Объект исследования - Публичное акционерное общество «ПИК – специализированный застройщик (г. Москва).
Основные виды деятельности - строительство жилых домов и микрорайонов, реализация объектов недвижимости; оказание строительных услуг; производство строительных материалов, в том числе железобетонных домовых панелей, оконных рам и других строительных конструкций, используемых, в основном, в собственных проектах; оказание услуг по передаче теплоэнергии; обслуживание многоквартирных домов.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности 8
1.2 Методы и критерии оценки конкурентоспособности организации 16
1.3 Резервы повышения конкурентоспособности организации 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПАО «ПИК СЗ» 29
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика 29
организации ПАО «ПИК СЗ» 29
2.2 Анализ финансового состояния организации ПАО «ПИК СЗ» 36
2.3 Оценка конкурентоспособности ПАО «ПИК СЗ» 46
на строительном рынке в г. Москва и г. Санкт-Петербург 46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПАО «ПИК СЗ» 62
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности организации ПАО «ПИК СЗ» 62
3.2 Разработка стратегии по повышению конкурентоспособности строительной организации ПАО «ПИК СЗ» 64
3.3 Оценка эффективности разработанной стратегии и предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности строительной организации ПАО «ПИК СЗ» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
В условиях рыночных преобразований и постоянных изменений относительно экономической ситуации в стране, немаловажным вопросом является сохранение и повышение конкурентоспособности организаций. Конкурентоспособность является одним из основных показателей успешного функционирования организации.
Согласно оценке экспертов, строительная отрасль в России находится на перепутье и переживает тяжелые времена. Нынешние экономические показатели свидетельствуют о неуклонном и все более значительном сползании в кризис. Учитывая все политические события, происходящие в этом году, в этой сфере появляется всё больше и больше тревожных звонков. Один из них - замедление продаж жилья в новостройках с начала года, несмотря на действие госпрограмм поддержки ипотечного кредитования. По данным ДОМ.РФ, на ноябрь 2022 года продано 35% строящегося жилья. Для сравнения, на ноябрь 2021 года – 41%, на ноябрь 2020 года – 46%. Падение наблюдается и в абсолютных значениях: на начало ноября 2022 года было продано 34,9 млн кв. м строящегося жилья, в то время как на начало ноября 2021 года – 40,3 млн кв. м, на начало ноября 2020 года – 45,1 млн кв. м. По итогам сентября-октября 2022 года застройщики отмечают спад продаж жилья в новостройках на десятки процентов, в связи с чем старт новых проектов откладывается.
Сложная ситуация в стране, недостаточная конкурентоспособность строительных организаций говорит о том, что необходимы новые методы и разработка стратегий для реализации строительных проектов и улучшений экономических условий в этой сфере.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена в первую очередь необходимостью освоения теоретических основ конкурентоспособности и формирования практических навыков в принятии управленческих решений, позволяющих повысить рейтинг строительных организаций. В конкурентной борьбе, конечной целью любой организации является победа, победа как итог постоянных и грамотных усилий организации. Успех способен достигаться за счет конкурентоспособности, понятие которой все больше связывается со способностью организации выигрывать на рынке предложения, так как с развитием конкуренции сфера строительства будет все больше нацелена на удовлетворение индивидуальных запросов потребителя. В связи с этим необходима разработка адекватных подходов, согласно условиям рыночных отношений, к управлению конкурентоспособностью строительных организаций с использованием методов маркетинга, сочетающего в себе стратегии качества и цены, обслуживания потребителей, сроков исполнения заказов, оптимизации взаимосвязей различных экономических субъектов, так или иначе влияющих на деятельность организации, и другие меры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в формировании мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности строительной организации ПАО «ПИК СЗ».
Для достижения поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организаций.
2. Изучить и проанализировать конкурентоспособность строительной организации ПАО «ПИК СЗ».
3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности организации ПАО «ПИК СЗ».
4. Сформировать стратегию по обеспечению конкурентоспособности организации ПАО «ПИК СЗ».
Объект исследования: организация ПАО «ПИК СЗ».
Предмет исследования: резервы повышения конкурентоспособности строительной организации ПАО «ПИК СЗ».
Практическая часть работы заключается в применении предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности организации для увеличения объема продаж, сокращения расходов, связанных с деятельностью организации, сделав организацию максимальной гибкой к изменениям внешней среды, что приведет к увеличению чистой прибыли организации.
В работе использованы такие труды таких авторов как: Асаул А.Н., Ширшиков С.П., Горфинкель В. Я., Рязанцева, Е. Е., Юданов А.Ю., Гусев Е. В., Кротков, А. И., Левшина О.Н., Титова Н.А., Аверина О. И., Горбунова Н. А., Давыдова В. В.
Информационной базой исследования послужила бухгалтерская и финансовая отчетность организации ПАО «ПИК СЗ» за 2019-2021 гг., а также статистические данные по РФ и г. Санкт-Петербургу.
Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Главной задачей любой коммерческой организации является извлечение прибыли. Именно конкурентоспособность является одной из составляющих деятельности организации для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности организации.
