Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и формализация корпоративной стратегии предприятия

Работа №11262

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы114
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
952
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 5
Определения, обозначения, сокращения 7
Введение 9
1 Теоретические основы разработки корпоративной стратегии 14
1.1 Определение, сущность, роль корпоративной стратегии 14
1.2 Особенности разработки корпоративной стратегии 22
1.3 Формализация стратегии и разработка системы управления по
показателям 30
2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ТЭМЗ» 36
2.1 Краткая характеристика предприятия 36
2.2 Финансовый анализ предприятия 39
2.3 Анализ стратегий, реализуемых на предприятии 47
3 Разработка и формализация стратегии управления для ОАО «ТЭМЗ» 52
3.1 Анализ среды предприятия ОАО «ТЭМЗ» 52
3.2 Анализ стратегических альтернатив предприятия 68
3.3 Разработка корпоративной стратегии на предприятии 73
3.4 Формализация корпоративной стратегии предприятия 85
4 Социальная ответственность 95
Заключение 106
Список публикаций студента 109
Список использованных источников 110
Приложение А Организационная структура ОАО «ТЭМЗ» 113
Приложение Б Реализация стратегий ОАО «ТЭМЗ


Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с задачей укрепления конкурентных позиций, стоящей перед отечественными промышленными предприятиями. Глобализация российской экономики, ее постсоциалистическая трансформация и когнитивизация, а также вступление России в ВТО только усиливают важность данного вопроса.
Инвесторы хотят вкладывать деньги только в успешно развивающийся и предсказуемый бизнес. Вот почему они стремятся унифицировать корпоративное управление на промышленном предприятии, которое избирают объектом для вложения средств.
Действенное корпоративное управление на промышленном предприятии в большинстве случаев улучшает финансовые показатели самого предприятия, а так же качество управленческих решений, снижает стоимость привлеченного капитала и в целом повышает стоимость бизнеса. Потенциальные инвесторы получают ясную картину того, согласно каким управленческим принципам действует промышленное предприятие, кто является его владельцем и какова степень эффективности его работы. Инвесторы согласны даже иметь меньший возврат на вложенный капитал, если в компании действует эффективная система корпоративного управления. Все это позволяет компаниям, имеющим эту систему, реализовывать проекты, недоступные конкурентам.
В условиях жесткой конкуренции только уникальный характер имеющихся у промышленных предприятий управленческих ресурсов может обеспечить ему прочную конкурентную позицию в долгосрочной перспективе. Таким образом, о внедрении корпоративного управления на промышленном предприятии в первую очередь следует задуматься и руководителям.
Проблемой корпоративной стратегии в своих работах занимаются различные исследователи: такие российские авторы как Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева, Басовский Л.Е., Верещагина Л.С., Виханский О.С., Жемчугов А.М., Жемчугов М.К., М.М. Панов, и др.
А также зарубежные авторы, в частности, Блэйк Р.Р., Мутон Д.С., Томпсон, Питереф, Гэмбл, Стрикленд.
Анализ работ по вопросам разработки и формализации корпоративной стратегии, показал их важность, практическую значимость и актуальность, но вместе с тем - недостаточную проработанность аспектов, связанных с пониманием корпоративной стратегии как управленческого ресурса и вовлечением ее в хозяйственную деятельность промышленного предприятия. Все это предопределило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования ВКР.
Предмет исследования ВКР - разработка и формализация корпоративной стратегии предприятия.
Объектом исследования ВКР является корпоративная стратегия ОАО «ТЭМЗ». Период исследования 2013 - 2014 гг.
Цель данной работы - рассмотреть проблемы разработки и формализации корпоративной стратегии предприятия.
Для реализации указанной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть определение, сущность, роль корпоративной стратегии;
- определить особенности разработки корпоративной стратегии;
- охарактеризовать механизм формализации корпоративных стратегических альтернатив;
- проанализировать систему корпоративного управления для исследуемого промышленного предприятия;
- разработать корпоративную стратегию для исследуемого промышленного предприятия;
- описать порядок формализации корпоративных стратегических альтернатив для исследуемого промышленного предприятия;
- проанализировать действующие программы корпоративной социальной ответственности для исследуемого промышленного предприятия;
- сделать выводы по теме исследования.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы законодательные акты и методические материалы, учебные пособия, публикации в специальных журналах, связанные с вопросами корпоративного управления.
В процессе исследования в выпускной квалификационной работе применялись методы сбора первичной информации, в том числе, методы наблюдения и анализа документальных источников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений и представлена на 107 страницах машинописного текста.
Научная или практическая новизна - в процессе написания работы была осуществлена разработка и формализация корпоративной стратегии ОАО «ТЭМЗ». Следовательно, актуален научный интерес и практическая значимость исследований, связанных с изучением процессов разработки и формализации корпоративной стратегии как важнейшего управленческого ресурса промышленного предприятия.
