Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые особенности детского словотворчества в художественной литературе

Работа №112614

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ 11
1.1 Понятие детского словотворчества 11
1.2. Особенности речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста 19
1.3 Характеристика детского словотворчества на разных языковых уровнях в лингвистической литературе 22
ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОГО СЛОВОТВОРЧЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 31
2.1. Лексические особенности детского словотворчества 31
2.2. Словообразовательные и морфологические особенности детского словотворчества 33
2.2.1. Способы узуального словообразования 33
2.2.2. Способы неузуального словообразования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в последние десятилетия в лингвистических и психолингвистических исследованиях под­черкивается значительная роль процессов детского словотворчества для нор­мального развития устной речи детей. Доказано, что словотворчество детей является закономерным этапом речевого развития, свидетельством успешно­го овладения языковой системой. Несмотря на то, что онтолингвистика - ак­тивно развивающаяся научная дисциплина, различные уровни детской речи изучены фрагментарно. На наш взгляд, особый научный интерес в этой обла­сти представляет комплексное исследование детской речи в художественной литературе.
Степень научной разработанности проблемы. Увлекательную работу по сбору детских инноваций начал К.И. Чуковский в своей работе «От двух до пяти», которую можно считать основанием для нового направления отече­ственной лингвистики - лингвистики детской речи. При этом, когда Чуков­ский обращался к матерям, он приводил довольную интересную аналогию со словесной мастерской, где у взрослых все слова находятся в готовой форме. «скроены» и «сшиты», в то время как у детей это мастерская, в которой все находится в процессе нескончаемого производства [Чуковский 2014].
Лингвистике детской речи посвящены работы таких исследователей, как С.Н. Цейтлин, Т.А. Гридиной, Л.А. Калмыковой, А.Н.Гвоздева, М. Коль­цова, В.К. Харченко, В. Штерн, К.В.Солнцевой. На данный момент в научной литературе исследованы многие аспекты детской речи: употребление лекси­ческих единиц в детской речи (Е.С. Кубрякова, Е.И. Исенина, Е.Ю. Протасо­ва), словообразовательные особенности (Т.А. Гридина, В.П. Даниленко, С.Н. Цейтлин, Л.В. Сахарный), грамматические особенности (В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович). Общая классификация детских языковых инноваций на всех уровнях системы языка содержится в работе С.Н. Цейт­лин. Т.А. Гридина исследует когнитивные причины их появления в речи де­тей. Во все времена лингвисты и психологи уделяли довольно много внима­ния исследованиям языка детской литературы. Если говорить о России, то можно найти много интересных мыслей и выводов в работах М. Горького, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, а также в работах Белинского. Если гово­рить об ученных, то можно вспомнить работы В. Проппа, Ю. Лотмана, Р. Раскина, Л. Карасева, В. Карасика и др.
Однако научных исследований, посвященных способам построения ре­чевой характеристики детских персонажей, способам отражения детской ре­чи в художественном произведении, в современной лингвистике явно недо­статочно.
Объект исследования - детское словотворчество в контексте художе­ственной литературы.
Предмет исследования - языковые особенности детского словотворчества, отраженные в художественной литературе. Под детским словотворчеством в общем случае понимается процесс создания слов, которых нет в общем линг­вистическом поле. Процесс этот может осуществляться как по модели про­дуктивной, либо по модели противоположной ей, имея под собой основу в виде существующего слова [Гридина 2009].
Цель бакалаврской работы - выявить лексические, словообразовательные и морфологические особенности детского словотворчества, получившие отраже­ние в художественной литературе как средство речевой характеристики персо­нажей.
Для того чтобы достичь, цель, которая была описана выше необходимо решить ряд задач:
1) обобщить точки зрения на особенности детского словотворчества в лингвистической литературе;
2) на основе анализа лингвистической литературы охарактеризовать детское словотворчество на разных языковых уровнях;
3) сделать выборку детских инноваций разных языковых уровней из художественных произведений;
3) дать классификацию отобранного материала по типам детских инно­ваций и способам образования слов;
4) выявить причины появления анализируемых детских инноваций.
Методы исследования: методы: изучения и анализа научной литературы, описательный метод с применением приемов интерпретации, обобщения и типологизации при классификации языковых средств.
Материалом для исследования послужили труды отечественных ученых по онтолингвистике (Т.А. Гридиной, В.П. Даниленко, С.Н. Цейтлин), по нео­логии и словообразованию (Л.В. Зубовой, Ю.В. Меньшиковой), а также тек­сты художественных произведений для детей и о детях: Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»[Кассиль 2015], К.И. Чуковского«От двух до пяти» [Чуков­ский 2014], Д. Сабитовой «Где нет зимы»[йИр://’№№№.1йдоуе1.ги], М. Трауб «Дневник мамы первоклассника» [Трауб 2016], А.А. Усачева «Большая книга стихов и рассказов» [Усачев 2015], Р. Троицкой «Мама» [http: //www.1itsovet.ru].
Фактический материал, отобранный методом сплошной выборки, со­ставляет примерно 107единиц.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Специфика детской речи заключается в наличии детских инноваций, т.е. единиц, отсутствующих в литературном языке, но самостоятельно скон­струированных детьми на основе общих правил родного языка.
2. Речевая характеристика детского персонажа в художественной литера­туре представляет собой совокупность лексических, словообразовательных и грамматических особенностей, отражающих черты естественной детской речи.
3. Специфика детской речи наиболее ярко проявляется на словообразова­тельном уровне языка; словообразовательные особенности детской речи отра­жают влияние самой словообразовательной системы на процесс овладения язы­ком ребенка.
Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного изучения лексических, словообразовательных и грамматических особенностей детского словотворчества как языковых средств речевой характеристики детских персонажей, а также в осмыслении каждой особенности с точки зрения обще­принятых правил применения средств языка.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате исследования удалось выявить:
1) на различных языковых уровнях собственно лингвистические особен­ности детского словотворчества, отраженные в художественной литературе;
2) наиболее типичные особенности детского словотворчества, составляю­щие речевую характеристику детского персонажа.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные ре­зультаты позволят расширить представления студентов-филологов о функцио­нировании языка в различных сферах деятельности, могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога при работе над развитием речи уча­щихся, для коррекции речевых нарушений детей.
Апробация исследования. Основные положения бакалаврской работы бы­ли представлены в виде научных докладов на студенческом научном обществе «Лингва» (ТГУ, апрель 2016 г.), на научной конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (ТГУ, 3 апреля 2017), на Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: 18 Кирилло-Мефодиевские чтения» (ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 23 мая 2017).
Структура данной выпускной квалификационной работы по своей логике мимикрирует под исследование и состоит следующих разделов: введение, две главы, а также заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы исследования и её актуаль­ность, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты исследования детской речи» обобщаются различные точки зрения на определения понятия детского слово­творчества, характеризуются особенности речевого развития детей дошколь­ного и младшего школьного возраста, дается поуровневый анализ языковых особенностей детской речи, представленный в лингвистической литературе.
Во второй главе «Отражение особенностей детского словотворчества в художественной литературе» анализируются лексические, словообразова­тельные и грамматические особенности детского словотворчества, отражен­ные в речи детских персонажей для воспроизведения детской речевой сферы.
В заключении содержатся выводы, полученные в ходе исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования языковых особенностей дет­ского словотворчества, отраженных в художественной литературе, мы при­шли к следующим выводам.
Представленная в художественных произведениях детская речь пред­ставляет естественную детскую речь не полностью, а только лишь некото­рыми отдельными элементами, создает впечатление ее реальности, достовер­ности.
Выявленные лексические особенности можно отнести к типовому ре­чевому портрету детского персонажа. Однако в речи детских персонажей не встретились такие особенности естественной детской речи на лексическом уровне, как расширение сферы использования слова, сужение сферы исполь­зования слова, неуместное употребление слов, имеющих ярко разговорный характер, в книжной или нейтральной речи и др.
Специфика детской речи наиболее ярко проявляется на словообразова­тельном уровне языка. Он представлен преимущественно окказиональным дет­ским словообразованием. Главным законом в окказиональном словообразова­нии является закон аналогии. Большинство окказиональных слов возникают по аналогии с узуальными. К другим законам детского словотворчества сле­дует отнести: объективно существующие различия между объемом детского лексикона и наличным лексическим запасом языка; стремление компенсиро­вать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной по­требности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наиме­нования.
Морфологические особенности детского словотворчества практически не нашли отражения в детской литературе. Выявленные примеры использо­вания морфологических средств связаны с языковой игрой и характерно для парадоксально-игровой детской литературы, в которой на первый план вы­ступает не дидактическая, а игровая, развлекательная функция.
Морфологические особенности детского словотворчества отражают ведущий стилевой чертой детской поэзии - образную речевую конкретиза­цию: в произведениях для детей рассказывается обо всем, что их окружает, что они непосредственно воспринимают, врез конкретную ситуацию, конкретный наглядный образ.


