ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЗАКОННОГО УВОЛЬНЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………...…………………………………...3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО
ДОГОВОРА И ПРИЗНАНИЕ ЕГО НЕЗАКОННЫМ……………………………..6
1.1 Условия правомерности прекращения трудового договора: общие и
специальные положения………………………………………………………….....6
1.2 Характеристика возможных нарушений прав работника при его увольнении……………………………………………………………………………………….18
1.3 Соблюдение условий правомерности увольнения работника в зарубежных странах………………………………………………………...……….…..………..23
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКА ОТ НЕЗАКОННОГО УВОЛЬНЕНИЯ………………………………………...……………………..…… 34
2.1 Судебная защита трудовых прав от незаконного увольнения…………………………………………………………………..……...34
2.2 Роль профессиональных союзов в защите от незаконного увольнения……………………………………………………………………..…...50
2.3 Роль государственной инспекции труда в защите прав работника при незаконном увольнении……………………………………………………………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..77
Оригинальность 70%
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО
ДОГОВОРА И ПРИЗНАНИЕ ЕГО НЕЗАКОННЫМ……………………………..6
1.1 Условия правомерности прекращения трудового договора: общие и
специальные положения………………………………………………………….....6
1.2 Характеристика возможных нарушений прав работника при его увольнении……………………………………………………………………………………….18
1.3 Соблюдение условий правомерности увольнения работника в зарубежных странах………………………………………………………...……….…..………..23
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКА ОТ НЕЗАКОННОГО УВОЛЬНЕНИЯ………………………………………...……………………..…… 34
2.1 Судебная защита трудовых прав от незаконного увольнения…………………………………………………………………..……...34
2.2 Роль профессиональных союзов в защите от незаконного увольнения……………………………………………………………………..…...50
2.3 Роль государственной инспекции труда в защите прав работника при незаконном увольнении……………………………………………………………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..77
Оригинальность 70%
Система расторжения трудовых договоров играет важную роль в трудовом законодательстве Российской Федерации, поскольку она затрагивает основополагающие интересы всех сторон трудовых отношений. Хотя Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ предусматривает подробные процедуры расторжения трудовых договоров, на практике возникли различные проблемы, выявившие недостатки данного закона. В нормах, регулирующих трудовые отношения, важную роль играет система трудовых договоров. В рамках этой системы существуют некоторые нормы, специально используемые для расторжения трудовых договоров. Сложность действующего трудового законодательства об увольнении, многочисленность, а иногда и противоречивость правовых норм, регулирующих расторжение трудовых договоров, несовершенство нескольких пунктов, составляющих этот подинститут, и недостатки в выраженной терминологии — все это приводит к трудностям в понимании и применении правовых нормы, касающихся вопросов расторжения договора.
В этой связи, с точки зрения науки, теории и практики применения, представляется своевременным и актуальным проведение всеобъемлющего фундаментального исследования, специализирующегося на правовых аспектах незаконного увольнения.
Начиная это исследование, мы исходим из того, что прекращение трудовых отношений является важным институтом российского трудового права и регулируется трудовым законодательством Российской Федерации. Правовой надзор и правоприменительная практика незаконного увольнения являются серьезными факторами, подрывающими стабильность трудовых отношений в Российской Федерации. Особенно это отмечалось во время пандемии коронавируса.
Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики незаконных увольнений являются серьезным фактором, дестабилизирующим трудовые правоотношения в Российской Федерации. В особенности в период пандемии коронавируса.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, связанные с правовой защитой от незаконного увольнения.
Предмет этого исследования включает: нормативные правовые акты, регулирующие правовую защиту от незаконного увольнения; научные публикации по правовой защите от незаконного увольнения; материалы судебной практики по правовой защите от незаконного увольнении.
Целью данного исследования является анализ особенностей правовой защиты от незаконного увольнения.
При написании данной работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить концепции и общие характеристики увольнения;
- рассмотреть способы защиты прав сотрудников от незаконного увольнения;
- сформулировать предложения, направленные на совершенствование трудового законодательства.