Практическая значимость результатов ВКР - полученные результаты разработки и формализации корпоративной стратегии, эффективности социальной ответственности управления могут быть использованы в управленческой работе ОАО «ТЭМЗ».
Обзор литературы
Говоря о степени изученности проблемы, с уверенностью можно констатировать недостаточную проработанность аспектов, связанных с пониманием корпоративной стратегии как управленческого ресурса и вовлечением ее в хозяйственную деятельность промышленного предприятия.
Базовыми работами на эту тему можно назвать такие материалы как: Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области за 2014 год, Информационно-аналитические материалы ОАО «ТЭМЗ», Годовой отчет Открытого акционерного общества «Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева» за 2014 год.
Учебник «Стратегический менеджмент» автор Л.Е. Басовского. В нем рассматривается стратегический анализ компании, отрасли, конкуренции и конкурентного преимущества. Особое внимание уделено отраслевым инновационным и традиционным бизнес-стратегиям.
Учебник «Стратегический менеджмент» под редакцией авторов: Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева, в котором рассматривается сущность и технология процесса стратегического управления, методические подходы к выбору и доводке стратегии.
В учебнике Виханского О.С. «Менеджмент» освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью является рассмотрение менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении.
Наиболее значимым и подробным источником, освещающим порядок разработки и формализации корпоративной стратегии является учебное пособие «Корпоративное управление» авторы: В.Р. Веснин, В.В. Кафидов.
В предлагаемом учебном пособии изложены основы теории корпоративного управления. Подробно рассмотрены главные понятия корпоративного управления: его сущность, причины возникновения, виды и элементы, интегрированные корпоративные системы, национальные модели, внутренние организационные и финансовые механизмы функционирования корпорации.
А также работа автора И.Ю. Бочарова «Корпоративное управление». В данном учебнике отражены результаты современных исследований международных, российских организаций, ведущих ученых в области корпоративного управления.
Кроме того, в учебном пособии «Корпоративная социальная ответственность» автора В.В. Бондаренко рассматриваются теоретические аспекты становления концепции корпоративной социальной ответственности за рубежом и проблемы внедрения данной концепции в практику менеджмента российских компаний, а также подробно исследуются экологическое, социальное и экономическое направления ответственности.
Однако нельзя не отметить, что вопросы разработка корпоративной стратегии промышленного предприятия в данных трудах только упоминается. То же самое можно сказать относительно статей на тему формализация корпоративной стратегии таких авторов как: Верещагина Л.С., Жемчугов А.М., Жемчугов М.К., Киселев А.А., Поташева Г.А. и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование корпоративной стратегии - сложный управленческий процесс. Не каждое производственное предприятие может позволить себе разработать стратегию, поскольку разработка стратегии требует больших финансовых вложений и не приносит немедленных результатов. Но без эффективной стратегии предприятие не может создать условия для своего дальнейшего существования и развития. В условиях непрерывной изменчивости внешней среды, что особенно актуально для России, возрастает важность разработки стратегии, которая позволит успевать за изменениями.
В практической части дипломной работы было проанализировано финансовое состояние ОАО «ТЭМЗ» за 2012 - 2014 гг. Анализ финансового состояния показал падение показателей выручки и финансовой устойчивости организации. Были представлены расчеты показателей рентабельности, из которых видно, что данные показатели начинают повышаться. Был проведён SWOT- анализ, из которого видно, что у общества есть ряд конкурентных преимуществ, и оно продолжает их наращивать.
Проведенный анализ позволил обосновать выбор корпоративной стратегии концентрации на основе модели Артур де Литтл как наиболее подходящие для ОАО «ТЭМЗ». В соответствии с выбранным методом определена позиция анализируемого предприятия в матрице ADL как «сильная /зрелость». Для этой позиции выбран перечень уточненных стратегий. Дальнейший выбор стратегических альтернатив основан на результатах анализа внешней и внутренней среды предприятия.
Анализ внешней среды свидетельствует о более или менее благоприятной для анализируемого предприятия ситуации в отрасли и относительной стабильности занимаемых им позиций.
Результат оценки сильных и слабых сторон ОАО «ТЭМЗ» говорит о том, что у предприятия, в целом, сильных сторон больше, чем слабых. Среди наиболее сильных сторон предприятия, следует отметить многолетний опыт работы на рынке производства электрооборудования.
А также хорошее знание конъюнктуры рынка промышленного электрооборудования, понимание особенностей поведения покупателя. Кроме того, ОАО «ТЭМЗ» имеет преимущества за счет высокого качества выпускаемой продукции, эффективной организационной структуры и длительных хозяйственных связей с надежными поставщиками.
Основные слабости ОАО «ТЭМЗ» - отсутствие запуска новых продуктов, небольшими производственными площадями и невысокой рентабельностью реализации.
