Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 4 беременные девушки в возрасте от 25 до 28 лет с негативным отношением к беременности, сопровождающейся выраженным желанием её прервать.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В СОСТОЯНИИ КРИЗИСНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ..7
1.1. Психоаналитический подход к пониманию периода беременности в развитии женщины…7
1.2. Психологический кризис беременности: нормально протекающая и кризисная беременность в психоаналитическом подходе.32
1.3. Женщина в состоянии кризисной беременности: психолого-психоаналитический взгляд37
Выводы по теоретическому исследованию…38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ……………………………………………………………..40
2.1. Методология исследования…40
2.2. Результаты исследования женщин в состоянии кризисной беременности……40
2.2.1 Метапсихологический профиль Ирина42
2.2.2. Метапсихологический профиль Ольга…………………………...51
2.2.3. Метапсихологический профиль Анна…………………………….61
2.2.4 Метапсихологический профиль Елизавета……………………..…70
2.2.5 Сравнительный анализ случаев……78
2.3. Психоаналитическое сопровождение женщин в состоянии кризисной беременности..81
Выводы по эмпирическому исследованию…85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЯ……………...……………………………………………
Современные исследования в области психологии материнства свидетельствуют о том, что проблема готовности женщин к материнству, а также динамики переживания женщин во время беременности и после родов остается недостаточно разработанной. Большинство исследований в области отклоняющегося материнского поведения показывают, что на формирование готовности женщины к принятию новой социального статуса матери влияет огромное количество факторов, сложно взаимодействующих между собой, которые изменяют и подготавливают сознание и самосознание будущей матери к рождению ребенка. Среди этих факторов: репродукция родительского опыта, личностные особенности женщин, изменения в эмоциональном состоянии и др. В современных исследованиях поднимается проблема взаимосвязи того, как формируется материнский статус и как изменяется состояние сознания женщин в различные периоды репродукции.
Большинство исследователей выделяют беременность как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. Если у беременной женщины есть неизжитые детские травмы, острые внутриличностные конфликты или сложности во взаимодействиях с матерью, то женщине придется тяжело переживать период беременности. На это могут повлиять модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. Личностные изменения беременной женщины характеризуются инфантилизацией, обострением внутриличностных конфликтов, повышением зависимости, уровня тревожности.
Материнское отношение возникает постепенно за счет тонких механизмов регуляции, собственных сензитивных периодов и запускающих стимулов. Успех его развития напрямую зависит от пережитого опыта взаимодействия с собственной матерью, степени отработки опеки в детско-ролевых играх, проявления заботы к сиблингам.
Во внимание также принимаются различные факторы, ведущие к благоприятной адаптации женщины к материнству, среди которых: особенности личности беременной женщины, история ее жизни, степень адаптации к супружеству, степень удовлетворенности эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье.
Проводимые ранее исследования в рамках психоаналитического подхода позволили выявить личностные особенности беременной женщины, которые могут привести к отрицанию беременности и плода. К ним относятся инфантильность, эгоцентризм, повышенная агрессивность. Свое начало они берут из детского опыта, связанным с сексуальностью, который стал травмирующим. Специфичное протекание беременности отмечается у матерей, намеренных отказаться от ребенка. Проявляются серьезные искажения в восприятии младенца, которые начинают проявляться еще во время вынашивания ребенка. У таких беременных женщин можно наблюдать яркие перцептивные искажения, захватывающие область телесной чувствительности, что приводит к гипоэстезии и гиперэстезии шевеления плода. В связи с этим, беременность опознается поздно, соответственно чувство привязанности не развивается, вместо этого формируется инфантицидный комплекс, который проявляется в стремлении выйти из состояния беременности путем аборта параллельно с отрицанием этого побуждения, так как оно вызывает острое чувство вины.
Степень изученности проблемы. Психоаналитический подход к беременности описан в трудах таких исследователей как М. С. Ловейкина, Г. Г. Филлипова, З. Фрейд, Е. Эриксон, Дж. Кэстенберг и другие [31, 48, 49, 50, 51, 53, 70, 77].
Изучением вопросов, связанных с психологическим кризисом беременности занимались и продолжают заниматься многие исследователи. Среди них Л. Д. Жедунова, Е. С. Мордас, Д. Пайнз, Ф. Тайсон, К. Хорни и другие [24, 35, 36, 37, 44, 57, 80].
