Психоаналитическое исследование личности женщин в состоянии кризисной беременности (Московский Институт Психоанализа)
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 4 беременные девушки в возрасте от 25 до 28 лет с негативным отношением к беременности, сопровождающейся выраженным желанием её прервать.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В СОСТОЯНИИ КРИЗИСНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ..7
1.1. Психоаналитический подход к пониманию периода беременности в развитии женщины…7
1.2. Психологический кризис беременности: нормально протекающая и кризисная беременность в психоаналитическом подходе.32
1.3. Женщина в состоянии кризисной беременности: психолого-психоаналитический взгляд37
Выводы по теоретическому исследованию…38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ……………………………………………………………..40
2.1. Методология исследования…40
2.2. Результаты исследования женщин в состоянии кризисной беременности……40
2.2.1 Метапсихологический профиль Ирина42
2.2.2. Метапсихологический профиль Ольга…………………………...51
2.2.3. Метапсихологический профиль Анна…………………………….61
2.2.4 Метапсихологический профиль Елизавета……………………..…70
2.2.5 Сравнительный анализ случаев……78
2.3. Психоаналитическое сопровождение женщин в состоянии кризисной беременности..81
Выводы по эмпирическому исследованию…85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЯ……………...……………………………………………
Выборка: 4 беременные девушки в возрасте от 25 до 28 лет с негативным отношением к беременности, сопровождающейся выраженным желанием её прервать.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В СОСТОЯНИИ КРИЗИСНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ..7
1.1. Психоаналитический подход к пониманию периода беременности в развитии женщины…7
1.2. Психологический кризис беременности: нормально протекающая и кризисная беременность в психоаналитическом подходе.32
1.3. Женщина в состоянии кризисной беременности: психолого-психоаналитический взгляд37
Выводы по теоретическому исследованию…38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ……………………………………………………………..40
2.1. Методология исследования…40
2.2. Результаты исследования женщин в состоянии кризисной беременности……40
2.2.1 Метапсихологический профиль Ирина42
2.2.2. Метапсихологический профиль Ольга…………………………...51
2.2.3. Метапсихологический профиль Анна…………………………….61
2.2.4 Метапсихологический профиль Елизавета……………………..…70
2.2.5 Сравнительный анализ случаев……78
2.3. Психоаналитическое сопровождение женщин в состоянии кризисной беременности..81
Выводы по эмпирическому исследованию…85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЯ……………...……………………………………………
Современные исследования в области психологии материнства свидетельствуют о том, что проблема готовности женщин к материнству, а также динамики переживания женщин во время беременности и после родов остается недостаточно разработанной. Большинство исследований в области отклоняющегося материнского поведения показывают, что на формирование готовности женщины к принятию новой социального статуса матери влияет огромное количество факторов, сложно взаимодействующих между собой, которые изменяют и подготавливают сознание и самосознание будущей матери к рождению ребенка. Среди этих факторов: репродукция родительского опыта, личностные особенности женщин, изменения в эмоциональном состоянии и др. В современных исследованиях поднимается проблема взаимосвязи того, как формируется материнский статус и как изменяется состояние сознания женщин в различные периоды репродукции.
Большинство исследователей выделяют беременность как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. Если у беременной женщины есть неизжитые детские травмы, острые внутриличностные конфликты или сложности во взаимодействиях с матерью, то женщине придется тяжело переживать период беременности. На это могут повлиять модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. Личностные изменения беременной женщины характеризуются инфантилизацией, обострением внутриличностных конфликтов, повышением зависимости, уровня тревожности.
Материнское отношение возникает постепенно за счет тонких механизмов регуляции, собственных сензитивных периодов и запускающих стимулов. Успех его развития напрямую зависит от пережитого опыта взаимодействия с собственной матерью, степени отработки опеки в детско-ролевых играх, проявления заботы к сиблингам.
Во внимание также принимаются различные факторы, ведущие к благоприятной адаптации женщины к материнству, среди которых: особенности личности беременной женщины, история ее жизни, степень адаптации к супружеству, степень удовлетворенности эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье.
Проводимые ранее исследования в рамках психоаналитического подхода позволили выявить личностные особенности беременной женщины, которые могут привести к отрицанию беременности и плода. К ним относятся инфантильность, эгоцентризм, повышенная агрессивность. Свое начало они берут из детского опыта, связанным с сексуальностью, который стал травмирующим. Специфичное протекание беременности отмечается у матерей, намеренных отказаться от ребенка. Проявляются серьезные искажения в восприятии младенца, которые начинают проявляться еще во время вынашивания ребенка. У таких беременных женщин можно наблюдать яркие перцептивные искажения, захватывающие область телесной чувствительности, что приводит к гипоэстезии и гиперэстезии шевеления плода. В связи с этим, беременность опознается поздно, соответственно чувство привязанности не развивается, вместо этого формируется инфантицидный комплекс, который проявляется в стремлении выйти из состояния беременности путем аборта параллельно с отрицанием этого побуждения, так как оно вызывает острое чувство вины.