Результаты проведенного анализа позволяют выбрать для дальнейшей разработки две стратегии концентрации: «Новые продукты / Те же рынки» и «Те же продукты / Новые рынки».
Первая стратегия связана с освоением выпуска автоматизированного мобильного дефектоскопа. Для её реализации необходимо осуществить инвестиции в размере 28,01 млн. руб. Доходность инвестиций можно оценить 1,4%, при этом во второй и последующие годы составит 15,4%.
В качестве второй стратегии ОАО «ТЭМЗ» можно предложить расширение рынка сбыта электроприводов с энергоаккумулятором за счет их реализации в ООО «Газпром трансгаз Томск». Доходность инвестиций можно оценить как 19%, рентабельность реализации во второй и последующие годы составит 21%.
В целом обе стратегии концентрации являются прибыльными. При этом стратегия 2 является более эффективной и может быть предложена ОАО «ТЭМЗ» для более детальной разработки и реализации. А стратегия 1 для дальнейшего обсуждения в качестве запасного варианта на случай изменения обстоятельств реализации.
Таким образом, выработка правильной и грамотной корпоративной стратегии, и ее претворение в жизнь поможет данному предприятию успешно участвовать в конкретной борьбе, и развиваться до международного масштаба.


1 Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 03.07.1991 № 2293-1 [Электронный ресурс]: Консультант Плюс, 2016. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. Дата обращения: 06.04.16.
1 Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
2 Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Высшая школа, 2013. - 274 с.
3 Верещагина Л.С. О содержании организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Вестн. Саратовского гос. социально-экон. ун-та. - 2011. - № 2. - С. 60-63.
4 Виханский О.С. Менеджмент. - М.: Магистр: Инфра-М, 2012. - 576 с.
5 Годовой отчет Открытого акционерного общества «Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева» за 2014 год // Протокол № 23 от 17.05.2015 г.
6 Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Разработка и реализация эффективной стратегии // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - №11. - С. 19-24.
7 Жизненный путь и цикл развития организации: Практическое пособие/М.М.Панов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 98 с.
8 Информационно-аналитические материалы ОАО «ТЭМЗ» [Электронный ресурс]: - 2016 - Режим доступа: http://www.temz.tomsk.ru. Дата обращения: 06.04.16.
9 Киселев А.А. Современные взгляды на сущность стратегического менеджмента в отечественной науке управления организациями (предприятиями) // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. - Ярославль,
2014. - С. 131-132.
10 Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Савицкая Г.В., 7-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 608 с.
11 Корпоративная социальная ответственность: Учебное
пособие/В.В.Бондаренко - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
12 Корпоративное управление: Учебник / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
13 Корпоративное управление: Учебник / И.Ю. Бочарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
14 Маркетинг: Учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 с.
15 Менеджмент: Методические указания по подготовке и защите выпускных квалификационных работ бакалавров, специалистов, магистров обучающихся на кафедре менеджмента ИСГТ. - Томск: Изд-во ТПУ, 2016. - 60 с.
16 Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 176 с.
17 Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпр. структур: Теория организации, самоорганизации и управления / Под ред. Подлесных В.И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.
18 Основы управленческой экономики предприятия (фирмы) / Асадуллин Р.Г., 2-е изд., стереотипное - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 423 с.
19 Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
20 Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области за 2014 год [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://old.duma.tomsk.ru/files2/30246_1.pdf. Дата обращения: 06.04.16.
21 Парадигмы корпоративного роста: монография / Кузьмин С.С. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 225 с.
22 Поташева Г.А. Стратегическое управление организациями на основе проектных методов // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Экономика. - 2014. - № 4. - С. 115-119.
23 Социальная ответственность: Методические указания к выполнению раздела «Социальная ответственность» выпускной квалификационной работы для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» и 38.03.01 «Экономика» / сост.: Н.В. Черепанова; Томский политехнический университет. - Томск: Изд- во Томского политехнического университета, 2015. - 21 с.
24 Стратегический менеджмент: создание конкурентного преимущества / Томпсон, Питереф, Гэмбл, Стрикленд; [пер. с англ. Н.А. Коневской и Н.А. Лавской под ред. Н. А. Коневской]. - 19-е изд.. - М.: Вильямс, 2015. - 592 с.
25 Теория и практика интеграционных процессов в промышленности: Монография / О.Ю. Мичурина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 287 с.
26 Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
27 Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Азоев Г.Л., Баранчеев В.П., Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А., 4-е изд.,перераб.и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 736 с.
28 Экономика предприятий: Учебное пособие / Краснова Л.Н., Гинзбург М.Ю., Садыкова Р.Р. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 374 с.
29 Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 458 с.
30 Эффективная организация и управление инструментальным хозяйством предприятия: монография / А.П. Агарков, Б.А. Аникин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