Цель исследования: изучение особенностей личности женщины в период кризисной беременности с позиции психоаналитического подхода.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование особенностей личности женщин в период кризисной беременности
2. Выявить характер объектных отношений, фантазий, изменения Супер-Эго, самооценки, бессознательного конфликта, защитных механизмов, используя метапсихологический профиль, созданный на основе интервью Г. Бибринг.
3. Исследовать эмоции, ведущие мотивы и ценности, аффективные конфликты, способы защит и решения конфликтов, а также индивидуальные особенности аффективной жизни женщины в период беременности, используя Тематический апперцептивный тест Г.А. Мюррей (в дальнейшем ТАТ).
Объект исследования: личность женщин в период беременности в психоаналитическом подходе.
Предмет исследования: личность женщин в состоянии кризисной беременности.
Гипотеза исследования: в период кризисной беременности особенности личности женщины характеризуются низкой самооценкой, депрессивным состоянием, расстройством настроения и аффективных состояний, проявления Супер-эго, наличием высокой тревожности.
Методы исследования: обзорно-аналитический, тестирование, кейс-стади, психоаналитическая интерпретация, количественно-качественные методы обработки результатов.
Методики исследования:
1. Клиническое интервью Г.Бибринг (адаптированное Е. С. Мордас и Н. В. Голиковой [38]),
2. Тематический апперцептивный тест Г.А. Мюррей.
Характеристика выборки. В исследовании участвовали 4 беременные девушки в состоянии кризисной беременности в возрасте от 25 до 28 лет.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении трудностей наступления и вынашивания беременности с точки зрения психоанализа; изучении особенностей и направлений развития женской идентичности в период беременности; описании особенностей психологического сопровождения женщин в период беременности.
Практическая значимость исследования результатам проведенного исследования можно найти применение в деятельности психологов, консультантов в работе с женщинами репродуктивного возраста с целью осмысления личности клиентов и оказания психологической помощи женщинам. Практическую значимость исследования можно определить тем, что сформулированные теоретические положения и достигнутые эмпирические данные могут быть базой для формирования психологической поддержки женщины в период беременности.
Таким образом, в ходе нашего исследования была достигнута поставленная во введении цель - изучение особенности развития личности женщины в период кризисной беременности с позиции психоаналитического подхода. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
Проведено теоретическое исследование особенностей личности женщины в период кризисной беременности с позиции психоаналитического подхода таких авторов, как М. С. Ловейкиной, Г. Г. Филлиповой, З. Фрейда, Е. Эриксона, Дж. Кэстенберга, Л. Д. Жедуновой, Е. С. Мордас, Д. Пайнз, Ф. Тайсона, К. Хорни и др.
Отмечены работы Дж. Кестенберг, Х. Дойч, Т. Бенедек, Д. Пайнз, в которых беременность характеризовалась, как кризисное понятие. Изучен психоаналитический подход Г. Бибринг и ее опыт исследования беременных женщин.
Проведено эмпирическое исследование четырех беременных женщин на основе адаптированного интервью Г. Бибринг, включая ТАТ Г. Мюррей. По итогу исследования были сформулированы ключевые выводы, согласно поставленным задачам:
Для всех без исключения беременность провоцирует аффективные состояния. Обследуемые отмечают недовольство к себе, в некоторых случаях разочарование. Степень нарциссизма испытуемых средняя. У всех исследуемых женщин доминируют примитивные защитные механизмы (отрицание, избегание, магическое мышление).
У всех исследуемых женщин наблюдается присутствие депрессивных тенденций на разных уровнях и повышенная тревожность, а также наличие внутреннего конфликта, который проявляется в виде тошноты, рвоты, ухудшенного физического и морального состояния. У двух беременных женщин присутствует желание прервать беременность.
Характер Супер-Эго в большей степени смягчен: фиксируется стремление к позволению собственного удовольствия, проявляются агрессивные тенденции.
Характер восприятия кризисной беременности зависит от структуры личности и ее типа. При этом, отмечается соответствующая этапам беременности последовательность отыгрывания фиксаций стадий психосексуального развития.
Для женщин с пограничной структурой личности в отличие от невротической будет характерна более острая форма протекания кризиса беременности, т.к. проявленный регресс способствует актуализации травмирующего опыта и обострению глубинных конфликтов.
Были выявлены скрытые агрессивные фантазии, наряду с явно выраженными инфантицидными стремлениями. Амбивалентное отношение к беременности и к себе встречаются у двух испытуемых.
