ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни 7
1.1 Духовно-нравственное воспитание детей шестого года жизни как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни 21
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного развития детей шестого года жизни 21
2.2 Методика духовно- нравственного воспитания детей шестого года жизни 27
2.3 Динамика духовно-нравственного развития у детей шестого года жизни 31
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни 7
1.1 Духовно-нравственное воспитание детей шестого года жизни как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни 21
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного развития детей шестого года жизни 21
2.2 Методика духовно- нравственного воспитания детей шестого года жизни 27
2.3 Динамика духовно-нравственного развития у детей шестого года жизни 31
Заключение 36
Список используемой литературы 39
В нашем современном мире за последние десятилетия как никогда стали актуальными задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников. Эти задачи чётко прописаны в основных нормативных документах: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Православный компонент дошкольного образования к ООП ДО в соответствии ФГОС ДО.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский при разработке воспитательной системы о всестороннем развитии личности совершенно ясно дал понять, что системообразующий признак развития личности - это нравственное воспитание. Он писал: «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности». С его точки зрения «нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [29].
Изменения в политическом и социально-экономической сфере ведут к изменениям и в нравственном воспитании подрастающего поколения. В духовно-нравственном развитии ребёнка дошкольного возраста появились негативные тенденции: дети практически перестали слушать и читать книги - этому занятию они находят замену в просмотре мультфильмов, которые по своему содержанию не всегда являются образцом морали и нравственности; во многих современных семьях материальные ценности ставятся гораздо выше моральных, что так же приводит к искажению представлений о понятиях «патриотизм и гражданственность». Именно поэтому проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников стоит как никогда остро.
«Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях (Братусь Б.С., Коваль H.A., Маллаев Д.М., Котова И.Б., Пономаренко В.А., Черняев В.В. и др.).» [3,5].
Отечественные ученые (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева и др.) установили, что старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовнонравственного воспитания детей.
Главной задачей педагога при решении вопроса в духовно-нравственном развитии дошкольников является создания необходимых психолого-педагогических условий. Педагогическое воздействие - это не только формирование у ребёнка каких-либо навыков, а в первую очередь - решение задачи нравственного воспитания.
Поскольку проблема духовно-нравственного воспитания детей шестого года является актуальной, она была набрана для более глубокого изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей шестого года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание детей шестого года жизни возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• Дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки уровня духовно- нравственного развития детей шестого года жизни;
• Организация совместной деятельности педагога и воспитанников с использованием цикла занятий по духовно-нравственному воспитанию детей шестого года жизни;
• Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно- нравственного воспитания и диалогического общения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень духовно-нравственного развития детей шестого года жизни.
3) Апробировать психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ, синтез и обобщение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретической основой исследования являются:
• идеи о необходимости духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина);
• вопросы влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни (М.Я. Басов, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л.С. Леонтьев, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова).
Теоретическая значимость исследования: в работе дано теоретическое обоснование психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке цикла занятий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
База опытно-практической работы: СП «Детский сад №6» ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский при разработке воспитательной системы о всестороннем развитии личности совершенно ясно дал понять, что системообразующий признак развития личности - это нравственное воспитание. Он писал: «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности». С его точки зрения «нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [29].
Изменения в политическом и социально-экономической сфере ведут к изменениям и в нравственном воспитании подрастающего поколения. В духовно-нравственном развитии ребёнка дошкольного возраста появились негативные тенденции: дети практически перестали слушать и читать книги - этому занятию они находят замену в просмотре мультфильмов, которые по своему содержанию не всегда являются образцом морали и нравственности; во многих современных семьях материальные ценности ставятся гораздо выше моральных, что так же приводит к искажению представлений о понятиях «патриотизм и гражданственность». Именно поэтому проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников стоит как никогда остро.
«Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях (Братусь Б.С., Коваль H.A., Маллаев Д.М., Котова И.Б., Пономаренко В.А., Черняев В.В. и др.).» [3,5].
Отечественные ученые (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева и др.) установили, что старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовнонравственного воспитания детей.
Главной задачей педагога при решении вопроса в духовно-нравственном развитии дошкольников является создания необходимых психолого-педагогических условий. Педагогическое воздействие - это не только формирование у ребёнка каких-либо навыков, а в первую очередь - решение задачи нравственного воспитания.
Поскольку проблема духовно-нравственного воспитания детей шестого года является актуальной, она была набрана для более глубокого изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей шестого года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание детей шестого года жизни возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• Дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки уровня духовно- нравственного развития детей шестого года жизни;
• Организация совместной деятельности педагога и воспитанников с использованием цикла занятий по духовно-нравственному воспитанию детей шестого года жизни;
• Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно- нравственного воспитания и диалогического общения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень духовно-нравственного развития детей шестого года жизни.