Степень изученности проблемы. Психоаналитический подход к беременности описан в трудах таких исследователей как М. С. Ловейкина, Г. Г. Филлипова, З. Фрейд, Е. Эриксон, Дж. Кэстенберг и другие [31, 48, 49, 50, 51, 53, 70, 77].
Изучением вопросов, связанных с психологическим кризисом беременности занимались и продолжают заниматься многие исследователи. Среди них Л. Д. Жедунова, Е. С. Мордас, Д. Пайнз, Ф. Тайсон, К. Хорни и другие [24, 35, 36, 37, 44, 57, 80].
Цель исследования: изучение особенностей личности женщины в период кризисной беременности с позиции психоаналитического подхода.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование особенностей личности женщин в период кризисной беременности
2. Выявить характер объектных отношений, фантазий, изменения Супер-Эго, самооценки, бессознательного конфликта, защитных механизмов, используя метапсихологический профиль, созданный на основе интервью Г. Бибринг.
3. Исследовать эмоции, ведущие мотивы и ценности, аффективные конфликты, способы защит и решения конфликтов, а также индивидуальные особенности аффективной жизни женщины в период беременности, используя Тематический апперцептивный тест Г.А. Мюррей (в дальнейшем ТАТ).
Объект исследования: личность женщин в период беременности в психоаналитическом подходе.
Предмет исследования: личность женщин в состоянии кризисной беременности.
Гипотеза исследования: в период кризисной беременности особенности личности женщины характеризуются низкой самооценкой, депрессивным состоянием, расстройством настроения и аффективных состояний, проявления Супер-эго, наличием высокой тревожности.
Методы исследования: обзорно-аналитический, тестирование, кейс-стади, психоаналитическая интерпретация, количественно-качественные методы обработки результатов.
Методики исследования:
1. Клиническое интервью Г.Бибринг (адаптированное Е. С. Мордас и Н. В. Голиковой [38]),
2. Тематический апперцептивный тест Г.А. Мюррей.
Характеристика выборки. В исследовании участвовали 4 беременные девушки в состоянии кризисной беременности в возрасте от 25 до 28 лет.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении трудностей наступления и вынашивания беременности с точки зрения психоанализа; изучении особенностей и направлений развития женской идентичности в период беременности; описании особенностей психологического сопровождения женщин в период беременности.
Практическая значимость исследования результатам проведенного исследования можно найти применение в деятельности психологов, консультантов в работе с женщинами репродуктивного возраста с целью осмысления личности клиентов и оказания психологической помощи женщинам. Практическую значимость исследования можно определить тем, что сформулированные теоретические положения и достигнутые эмпирические данные могут быть базой для формирования психологической поддержки женщины в период беременности.
Большинство исследователей выделяют беременность как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. Если у беременной женщины есть неизжитые детские травмы, острые внутриличностные конфликты или сложности во взаимодействиях с матерью, то женщине придется тяжело переживать период беременности. На это могут повлиять модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. Личностные изменения беременной женщины характеризуются инфантилизацией, обострением внутриличностных конфликтов, повышением зависимости, уровня тревожности.
Материнское отношение возникает постепенно за счет тонких механизмов регуляции, собственных сензитивных периодов и запускающих стимулов. Успех его развития напрямую зависит от пережитого опыта взаимодействия с собственной матерью, степени отработки опеки в детско-ролевых играх, проявления заботы к сиблингам.
Во внимание также принимаются различные факторы, ведущие к благоприятной адаптации женщины к материнству, среди которых: особенности личности беременной женщины, история ее жизни, степень адаптации к супружеству, степень удовлетворенности эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье.