Идентификация формируется с материнской фигурой. В каждом случае отмечается актуализация примитивных защит.
Выводы, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают предварительную гипотезу о том, что в период кризисной беременности особенности личности женщины характеризуются низкой самооценкой, депрессивным состоянием, расстройством настроения и аффективных состояний, проявления Супер-Эго, наличием высокой тревожности.
Несмотря на значительный объем проделанной нами работы и достигнутых результатов, данное исследование следует развивать и расширять по ряду параметров: количество участниц исследования, глубина и длительность анализа, дополнение инструментов исследования для формирования прогрессивных методов психоаналитической деятельности в области работы с беременными женщинами.
1 Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 131–143.
2 Баженова О. Б. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова, Л. Л. Баз, О. А. Копыл // Cинапс. - 1993. - № 4. – С. 35-42.
3 Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства. // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. – 1996. - №4. - С. 69-70.
4 Батуев А. С. Психофизиологические основы доминанты материнства // Валеология / А. С. Батуев. – 2003. – № 3. - С. 27-29.
5 Безруков С. Психологическое консультирование женщин по вопросам сохранения беременности / С. Безруков. – Пенза: КотОМ, 2017. — 88 с.
6 Бердникова Ю. Л. Психология и психоанализ беременности / Ю. Л. Бердникова — «ЛитРес: Самиздат», 2018. – 136 с.
7 Бибринг Г.Л. Беременность как нормальный кризис [Текст] / Г. Л. Бибринг // Дефектология. –2008. № 2.– С. 72–75.
8 Бонапарт М. Женская сексуальность / М. Бонапарт. - Санкт-Петербург: Культурная инициатива, 2010. - 384 с.
9 Брутман В. И., Варга А. Я., Радионова М. С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей // Ежегодник Российского психологического общества. Психология сегодня. М., 1996, Т.2, С.151.
10 Брутман В. И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю., Хамитова И. Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Семейная психология и семейная психотерапия. - № 3. - 1999, - С.14-35.
11 Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери. // Психологический журнал. - № 2. – 2000. - С.79-87.
12 Брутман В. И. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия. // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества, Т.2, вып. 4. / В. И. Брутман, С. Н. Ениколопов, Л. В. Миледина. – 1996. - С.153-154.
13 Брутман В. И. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты проблемы) // Вопросы психологии / В. И. Брутман, С. Н. Ениколопов, М. С. Радионова. – 1995. - № 1. - С. 33-40.
14 Брутман В. И. Некоторые психологические особенности женщин, отказывающихся от новорожденных // Сироты России: проблемы, надежды, будущее / В. И. Брутман, С. Н. Ениколопов, М. С. Радионова. - 1994. - С. 23-24.
15 Брутман В. И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии / В. И. Брутман М. С. Радионова. – 1997. - № 7. - С. 38-47.
16 Брутман В. И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. // Мать, ребенок, семья. Современные проблемы. Сб. материалов конференции / В. И. Брутман, Г. Г. Филлипова, И. Ю Хамитова. - 2000. – С. 59-68.
17 Васина А. Н. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода [Текст] / А. Н. Васина — М. : УРАО, 2005. – 160 с.
18 Васильева О. С. Групповая работа с беременными женщинами: социально–психологический аспект [Текст] / О. С. Васильева, Е. В. Могилевская // Психол. журнал, 2001. № 1.– С. 83 – 84.
19 Васягина Н. Н. Внутриличносгные детерминанты самосознания матери [Текст] / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун–т. Екатеринбург, 2008. — 135 с.
20 Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / Д. В. Винникотт. - М. : Независимая фирма «Класс», 1998. – 80 с.
21 Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа. Учебник [Текст] / Р. Р. Гринсон; Пер. с англ. С. А. Баклушинский, И. Ю. Баклушинская. – М. : Когито – Центр, 2010. – 478 c.
22 Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом. [Текст] — М. : АСТ; Изд–во Института трансперсональной психологии; Изд–во К. Кравчука, 2003. — 383 с.
23 Дойч Э. Психология женщины [Текст] // Хрестоматия по перинатальной психологии /Сост. А. Н. Васина. – М.: УРАО, 2005. С. 102–108.
24 Жедунова Л. Г. Личностные детерминанты переживания кризиса первой беременности // Ярославский педагогический вестник / Л. Г. Жедунова, Д. А. Пономарёва. – 2010. - №1. - С.181-184.
