситуацию конфликта и правильно воздействовать на эмоциональный фон противника. Конфликтоустойчивая личность способна вызывать желательные перемены в мыслях, словах, действиях конфликтующей стороны, так как смотрят вглубь проблемы. Им важно добиться конструктивного разрешения конфликта как для себя, так и для другого. Не избегают конфликтного взаимодействия, это обеспечивает фрустрационная толерантность, которая позволяет сохранять самообладание, не проносить негативные эмоции оппонента на себя и быть наименее восприимчивым эмоциональному напряжению.
В-четвертых, было изучено влияние показателей эмоционального интеллекта и иррациональных убеждений на конфликтоустойчивость у студентов.
Предикторами конфликтоустойчивости являются эмпатия и фрустрационная толерантность. За счет устойчивого эмоционального реагирования, которое обеспечивает фрустрационная толерантность, личность может приспособиться, переносить и выдерживать без ущерба для себя конфликтные ситуации. Развитая эмпатия, помогает осуществлять «вхождение» в мир переживаний и чувств оппонента, которое более всего необходимо в напряженных конфликтных ситуациях которое более всего необходимо в напряженных конфликтных ситуациях для того, чтобы понимать интересы и потребности другой стороны.
Мы считаем, что полученные данные могут быть использованы для разрешения многих задач в сфере практической психологии. Полученные результаты дополняют существующие взгляды на проблему конфликтоустойчивости личности, что может быть полезно теоретикам данной проблемы. Изучение связи конфликтоустойчивости с эмоциональным интеллектом является перспективным направлением и требует проведения более масштабного исследования.
1. Александров, А.А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. – СПб: Питер, 2009. – 347 с.
2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Полоцкий государственный университет. – Новополоцк, 2011. – 388 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М: ЮНИТ, 2018. – 551 с.
4. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.
5. Басова, А. В. Медиация в здравоохранении: проблемы применения и перспективы / А. В. Басова // Вестник Костромского государственного университета. – 2021. – Т. 26. – № 1. – С. 190-194.
6. Бахтина, И.В. Взаимосвязь психических свойств личности и выбора стратегий поведения в конфликте / И.В. Бахтина // Молодежная наука: вызовы и перспективы: материалы. – 2021. – №8. – С. 61-63.
7. Быструшкина, Н.Г., Титова О. А. Изучение иррациональных убеждений у студентов медицинского университета / Н.Г. Бытрушкина, О.А. Титова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2021. – №2-3 (14-15). – С. 46-50.
8. Валиуллина, Е. В. Взаимосвязь конфликтоустойчивости и фрустрации личности / Е. В. Валиуллина // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 1-9.
9. Валиуллина, Е. В. Конфликтоустойчивость и принятие других у студентов медицинского вуза в рамках компетентностного подхода / Е. В. Валиуллина // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 53-57.
10. Власов, Н.А. Когнитивно-поведенческая психотерапия: исторический аспект / Н.А. Власов // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2020. – № 2(40). – С. 7-12.
11. Вышквыркина, М. А. Стратегии поведения в конфликте студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта / М. А. Вышквыркина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 6. – С. 41-50.
12. Глазл, Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции-упражнения – практические методы / перевод с немецкого – Калуга: Духовное познание, 2000. – 192 с.
13. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2-е издание / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
14. Дилтс, Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. – СПб: Питер, 2012. – 256 с.
15. Добровидова, Н. А. Взаимосвязь личностных особенностей студентов с доминирующей стратегией выхода из конфликтной ситуации / Н. А. Добровидова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2018. – № 4. – С. 34-37.
16. Долина, П. С. Долженствование и его значение для развития человека и общества / П. С. Долина // Научно-практические исследования. – 2020. – № 2-3(25). – С. 31-33.
17. Дорошева, Е. А. Стратегии эмоциональной регуляции в структуре эмоционального интеллекта / Е. А. Дорошева // Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях – 2019: Труды Шестой Всероссийской конференции, Нижний Новгород, 23–27 сентября 2019 года. – Нижний Новгород: Институт прикладной физики, 2019. – С. 63-65.
18. Жуковская, Н. А. Развитие конфликтоустойчивости педагога / Н. А. Жуковская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – Т. 16. – № 2. – С. 216-220.