Проводимые ранее исследования в рамках психоаналитического подхода позволили выявить личностные особенности беременной женщины, которые могут привести к отрицанию беременности и плода. К ним относятся инфантильность, эгоцентризм, повышенная агрессивность. Свое начало они берут из детского опыта, связанным с сексуальностью, который стал травмирующим. Специфичное протекание беременности отмечается у матерей, намеренных отказаться от ребенка. Проявляются серьезные искажения в восприятии младенца, которые начинают проявляться еще во время вынашивания ребенка. У таких беременных женщин можно наблюдать яркие перцептивные искажения, захватывающие область телесной чувствительности, что приводит к гипоэстезии и гиперэстезии шевеления плода. В связи с этим, беременность опознается поздно, соответственно чувство привязанности не развивается, вместо этого формируется инфантицидный комплекс, который проявляется в стремлении выйти из состояния беременности путем аборта параллельно с отрицанием этого побуждения, так как оно вызывает острое чувство вины.
Степень изученности проблемы. Психоаналитический подход к беременности описан в трудах таких исследователей как М. С. Ловейкина, Г. Г. Филлипова, З. Фрейд, Е. Эриксон, Дж. Кэстенберг и другие [31, 48, 49, 50, 51, 53, 70, 77].
Изучением вопросов, связанных с психологическим кризисом беременности занимались и продолжают заниматься многие исследователи. Среди них Л. Д. Жедунова, Е. С. Мордас, Д. Пайнз, Ф. Тайсон, К. Хорни и другие [24, 35, 36, 37, 44, 57, 80].
Цель исследования: изучение особенностей личности женщины в период кризисной беременности с позиции психоаналитического подхода.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование особенностей личности женщин в период кризисной беременности
2. Выявить характер объектных отношений, фантазий, изменения Супер-Эго, самооценки, бессознательного конфликта, защитных механизмов, используя метапсихологический профиль, созданный на основе интервью Г. Бибринг.
3. Исследовать эмоции, ведущие мотивы и ценности, аффективные конфликты, способы защит и решения конфликтов, а также индивидуальные особенности аффективной жизни женщины в период беременности, используя Тематический апперцептивный тест Г.А. Мюррей (в дальнейшем ТАТ).
Объект исследования: личность женщин в период беременности в психоаналитическом подходе.
Предмет исследования: личность женщин в состоянии кризисной беременности.
Гипотеза исследования: в период кризисной беременности особенности личности женщины характеризуются низкой самооценкой, депрессивным состоянием, расстройством настроения и аффективных состояний, проявления Супер-эго, наличием высокой тревожности.
Методы исследования: обзорно-аналитический, тестирование, кейс-стади, психоаналитическая интерпретация, количественно-качественные методы обработки результатов.
Методики исследования:
1. Клиническое интервью Г.Бибринг (адаптированное Е. С. Мордас и Н. В. Голиковой [38]),
2. Тематический апперцептивный тест Г.А. Мюррей.
Характеристика выборки. В исследовании участвовали 4 беременные девушки в состоянии кризисной беременности в возрасте от 25 до 28 лет.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении трудностей наступления и вынашивания беременности с точки зрения психоанализа; изучении особенностей и направлений развития женской идентичности в период беременности; описании особенностей психологического сопровождения женщин в период беременности.
Практическая значимость исследования результатам проведенного исследования можно найти применение в деятельности психологов, консультантов в работе с женщинами репродуктивного возраста с целью осмысления личности клиентов и оказания психологической помощи женщинам. Практическую значимость исследования можно определить тем, что сформулированные теоретические положения и достигнутые эмпирические данные могут быть базой для формирования психологической поддержки женщины в период беременности.
Таким образом, в ходе нашего исследования была достигнута поставленная во введении цель - изучение особенности развития личности женщины в период кризисной беременности с позиции психоаналитического подхода. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
Проведено теоретическое исследование особенностей личности женщины в период кризисной беременности с позиции психоаналитического подхода таких авторов, как М. С. Ловейкиной, Г. Г. Филлиповой, З. Фрейда, Е. Эриксона, Дж. Кэстенберга, Л. Д. Жедуновой, Е. С. Мордас, Д. Пайнз, Ф. Тайсона, К. Хорни и др.
Отмечены работы Дж. Кестенберг, Х. Дойч, Т. Бенедек, Д. Пайнз, в которых беременность характеризовалась, как кризисное понятие. Изучен психоаналитический подход Г. Бибринг и ее опыт исследования беременных женщин.
Проведено эмпирическое исследование четырех беременных женщин на основе адаптированного интервью Г. Бибринг, включая ТАТ Г. Мюррей. По итогу исследования были сформулированы ключевые выводы, согласно поставленным задачам:
Для всех без исключения беременность провоцирует аффективные состояния. Обследуемые отмечают недовольство к себе, в некоторых случаях разочарование. Степень нарциссизма испытуемых средняя. У всех исследуемых женщин доминируют примитивные защитные механизмы (отрицание, избегание, магическое мышление).