25 Ким Е. В. Возможности внутриличностных защит и стратегий совладания в преодолении психологического кризиса, психологического кризиса беременности / Е. В. Ким : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 609-614.
26 Кляйн М. и др. Развитие в психоанализе. [Текст] /Академический Проект, М, 2001. - 512 с.
27 Кузнецова Л. Э. Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения [Текст] / Л. Э.Кузнецова, К. Э. Хошаби // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1362 – 1366.
28 Кулешова К. В. Беременность как период психологической трансформации [Текст] / К.В. Кулешова, Н.Д. Творогова // РМЖ. Мать и дитя. — 2015. — № 14. — С. 857.
29 Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2000. – 243 с.
30 Леус Т. В. Материнство – опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины [Текст] / Т. В. Леус. – М., 2005. – 289 с.
31 Ловейкина М. С. Психоаналитический подход к пониманию беременности и материнства // Молодежь и наука : актуальные проблемы педагогики и психологии / М. С. Ловейкина, И. В. Гужва. – 2016. - №1. – С. 84-85.
32 Маслова В. Э. Психологическое состояние женщины в период беременности [Текст] / В. Э. Маслова // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 454 – 455.
33 Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству [Текст] / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18–28.
34 Минюрова С. А., Тетерлева Е. А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства [Текст] / С. А. Минюрова, Е. А. Тетерлева// Вопросы психологии. –2003.– № 4. – С. 63–76.
35 Мордас Е. С. Беременность как стадия личностного развития женщины // Консультативная психология и психотерапия / Е. С. Мордас. - 2018. - № 2. С. 135—150.
36 Мордас Е. С. Психоаналитическая диагностика в период женщины в период беременности: пособие по психологии [Текст] / сост., авт. вступ. ст. Е. С. Мордас. – Пенза, 2019. – 64c.
37 Мордас Е. С. Психологический кризис беременности //Akademicka psychologie / Е. С. Мордас. – 2017. – №. 1. – С. 39-48.
38 Мордас Е. С. Метапсихологический профиль для исследования женщин в период беременности / Е. С. Мордас, Н. В. Голикова
39 Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела / Д. Пайнз. - СПб. : Корвет, 2016. – 194 с.
40 Радионова М. С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка / М. С. Радионова. - М., 1997. – 157 с.
41 Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ беременности [Текст]: уч. пособ. по психологии материнства / Д. Я. Рагородский. – Самара : БАХРАХ – М, 2003. – 782 с.
42 Симона де Бовуар Этика подлинного существования. – М. : Прогресс, 1997. – 242 с.
43 Смирнова Е. А. Что нужно женщине, которая «уже всё решила». Консультирование в ситуации кризисной беременности / Е. А. Смирнова. — М. : 2013. – 128 с.
44 Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Ф. Тайсон, Р. Тайсон. - М. : Деловая книга, 1998. – 524 с.
45 Тетерлева Е. А. Психологическое сопровождение материнства: Смысловое переживание материнства: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Минюрова, Е. А. Тетерлева; Урал. гос. пед. ун–т. – Екатеринбург, 2005. – 166 с.
46 Тетерлева Е. А. Смысловое переживание материнства // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире [Текст] / Е.А. Тетерлева // Урал. гос. пед. ун–т. Екатеринбург, 2004. – 199 c.
47 Фанти С. Микропсихоанализ [Текст] / С. Фанти. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1997. - 4000 с.
48 Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход Психологический журнал / Г. Г. Филлипова. - 1999. - № 5. - С. 81–88.
49 Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие / Г. Г. Филлипова. - М.: Жизнь и Мысль, 1999. - 190 с.
50 Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г. Г. Филлипова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
51 Филиппова, Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ) [Текст] : дис. д-ра психол. наук / Г. Г. Филиппова. – М. , 2000. – 449 c.
52 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М. 1993. - 140 с.
53 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. - М. : Наука, 1989. – 420 с.
54 Фромм Э. Все оттенки порока / Э. Фромм, С. Бовуар. – М. : Алгоритм Литагент, 2015. - 197 c.
55 Фурманов И. А Психологические проблемы материнства и детства / И. А Фурманов. - Калининград : Янтарный сказ, 2001. — 80 с.
56 Хилл М. О родах - позитивно. Новый подход к беременности, родам и первым неделям после / М. Хилл. М. : Светло, 2019. – 440 с.