19. Заставенко, В. А. Коммуникативное пространство конфликта: теоретический анализ / В. А. Заставенко // Конфликтология. – 2021. – № 4. – С. 81-95.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. –782 с.
21. Ионина, О.С. Изучение иррациональных установок на примере педагогического ВУЗа / О.С. Ионина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – №2(50). –С. 225-230.
22. Камалетдинова, З. Ф. Когнитивный подход при психологическом консультировании тревожных клиентов / З. Ф. Камалетдинова // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы международной конференции, Москва, 13–15 декабря 2019 года / Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 175-178.
23. Каменюкин, А. Г. Антистресс-тренинг / А. Г. Каменюкин, Д. В. Ковпак. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 220 с.
24. Ковшова, О.С. Психологические критерии отбора врачей для работы на крупных спортивных мероприятиях / О.С. Ковшова // Медицинская психология в России. – 2019. – Т. 11 – №3 (56). – С. 2-16.
25. Конькова, А.А. Понятие, структура и основные теории эмоционального интеллекта / А.А. Конькова, Д.А. Ярышко // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2019. – № 3. – С. 150-159.
26. Котовщикова, К. В. Влияние эмоционального интеллекта на процесс принятия решений, оценки рисков и разрешение конфликтов / К. В. Котовщикова // Теория и практика модернизации научной деятельности в условиях цифровизации: сборник статей Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 24 апреля 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 188-191.
27. Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 445 с.
28. Куропаткина, А.А. Зарубежные и отечественные подходы к пониманию эмоционального интеллекта / А. А. Куропаткина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 9-2. – С. 50-55.
29. Ланина, Н. В. Отрицательные эмоции как психологический ресурс для развития осознанности / Н. В. Ланина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67(1). – С. 312-315.
30. Лихи, Р. Терапия эмоциональных схем / Р. Лихи. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
31. Маркова, Н.Г. Конфликтоустойчивость как индикативное качество личности / Н.Г. Маркова // Образование в техническом вузе в XXI веке. – 2017. – № 4. – С. 47-49.
32. Матренин, Д.И., Харитонова, И.В. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации / Д.И. Матренин, И.В. Харитонова // Universum: психология и образование. – 2019. – №1 (55). – С 13-15.
33. Монгуш, Б. Ф. Выявление наличия иррациональных установок по теории Эллиса / Б. Ф. Монгуш // Медицина. Психология: Материалы 59-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 12–23 апреля 2021 года. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2021. – С. 123-124.
34. Овсянникова, М. В. К вопросу об эмоциональной зрелости осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях / М. В. Овсянникова // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития: сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции, Рязань, 18–19 ноября 2020 года. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. – С. 331-334.
35. Овсянникова, М. В. Психологическая помощь осужденным женского пола при эмоциональной незрелости / М. В. Овсянникова // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: cборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием, Рязань, 09–10 апреля 2020 года. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. – С. 110-116.
36. Определение уровня конфликтоустойчивости / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.162-163.
37. Осипова, И. С. Особенности развития эмпатии у студентов-психологов / И. С. Осипова, Ю. М. Тюрина // XLIX Огарёвские чтения: материалы научной конференции: в 3 частях, Саранск, 07–13 декабря 2020 года. – Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2021. – С. 137-141.
38. Петухова, Л. П. Ососбенности стратегии поведения в конфликте у студентов с разным уровнем эмпатии / Л. П. Петухова, Н. В. Серегина // Университет на пути к новому качеству науки и образования: Национальная научно-практическая конференция с международным участием, Брянск, 24 сентября 2020 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2020. – С. 198-203.
39. Пиксайкина, С. В. Особенности фрустрационной толерантности студентов / С. В. Пиксайкина, С. В. Феоктистова // Цивилизация знаний: российские реалии: Труды XX Международной научной конференции, Москва, 19–20 апреля 2019 года. – Москва: Российский новый университет, 2019. – С. 541-545.
40. Пономарёва, Е.Ю. Сущностная характеристика природы эмоционального интеллекта / Е.Ю. Пономарева // Гуманитарные науки. – 2019. – №3 (47). – С. 102-106.
41. Психокоррекция детей и подростков: Курс лекций / С. Н. Савинков, Е. О. Барышева, В. А. Золотова. – Москва: Московский гуманитарно-экономический университет, 2020. – 144 с.
