Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Анализ подходов к коррекционной работе по развитию фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 15
Глава 2. Экспериментальное исследование развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.1 Изучение уровня развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2 Содержание и организация развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием III уровня 40
2.3 Выявление динамики развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием III уровня 56
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложения 71
Речь является одной из ведущих функций, которая определяет готовность дошкольника к обучению в школе. В своих исследованиях Т.А. Власова, С.В. Зорина, С.Г. Шевченко отмечают, что речь детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи развивается с отставанием от возрастной нормы. Характерные черты речевого развития этой категории детей чаще всего проявляются неравномерно: с одной стороны, это преобладание нарушения звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения, то есть фонетико-фонематические расстройства, с другой стороны - лексико-грамматические.
Среди нарушений речи детей старшего дошкольного возраста самым распространенным считается общее недоразвитие речи. Данное нарушение характеризуется различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушается развитие всех компонентов речевой системы. Дети с нарушением фонематического слуха часто искажают даже те звуки, которые умеют произносить верно. Причина этого кроется не в том, что ребенок не хочет говорить правильно, а в том, что у него недостаточно развит фонематический слух.
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на развитие звукопроизношения. А именно, для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешение даже, если у ребенка строения и функции артикуляционного аппарата относительно в благополучном состоянии.
Для того чтобы обучить ребенка грамотно проговаривать и слышать фразы, четко и грамотно произносить фразы, следует научиться слушать и слышать речь. Поэтому одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с детьми шестого года жизни, которые имеют общее недоразвитие речи, состоит в формировании фонематического слуха. Сюда также включается умение четко произносит звуки и различать их. Ведь именно с помощью слуха дети воспринимают речь окружающих и свою собственную речь.
Правильная речь является одним из показателей готовности дошкольника к обучению в школе, залог эффективного освоения чтения и грамоты. Это становится важным, так как письменная речь формируется на основе устной. В последствие, у детей, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, будет развиваться дисграфия и дислексия.
Дети начинают овладевать умением слушать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и темп их произнесения благодаря хорошо развитому фонематическому слуху.
В последнее время количество дошкольников с отклонениями в речевом развитии возрастает. Среди таких детей большую часть составляют дошкольники с не достаточным развитым фонематическим слухом. Таким детям нужно помощь специальная педагогическая помощь. Но без длительных специальных упражнений достичь успеха в формировании фонематического слуха нельзя.
На необходимость и важность своевременного формирования фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи указывали следующие ученые: В.И. Бельтюков, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Актуальность проведения исследования обусловлена увеличивающимся количеством дошкольников, которые имеют нарушения фонематического слух, а также поиском путей преодоления нарушений фонематического слуха.
Несмотря на общее понимание актуальности темы исследования, нами был выявлен ряд противоречий:
• между пониманием необходимости восприятия речевого образца для развития речи детей с ОНР и недостаточным вниманием к развитию фонематического слуха в работе с такими детьми;
• между наличием разработанных методов развития фонематического слуха и низкой эффективностью результатов при их применении.
Выявленные противоречия позволили нам уточнить проблему исследования: каким образом необходимо развивать фонематический слух ребенка с ОНР III уровня?
Определение проблемного поля позволило нам уточнить тему исследовательской работы: «Комплексный подход к развитию фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс разработанных мероприятий по развитию фонематического слуха детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по развитию фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что, развитие фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи возможно при следующих условиях, если:
• подобраны методы и приемы диагностики развития фонематического слуха в соответствии со специфическими особенностями детей дошкольного возраста;
• разработан и реализован комплекс упражнений и игр, направленный на развитие фонематического слуха;
• установлены взаимосвязь и скоординированность работы по развитию фонематического слуха у дошкольников старшего возраста между педагогическими специалистами ДОУ с включением в данную работу родителей (законных представителей) детей.