Для того, чтобы организация могла успешно функционировать на рынке, ей необходимо обладать тем или иным абсолютным конкурентным преимуществом. Руководитель должен уметь максимально и эффективно использовать ресурсы организации для повышения конкурентоспособности.
Чтобы организация развивалась полноценно и успешно, необходимо подобрать для нее соответствующую стратегию, четко сформировать миссию, определить возможности и слабые и сильные стороны.
В данной выпускной квалификационной работе по повышению конкурентоспособности рассматривалась строительная организация ПАО «ПИК СЗ». На основании проведенного анализа были сделаны определенные выводы и сформулированы необходимые предложения. Были изучены основные методические подходы к оценке конкурентоспособности организации, рассмотрены методы по оценке конкурентоспособности.
Финансовое состояние организации за отчетный период улучшилось и показало положительную динамику: годовая выручка составила 487 800 000 млн. руб., (на 107 639 000 млн. руб. выше, чем за предыдущий год); чистая прибыль составила 103 600 000 млн. руб.; уменьшились основные средства и стали составлять 29 789 млн. руб., (на 5 757 млн. руб. ниже, чем за предыдущий год); увеличился также показатель поступления от продаж недвижимости и составил 347 251млн. руб.
Проведенный анализ оценки конкурентоспособности организации ПАО «ПИК СЗ» показал в качестве основных конкурентов: Холдинг Setl Group; Группа ЛСР. Организации были выбраны согласно основным видам деятельности в сегменте жилья, территориальному признаку и близкой ценовой политики организации ПАО «ПИК СЗ». Данный анализ помог определить положение организации в строительной отрасли по сравнению с организациями конкурентами.
Успех ПАО «ПИК СЗ» во многом зависит от уровня конкурентоспособности предоставляемых услуг. Анализ конкурентоспособности позволяет оценить уровень своей продукции с конкурентами и выявить недостатки.
Чтобы ПАО «ПИК СЗ» занять максимально устойчивые позиции на строительном рынке, необходимо придерживаться определенной стратегии, благодаря которой можно будет выиграть время, накопить капитал, удовлетворить потребителей со среднем уровнем достатка.
В результате проведенного анализа производственно-финансовой деятельности, предлагаются следующие мероприятия по повышению конкурентоспособности строительной организации ПАО «ПИК СЗ»:
• Создание отдела технического контроля (ОТК);
• Получение бесплатного места в паркинге при покупке жилья;
• Внедрение 3D технологии;
Предлагаемые мероприятия по повышению конкурентоспособности организации ПАО «ПИК СЗ» помогут улучшить свои технико-экономические показатели в плановом периоде, обойти своих конкурентов и прочно закрепиться на строительном рынке.
1. Алексунин, В. А. Маркетинг [Текст] / В. А. Алексунин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 204 с
2. А.Н. Асаул [и др.] Формирование конкурентного преимущества субъектов предпринимательства в строительстве [Электронный ресурс]/– Электронные текстовые данные. – СПб.: Институт проблем экономического возрождения, 2014 – 240 с.
3. Барбарская М.Н. Управление конкурентоспособностью строительной организации//Основы экономики, управления и права. – 2012. - № 1.
4. Блинов А.О., Захаров В.Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №4.
5. Воронов Д. С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и
конкурентоспособности его продукции / Д.С. Воронов // Современная
конкуренция. – 2015. – №1. – С. 39–53.
6. Т.Е. Глущенко, Методология анализа конкуренции и его возможности в стратегическом управлении промышленными предприятиями/Т.Е. Глущенко// Экономические науки. – 2012. - № 86. – с. 70-73.
7. Под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / — Москва : Проспект, 2015. — 424 с.
8. Дарбаева А.Е. Теоретические аспекты конкурентоспособности
предприятий сферы сервиса / А.Е. Дарбаева // Актуальные вопросы
экономических наук: сборник материалов XLVII Международной научно- практической конференции – Новосибирск, 2015 – С. 244-248.
9. Кожухов, В. И. Оценка вклада руководителей в обеспечение конкурентных преимуществ организации [Текст] / В. И. Кожухов // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. – 2007. – № 15(1)
10. Кротков, А. И. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки [Текст] / А. И. Кротков, Ю. Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 6.
11. Ким, С. А. Маркетинг [Текст] : учебник [для студентов вузов, обучающихся по группе специальностей "Экономика и управление"] / С. А. Ким ; Федер. инст. развития образования. – Москва : Дашков и К°, 2015. – 257 с.
12. Левшина О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. М. – Юриспруденция. – 2011. – 171 с.
13. Лифиц, И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг [Текст] / И. М. Лифиц. – М. : Юрайт-Издат, 2004. – 335 с.
14. Максимова, И. В. Конкурентоспособность промышленного предприятия [Текст] / И. В. Максимова // Маркетинг. – 1996. – № 3
15. Моисеева, Ю. Н. Основные положения оценки и пути обеспечения
конкурентоспособности предприятий [Текст] / Ю. Н. Моисеева // Менеджмент
сегодня. – 2005. – № 6. – С. 15–20.