У всех исследуемых женщин наблюдается присутствие депрессивных тенденций на разных уровнях и повышенная тревожность, а также наличие внутреннего конфликта, который проявляется в виде тошноты, рвоты, ухудшенного физического и морального состояния. У двух беременных женщин присутствует желание прервать беременность.
Характер Супер-Эго в большей степени смягчен: фиксируется стремление к позволению собственного удовольствия, проявляются агрессивные тенденции.
Характер восприятия кризисной беременности зависит от структуры личности и ее типа. При этом, отмечается соответствующая этапам беременности последовательность отыгрывания фиксаций стадий психосексуального развития.
Для женщин с пограничной структурой личности в отличие от невротической будет характерна более острая форма протекания кризиса беременности, т.к. проявленный регресс способствует актуализации травмирующего опыта и обострению глубинных конфликтов.
Были выявлены скрытые агрессивные фантазии, наряду с явно выраженными инфантицидными стремлениями. Амбивалентное отношение к беременности и к себе встречаются у двух испытуемых.
Идентификация формируется с материнской фигурой. В каждом случае отмечается актуализация примитивных защит.
Выводы, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают предварительную гипотезу о том, что в период кризисной беременности особенности личности женщины характеризуются низкой самооценкой, депрессивным состоянием, расстройством настроения и аффективных состояний, проявления Супер-Эго, наличием высокой тревожности.
Несмотря на значительный объем проделанной нами работы и достигнутых результатов, данное исследование следует развивать и расширять по ряду параметров: количество участниц исследования, глубина и длительность анализа, дополнение инструментов исследования для формирования прогрессивных методов психоаналитической деятельности в области работы с беременными женщинами.
Проведено теоретическое исследование особенностей личности женщины в период кризисной беременности с позиции психоаналитического подхода таких авторов, как М. С. Ловейкиной, Г. Г. Филлиповой, З. Фрейда, Е. Эриксона, Дж. Кэстенберга, Л. Д. Жедуновой, Е. С. Мордас, Д. Пайнз, Ф. Тайсона, К. Хорни и др.
Отмечены работы Дж. Кестенберг, Х. Дойч, Т. Бенедек, Д. Пайнз, в которых беременность характеризовалась, как кризисное понятие. Изучен психоаналитический подход Г. Бибринг и ее опыт исследования беременных женщин.
Проведено эмпирическое исследование четырех беременных женщин на основе адаптированного интервью Г. Бибринг, включая ТАТ Г. Мюррей. По итогу исследования были сформулированы ключевые выводы, согласно поставленным задачам:
Для всех без исключения беременность провоцирует аффективные состояния. Обследуемые отмечают недовольство к себе, в некоторых случаях разочарование. Степень нарциссизма испытуемых средняя. У всех исследуемых женщин доминируют примитивные защитные механизмы (отрицание, избегание, магическое мышление).
У всех исследуемых женщин наблюдается присутствие депрессивных тенденций на разных уровнях и повышенная тревожность, а также наличие внутреннего конфликта, который проявляется в виде тошноты, рвоты, ухудшенного физического и морального состояния. У двух беременных женщин присутствует желание прервать беременность.
Характер Супер-Эго в большей степени смягчен: фиксируется стремление к позволению собственного удовольствия, проявляются агрессивные тенденции.
Характер восприятия кризисной беременности зависит от структуры личности и ее типа. При этом, отмечается соответствующая этапам беременности последовательность отыгрывания фиксаций стадий психосексуального развития.
Для женщин с пограничной структурой личности в отличие от невротической будет характерна более острая форма протекания кризиса беременности, т.к. проявленный регресс способствует актуализации травмирующего опыта и обострению глубинных конфликтов.
Были выявлены скрытые агрессивные фантазии, наряду с явно выраженными инфантицидными стремлениями. Амбивалентное отношение к беременности и к себе встречаются у двух испытуемых.
Идентификация формируется с материнской фигурой. В каждом случае отмечается актуализация примитивных защит.
Выводы, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают предварительную гипотезу о том, что в период кризисной беременности особенности личности женщины характеризуются низкой самооценкой, депрессивным состоянием, расстройством настроения и аффективных состояний, проявления Супер-Эго, наличием высокой тревожности.
Несмотря на значительный объем проделанной нами работы и достигнутых результатов, данное исследование следует развивать и расширять по ряду параметров: количество участниц исследования, глубина и длительность анализа, дополнение инструментов исследования для формирования прогрессивных методов психоаналитической деятельности в области работы с беременными женщинами.



