Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр
1.1Психоло-педагогические основы формирования интеллектуальных
умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.2Роль дидактических игр в формировании интеллектуальных умений
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр
2.1Организация работы по выявлению уровня сформированности
интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.2Содержание работы по формированию интеллектуальных умений у
детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр
2.3Динамика уровня сформированности интеллектуальных умений у
детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность исследования. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. В связи с этим, важное значение имеет развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей с задержкой психического развития.
Изучением особенностей развития интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития на протяжении последних десятилетий занимались такие исследователи, как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко.
Доказано, что интеллектуальные умения в дошкольном возрасте повышают процент обучаемости детей в школе. Поэтому в основу воспитательной работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития в первую очередь, должно входить именно развитие познавательных процессов.
Значимость включения дидактических игр в работу с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития подтверждают исследования Т.П. Артемьева, В.И Лубовского, М.С. Певзнера, С.Г. Шевченко. Дидактические игры используются в организации образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, выполняя функцию средств обучения. Дидактическая игра может служить составной частью образовательной деятельности. Игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры, как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
На основе анализа психолого-педагогической литературы выделено противоречие исследования: между необходимостью развития интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточностью методических рекомендаций по формированию таких умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
Практика показывает, что педагоги не всегда применяют целесообразно дидактические игры, опираются на принципы систематичности и последовательности, дифференцированного подхода при формировании интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
На основе выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности дидактических игр в формировании интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности дидактических игр в формировании интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр будет эффективным, если:
- разработана методика по формированию интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, организованная с учетом принципов последовательности, систематичности, дифференцированного подхода;
-подобран комплекс дидактических игр по формированию каждого из показателей интеллектуальных умений для детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-включены консультации для родителей, посвященные
психологическим особенностям детей 6-7 лет с задержкой психического развития, обучению практическим приемам по формированию интеллектуальных умений.
Задачи исследования:
1)проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
2)выявить уровень сформированности интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3)разработать и апробировать методику по формированию интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр;
4)оценить эффективность методики по формированию интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
-теоретические (анализ психолого-педагогической литературы и методической литературы по проблеме формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития);
-эмпирические (психолого-педагогический эксперимент -
констатирующий, формирующий, контрольный этапы; методы психологической диагностики интеллектуальных умений у детей 6-7 лет);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
-исследования в области формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожец);
-исследования в области использования дидактических игр для формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова);
-исследования в области применения дидактических игр в работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (З.М. Богуславский, А.И. Сорокина, А.И. Тихеева).
Новизна исследования состоит в обосновании возможности формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления об особенностях формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; подобранные дидактические игры и упражнения составят основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: результаты исследования, методы диагностики, разработанная методика по формированию интеллектуальных умений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр могут использоваться педагогами -психологами дошкольных
образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: детский сад №187 «Солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка используемой литературы (32 источника), 8 приложений. Работа иллюстрирована 12 таблицами и 2 рисунками.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике. У детей с сохранным развитием в дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности, на основе которых формируются интеллектуальные умения. В силу ряда причин у детей с задержкой психического развития процесс формирования интеллектуальных умений происходит медленнее, так как имеются нарушения в восприятии, памяти - такие дети имеют скудный опыт, с трудом концентрируются на задачах, все это отражается и на особенностях мышления ребенка.
Доказано, что интенсивное развитие интеллектуальных умений в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Поэтому в основу воспитательной работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития, в первую очередь, должно входить именно развитие мышления. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
Роль игры в процессе развития мыслительных операций, определяется тем, что игра является ведущей деятельностью ребенка, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе интеллектуальных умений.
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показали, что интеллектуальные умения у детей 6-7 лет с задержкой психического развития сформированы недостаточно: дети не справлялись с поставленными заданиями, даже при помощи педагога, не могли объяснить свои действия и ответы. Это свидетельствует о том, что у детей с задержкой психического развития все предпосылки для развития мыслительных операций нарушены.
На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована методика по формированию интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Методика по формированию интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с ЗПР включала два направления работы:
1.Работа с детьми, включенная в логику тематического планирования дошкольной образовательной организации, во время которой проведены занятия непрерывной образовательной деятельности. В НОД входил комплекс дидактических игр специально подобранных по каждому показателю интеллектуальных умений для детей 6-7 лет с ЗПР.
2.Работа с родителями, во время которой проведены консультации, оснащающие их информацией об особенностях детей 6-7 лет с задержкой психического развития, обучающие развитию логического мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности интеллектуальных умений повысился: повысился уровень сформированности умений выделять отдельные признаки предмета, объекта, явления; разделять объекты и явления на классы; находить сходства и отличия между предметами; объединять по общим и существенным признакам предметы и явления.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Гипотеза исследования о том, что формирование интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр будет эффективным, если:
- разработана методика по формированию интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, организованная с учетом принципов последовательности, систематичности, дифференцированного подхода;
-подобран комплекс дидактических игр по формированию каждого из показателей интеллектуальных умений для детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-включены консультации для родителей, посвященные
психологическим особенностям детей 6-7 лет с задержкой психического развития, обучению практическим приемам по формированию интеллектуальных умений, подтверждена.