42. Рахимова, Д. К. Влияние эмоционального интеллекта на конфликтность личности / Д. К. Рахимова // Весенние психолого-педагогические чтения: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.В. Буровой, Астрахань, 19 апреля 2018 года / Составители И.А. Еремицкая, О.А. Халифаева. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2018. – С. 18-22.
43. Сабиров, Т. Феномен эмоционального интеллекта / Т. Сабиров // Вестник Бишкекского государственного университета. – 2021. – № 1(55). – С. 130-133.
44. Синельникова, Е. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и предпочтения способов взаимодействия в конфликте у студенческой молодежи / Е. С. Синельникова, А. А. Леонтьева // Методология, теория, история психологии личности: Сборник статей / Ответственные редакторы А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова. – Москва: Институт психологии РАН, 2019. – С. 583-587.
45. Талеб, Н.Н. Черный лебедь: под знаком непредсказуемости / Н.Н. Талеб. – Москва: КоЛибри, 2018. – 735 с.
46. Точки соприкосновения в моделях А.Эллиса и А.Бека. / О.М. Радюк [и др.] // Когнитивно-поведенческий подход в консультировании и психотерапии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 5-7 октября 2018 г. – Минск: БГПУ, 2018. – С. 94-104.
47. Франова, И.В. Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса / И.В. Франова // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 305. – pp. 174-177.
48. Харитонова, А. В. Рационально-эмотивная терапия А. Эллиса / А. В. Харитонова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 19–21 декабря 2018 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. – С. 159-160.
49. Хохлова, Ю. А. Как связано эмоциональное переживание жизненных событий человеком с его субъективным благополучием? / Ю. А. Хохлова // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции Кострома: в 2 томах, Кострома, 26–28 сентября 2019 года. – Кострома: Костромской государственный университет, 2019. – С. 278-283.
50. Царева, Е. С. К вопросу о применении социально-психологических техник для формирования конфликтологической компетентности личности / Е. С. Царева // Образование. Культура. Общество: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 29 октября 2020 года. – СПб: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. – С. 59-61.
51. Чиркова, В. С. Взаимосвязь иррациональных убеждений и эмоциональных схем в когнитивной сфере личности / В. С. Чиркова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 12-1(51). – С. 107-110.
52. Шабанова, Т. Л. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза / Т. Л. Шабанова, Л. В. Тарабакина // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6. – № 1(22). – С. 13-27.
53. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход / А. Эллис; под ред. В.А. Чулкова. – СПб: Сова, 2002. – 272 с.
54. Якимова, З.В. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел / З.В. Якимова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – №4 (33). – С. 412-418.
55. Янова, Н., Батуев, Н. Роль когнитивных искажений в синдроме эмоционального выгорания / Н. Янова, Н. Батуев // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2021. – Т. 3. – № 4. – С. 211-223.
56. Avdimiotis, S., Emotional intelligence and tacit knowledge management in hospitality / S. Avdimiotis // Journal of Tourism, Heritage & Services Marketing (JTHSM). – 2019. – № 5(2) – P.3-10.
57. David, D.O., DiGiuseppe, R., Dobrean, A., Păsărelu, C.R., Balazsi, R. The Measurement of Irrationality and Rationality. Advances in REBT / D.O. David, R. DiGiuseppe, A. Dobrean, C.R. Păsărelu, R. Balazsi / Springer, Cham-2019. – P. 79-100.
58. Kanesan, P., Norsiah, B. F. Models of Emotional Intelligence: A Review / P. Kanesan, D.F. Norsiah // e-Bangi Journal of Social Science and Humanities. – 2019. – № 16 (7). – P. 1-9.
59. Sorokoumova, G. V. Development of emotional intelligence of students as a basis Jf future professional personality of the teacher / G. V. Sorokoumova, M. G. Kurnosova // Social Science and Humanity. – 2019. – No 2. – P. 94-102.
60. Veltro, F., Latte, G., Ialenti, V., Bonanni, E., Di Padua, P., Gigantesco, A. Effectiveness of psycho-educational intervention to promote mental health focused on emotional intelligence / // Annali dell'Istituto Superiore di Sanità. –2020. – № 56(1). – P. 66-71.
61. Žeželj, I., Lazarević, L.B. Irrational Beliefs / I. Žeželj, L.B. Lazarević // Europe's journal of psychology. – 2019. – №15 (1). – P. 1-7.