Методологической основой исследования при написании настоящей работы является традиционный для всех юридических наук и трудового права, в частности, диалектический метод познания.
В качестве общенаучных методов автор использовал общелогические методы: метод функционального анализа, исторический, системно- структурный метод. В качестве частно-научных методов применялся формально-юридический метод исследования. Кроме того, были задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно- социологических исследований.
Теоретической основой научной работы послужили труды таких авторов как Р.В. Амелин, Т.П. Барбашова, Е.А. Бевзюк, Ю.В. Волков, Н.В. Бородина, Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, С.Г. Гончарова, Н.В. Демидов, Н. Егорова, Д.И. Едиханова, А.Н. Кайль, А.М. Куренной, Н.И. Матузов, М.А. Овечкин, А.В. Малько, Т.А. Нестерова и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конвенция Международной организации труда № 81 Об инспекции труда в промышленности и торговле; Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие нормативно-правовые акты.
Эмпирическую основу исследования составили изученные автором материалы судебной практики Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции по делам, касающимся прекращения трудового договора за 2018-2022 годы.
Научная новизна настоящего исследования состоит в разработке теоретических и практических особенностей применения законодательства о расторжении трудового договора.
Практическая значимость исследования выражается в том, что представленные в нем предложения и рекомендации направлены на повышение эффективности применения законодательства, регулирующего прекращение трудового договора. Основные положения настоящей работы могут применяться в научно-исследовательской деятельности, в нормотворческой деятельности, а также в практической деятельности специалистов.
Введение раскрывает актуальность исследования, предмет и объект исследования, цель, задачи и базу источников. Основная часть выпускной квалификационной работы заключается в изучении правовой защиты от незаконного увольнения. В итоге, были отмечены результаты исследования и меры по совершенствованию трудового законодательства Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
В этой связи, с точки зрения науки, теории и практики применения, представляется своевременным и актуальным проведение всеобъемлющего фундаментального исследования, специализирующегося на правовых аспектах незаконного увольнения.
Начиная это исследование, мы исходим из того, что прекращение трудовых отношений является важным институтом российского трудового права и регулируется трудовым законодательством Российской Федерации. Правовой надзор и правоприменительная практика незаконного увольнения являются серьезными факторами, подрывающими стабильность трудовых отношений в Российской Федерации. Особенно это отмечалось во время пандемии коронавируса.
Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики незаконных увольнений являются серьезным фактором, дестабилизирующим трудовые правоотношения в Российской Федерации. В особенности в период пандемии коронавируса.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, связанные с правовой защитой от незаконного увольнения.
Предмет этого исследования включает: нормативные правовые акты, регулирующие правовую защиту от незаконного увольнения; научные публикации по правовой защите от незаконного увольнения; материалы судебной практики по правовой защите от незаконного увольнении.
Целью данного исследования является анализ особенностей правовой защиты от незаконного увольнения.
При написании данной работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить концепции и общие характеристики увольнения;
- рассмотреть способы защиты прав сотрудников от незаконного увольнения;
- сформулировать предложения, направленные на совершенствование трудового законодательства.
Методологической основой исследования при написании настоящей работы является традиционный для всех юридических наук и трудового права, в частности, диалектический метод познания.
В качестве общенаучных методов автор использовал общелогические методы: метод функционального анализа, исторический, системно- структурный метод. В качестве частно-научных методов применялся формально-юридический метод исследования. Кроме того, были задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно- социологических исследований.
Теоретической основой научной работы послужили труды таких авторов как Р.В. Амелин, Т.П. Барбашова, Е.А. Бевзюк, Ю.В. Волков, Н.В. Бородина, Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, С.Г. Гончарова, Н.В. Демидов, Н. Егорова, Д.И. Едиханова, А.Н. Кайль, А.М. Куренной, Н.И. Матузов, М.А. Овечкин, А.В. Малько, Т.А. Нестерова и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конвенция Международной организации труда № 81 Об инспекции труда в промышленности и торговле; Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие нормативно-правовые акты.
Эмпирическую основу исследования составили изученные автором материалы судебной практики Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции по делам, касающимся прекращения трудового договора за 2018-2022 годы.
