Введение
1.Теоретические аспекты совершенствования управления
конкурентоспособностью предприятия
1.1Экономическое содержание управления конкурентоспособностью
предприятия и направления его совершенствования
1.2Методика оценки состояния процесса управления
конкурентоспособностью предприятия
2.Исследование процесса управления конкурентоспособностью предприятия
ООО «ГЕОПРОЕКТ»
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «ГЕОПРОЕКТ»
2.2Оценка состояния процесса управления конкурентоспособностью ООО
«ГЕОПРОЕКТ»
3 Разработка мероприятий по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «ГЕОПРОЕКТ»
3.1Расширение методического аппарата управления
конкурентоспособностью ООО «ГЕОПРОЕКТ»
3.2Внедрение мониторинга достигнутого уровня конкурентоспособности
ООО «ГЕОПРОЕКТ»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А
Развитие рыночной экономики в Российской Федерации продолжает активно усиливать и конкурентные отношения между экономическими агентами, выступая ключевым механизмом регулирования большинства социально-экономических процессов.
Как следствие, каждый участник рыночных отношений приоритетно вынужден обеспечивать себе высокую конкурентную позицию. Конечной целью любого хозяйствующего субъекта является формирование устойчивых позиций в условиях конкурентной состязательности, что представляет собой итог реализации адекватных управленческих решений.
Турбулентная окружающая среда и новые ее вызовы, ускоряющееся формирование новых потребностей клиентов; ужесточение конкуренции за ресурсы; интернационализация и глобализация бизнес - процессов; все более частое открытие неожиданных перспектив для развития хозяйствующих субъектов; ускоряющееся распространение и получение информации в результате экспансии информационных сетей во всех сферах деятельности; возрастание значимости интеллектуальных ресурсов при создании продуктов, а также ряд других факторов обострили проблему формирования и удержания высокой конкурентной позиции предприятия на рынке. Следовательно, изучение данного направления управленческой деятельности является теоретически ценным и практически значимым, поскольку позволяет выявить источники создания высоких рент в долгосрочной перспективе на основе роста конкурентного потенциала и оптимизации набора целей коммерческой деятельности, разрабатывать и реализовывать стратегические решения на фоне перманентно удовлетворяемых специфических запросов потребителей.
Благоприятная рыночная позиция хозяйствующих субъектов линейно зависит от разработки и принятия управленческих решений по
использованию ими источников конкурентных преимуществ, по
практической реализации резервов повышения конкурентоспособности.
В связи с этим целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.проработать теоретические аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия;
2.провести диагностику состояния управления
конкурентоспособностью конкретного предприятия;
3.разработать проект мероприятий по совершенствованию управления конкурентоспособностью конкретного предприятия и обосновать его экономическую целесообразность.
В качестве объекта исследования выступает предприятие ООО «Геопроект», функционирующее на рынке услуг в сфере архитектуры, инженерных изысканий и предоставления технических консультаций в этой сфере.
Предметом исследования является конкурентоспособность данного предприятия.
Исследованию проблемы управления конкурентоспособностью различных объектов посвящены публикации как отечественных, так и зарубежных учёных, в числе которых И. Ансофф., Е.П. Голубков, Е. Дихтль, П.С. Завьлов, Ф. Котлер, Г. Минцберг, М. Портер, И.М. Лифиц, Р.А. Фатхутдинов, Х. Хершген, А.Ю. Юданов и др.
Методологическую основу бакалаврской работы составляют общенаучные и специфические методы теоретического и эмпирического характера, такие как методы индукции и дедукции, обобщения и группировки, классификация, наблюдения, аналогии, экономикостатистические методы и др.
Информационную базу данного исследования составляет учётные и внеучетные источники информации ООО «Геопроект», официальные статистические сборники, материалы периодических изданий и учебной литературы, нормативно-правовые акты.
Бакалаврская работа имеет классическую структуру и включает в себя следующие элементы: введение; основную часть (три главы), заключение, список используемой литературы, приложения.
На современном этапе развития рыночных отношений масштабно развивается конкурентная среда и состязательность между участниками этих взаимодействий, т.е. создаются условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно - сбытовых задач с целью укрепления конкурентной позиции хозяйствующих субъектов. Именно соотношение запросов рынка и потенциала предприятий должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и траекторий развития предпринимательского сектора, а также стратегических планов на микроуровне. Именно это предопределило актуальность и значимость исследованной проблемы.
Целью данной бакалаврской работы стало изучение проблемы управления конкурентоспособностью предприятия и на этой основе разработка мероприятий по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1.рассмотрены теоретические аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия;
2.проведена диагностика управления конкурентоспособностью конкретного предприятия;
3.предложены мероприятия по совершенствованию управления конкурентоспособностью конкретного предприятия и обоснована их экономическая целесообразность.