Для того чтобы доказать или опровергнуть данное предположение необходимо решить ряд задач.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Подобрать диагностический материал для изучения состояния фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Выявить уровень развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
3. Обосновать, разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленный на развитие фонематического слуха.
Теоретическая основа исследования:
• теория Р.Е. Левиной о специфики речи детей с различными нарушениями произношения;
• концепция Л.С. Волковой о специфики развития речи детей с различными нарушениями речи;
• методические рекомендации М.Ф. Фомичевой о коррекции фонематической стороны речи детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи;
• методики исследования состояния речи детей Г.Ф. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Л.С. Волковой;
• теоретические подходы Т.Б. Филичевой к методам, приемам и направлениям коррекционной работы с детьми с ОНР.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, психолого-педагогический констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, а также наблюдение, беседы с педагогами и родителями, анализ документации.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево СПДС «Соколенок». В исследовании приняли участие 12 детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования:
• обосновано практическое применение разработанного комплекса игровых упражнений и игр на развитие фонематического слуха у детей шестого года жизни с ОНР III уровня;
• определены показатели и уровни сформированности фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что позволяет уточнить знания по проблеме развития фонематического слуха детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и выявить особенности работы над ними в системе коррекционно-развивающей работе.
Практическая значимость работы: полученные результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций для формирования фонематического слуха детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников), 16 приложений. Работа проиллюстрирована 11 таблицами.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу, которая была нами выдвинута в начале работы. В результате были сделаны следующие выводы.
1. В ходе работы было установлено, что проблема развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам придти к выводу, что формирование фонематического слуха у детей следует рассматривать как одну из приоритетных задач психолого-педагогического сопровождения детей на этапе старшего дошкольного возраста. Недостаточная сформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения.
На необходимость и важность своевременного формирования фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи указывали следующие ученые: В.И. Бельтюков, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
2. В ходе работы были подобраны методы и приемы диагностики развития фонематического слуха в соответствии специфических особенностей: уровнем узнавание и различения звуков, близких по звуковому составу; уровнем узнавания и различения слогов, близких по звуковому составу; уровнем узнавания и различения слов, близких по звуковому составу; уровнем развитие навыка фонематического анализа и синтеза. Также были определены показатели, уровни (низкий, средний и высокий) развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня. Выявление уровня фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи показал, что 42% детей имеют низкий уровень развития фонематического слуха. Это характеризуется тем, что дети понимают и принимают инструкцию только после обучающей помощи взрослого. Для детей шестого года жизни с недоразвитием фонематического слуха характерны также нарушения слоговой и слоговой структур слов (вставка, перестановка, пропуск, повторение слогов и звуков).
3. Отсутствие или недостаточность мотивации у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня к обучению может отрицательно повлиять на результаты процесса обучения детей с общим недоразвитием речи. Вследствие чего требуются новые методы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы. Дети шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня имеют особенности фонематического развития. Они недостаточно осознают свои речевые ошибки, а также и необходимости их преодоления. Очень важным является создание системы игровых приемов работы по развитию фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня, которая будет основываться на онтогенез развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи. Очень важным является использование игровых приемов работы по развитию фонематического слуха на всех этапах логопедической работы во время занятий. Но не всеми педагогами используются в полной мере всех видов игр и упражнений для формирования фонематического слуха, таких как организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, динамические паузы.
Также для полноценного развития фонематического слуха детей большую роль играет участие родителей (законных представителей) ребенка. В домашних условиях в игровой, не принужденно, бытовой обстановке можно добиться больших условий. Поэтому необходимо включать в работу родителей (законных представителей) ребенком посредством заданий ознакомления и рекомендаций по проведению таких игр и упражнений.
Применение разработанных игровых приемов позволит педагогам включить детей в работу с первых дней пребывания их в логопедической группе. Эти упражнения и игры значительно повысит интерес к коррекционным занятиям в детском саду и в семье, а также при закреплении изученного материала. Все это должно положительно повлиять на процесс развития фонематического слуха у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.