Научная новизна настоящего исследования состоит в разработке теоретических и практических особенностей применения законодательства о расторжении трудового договора.
Практическая значимость исследования выражается в том, что представленные в нем предложения и рекомендации направлены на повышение эффективности применения законодательства, регулирующего прекращение трудового договора. Основные положения настоящей работы могут применяться в научно-исследовательской деятельности, в нормотворческой деятельности, а также в практической деятельности специалистов.
Введение раскрывает актуальность исследования, предмет и объект исследования, цель, задачи и базу источников. Основная часть выпускной квалификационной работы заключается в изучении правовой защиты от незаконного увольнения. В итоге, были отмечены результаты исследования и меры по совершенствованию трудового законодательства Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Современный этап развития государственности в России характеризуется процессом постоянного совершенствования деятельности органов власти. Важной составляющей этого процесса являются органы контроля, которые являются неотъемлемой частью общей системы власти и управления и гарантируют верховенство закона, права и свободы граждан.
Виды государственного контроля и надзора можно классифицировать следующим образом:
- надзор за законностью, осуществляемый прокуратурой РФ;
- государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудовых норм и иных нормативных правовых актов, осуществляемый инспекцией труда;
- налоговый контроль, осуществляемый Федеральной налоговой службой;
- отраслевой контроль и надзор, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными органами власти в отношении подведомственных им организаций.
Федеральная инспекция труда является административным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением Трудового кодекса и иных нормативных правовых актов, включающих нормы трудового права.
Представляется, что полномочия Федеральной инспекции труда должны быть расширены, путем включения в число поднадзорных объектов труд не только работников, но и государственных служащих (гражданских, правоохранительных и военных), муниципальных служащих и заключенных. Это соответствует нормам международного права, в частности Конвенции МОТ № 81. Ратифицируя эту конвенцию, Россия не исключила из сферы ее действия государственные и муниципальные органы. В настоящее время Федеральная инспекция труда осуществляется надзор в указанных случаях только по вопросам, не урегулированным специальным законодательством.
Профсоюзы играют важную роль в механизмах защиты прав работников. Статья 19 Закона о профсоюзах гласит, что профсоюзы имеют право контролировать соблюдение трудового законодательства. Это справедливо рассматривается как одна из основных форм защиты прав и законных интересов профсоюзов.
П. 2 ст. 19 Закона о профсоюзах предоставляет профсоюзам право создавать собственные инспекции труда с полномочиями, предусмотренными утвержденными профсоюзом положениями, для проверки соблюдения трудового законодательства.
Мы считаем, что необходимо устранить противоречие между статьей 19 Закона о профсоюзах и статьей 370 ТК РФ. В статье 19 Закона о профсоюзах говорится только о праве профсоюза контролировать соблюдение трудового законодательства. Статья 370 ТК РФ шире, чем статья 19 Закона о профсоюзах. Поэтому мы предлагаем уточнить п. 1 ст. 19 Закона о профсоюзах. Она должна звучать следующим образом: "Профсоюзы имеют право контролировать соблюдение работодателями и их представителями Трудового кодекса и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, требований коллективных договоров и соглашений".
Мы также предлагаем внести изменения в статью 29 ТК РФ, исключив из сферы действия этой статьи иных представителей работников, оставив только профсоюзы и их объединения и другие профсоюзные организации. Это связано с тем, что система "иных представителей" не является широко распространенной. Если у крупных работодателей есть профсоюзы, то в небольших компаниях сами работники не всегда готовы выбирать несистемных представителей.
Защита трудовых прав при увольнении женщин включает в себя невозможность увольнения работодателем беременной женщины (ст. 261 ТК РФ). Исключение составляют случаи ликвидации предприятия или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Для реализации этих прав Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет беременным женщинам определенные гарантии от увольнения.
При ликвидации организации беременной женщине должно быть выплачено выходное пособие. Обязанность по выплате этих пособий должна быть субсидирована работодателем и государством.