1. Алексин, А.Г. Я к Вам пишу... [Текст] / А.Г. Алексин // Детская литера­тура. - 1966. - №1. - С. 26.
2. Анисимов, О.О. Гегель: Мышление и развитие [Текст] / О.О. Аниси­мов. - М.: Книга по требованию, 2013. - 407 с.
3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / И.Н. Арзамасце­ва. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 448 с.
4. Белинский, В.Г. О детской литературе [Текст] / В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. - М.: Детгиз, 1954. - 431 с.
5. Бородич, Е.А. Игра и её отображение в детской литературе [Текст] / Е.А. Бородич // Филологическое образование в школе и в вузе. - 2009. - №1 - С. 3 - 8.
6. Валгина, В.В. Современный русский язык [Текст] / В.В. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина.- М.: Высшая школа, 1976.
7. Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии [Текст] //Исследования по русской грамматике. - М.: Просвещение, 1975.
8. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию [Текст] / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. - М, 1959.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 350 с.
10. Габинская, О.А. Типология причин словотворчества [Текст] / О.А. Габинская. - Воронеж: Воронежский университет, 1981. - 93с.
11. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1. [Текст] / О.А. Габинская. - М.: Просвещение, 1973.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 470 с.
13. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений [Текст] / А.Н. Гвоздев. - Саратов: Издательство Саратов­ского университета, 1981. -323 с.
14. Голев, Н. Очерки по лингвистической детерминологии и дериватологии русского языка [Текст] / Н. Д. Голев. - Б.: Алт. Университет, 1998. - 65-84с.
15. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка [Текст] / И.Б. Голуб. - М.: Ай­рис-пресс, 2008. - 448 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