При проведении диагностики управления конкурентоспособностью объекта исследования - ООО «ГЕОПРОЕКТ» - выяснилось, что на данном предприятии не проводится оценка конкурентного потенциала, что не позволяет выполнять на качественном уровне функции планирования и прогнозирования конкурентоспособности.
Также упорядочение организационных отношений в области реализации управления конкурентоспособностью ООО «ГЕОПРОЕКТ» представляется значимым резервом усиления его конкурентной позиции.
Неудовлетворительно реализуется и функция изучения спроса на комплексные инженерные изыскания; не формируются прогнозы развития данного рынка. Так, в частности, выяснилось, что 18,33% потребителей исследуемого предприятия заинтересовались новой услугой «обследование зданий и сооружений».
«Слабым местом» в данном направлении управленческой деятельности является использование прогрессивных и инновационных форм по остаточному принципу.
На предприятии отмечается низкая интегрированность системы информационно-аналитической и методической поддержки топ-менеджмента в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по обеспечению высокого уровня конкурентоспособности данного объекта. Подтверждает сделанный вывод несоблюдение основного постулата современной философии контроллинга - примат рентабельности деятельности ООО «ГЕОПРОЕКТ» над ростом объемных показателей. В отчетном году рентабельность продаж услуг выросла на 13,27%, а объем реализации услуг - на 18,99%.
В ООО «ГЕОПРОЕКТ» не используются комплексно методы оценки конкурентоспособности предприятия. Наиболее востребованными являются матричные инструменты, инструменты оценки конкурентоспособности услуг и методика оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Реализация выявленных резервов совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «ГЕОПРОЕКТ» предложена в следующих мероприятиях:
- расширение методического аппарата управления
конкурентоспособностью предприятия;
- внедрение мониторинга достигнутого уровня конкурентоспособности предприятия.
Реализация экономически обоснованного мероприятия в практику хозяйствования ООО «ГЕОПРОЕКТ» позволит дополнительно получить выручки в сумме 359,08 тыс. руб., прибыли от реализации услуг - 286,51 тыс. руб.
Инвестиций данное мероприятие не предполагает. Годовой экономический эффект также положительный и составит 286,51 тыс. руб. Следовательно данное мероприятие является экономически
целесообразными и предлагается к внедрению в ООО «ГЕОПРОЕКТ».
1.Авдокушин Е. Ф. Маркетинг в международном бизнесе / Е. Ф. Авдокушин. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. - 326 с.
2.Акулич И. Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. - 8-е изд. - Мн.: Высш. шк, 2014. - 543 с.
3.Андрейчиков А. В. Системный анализ и синтез стратегических
решений в инноватике: основы стратегического инновационного
менеджмента и маркетинга: учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Приклад. математика и физика" или по направлениям и специальностям в области естеств. наук, техники и технологии, систем. анализа и упр. / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. - Изд. 3-е. - М. : ЛИБРОКОМ, 2013. - 243 с.
4.Анучин А. А. Конкурентоспособность стран и регионов: учебное пособие / А. А. Анучин, О. Н. Беленов. - М.: Кнорус, 2014. - 144 с.
5.Басовский Л. Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 212 с.
6.Гапоненко А. Л. Стратегическое управление : учеб. для вузов по специальности "Менеджмент орг." / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. - 5-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2011. - 464 с.
7.Данилов И. П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И. П. Данилов. - М. : Пресс-сервис, 1997. - 420 с.
8.Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие для вузов по спец. "Товаровед. и экспертиза товаров" / Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев. - М.: КолосС, 2016. - 191 с.
9.Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах : учебное пособие / П. С. Завьялов. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 496 с.
10.Захарова И. В. Маркетинг в вопросах и решениях : учеб. пособие для вузов по специальностям "Коммерция (торговое дело)", "Маркетинг" / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. - М. : КноРус, 2015. - 303 с.
11.Йеннер Т. Маркетинговое планирование = Marketing-Planung / Т. Йеннер ; [науч. ред. О. С. Абрамовой ; пер. с нем. О. А. Шипиловой]. - Харьков : Гуманитар. Центр, 2010. - 274 с.
12.Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер, - М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. - 656 с.
13.. Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Ж. Ж. Ламбен ; [пер. с англ. С. Жильцова под общ. ред. В. Б. Колчанова]. - СПб. : Питер, 2014. - 800 с.
14.Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие для вузов по специальностям "Коммерция (торговое дело)", "Маркетинг" / И. М. Лифиц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. образование [и др.], 2016. - 460 с.
15.Магомедов Ш. Управление конкурентоспособностью торговых услуг / Ш. Магомедов, Э. Якубова // Упр. качеством. - 2015. - № 7. - С. 62 - 70...