3) Апробировать психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ, синтез и обобщение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретической основой исследования являются:
• идеи о необходимости духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина);
• вопросы влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни (М.Я. Басов, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л.С. Леонтьев, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова).
Теоретическая значимость исследования: в работе дано теоретическое обоснование психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке цикла занятий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
База опытно-практической работы: СП «Детский сад №6» ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребёнка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравственной позиции личности. Эта идея нашла отражение в современных концепциях дошкольного воспитания, в создании личностно-ориентированной модели образовательного процесса, отличительной особенностью которой является учёт индивидуальности ребёнка, его чувств и эмоций.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации" определено, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на приоритете общечеловеческих ценностей. В статье 87 указывается на то, что «...в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены такие образовательные и воспитательные формы работы, которые направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах.» [33].
Проанализировав литературу по данной проблеме, можно с уверенностью говорить о том, что развитие ребёнка шестого года во многом зависит от организации психолого-педагогических условий и создании развивающей предметно-пространственной среды. Педагоги для дошкольников должны создавать все условия для духовного воспитания и возможность «вычерпывать» из них информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Мы установили, что ценности воспитания предоставляет собой «... человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколение в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека культурных образцах жизни межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения.» [14, с 30]:
Духовно-нравственное воспитание детей шести лет заключается в освоении ими в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний, формирование нравственных качеств личностной самореализации, приобщения к культуре семьи, социальной группы, народа, общества, социализации в современном обществе.
Сделанные нами теоретические выводы подтвердились в процессе экспериментальной работы, которую мы провели на базе СП «Детский сад № 6» ГБОУ ООШ № 5 г.о. Октябрьск с детьми шести лет. В экспериментальную группу было включено 10 человек.
На констатирующем этапе эксперимента изучение уровня духовно-нравственного воспитания детей шести лет посредством создания необходимых психолого-педагогических условий показало, что большая часть детей обладает средним и низким уровнем духовно-нравственного воспитания.
На формирующем этапе эксперимента, с целью повышения духовно-нравственного воспитания детей шести лет, было разработано восемь занятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей.
Работа на формирующем этапе эксперимента позволила нам выделить наиболее действенные формы и методы работы:
• духовно-образовательные (занятия, беседы, устные поручения);
• воспитательно-оздоровительные (праздники, подвижные игры, сюжетно-ролевые и строительные игры, походы, викторины);
• культурно-познавательные (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов);
• нравственно-трудовые (труд по самообслуживанию, продуктивная деятельность).
Таким образом, в ходе исследования была доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что повышение уровня духовно-нравственного воспитания детей шести лет возможно при правильно созданных психолого-педагогических условиях. В нашей работе - это разработка цикла занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей шести лет.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации" определено, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на приоритете общечеловеческих ценностей. В статье 87 указывается на то, что «...в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены такие образовательные и воспитательные формы работы, которые направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах.» [33].
Проанализировав литературу по данной проблеме, можно с уверенностью говорить о том, что развитие ребёнка шестого года во многом зависит от организации психолого-педагогических условий и создании развивающей предметно-пространственной среды. Педагоги для дошкольников должны создавать все условия для духовного воспитания и возможность «вычерпывать» из них информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Мы установили, что ценности воспитания предоставляет собой «... человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколение в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека культурных образцах жизни межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения.» [14, с 30]:
Духовно-нравственное воспитание детей шести лет заключается в освоении ими в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний, формирование нравственных качеств личностной самореализации, приобщения к культуре семьи, социальной группы, народа, общества, социализации в современном обществе.
Сделанные нами теоретические выводы подтвердились в процессе экспериментальной работы, которую мы провели на базе СП «Детский сад № 6» ГБОУ ООШ № 5 г.о. Октябрьск с детьми шести лет. В экспериментальную группу было включено 10 человек.
На констатирующем этапе эксперимента изучение уровня духовно-нравственного воспитания детей шести лет посредством создания необходимых психолого-педагогических условий показало, что большая часть детей обладает средним и низким уровнем духовно-нравственного воспитания.
На формирующем этапе эксперимента, с целью повышения духовно-нравственного воспитания детей шести лет, было разработано восемь занятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей.
Работа на формирующем этапе эксперимента позволила нам выделить наиболее действенные формы и методы работы:
• духовно-образовательные (занятия, беседы, устные поручения);
• воспитательно-оздоровительные (праздники, подвижные игры, сюжетно-ролевые и строительные игры, походы, викторины);
• культурно-познавательные (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов);
• нравственно-трудовые (труд по самообслуживанию, продуктивная деятельность).
Таким образом, в ходе исследования была доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что повышение уровня духовно-нравственного воспитания детей шести лет возможно при правильно созданных психолого-педагогических условиях. В нашей работе - это разработка цикла занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей шести лет.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ У
ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании (Псковский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного народного творчества
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия формирования нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020





