Введение 9
1 Теоретические основы управления издержками 12
1.1 Состав и характеристика издержек производства и реализации продукции
(работ, услуг) 12
1.2 Факторы, формирующие затраты 18
1.3 Анализ эффективности затрат на производство продукции на предприятии 20
1.4 Выявление резервов снижения затрат на производство продукции на
предприятии 23
2 Технико - экономическая характеристика ООО «Авто Гранд» 29
2.1 Месторасположение, географические и отраслевые особенности
предприятия 29
2.2 Виды деятельности, осуществляемые ООО «Авто Гранд» 32
2.3 Основные технико-экономические показатели ООО «Авто Гранд» за
период 2014 - 2015 годов 33
3 Оптимизация издержек в компании. Экономическая оценка 42
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления издержками 42
3.2 Экономический эффект от внедрения мероприятий по оптимизации затрат 49
3.3 Сводка технико-экономических показателей ООО «Авто Гранд» 56
Заключение 58
Список используемых источников 64
Каждая компания в определении своей стратегии ориентируется на получение максимальной прибыли. Прибыль компании зависит от цены продукции (работ, услуг) и издержек на их производство. Стоимость продукции на рынке это итог взаимодействия спроса и предложения. Цена продукции не может понижаться или повышаться по желанию производителя либо покупателя — она выравнивается автоматом, другое дело — издержки, формирующие себестоимость продукции, они могут возрастать или же снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и прочих причин. Конечно, чем меньше издержки, тем выше прибыль и наоборот, то есть между данными показателями присутствует обратная функциональная взаимосвязь. Производитель располагает большим количеством рычагов снижения издержек, которые он может привести в действие при опытном управлении. Исследование себестоимости продукции дает возможность наиболее точно оценить уровень показателей прибыли и рентабельности, достигнутых на предприятии, в обобщенной форме себестоимость продукции отображает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость является одним из ключевых факторов формирования прибыли и ключевой частью экономической деятельности, а также в соответствии с этим, одним из основных компонентов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана практически со всеми показателями хозяйственной деятельности компании, и они получают свое отражение в ней. С этой точки зрения данный показатель обобщает качество всей работы компании.
Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и его постоянным ростом, так как уменьшение одного из компонентов затрат себестоимости приводит к резкому повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции. Снижение затрат является фактором повышения рентабельности, роста, накопления денежных средств, достижение экономического эффекта, а значит, успеха компании. На средства экономии, получаемые путем понижения себестоимости, осуществляется основная часть издержек по совершенствованию и расширению производства. Любое предприятие обязано уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.
Целью данной работы - экономическое обоснование направлений снижения издержек на предприятии. Объектом исследования выступают издержки производства транспортной компании. Предметом исследования является процесс управления снижением издержек производства ООО «Авто Гранд». Общество создано и действует в целях извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и основным направлением деятельности предприятия является оказание автотранспортных услуг.
Исходя из вышеизложенного, выбранная тема является актуальной и будет предоставлять интерес для широкого круга лиц. Основные задачи, поставленные в дипломном проекте:
— раскрыть особенности формирования себестоимости на предприятии;
— проанализировать структуру издержек производства автотранспортных услуг;
— выявить резервы снижения производственных затрат;
— разработать мероприятия по совершенствованию управления затратами;
— рассчитать экономический эффект от внедрения мероприятий.
Вопрос об издержках производства достаточно полно изложен в экономической литературе.
Как пишут Сажина М.А. и Чибриков Г.Г. [1]: «Издержки производства являются одновременно и простой и очень сложной категорией. Сложной - потому что существует ряд методологически разных подходов к определению сущности, классификации и величины издержек». В курсе экономической теории Плотницкого М.М. [2] видим, что «Экономические издержки рассчитываются для внутренних потребностей фирмы и используются ею в системе управления производством. Они отличаются от бухгалтерских издержек на величину альтернативной стоимости». Профессор Булатов А.С. [3] в своем учебнике пишет о видах издержек. Так, «косвенные (накладные) издержки - это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром ... Они включают расходы на содержание административного аппарата; арендную плату; амортизацию; проценты за кредит и т.п.». О необходимости составления плана снижения издержек говорит и Слагода В.Г. [4]: «Исходя из специфики предприятия, его масштаба, разрабатывается комплексный план (программа) на определенный период времени, где учитываются все факторы, которые могут влиять на издержки производства продукции и ее дальнейшее продвижение на рынок».
Целью дипломной работы является экономическое обоснование направлений снижения издержек на предприятии на примере ООО «Авто Гранд». В данной работе были выявлены экономические аспекты эффективности управления затратами автотранспортного предприятия, осуществлены задачи, определенные перед выполнением дипломной работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты издержек производства, сущность процесса управления затратами, направления оптимизации затрат.
Во второй главе дипломной работы проведен анализ деятельности ООО «Авто Гранд». Данный анализ показал рост затрат по статьям: «Топливо и ГСМ», «Запасные части», «Автошины», «Заработная плата».
В третьей части на основе анализа разработана программа мероприятий по управлению затратами в ООО «Авто Гранд», реализация которой позволит оптимизировать и повысить эффективность работы всего предприятия.
Для уменьшения затрат на топливо, ГСМ и автошины следует проводить мероприятие по рационализации маршрутов, а именно базировка автотехники на отдаленных месторождениях и совмещение заявок заказчиков для сокращения холостых пробегов. Данные мероприятия позволить сэкономить денежные средства в размере 2342,7 тысяч рублей. Еще одним мероприятием, которое несет экономию ГСМ является установка предпусковых подогревателей двигателя, экономия по нему составляет 1157,76 тысяч рублей
Мероприятие по сокращению численности персонала помогает уменьшить затраты по заработной плате с отчислениями на 2451,2 тысяч рублей. Этой экономии мы добиваемся выводом из списочного состава непрофильных видов деятельности.
