Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ СОШ № 5 4 «А» класс.
Выборка: 10 младших школьников.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей ребёнка на уроке и во внеурочное время. 6
I.1. Понятие творческих способностей в психолого-педагогической литературе. 6
I.2. Роль урочных занятий в развитии младших школьников. 11
I.3. Роль внеурочных занятий в развитии младших школьников. 13
Глава II. экспериментальная работа по развитию творческих способностей ребёнка на уроке и во внеурочное время. 18
II.1. Исходный уровень развития творческих способностей младших школьников. 18
II.2. Методические рекомендации учителю по развитию творческих способностей ребёнка на уроке и во внеурочное время. 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 34
Проблеме развития способностей посвящено значительное количество исследований, в которых способности, в основном понимаются как индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит процесс усвоения знаний, умений и навыков, но которые нельзя приравнять к самим этим знаниям, умениям и навыкам.
Способности - это возможность, необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут исчезнуть, так и не развившись.
Психологи, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивают их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится, в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.
Серьезной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезной проверки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на том лишь основании, что ребенок не овладел еще необходимыми умениями и навыками, прочными знаниями, сложившимися приемами работы. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему заслуженную славу.
Необходимость воспитания высоко¬одаренных людей была осознана достаточно давно. В наши дни существуют специаль¬ные программы по работе с талантливыми детьми.
Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы моей курсовой работы «Развитие творческих способностей ребенка на уроке и во внеурочное время».
Актуальность темы исследования заключается в том, что творческие способности позволяют создать наиболее комфортные условия для существования, преобразуют мир, приспосабливая его к запросам и интересам человека.
Цель исследования: определение системы методов развития творческих способностей ребенка на уроке и во внеурочное время.
Объект исследования: творческие способности ребенка.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников будет более эффективно, если педагог знает особенности развития младших школьников, владеет техниками, приемами и методами развития творческих способностей.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «творческие способности», выявить его особенности в условиях современных образовательных систем.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и опыт педагогов-практиков;
3. Определить направленность и степень проявления отдельных способностей у детей младшего школьного возраста;
4. Разработать и апробировать комплекс упражнений, задач и заданий направленных на развитие творческих способностей младших школьников.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ и систематизация психолого-педагогической, научной, методической литературы, опыта педагогов-практиков;
Эмпирические: анализ, синтез, диагностическое исследование, обобщение, выводы
База исследования: МБОУ СОШ №5 4 класс
Анализируя психолого–педагогическую литературу, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а развитие их проходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобретает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь (одни, получив ее, тем не менее, продвигаются весьма медленно, другие в тех же условиях показывают заметные успехи), можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей. Если в психологических тестах, составленных в соответствии со строгими научными требованиями, удастся смоделировать важнейшие условия развития человека и уловить динамику приобретения знаний и умений, то такие испытания позволят достаточно быстро измерять и выражать количественно уровень способностей человека и тем самым оказывать помощь практике.
В проведенном мной исследовании, развитие творческих способностей учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Теоретико-экспериментальное исследование показало, что наиболее целесообразным основанием для нашей работы является использование системного подхода к разработке комплекса творческих заданий, представляющей целостную, уровневую, цикличную систему, структура которой состоит из компонентов - целевого, содержательного, деятельностного, результативного.
Так же был выявлен ряд педагогических условий эффективного функционирования комплекса творческих заданий, который включает:
1) диагностику уровня развития креативных способностей младших школьников;
2) личностно-деятельностное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе организации творческой деятельности;
3) обеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках дополнительной учебной программы.
Анализ эффективности реализации комплекса творческих заданий и условий ее функционирования позволил зафиксировать позитивные количественные и качественные изменения уровня развития творческих способностей младших школьников.
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза об эффективности развития креативных способностей младших школьников с помощью комплекса творческих заданий доказана, поставленные задачи решены.
Проведенное исследование показало значимость внедрения его результатов в практику современной начальной общеобразовательной школы, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы.
1. Батищев Г.С. Диалектика творчества. - М.: Просвещение, 1984. – с.247.
2.Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. - № 5. – с.98.
3. Богоявленская Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1998 г. – с.315.
4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М., Просвещение, 1973. — 95 с.
5.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. - М. Просвещение, 1991г. – с.127.
6. Голубева Е.А. Способности и индивидуальность. -М.: Прометей,1994. – с. 134.
7. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М., Просвещение, 1984. — 189с.
8. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. – с. 248
9. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. – с. 356
10.Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. – с. 235
11. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. /Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. - с.360
12. Развитие и диагностика способностей //Под ред. В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 1991. – с. 316
13. Рубинштейн С. Л. Избранные труды. Т. 1. —М.: Академия, С. 15—41.
14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.:Педагогика, 2000. – с. 456
15. Способности и наклонности. — М., 1989. – с. 324.
16. Теплов Б. М. Избранные труды. В 2-х тт. Т. 1. — М., 1985. — с. 368.
17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб: Питер, 1997. – с.378.
18. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личнос-ти. — М.: Просвещение, 1986. — с.158.