16.Минько, Э. В. Маркетинг [Текст] : [учебное пособие для вузов по специальностям, 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг», 032401 "Реклама"] / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. – Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2013. – 352 с.
17. Моисеева, Ю. Н. Основные положения оценки и пути обеспечения конкурентоспособности предприятий [Текст] / Ю. Н. Моисеева // Менеджмент
сегодня. – 2005. – № 6. – С.15–20
18. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие/ Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. – Москва: Кнорус, 2016. – 120 с.
19. Пименова Е.Н. Методы оценки конкурентоспособности // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016. № 6.
20. Рязанцева, Е. Е. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий на основе стратегического позиционирования [Текст] / Е. Е. Рязанцева // Инновации. – 2015. – № 2. – С. 113-123 с.
21. Тищенко А. Н., Хаустова В.Е., Беляев А.С. Оценка конкурентоспособности строительных предприятий с учетом их специфики // Проблемы экономики. 2013. №
22. Тарасова, Т. Ф. Методический аспект оценки конкурентоспособности организаций потребительской кооперации [Текст] / Т. Ф. Тарасова, В. А. Шлаканева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2012. – № 3(43). – С. 77–84.
23. Томпсон А. Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .— 578 с
24. Титова Н.А. Формирование и оценка конкурентоспособности предприятий розничной торговли [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Титова Н.А., Колочева В.В. – Электрон. текстовые данные, - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2013. – 100 с.
25. Фролова, Н. В. Методика анализа уровня конкурентоспособности коммерческой организации [Текст] / Н. В. Фролова, Е. В. Кашинцева //
Экономический анализ: теория и практика. – 2006. – № 20(77). – С. 55–60
26. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: практикум. М.: Маркет ДС, 2008.
27. Фудина Е.В. Инструменты и методы оценки конкурентоспособности организации // Московский экономический журнал. 2019. № 12.
28. Шихкеримова, И. А. Ключевые показатели конкурентоспособности : методика оценки конкурентоспособности компаний на основе сбалансированной системы показателей [Текст] / И. А. Шихкеримова // Российское предпринимательство. – 2015. – № 1, вып. 2. – С. 62-68.
29. Ширшиков С.П. Обеспечение конкурентоспособности малых и средних строительных организаций/дис. .. канд. экон. наук. СПб.: СПбГАСУ, 2016. 123с.
30. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2011. – 304 с.
31. ПИК Отчет об устойчивом развитии 2020 г. [Электронный ресурс]https://1.db-estate.cdn.pik-service.ru/attachment_pikru/8909000/8909899f-0bf5-11e8-ac2a-001ec9d8c6a2/pik_sustainability-report_2020ru_a7914d5a07bc65e95ddb55f3aa0fca5d.pdf
32. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]/ О. И. Аверина, Н. А. Горбунова, В. В. Давыдова, Е. Г. Лезина, Н. И. Лушенкова, Е. Г. Москалева, И. Ф. Меркулова, Е. Г. Саранцева, Л. А. Челмакина - Электронные текстовые данные. – Саранск 2012 - 333 с.
33. Консолидированная финансовая отчетность за 2021 год и аудиторское заключение независимых аудиторов Публичное акционерное общество «ПИК-специализированный застройщик» [Электронный ресурс]/ https://db-estate.media.pik-service.ru/different/2022/06/24/fs_pik_12m2021_rus_pik-sz_signed_oaBfNyeydGuhGSSj.pdf
34. Консолидированная финансовая отчетность за 2020 год и аудиторское заключение независимых аудиторов Публичное акционерное общество «ПИК-специализированный застройщик» [Электронный ресурс]/ https://0.db-estate.cdn.pik-service.ru/attachment_pikru/0/51bb6dbe-773e-11e5-8124-001ec9d8c6a2/fs_pik_12m2020_rus_pik-sz_signed_c9fab2193b78da17e13e34de62799927.pdf
35. Отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг Публичное акционерное общество «ПИК-специализированный застройщик» Код эмитента: 01556-A
за 12 месяцев 2021 г [Электронный ресурс]/ https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=44&type=5
36. Публичное акционерное общество «Группа Компаний ПИК» Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчетность по состоянию на 30 июня 2019 года и за шесть месяцев, закончившихся на указанную дату [Электронный ресурс]/ https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=44&type=5
37. Отчет об устойчивом развитии ПАО «ПИК СЗ» [Электронный ресурс]. URL: - https://0.db-estate.cdn.pik-service.ru/attachment_pikru/0/80f561ae-bcf2-11e9-93b0-0050568d0d31/pik_sustainability-report_2019-ru_ee03e13085f4714a13cd280945d2563f.pdf
38. Рейтинг крупнейших застройщиков России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/443957-20-krupnejsih-zastrojsikov-2021-rejting-forbes
39. Кредитный рейтинг ПАО «ПИК СЗ» со стабильным прогнозом [Электронный ресурс]. - URL: https://ratings.ru/ratings/press-releases/PIKSZ-RA-121022/
40. Данилова, В. Ю. Конкурентоспособность строительной организации / В. Ю. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53503/
41. ПАО «ПИК СЗ» партнеры [Электронный ресурс]. - URL https://www.pik.ru/spb/mortgage/partners