Предприятие имеет достаточное количество автотехники для выполнения плана оказания услуг, но все же стареющий парк требует высоких затрат на ремонт. В связи с этим необходимо списать 33 старых автомобиля с КПИ 0,32 и заменить их 20-ю новыми с КИП 0,75, что приведет к экономии денежных средств в сумме 5611,79 тысяч рублей.
Для дополнительного дохода и уменьшения затрат по аренде было предложено сдать в субаренду помещения, которые не принимают участие в производственной деятельности компании.
На предприятии наблюдаются простои техники по причине отсутствия достаточного количества заказчиков, в связи с этим разработано мероприятие по созданию отдела маркетинга, который будет заниматься изучением рынка услуг.
После внедрения мероприятий снижение затрат на транспортные услуги произошло на 11563,45 тысяч рублей или 2,32 % от плановой величины. Абсолютная величина чистой прибыли увеличилась на 8788,3 тысяч рублей или 34,99 %.
Эффект от управления затратами мы получаем за счет увеличения объема продаж и расширения рынка сбыта транспортных услуг. Это позволит значительно снизить себестоимость единицы транспортной услуги, повысить техническую готовность автопарка, конкурентоспособность компании. Сохраняя специфику деятельности транспортной компании, возможно ввести дополнительные производственные мощности и максимизировать отдачу от имеющихся транспортных средств, что приведет к росту доходов и позволит повысить эффективность транспортного предприятия и предприятия в целом.
1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. М.: НОРМА, 2008. 438с.
2. Плотницкий М.И. Микро- и макроэкономика: учебное пособие / 2-е издание. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 214с.
3. Булатов А.С. Экономика: учебник / 4-е издание. М.:Экономистъ, 2005. 415с.
4. Слагода В.Г. Экономика: учебное пособие. М.: Форум, 2014. 227с.
5. Калинина А.П., Курносова В.П. Анализ затрат, финансовых результатов и деловой активности коммерческих организаций: учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2013. 256с.
6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2002. 327с.
7. Черняк В.З., Черняк А.В., Довиденко И.В. Бизнес-планирование: учебнопрактическое пособие. М.: РДЛ, 2004. 113с.
8. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 1999. 401с.
9. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации: учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2014. 432с.
10. Салов А.И. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта: учебное пособие / 3-е издание. М.: Транспорт, 2014. 311с.
11. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / под ред. Г.В.Крамаренко. М.: Транспорт, 2009. 278с.
12. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 2000. 320с
13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2013. 368с.
14. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: учебник / 2-е издание. М.: «Филин», Рилант, 2011. 98с.
15. Самсонов В.С. Экономика предприятий энергетического комплекса:
учебник для вузов / 2-е издание. М.: Высш.шк., 2014. 184с.
16. Гуськов С.В. Налоги в экономике предприятий. М., Издательский дом «Дашков и К», 2013. 361с.
17.Экономика предприятия: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара / 2-е издание. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. 419с.
18. У. Кинг, Д. Клиланд. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 2009. 477с.
19. Финансы предприятий: учебник / под ред. Н.В.Колчиной. М.: ЮНИТИ, 2003. 384с.
20. Рыдин А.Г., Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на преприятии. М.: РДЛ, 2011. 407с.
21. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2009. 320с.
22. Экономика промышленности: учебное пособие для вузов / под ред. А.М. Барановского, Н.Н.Кожевникова. М.: Издательство МЭИ, 2008. 213с.
23. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2013. 302с.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / 4-е издание. М.: ООО “Новое знание”, 2012. 180с.
25. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
26. Васильев В. Спецтехника на службе экономики / В. Васильев // Автомобильный транспорт. - 2015.- №1. с. 60-67.
27. Насонов А.П., Луканин В.Н., Щербинин Ю.Ф. Основы эксплуатации автомобильного транспорта и бухгалтерского учета автотранспортных средств: справочное пособие / 2-е издание. М.: Красногорская типография, 2014. 399с.
28. Г. Вейе, У. Деринг. Введение в общую экономику и организацию производства. Красноярск: Изд-во КГУ, 2011. 497с.
29. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: учебник для вузов. М.: «Зерцало», 2001. 291с.
30. Троицкая Н.А. Проблемы транспортировки оборудования нового поколения / Н.А. Троицкая // Автотранспортное предприятие. - 2015.- № 1.-С.19-23.
31. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: конспект лекций. М.:ИНФРА-М, 2014. 86с.
32. Щербинин Ю.Ф. О новом в системе подготовки водителей транспортных средств / Ю.Ф. Щербинин // Автотранспортное предприятие. - 2015.- № 1. с.26-27
33. Батищев И.И. Влияние платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным дорогам на величину транспортных издержек и цену произведенной продукции / И.И. Батищев // Автотранспортное предприятие.- 2014.- №10. с. 8-9.
34. Сапронова И.И. Основы направления повышения конкурентоспособности и стратегической устойчивости транспортно - экспедиционных компаний / И.И. Сапронова // Автотранспортное предприятие.- 2014.- № 3. с.25-27.
35. Загорский И.О. Исследование типовых систем организации перевозочной деятельности предприятия, эксплуатирующего автомобильный транспорт / И.О. Загорский // Автотранспортное предприятие.- 2014.- № 2. с. 22-25.
36. Бирюков М. Безопасная опасность / М. Бирюков // Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт.- 2014.- №3. с. 32-35.
37. Витвицкий Е.Е. Классификация грузовых автотранспортных предприятий по сложности состава и функционирования в городах / Е.Е. Витвицкий // Автотранспортное предприятие.- 2014.- №9. с.50-52.
38. Карпова Т.П. Основы управленческого учета: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. 167c.