П. 27 постановления № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", содержащий положение о применении принципа не злоупотребления правами в трудовых правоотношениях, предлагаем изложить в следующей редакции: "Установление факта злоупотребления правами является основанием для неудовлетворения требования заявителя".
Рекомендуется добавить в статью 261 ТК РФ следующий пункт: "Трудовой договор с беременной женщиной может быть расторгнут по соглашению сторон. Отказ беременной женщины от выполнения данного соглашения является неизбежным основанием для расторжения договора". Введение данного положения обусловлено необходимостью защиты прав и интересов беременных женщин.
На работников в возрасте до 18 лет распространяются общие основания расторжения трудового договора, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Так, несовершеннолетний работник может быть уволен по собственному желанию, по соглашению сторон или в порядке перевода к другому работодателю.
Кроме того, статья 269 ТК РФ предусматривает дополнительные гарантии в случае расторжения трудового договора с работником в возрасте до 18 лет. В частности, если работодатель расторгает трудовой договор с таким работником по собственной инициативе, он должен получить разрешение соответствующей Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних, помимо соблюдения общей процедуры расторжения. Данное положение не распространяется на увольнение несовершеннолетних работников в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем.
В целях защиты трудовых прав несовершеннолетних предлагается обязать работодателей сообщать об увольнении несовершеннолетнего не только в Государственную инспекцию труда и Комиссию по делам несовершеннолетних, а также в органы опеки и попечительства. Кроме того, работодателей следует обязать направлять в эти органы копию приказа об увольнении.
На протяжении многих лет в научной теории обсуждается вопрос о создании системы специальных судов для разрешения трудовых споров.
Мы считаем, что оптимальная система судов общей юрисдикции должна выглядеть следующим образом:
-во-первых, подсистема судов, рассматривающих уголовные споры;
-во-вторых, подсистема судов, рассматривающих гражданские споры;
-в-третьих, подсистема судов, рассматривающих трудовые споры.
Во главе этой системы должен стоять Верховный суд РФ, в рамках которого должны быть три самостоятельных суда по уголовным, гражданским и трудовым делам.
Кроме того, специализация судей общей юрисдикции (как правило, одни судьи рассматривают только уголовные дела, другие - только гражданские) может быть законодательно закреплена путем разделения судов общей юрисдикции на три подсистемы.
Виды государственного контроля и надзора можно классифицировать следующим образом:
- надзор за законностью, осуществляемый прокуратурой РФ;
- государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудовых норм и иных нормативных правовых актов, осуществляемый инспекцией труда;
- налоговый контроль, осуществляемый Федеральной налоговой службой;
- отраслевой контроль и надзор, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными органами власти в отношении подведомственных им организаций.
Федеральная инспекция труда является административным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением Трудового кодекса и иных нормативных правовых актов, включающих нормы трудового права.
Представляется, что полномочия Федеральной инспекции труда должны быть расширены, путем включения в число поднадзорных объектов труд не только работников, но и государственных служащих (гражданских, правоохранительных и военных), муниципальных служащих и заключенных. Это соответствует нормам международного права, в частности Конвенции МОТ № 81. Ратифицируя эту конвенцию, Россия не исключила из сферы ее действия государственные и муниципальные органы. В настоящее время Федеральная инспекция труда осуществляется надзор в указанных случаях только по вопросам, не урегулированным специальным законодательством.
Профсоюзы играют важную роль в механизмах защиты прав работников. Статья 19 Закона о профсоюзах гласит, что профсоюзы имеют право контролировать соблюдение трудового законодательства. Это справедливо рассматривается как одна из основных форм защиты прав и законных интересов профсоюзов.
П. 2 ст. 19 Закона о профсоюзах предоставляет профсоюзам право создавать собственные инспекции труда с полномочиями, предусмотренными утвержденными профсоюзом положениями, для проверки соблюдения трудового законодательства.