57 Хорни К. Женская психология: пер. с англ. / К. Хорни. - СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. - 222 с.
58 Чебакова Ю. В. Формирование аффективно–когнитивных взаимосвязей в структуре репрезентации тела в контексте проблемы психосоматического развития [Текст] / Ю.В. Чебакова // Клиническая и специальная психология. — 2016. — Т. 5. — № 4. C. 1—25.
59 Чумакова Г. Н. Перинатальная психология / Г. Н. Чумакова, П. И. Сидоров., Е. Г. Щукина. – СПб. : Специальная литература, 2015. – 143 с.
60 Эйдмиллер Э. Г. Детская психиатрия / Э. Г. Эйдмиллер. – СПб. : Национальная медицинская библиотека, 2005. – 1120 с.
61 Эриксон Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб. : СВЕТОЧ, 1996. – 334 с.
62 Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России / А. М. Эткинд. – М. : Класс, 2016. – 592 c.
63 Abraham K. Character-Formation on the Genital Level of the Libido. Selected Papers on Psycho-Analysis London: Hogarth Press, 1927.
64 Benedek T. Psychosexual Functions in Women New York: Ronald Press, 1952.
65 Benedek T. Sexual Functions in Women and Their Disturbances. In: American Handbook of Psychiatry ed. S. Arieti. New York: Basic Books, 1959.
66 Bibring G. Some Considerations of the Psychological Processes in Pregnancy // The Psychoanalytic Study of the Child. - 1959. - Vol. 14. P. 113-121.
67 Bibring G. et al. A Study of the Psychological Processes in Pregnancy and of the Earliest Mother-Child Relationship – I. Some Propositions and Comments // The Psychoanalytic Study of the Child. - 1961. - Vol. 16. P. 9–24.
68 Bibring G. et al. A Study of the Psychological Processes of the earliest mother-child relationship – II. Methodological Considerations // The Psychoanalytic Study of the Child. 1961. Vol. 16. P. 25–72.
69 Bohein G., Hagekull B. “Good mothering”: maternal attitudes and mоther-infant interaction. Third Congress of the World Association for Infant Psychiatry and Allied Disciplins (1986, Stockholm, Sweden). // Infant Mental Health J., 1987. - Win.,8. - № 4. - Р. 352-363.
70 Bowen M. Family therapy in clinical practice. New York: Janson Aronson, 1978. – 565 р.
71 Bowen M. Key to the use of genograme // In E.A.Carter & M.M.Goldrick (Eds) The family cycle: A framework for family therapy. New York: Gardner Press, 1980.
72 Coleman R. W., Kris E., & Provence S. Study of the Variations of Early Parental Attitudes // The Psychoanalytic Study of the Child. - 1953. - Vol. VIII. P. 20–47.
73 Erikson E. H. Childhood and Society New York: Norton, 1950.
74 Fries M. E. & Levi B. Interrelated Factors in Development: A Study of Pregnancy, Labor, Delivery, Lying-in Period and Childhood. // American Journal of Orthopsychiaty. - 1938. - Vol. VIII. P. 726 – 752.
75 Grossman M.L. Early child development in the context of mothering experiences. // Child Psychiatry and Human Development, 1975. - v. 5. - № 4. - Р.216-223.
76 Hill R. Generic features of families under stress. I: Parad, H J, 1965.
77 Josten L. Contrast in prenatal preparation for mothering. // Mat. Child Nurs. J., 1982. - Sum.v.11. - № 2. - Р.65-73.
78 Kestenberg J. Regression and reintegration in pregnancy // Journal of the American Psychoanalytic Association. - 1976. - Vol. 24. - P. 213–250.
79 Klein H., Potter H. & Dyk R. B. Anxiety in Pregnancy and Childbirth. New York: Paul B. Hoeber, 1950.
80 Pines D. & Rivera. Pregnancy and Motherhood: interaction between fantasy and reality. // British Journal of Medical psychology. – 1972. - v.45. - Р.333-343.
81 Senn M. J. E., Ed. Problems of Early Infancy New York: Josiah Macy, Jr. Foundation, 1948.
82 Spitz R. A. Relevancy of Direct Infant Observation. // The Psychoanalytic Study of the Child. - 1950. - Vol. V. P. 66–73.
83 Varga A., Hamitova I., Sidorova V. Deviant mother, her parental family and baby perception. Reconciliation. New voices for a new era. XXII IFTA Family Therapy World Congress. - Р.162.