Мы считаем, что необходимо устранить противоречие между статьей 19 Закона о профсоюзах и статьей 370 ТК РФ. В статье 19 Закона о профсоюзах говорится только о праве профсоюза контролировать соблюдение трудового законодательства. Статья 370 ТК РФ шире, чем статья 19 Закона о профсоюзах. Поэтому мы предлагаем уточнить п. 1 ст. 19 Закона о профсоюзах. Она должна звучать следующим образом: "Профсоюзы имеют право контролировать соблюдение работодателями и их представителями Трудового кодекса и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, требований коллективных договоров и соглашений".
Мы также предлагаем внести изменения в статью 29 ТК РФ, исключив из сферы действия этой статьи иных представителей работников, оставив только профсоюзы и их объединения и другие профсоюзные организации. Это связано с тем, что система "иных представителей" не является широко распространенной. Если у крупных работодателей есть профсоюзы, то в небольших компаниях сами работники не всегда готовы выбирать несистемных представителей.
Защита трудовых прав при увольнении женщин включает в себя невозможность увольнения работодателем беременной женщины (ст. 261 ТК РФ). Исключение составляют случаи ликвидации предприятия или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Для реализации этих прав Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет беременным женщинам определенные гарантии от увольнения.
При ликвидации организации беременной женщине должно быть выплачено выходное пособие. Обязанность по выплате этих пособий должна быть субсидирована работодателем и государством.
П. 27 постановления № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", содержащий положение о применении принципа не злоупотребления правами в трудовых правоотношениях, предлагаем изложить в следующей редакции: "Установление факта злоупотребления правами является основанием для неудовлетворения требования заявителя".
Рекомендуется добавить в статью 261 ТК РФ следующий пункт: "Трудовой договор с беременной женщиной может быть расторгнут по соглашению сторон. Отказ беременной женщины от выполнения данного соглашения является неизбежным основанием для расторжения договора". Введение данного положения обусловлено необходимостью защиты прав и интересов беременных женщин.
На работников в возрасте до 18 лет распространяются общие основания расторжения трудового договора, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Так, несовершеннолетний работник может быть уволен по собственному желанию, по соглашению сторон или в порядке перевода к другому работодателю.
Кроме того, статья 269 ТК РФ предусматривает дополнительные гарантии в случае расторжения трудового договора с работником в возрасте до 18 лет. В частности, если работодатель расторгает трудовой договор с таким работником по собственной инициативе, он должен получить разрешение соответствующей Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних, помимо соблюдения общей процедуры расторжения. Данное положение не распространяется на увольнение несовершеннолетних работников в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем.
В целях защиты трудовых прав несовершеннолетних предлагается обязать работодателей сообщать об увольнении несовершеннолетнего не только в Государственную инспекцию труда и Комиссию по делам несовершеннолетних, а также в органы опеки и попечительства. Кроме того, работодателей следует обязать направлять в эти органы копию приказа об увольнении.
На протяжении многих лет в научной теории обсуждается вопрос о создании системы специальных судов для разрешения трудовых споров.
Мы считаем, что оптимальная система судов общей юрисдикции должна выглядеть следующим образом:
-во-первых, подсистема судов, рассматривающих уголовные споры;
-во-вторых, подсистема судов, рассматривающих гражданские споры;
-в-третьих, подсистема судов, рассматривающих трудовые споры.
Во главе этой системы должен стоять Верховный суд РФ, в рамках которого должны быть три самостоятельных суда по уголовным, гражданским и трудовым делам.
Кроме того, специализация судей общей юрисдикции (как правило, одни судьи рассматривают только уголовные дела, другие - только гражданские) может быть законодательно закреплена путем разделения судов общей юрисдикции на три подсистемы.
Подобные работы
- УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКА В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Особенности рассмотрения трудовых споров об увольнении и переводах работников
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Гарантии, предоставляемые женщинам и лицам с семейными обязанностями при увольнении по инициативе работодателя
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Гарантии, предоставляемые женщинам и лицам с семейными обязанностями при увольнении по инициативе работодателя
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Массовые увольнения на предприятии. Политика поведения кадровой службы
Контрольные работы, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 590 р. Год сдачи: 2008 - Правовые аспекты антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2016 - Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по
основаниям, связанным с виновными деяниями работника
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Правовое положение профсоюзов в сфере труда в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



